День национальной культуры
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
В рамках дня национальной культуры дети знакомятся с традициями татарского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_nacionalnoy_kultury.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
День национальной культуры
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».
Задачи
Познакомить детей с городом Казань – столицей Татарстана, ее историческими памятниками и достопримечательностями; С народностями которые проживают там, с традициями татарского народа и праздниками («Познание» )
Совершенствовать технические умения и навыки рисования красками и карандашами; развивать чувство цвета, формы и композиции; знакомство с разновидностями татарского орнамента .(«Художественное творчество»)
Познакомить детей с музыкой татарского народа.( «Музыка»)
Формирование дружеских отношений в игре («Коммуникация»)
Воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям народов Поволжья.( «Социализация»)
Методы и приемы: рассказывание, беседа, рассматривание, слушание музыки, продуктивная деятельность, игра- путешествие.
Материал: иллюстрации, рисунки, слайдовое путешествие по городу Казани, альбомы, компьютер, диски с татарской национальной музыкой.
Изобразительный материал : акварель , восковые мелки, цветные карандаши, простые карандаши, фломастеры, кисти , палитры, стаканчики с водой, белая бумага альбомного формата.
Для сюжетно-ролевой игры: панно управление для пилота, пилотки для экипажа, поднос с посудой, книги для стюардессы, сумочки и куклы по выбору для пассажиров
Утро
Сегодня мы отправимся в путешествие в один из красивейших городов нашей страны. Это город Казань. В этом городе живут люди разных национальностей: чуваши, марийцы, удмурты. Но больше всего русских и татар, которые помнят свои праздники.
Казань – это большой и красивый город. Приехать в Казань можно на самолете, на поезде, автобусе. Я предлагаю полететь в Казань на самолете потому что там есть красивый аэропорт.
Сюжетно –ролевая игра «Поездка на самолете в город Казань»
.Ход игры 1)Приемы создание интереса к игре. После совместной подготовке атрибутов
к игре «Путешествие на самолете » педагог предлагает отправится в город Казань ,чтоб познакомится с достопримечательностями этого города
2)Сговор на игру: обсуждение замысла ,распределение ролей ,создание воображаемой ситуации.
3)Приемы обучения игровым действиям: показ действий стюардессы. Игровая ситуация «Приди на помощь» ,участие воспитателя в роли « пассажира» ,обратить внимание на соблюдение правила поведения в общественных местах.
4)Приемы поддержания и развитие игры: участие педагога во второстепенной роли «пассажир», введение новых игровых ситуаций, напоминание, вопросы.
5)Приемы формирования взаимоотношений в игре : направление на внимание друг друга ,поощрение вежливости .
День
Знакомство с достопримечательностями города Казань.
Казань- это древний город. Стоит на реке Казанке. В городе есть много достопримечательностей: это цирк, зоопарк, театр кукол “Экият”. Но главная достопримечательность это, конечно Казанский Кремль.
( Показать слайдов на компьютере)
Посмотрите, как величественно он стоит на самом высоком месте Казани. Ночные огни Кремля далеко видны. Правда очень красиво?
Ребята, а сейчас давайте вспомним о любимых праздниках татарского народа. Какие вы праздники знаете? (Науруз Сабантуй.)
-На татарском языке праздник переводится как “Байрам”
И действительно один из самых любимых праздников не только татар, но и всех людей, проживающих в Татарстане является Сабантуй. Этот праздник отмечается не только в Татарстане, но и во многих уголках России. Отмечается он когда окончены полевые работы, в конце мая – начале июня. Праздновали его под открытом небом. Место, где проводился праздник украшали шарами, лентами. На Сабантуй собирается очень много народа ( Показать слайдов с фрагментами праздника)
Веселись же и ликуй!
Это праздник Сабантуй!
В заключение “Сабантуя” вечером организовывался праздничный ужин с традиционными блюдами татарского народа (пекли пироги, сладости: чак-чак, хворост.) Праздник Сабантуй укрепляет родственные и дружеские отношения
Любой праздник всегда сопровождается демонстрацией одежды.На праздники люди надевали свои лучшие наряды, украшения. Одежда отличалась пошивом, узором на обуви, платье, головном уборе.
Ребята, посмотрите в музеи нас приветствуют куклы Алсу, Ринат. Они одеты в татарские национальные костюмы. – Ребята, кто мне скажет, что у Алсу на голове? Во что она одета? А во что одет Ринат, как называется его головной убор? А как называется головной убор Алсу? (тюбитейка, калфак)
А сейчас посмотрите на слайды на компьютере. На них изображены девушки и юноши в татарских национальных костюмах. Любимыми цветами являются зеленый, красный, синий, белый. Платье неизменно широкое, внизу- оборки. Поверх платья надевали жилет или фартук.
Предлагаю,всем отправится в мастерскую и придумать узор для калфака тюбетейки или платья.
Мы с вами уже знаем, что у татарского народа существует три вида орнамента: цветочно-растительный: мотивы волнообразных побегов( в виде виноградной лозы); цветов: тюльпанов, пиона, ромашки, фиалки, трилистника.(Показать на вышивках).Таким видом орнамента украшались занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.
2)Второй вид орнамента» геометрический»-применялся он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней.
3) Третий вид-«зооморфный»:среди узоров получили распространение изображения соколов голубей, уток.
(Во время работы детей фоном включается кассета с татарской национальной музыкой).
В: - Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие красивые и яркие узоры у вас получились
Вечер
Татарский народ всегда встречает гостей с улыбкой и поит чаем. С самого утра кипятили самовар ,повсюду был вкусный аромат чая. Чай пили с ягодами , лимоном, медом. Хозяйки с утра готовили вкусные блины. На каждом торжестве чай занимал особое место. Чай очень полезный напиток. Приглашаю вас в Чайхану. Поход в Чайхану это тоже самое ,что идти в гости поэтому нужно приходить опрятными и аккуратными . Дети рассаживаются за стол пьют чай из пиалы с национальным блюдом «чак-чак»(Звучит татарская национальная музыка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Театр как средство возрождения национальной культуры России и Кубани и развития творческой самореализации ребенка»
В представленном опыте работы выстроена система по использованию русского и кубанского народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников средствами: метапредметного моделирования ...
Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, традициям ногайского народа.
Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимат...
Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах.
приобщить детей к культуре и традициям народов Саха, к их материальной и духовной культуре. Расширить кругозор детей....
Приобщение дошкольников к национальной культуре средствами музыкальной культуры и досуговой деятельности.
Развитие интереса у детей изучения мордовской культуры; развитие нравственных качеств личности ребёнка. В статье рассказывается о том, как в детском саду средствами музыкальных развлечений и досугов д...
Конспект нод: Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах
Цель нод: Ознакомление детей с якутским национальным праздником "Ысыах".Задачи:· Рассказать детям, когда и как проводится праздник.·...
Воспитание у дошкольников интереса к русской национальной культуре посредством мини-музея «Народная культура».
Проблемы духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном образовании занимают центральное место.Основной целью данной педагогики является приобщение к музеям детей с дошкольно...
Статья на сайте МДОУ " Белоснежка" о патриотическом воспитании и любви к Малой Родине ( Ямал) у детей,в рамках совместного проекта" Культура народов Ямала"с " Центром национальных культур".
https://belosnezhka-nadym.tvoysadik.ru/site/pub?id=312 Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе ...