По познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Задачи:
- Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла.
- Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир всеми органами чувств.
- Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов.
- Закрепить знания о делении деревьев на лиственные и хвойные.
- Развитие словарного запаса, путем введения новых слов: свойства, опыт.
- Использовать опыт для нахождения истины.
- Воспитывать радость, удовлетворение от хорошо выполненной работы.
- Воспитывать бережное отношение к деревьям (лесу, зеленым насаждениям)
Предварительная работа:
- Наблюдение на прогулке за деревьями .
Дидактическая игра «Поплывет-потонет», «Наоборот».
Развивающая среда:
-Картинки с изображением деревьев, тазики с водой, металлические бруски и деревянные, гвозди.
Методы и приемы:
Опыты, решение исследовательских и логических задач, вопросы и напоминания.
Форма работы с детьми:
Фронтальная и групповая.
Технология:
Исследовательская деятельность.
Ход занятия.
Воспитатель:Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами будем играть в сыщиков! А искать мы будем. .. Подождите, раз вы сыщики, то найдете ответ на вопрос: «Что в этих коробках?» Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то возле дверей нашей группы нашла вот эти две коробки. А на них надпись: «Открыть любознательным детям подготовительной группы».
А как же узнать, в какой посылке что находится? (посмотреть).
А если не смотреть, то как узнать? (потрогать, понюхать, по звуку).
Если мы понюхаем, то узнаем, что лежит в коробке? Давайте попробуем.
Значит, что можно сказать?
А как по звуку узнать? Кто попробует? И последнее, как можно узнать? (потрогать)
Вы догадались, что в этих коробках?
А вот и гости, посмотрите, как они нарядились для встречи с вами.
Из чего сделан карандаш? (дерево)
Из чего сделан гвоздь? (железо)
Ребята, а где растут деревья? (участок, улица, лес)
Ребята, как вы думаете, что такое лес?
Дети:Это место, где растут деревья. Там есть полянки, на которых растут цветы. В лесу живут звери и птицы.
Обобщение - Лес это дом, где вместе живут деревья, кустарники, травы, мхи, звери, птицы и насекомые. [2]
Какие вы умные и уж конечно знаете, какие деревья растут в наших лесах.
Дети:Да.
Воспитатель:Хорошо, сыщики, как узнать названия деревьев?
Дети:По внешнему виду или просто прочитать.
Деревья не все одинаковые. Какие из них можно назвать лиственными и почему?
Дети:дуб, береза, каштан, тополь. Они называются лиственными, потому что на них растут листья.
Воспитатель:Какие из них хвойные?
Дети:сосна, ель, потому что на их ветвях вместо листьев хвоя.
Воспитатель:Ребята, для чего нужны деревья, чем они полезны?
Дети:Они помогают очистить воздух, пополняют Землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день. Не позволяют образовываться пустыням, потому, что корнями держат в земле влагу. [6]
Воспитатель:А чем дерево может нам помочь?
Дети:Из дерева изготавливают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома.
А что делают из металла? Какие предметы из металла вы знаете?
Какой вывод можно сделать?
Правда? А разве дерево не мягкое и воздушное?
Ребята надо рассказать, чем дерево отличается от других материалов. Для этого надо вспомнить свойства дерева. Свойство – то, что отличает 1 предмет от другого. [1]
- Вы хотите узнать, чем предметы из дерева отличаются от предметов сделанных металла?
И любому сыщику в этом поможет опыт. Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его. [1]
Приступим?
У детей на столах деревянные брусочки, емкости с водой, металлические предметы, лупа, кисть и краски, перочинный нож для воспитателя
- Непрозрачное. (Попытка посмотреть сквозь кубик. Рассматривание через лупу).
- Какая поверхность у деревянного бруска? (шероховатая) А какая у металлической пластины? (гладкая)
- Твердое на ощупь, но если провести металлическим предметом останется отпечаток. А если провести деревянным предметом по металлическому, то на металлическом отпечатка не останется. Значит дерево мягче, чем металл.
- Каждое дерево имеет свой рисунок (на спилах). (Работа с лупой).
- Плавает в воде. (Работа с емкостями воды. Для сравнения металлическая скрепка. После опыта дерево остается в воде для опыта №8. Далее ребята работают с новыми образцами дерева).
- Хорошо поддается обработке: его можно пилить, что-то вытачивать (показываю, строгая образец перочинным ножом)
- Хорошо окрашивается. (Кисть и краски)
- Поглощает влагу и от этого меняются в размере. .
- Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. Значит, он какой? (прочный). Попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (спичка хрупкая).
- Ребята, сейчас я расскажу еще об одном свойстве. Подходите к столу, но очень осторожно, в тарелке горячая вода. Я положу в тарелку металлическую ложку и деревянную. Как вы думаете, что произойдет? Это свойство называется теплопроводимость, то есть проводит тепло. Как называется как это свойство?
- Вставайте в круг и поиграем в игру: « Наоборот». Я бросаю мяч и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное: шероховатое, тонет, тяжелый
Воспитатель:Итак, уважаемые сыщики, какие свойства дерева (то, что отличает его от других материалов), мы узнали?
Дети:Дерево тверже резины и ткани, но мягче металла. Дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере. После высыхания коробится и становится неровным. Не прозрачное и хорошо окрашивается. Дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)
Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....