Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
материал

Дюкина Юлия Владимировна

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании духовно-нравственного воспитания детей  дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_hud_lit.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы в формировании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

Основы культуры поведения человека закладываются, начиная с раннего детства. Эта работа продолжается непрерывно как в семье, так и в ДОУ. Здесь воспитатели различные методы и средства для того, чтобы развивать каждый компонент культуры поведения: культуру общения, культуру деятельности, культуру самообслуживания. К наиболее эффективным средствам относятся формирование окружающей среды ребенка, игры, художественная литература.

Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения следует отнести развивающую среду, игру, художественную литературу. [51].

М.А.Рыкова отмечала, что  наиболее эффективны средством воспитания у старших дошкольников культуры поведения является художественная литература. Именно с ее помощью происходит формирование у детей четких морально-нравственных и этических представлений и ориентиров в процессе развития культуры поведения. Художественная литература способствует тому, что  у детей формируется и развивается нравственное осознание своего поведения, пробуждаются нравственные чувства. С помощью произведений художественной литературы старшие дошкольники учатся отделять хорошие поступки от плохих, осознают внутренние мотивы и побуждения тех или иных действий человека [41].

Знакомство с различными произведениями художественной литературы способствует тому, что ребенок знакомится с теми процессами и явлениями, которые  существуют в жизни человека,  начинает  понимать  поступки людей, осознавать их причины и чувства, которые они вызывают. Художественная литература помогает дошкольникам выразить свои чувства и эмоции, стимулирует их к совершению  положительных поступков, к  демонстрации социально одобряемого поведения.

И.Г. Минералова подчеркивает, что художественное слово  постоянно сопровождает жизнь дошкольника, как в рамках организованных занятий, так и в других видах деятельности [9, с. 25].

Знакомиться с богатствами художественной литературы ребенок начинает с самого раннего детства, с устного народного творчества, которое   предоставляет  чрезвычайно богатый  материал, на основе которого  у дошкольников и начинается формирование  культуры поведения в обществе.

Вопросами формирования культуры поведения дошкольников занимались многие ученые. Среди них - Л.М. Гурович, В.И. Логинова, Л.Ф Островская, С.В.Петерина, М.А. Саморукова. Ученые подчеркивают, что  с помощью произведений художественной литературы в ДОУ проводится эффективная работа по формированию и развитию культуры поведения детей.  Связано это с тем, что именно художественные произведения очень эффективно действуют на  чувства детей, помогают им осознать, какие поступки хорошие, а какие -  плохие, развивают у дошкольников  сознание и самосознание,  активно воздействуют на процесс формирования мировоззрения.

Использование в процессе воспитания и образования дошкольников произведений художественной литературы должно быть оправданным и соответствовать возрасту детей. Также воспитателям необходимо проводить эту работу систематически, особое внимание уделять отбору  произведений, а также  методике их чтения, беседам, которые позволят дошкольникам осознать правила культурного поведения в различных ситуациях,  перевести полученные знания в собственный опыт деятельности.

Н.А.Шинкарева считает,  что одним из важнейших моментов работы является ее подбор для конкретного возраста дошкольников и для развития конкретных качеств и чувств детей. Им должны быть представлены произведения, которые имеют  высокую  художественную ценность.  Еще В.Г.Белинский отмечал, что литература для детей должна содержать в себе этическое и эстетическое начало.  При этом этическое начал проявляется в том, что произведение должно доходить до глубины души ребенка, он должен научиться сопереживать героям, примерять их поступки на себя; эстетизм художественных произведений связан с тем, на сколько грамотна и правильна речь в них, как они построены,  наслаждается ли ребенок, слушая их [50].

Воспитатели ДОУ осуществляют подбор произведений художественной литературы для формирования у дошкольников культуры поведения в зависимости от того, какие конкретные задачи воспитания стоят перед ними.

С.Ф.Ходеева выделила следующие критерии, которые необходимо соблюдать воспитателю при подборе художественных произведений:

-  идейная направленность (например, герой произведения должен иметь опредленный моральный  облик);

-  художественная ценность, которая проявляется в единстве содержания и формы произведения, с которым знакомятся дошкольники;

- доступность, соответствие возрасту и психическому развитию дошкольников.  Так, например, воспитатель обязательно должен учитывать  особенности развития у дошкольников памяти, внимания, мышления. Также произведения необходимо подбрить так, чтобы они опирались на интересы детей, уже  полученный ими жизненный опыт;

-  произведение должно иметь занимательный сюжет,  а также  понятную дошкольникам композицию, не быть перегруженным героями и запутанными ситуациями;

- произведение должно помочь выполнить те конкретные задачи воспитания, которые ставит перед собой педагог [47].

После того как дошкольники ознакомятся с произведением с ним обязательно необходимо провести этическую беседу по его содержанию,  помочь ребенку оценить описываемую ситуацию. Эта работа необходима, так как  дошкольники еще только накапливают свой жизненный опыт, а беседа помогает им осознать те или иные поступки,  дать им оценку.  

Воспитатель в беседе подбирает вопросы таким образом, чтобы рассмотреть конкретную ситуацию, связанную с изображением особенностей поведения человека. Так, например, работа с произведением С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое»  направлена на понимание дошкольниками  того, что такое скромность, в чем проявляется скромное поведение человека.

В этической беседе нет необходимости задавать  детям много вопросов, которые отвлекут их от сути. Напротив, вопросы  должны заострять внимание  дошкольников на  мотивах  тех или иных действий героев, на их переживаниях, на их внутреннем мире. Система вопросов должна помогать дошкольникам  понять образ героя, понять замысел писателя,  сформировать свое отношение к описываемой ситуации.  Дошкольники должны научиться сравнивать свой опыт и опыт героя произведения, проецировать его поступки, мысли, чувства на себя, научиться выбирать правильную линию поведения.

Т.Г.Ханова считает, что при формировании всех составляющих культуры поведения дошкольников (культуры общения, культуры деятельности, культуры самообслуживания) необходимо формировать, а также развивать чувства дошкольников. Так, например, можно подобрать произведения, близкие друг другу по характеру (рассказы В. Осеевой «Почему?» и Н. Носова «Карасик»). Оба произведения  показывают переживания детей, которые понимают, что  они обманули своих родителей, но наказаны за это  будут  собака или котенок.  Целесообразно знакомить дошкольников с этими произведениями вместе, чтобы дети могли сравнить  представленные образы героев, их поступки,  проанализировать свои действия и действия сверстников в аналогичных ситуациях.  Воспитатель должен закрепить у дошкольников понимание того, что за свои поступки человек должен отвечать сам, что  нечестно перекладывать свою вину на других [45].

Много произведений детской художественной литературы посвящено тому, чтобы развить у дошкольников вежливость, внимательность. уважительность к другим людям: стихотворения А.Барто «Как Вовка стал взрослым», «Спасибо», С.Маршака «Ежели вы вежливы», рассказы А.В.Сухомлинского «Как ежиха приласкала своих детей», «Как зайчик грелся при луне», Е.Михаленко «В дороге». Рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучка» помогает ребятам  понять, что такое забота о других людях, проявление сочувствия к ним. После знакомства с данными произведениями дети получают образцы культуры общения, учатся демонстрировать их в различных ситуациях.

Культура самообслуживания и культура деятельности у дошкольников формируется при знакомстве  с произведениями К.И. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Навыки культуры деятельности и культуры общения формируются при изучении произведений А.Гайдара «Чук и Гек», В.Катаева «Цветик-семицветик», С.Михалкова «Как друзья познаются», Л.Толстого «Лев и собачка».  На их примере дети учатся  бережному отношению вещам, как своим, так и чужим, самостоятельно без напоминаний взрослых  осуществлять различные виды деятельности;  учатся  доброжелательности,  открытости, вежливому этикетному поведению.

Важно знакомить дошкольников с рассказами В.Сутеева, Н.Носова, В.Драгунского, Э.Успенского, благодаря которым дети могут увидеть комическое  в неправильном поведении, научатся искать выход из трудных ситуаций.

В произведениях Р.Погодина («Про жеребёнка Мишу и мышонка Терентия», «Откуда идут тучи», «Шутка») рассмотрены важные для становления культуры поведения дошкольника вопросы о том, что такое доброта,  ответственность перед другими людьми а свои поступки.

Дошкольники  должны обладать культурой общения, для этого их необходимо знакомить с рассказами  о дружбе, об ответственности друзей друг за друга. Здесь уместно знакомство дошкольников с произведениями Б.Житкова «На льдине», И.Туричина «Человек заболел», благодаря которым у дошкольников формируется понимание  того, что дружба в жизни человека является одной из важнейших ценностей.

Формированию культуры общения и культуры деятельности у дошкольников способствует знакомство  с произведениями В.Катаева «Цветик-семицветик», К Ушинского «Сила – не право», В.Осеевой «Хорошее», «Волшебное слово». Они воспитывают у дошкольников отзывчивость,  тактичность, умение заботится о других людях, проявлять сочувствие. Благодаря этим произведениям дошкольники осознают, что  помощь другим людям должна быть бескорыстной, что необходимо бережно относиться не только к вещам, но и чувствам человека.

Если дошкольники не могут до конца осознать такие качества человека, как  правдивость, честность, если считают, что многие вопросы со сверстниками можно и нужно решать силой, то детей необходимо познакомить с такими произведениями, как «Самое страшное Е.Пермяка, «Белка и волк», «Два товарища», «Косточка», «Правду сказал» Л.Н.Толстого, «Трус» Л.Пантелеева, «До первого дождя» В.Осеевой.  беседа после знакомства с произведениями поможет дошкольникам  разобраться в поступках героев, оценить собственные действия,  выбрать в последующем правильную линию поведения.

Навыки культуры  самообслуживания могут быть сформированы при ознакомлении дошкольников с произведениями С.Маршака «Вот какой рассеянный». Л.Воронковой «Маша – растеряша». Здесь на примере того, какими несобранными, рассеянными могут быть люди, в какие неприятные ситуации могут завести эти качества,  дети понимают,  что необходимо следить за собой и своим внешним видом,  чтобы не попасть в  неприятное положение.

М.А.Рыкова отмечает, что для развития культуры поведения дошкольников в целом (особенно это касается такого компонента, как культура общения), важно, чтобы дети усвоили этикетные формулы социально одобряемого поведения [41]. Так, например, важно  показать дошкольникам, что комплименты  позволяют наладить отношения с людьми, решить многие спорные вопросы.  Для этой работы дошкольников можно  познакомить с произведениями Ю.Ермолаева «Лучший друг», Ш.Перро «Фея», Е.Яниковской «Я хожу в детский сад», И.Янчарского «Приключения мишки Ушастика».

После того, как дошкольники познакомятся с произведением,  необходимо обратить их внимание на то, какими способами  в них выражено  одобрение поступков других людей.  Так, например, в рассказе Ю.Ермолаева «Лучший друг» описана ситуация,  когда мальчики без разрешения взяли у Коли самокат. Однако они сказали Коле много приятных и хороших слов, после которых  герой понял, что надо не ссориться с ними,  а кататься всем вместе.  Можно предложить дошкольникам самим дать моральную оценку сложившейся ситуации, попытаться разыграть сценку, где будет отражено поведение всех  ее героев.

Ю.А.Русинова считает, что важное место при формовании культуры поведения дошкольников  отводится взаимодействию ДОУ с семьей. Здесь воспитатель может давать индивидуальные советы родителям по знакомству с художественными произведениями, которые помогут конкретному ребенку осознать свои проблемы и на этой основе исправить свое поведение [42]. Например,  если ребенок не может вести себя в общественных местах, за столом, то для прочтения в семье могут быть рекомендованы следующие произведения: А.Барто «Вовка добрая душа», В.Осеева «Три сына», Л.Толстой «Косточка», «Честное слово».

Культура поведения ребенка складывается в детском саду. Старшим дошкольникам уже интересны  произведения, где главными действующими лицами являются их сверстники.  Как правило,  в этих рассказах затрагиваются все те нормы и правила поведения, которых должен придерживаться  ребенок, находящийся в детском саду. К ним можно отнести цикл рассказов С Баруздина «Светлана», Н.Калининой «Малыши», рассказ О.Иваненко «Что Ромка ел?». Благодаря таким произведениям дошкольники  осознают те правила, которые им нужно соблюдать.

Одной из проблем, с которыми приходится сталкиваться и воспитателям, и родителям, является проблема  детской жадности.  Показать ребенку, как надо вести себя, когда к тебе вежливо обращаются с просьбой поделиться игрушкой, как надо вести себя, если тебе отказывают помогут произведения В Осеевой «Сторож», А Потаповой «Мое», Н.Калининой «Олина лопатка» и «Разве так играют».

Также учат дошкольников правильно выходить из конфликтных ситуаций  произведения О.Буценя «Ложечка», «Зеленое солнце», «Как Леня дежурил», С.Баруздина «Берегите свои косы», А Потаповой «Хорошие слова».

Все перечисленные выше произведения художественной литературы  позволяют формировать у дошкольников все составляющие культуры поведения: культуру общения, культуру деятельности, культуру самообслуживания.  Дети знакомятся с правилами поведения,  изменяются их отношения со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми,  позволяют дошкольникам понимать, какого поведения ждет от них общество.  Те чувства, мысли, эмоции, которые ребенок испытывает при  знакомстве с художественной литературой, становятся его  жизненны опытом, что позволяет  дошкольникам сформировать свое отношение к тем или иным поступкам,  выразить это отношение эмоционально.

Таким образом,  можно говорить о том, что художественная литература помогает  формировать культуру поведения дошкольников в целом, и каждого ее компонента (культуру общения, культуру деятельности, культуру  самообслуживания) в частности.  В качестве  произведений для детей могут быть подобраны как сказки, так и рассказы отечественных или зарубежных авторов. Важно, чтобы произведения соответствовали возрасту ребенка, уровню его психологического и социального развития. Произведения художественной литературы  позволяют сформировать у дошкольников морально-нравственное отношение  к собственным поступкам,  к поступкам других людей; помогают им выбрать социально одобряемые образцы поведения в обществе.  Следовательно,  художественная литература является эффективным средством  в процессе воспитания у дошкольников культуры поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" (Выступление в рамках научно-практической конференции)

18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс...

Формирование духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста на современном этапе.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целе...

Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.

В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме»  была подготовлена ...

Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»

Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»«Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – ...

Консультация на тему: «Влияние художественной литературы на формирование нравственно – патриотических качеств детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка, наиболее чувствительный для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, и поэ...