Роль художественного слова в экологическом и нравственном воспитании детей.
методическая разработка по окружающему миру по теме

Ловяга Светлана Васильевна

Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, воспитатель должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozh._slovo_v_ekologich_i_nravst_vospit_detey.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль художественного слова в экологическом и нравственном воспитании детей»

Многие сведения о различных природных явлениях и представителях животного мира дети получают опосредованно. Например, из рассказов воспитателя или проводимых им бесед, чтения книг о природе и т. д.  Правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение педагога, вовремя использованное художественное слово - все это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации знаний дошкольников.

В беседах воспитатель часто использует литературные произведения. Но специфика произведений, рассказывающих о природе, такова, писал К. Д. Ушинский, что в них «многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом». Поэтому педагог при чтении стихотворения или рассказа должен обратить внимание не только на его содержание, но постараться раскрыть его настрое ние и помочь ребенку проникнуться этим настроением.

Именно глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании, их эмоциональная отзывчивость свидетельствуют о силе воспитательного воздействия художественного произведения. Без этой чувственной основы, без эмоционального отношения детей к тому, что они слушают, искусство как средство воспитания теряет свою ценность.

Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, воспитатель должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведение о природе.

Пейзажная лирика (например, стихотворение С. Есенина «Береза») читается мягко, напевно, медленно, она не требует большого числа логических ударений, основными выразительными сред ствами здесь должны быть темп и пауза.

Исполнение многих прозаических произведений требует, наобо рот, быстрого темпа, разнообразных интонаций и логических ударений. Так читаются произведения М. Пришвина, Н. Сладкова, В. Бианки, Е. Чарушина.

При выборе художественных произведений о природе для чтения их детям воспитателю нужно помнить о том, что:

1) сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными;

2) связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;

3) произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия);

4) оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.

Воспитатель может широко использовать как сюжетные произведения о природе (В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Павловой), так и описательные (Г. Скребицкого, М. Пришвина, И. Соко ловa-Микитова); может читать детям стихи русских и советских поэтов (А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина), в том числе написанные специально для детей (С. Маршака, З.Александровой, В. Серовой).

Чтением художественных произведений воспитатель может до полнить не только беседы, но и наблюдения, прогулки. Например, во время прогулок в лес педагог читает строчки рассказов М. Пришвина.

Летом:

«Вот был солнечный день, такой яркий, что лучи проникали даже и в самый темный лес. Шел я вперед по такой узенькой просеке, что некоторые деревья с одной стороны перегибались на другую, и это дерево шеп тало своими листиками что-то другому дереву, на той стороне. Ветер был очень слабый, но все-таки он был: и наверху лепетали осинки, и внизу, как всегда, важно раскачивались папоротники».

Осенью:

«В солнечный день осенью на опушке леса собрались молодые разно цветные осинки, густо одна на другой, как будто им там в лесу стало холод но и они вышли погреться на солнышко, на опушку».

Весной:

«Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каж дом зеленом клювике, висит большая прозрачная капля.

Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет ароматной смолой березы, тополя или черемухи ...

Вечер теплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на по ляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.

Если с нами сравнить - мы звуками перeкликаемся, а у них - аро мат».

Произведения художественной литературы могут быть использованы в самых различных ситуациях.

Вот дети стоят и смотрят, как на землю падает первый снег, как становится его все больше и больше, и уже нельзя различить отдельных, снежи нки, потому что целые хлопья снега падают на землю, кусты, деревья, кры ши домов. «А давайте,- предлагает воспитатель,- вспомним стихи о зиме, которые мы учили в прошлом году». Дети вспоминают: «В декабре, в декабре все деревья в серебре ... », «Первый зим ний снежок белым пухом летит ... » - «А теперь послушайте новое стихотво рение»,- говорит воспитатель и читает «Первый снег» Е. Трутневой:

Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром.

Самый первый, самый белый!..

Воспитателю нужно помнить, что затягивающиеся, подробные беседы, которые превращаются в пересказ своими словами только что прослушанного рассказа, а то и стихотворения, нарушают це лостность восприятия, прерывают эмоциональное воздействие про изведения на ребенка. Поэтому беседа должна быть, краткой, не касающейся деталей повествования. Как отмечал Н. Д. Ушинский, «длинные, подробные объяснения поэтического произведения ос лабляют его впечатление на чувство, а с другой стороны, впечатление на чувство возможно только тогда, когда образцовое произ ведение совершенно понято».

Помня эту рекомендацию К. Д.Ушинского, педагог должен найти ту меру вопросов, рассуждений, объяснений, которые помогут ребенку понять произведение, но не помешают воздействию его на чувства. Перед педагогом стоит сложная, но выполнимая задача: сохраняя у детей свежесть первых впечатлений от прослушанного, вести их к более глубокому пониманию содержания произведения в пределах, доступных дошкольному возрасту.

На основании сказанного выше можно сформулировать некото рые требования к проведению бесед по литературно-художественным произведениям о природе:

1) беседа должна направлять мысли ребенка на понимание главного в прочитанном произведении;

2) в ходе беседы воспитатель должен помочь ребенку вспом нить и использовать в своей речи отдельные образные выражения из произведения (Как об этом сказано в стихотворении?», «Как это описано в рассказе?»);

3) беседа должна быть краткой, эмоциональной и предшествовать повторному чтению произведения.

Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из прослушанного. 

Итак, чем разнообразнее по своей структуре будет беседа о природе и чем эмоциональнее будет она проведена, тем боль шее значение будет она иметь для развития мышления и речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация.Тема: "Художественное слово - как главное средство эстетического воспитания детей"

КОНСУЛЬТАЦИЯТема: "Художественное слово - какглавное средство эстетическоговоспитания детей". Воспитатель: Попова Т. А   Ноябрь 2010Эстетическое воспитание - многоаспектное философ...

Консультация «Роль семьи и воспитателей в духовно-нравственном воспитании детей»

Консультация для родителей и воспитателей детского сада....

«Роль семьи и воспитателей в духовно-нравственном воспитании детей»

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравст...

Роль художественного слова в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Качественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально. Это связано с тем, что экологическая обстановка на планете и в нашей стране оставляет желать лучшего. И важно начинать п...

Роль русских народных сказок в духовно - нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Если вы хотите , чтоб ваши дети были умными - читайте им сказки . Есле вы хотите , чтоб они были ещё умнее - читайте им больше сказок. А. Эйнштейн...

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Социально-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, транслятора ку...

ПРОЕКТ: Роль подвижной игры (русской народной ) в нравственном воспитании детей дошкольного возраста (4-5 лет)

Выбор темы «Роль подвижной русской- народной игрыв нравственном воспитании детей дошкольного возраста» является актуальной.Русские народные игры способствуют воспитанию  воли, настойч...