Конспект "Игра – исследование «Что такое весна» с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Райкова Людмила Сергеевна

Цель НОД: формировать представления детей о времени года – весне. Эта цель реализуется с помощью образовательной, развивающей, воспитывающей и коррекционной задач через использование современных педагогических технологий в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_issledovanie_vesna.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 комбинированного вида      

 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Игра – исследование  «Что такое весна»

с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста

Автор-составитель Райкова Людмила Сергеевна, воспитатель группы

ЗПР 1-ой квалификационной категории

2012 г.

Цель НОД: формировать представления детей о времени года – весне.

Образовательная задача: содействовать усвоению знаний об изменениях в живой природе весной (прилет птиц, появление первоцветов и насекомых); о взаимосвязях в природных явлениях.

Развивающая задача: стимулировать развитие внимания, памяти и речи. Воспитывающая задача: способствовать проявлению положительных качеств личности воспитанников (способность к сотрудничеству, доброжелательность, активность).

Коррекционная задача: повышение адаптационных возможностей детей с ЗПР к дальнейшему процессу обучения в школе за счет приобретения детьми опыта совместной деятельности.

Использование современных педагогических технологий:

- технология сотрудничества - для реализации партнёрства в отношениях педагога и ребёнка;

- игровые технологии:

    дидактические: загадка о весне, показ картин художников о весне, игра «Отгадай, кто это?» - расширяется  кругозор воспитанников, развивается познавательная деятельность;

    воспитывающие: хороводные игры «Весна», «Ручеек» - способность к сотрудничеству, чувство коллективизма, коммуникативные качества личности детей;

    развивающие: игра «Что лишнее и почему?», «Четвертый лишний», «Узнай и назови» - развиваются внимание, память, речь, мышление, воображение;

    социализирующие: игра «Здравствуй!», хороводные игры – развитие совместных действия.

 - здоровьесберегающие технологии: этюд «Цветочек», игровое упражнение «Птички»,  хороводная игра, направлены на сохранение здоровья ребенка;

- технология музыкального воздействия: музыка А.Вивальди из альбома «Времена года» - «Весна»,  этюд «Цветочек» с музыкальным сопровождением - используются в качестве вспомогательного средства для поддержания интереса, повышения эмоционального настроя.

- мультимедийные технологии: используется  программа Microsoft PowerPoint – презентация «Весна» для привлечения внимания и развития активности воспитанников в процессе обучения; способствующая более эффективному усвоению новых знаний.

- развивающее обучение: игровые упражнения «Птички», «Расставь картины», «Что лишнее», «Собери из фигурок птичек» - используются  коррекционно – развивающие приемы для развития высших психических функций дошкольников с ЗПР: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи. 

Интеграция образовательных областей:

физическая культура, здоровье, познание, музыка, художественное творчество, социализация, коммуникация.  

Оборудование: мультимедийная установка, экран, магнитофон; набор геометрических фигур на каждого ребенка; записи звуков и музыкального сопровождения этюда «Цветочек», раскраски о весне на каждого ребенка.

Ход НОД:

.Организационный момент:

1.Вводная часть:

приветствие в кругу: «Здравствуй!»

  1. Дети, какое сейчас время года?

- ответы детей (Весна)

  1. Ребята, а что такое – весна? (ответы детей)

У нас в группе живет Гном Гномыч. Он слышал, как мы с вами говорили о весне, но ничего не понял. Совсем запутался, просит объяснить, что такое – весна. Давайте вместе станем исследователями, которые хотят побольше узнать о том, что такое – весна, а потом расскажем Гному Гномычу.

2.Основная часть:

Хоровод «Весна»: Вот и матушка весна отворяй-ка ворота (дети идут по кругу)

первый март пришел (идут в круг) – белый снег сошел (идут из круга, движения ладонями внизу),

а за ним и апрель (идут в круг) – отворяй окно и дверь (из круга, руки у груди, разводят в стороны),

ну а как придет май (идут в круг) – солнце в терем приглашай (руки вверху, пальцы широко раздвинуть).

Вопрос: кто запомнил весенние месяцы?

Мультимедиа

Звучит музыка Антонио Вивальди «Весна» из альбома «Времена года», на экране загадка:

Я раскрываю почки в зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна…Зовут меня …

- ответы детей (Весна)

Появляется картинка «Весна». Правильно, дети, это Весна.

  1. Весна рада вашим ответам и хочет с вами поиграть.

Слайды с игровыми  упражнениями: «Расставь картины» (дети соотносят изображение с названием месяца),  «Что лишнее»  (определить лишнее, не подходящие к весне изображения, объяснить почему). 

  1. Узнала Весна про наше исследование и позвала ручеек нам на помощь.

Хороводная игра «Ручеек» (дети идут змейкой, подпевая):

Ах, ручей, чей ты чей?

Я от снега и лучей. Я бегу, я смеюсь,

Я сейчас с другим сольюсь.

  1. Увидел ручеек – птички летят:

Игровое упражнение «Птички»

Справа скворушки летели (поднимают правую руку),

дружно вправо посмотрели (поворот головы вправо).

Слева ласточки летели (поднимают левую руку),

Дружно влево посмотрели (поворот головы влево).

А потом на землю сели и тихонечко запели (дети приседают, пальчики складываю щепоткой – открывая и закрывая пальцы, поют «фьюти фью» тихо, громко, еще громче, затем громко, тише, шепотом).

Птички дальше полетели, а нам оставили задание сложить птичек из разных фигур.

Дети выполняют задание: собирают из фигур птичек и дают им название. 

Дети, каких еще перелетных птиц вы знаете? (дети называют птиц)

А ручеек дальше побежал:

Ах, ручей, чей ты чей?

Я от снега и лучей. Я бегу, я смеюсь,

Я сейчас с другим сольюсь.

Встретил ручеек весенние цветы:

Показ слайдов «Игра-задание «Узнай и назови», «Четвертый лишний», этюд «Цветочек» с музыкальным сопровождением. Вопрос к детям: какой ты весенний цветочек?

А ручеек дальше побежал:

 Ах,  ручей, чей ты чей?

Я от снега и лучей. Я бегу, я смеюсь,

Я сейчас с другим сольюсь.

Услышал ручеек звуки

Дети слушают запись звуков насекомых (муха, сверчок, божья коровка). Игра «Отгадай, кто это?» Когда весной появляются цветы, тогда просыпаются насекомые: дети смотрят слайд «Насекомые», перечисляют насекомых.

А ручеек дальше побежал:

 Ах, ручей, чей ты чей?

Я от снега и лучей. Я бегу, я смеюсь,

Я сейчас с рекой сольюсь.

3.Заключительная часть:  ребята, наше исследование подходит к концу. Давайте скажем Гному Гномычу, что же такое весна?

Ответы детей – это время года между зимой и летом. От солнышка становится теплей. Появляется зеленая травка, листочки на деревьях и цветы. Прилетают птицы, просыпаются насекомые.

Гном Гномыч благодарит детей и дарит на память о весне раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в условиях коррекционного детского дома».

    В данной работе, представлена система логопедической работы по формированию просодической стороны речи детей дошкольников в условиях детского дома. Для  проведения данной раб...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: "В гости к весне" (игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия с познавательной направленностью и неожиданным участием сказочных героев вызывают большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Они способствуют закреплению усвоенных ранее з...

Исследование на тему "Формирование артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"

—Объект  исследования – артикуляционная моторика у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.—Предмет исследования – процесс формирования артикуляционной моторики у детей старшего дошкольн...

Сценарный план НОД "Осень такая разная " по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Сценарный план НОД "Осень такая разная " по  музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Детское исследование – как современный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Метод исследования способстует  приобретению у дошкольников  новых знаний, умений и  навыков, а также развитию его творческих способностей....

Cобственное педагогическое исследование на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в форме игровых обучающих ситуаций"

Cобственное педагогическое исследование на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в форме игровых обучающих ситуаций" (в рамках курсовой работы Бассан В.А. - студе...