Занятие на тему:"ВЕСНА-КРАСНА"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Программные задачи:

 

Развивать интерес к творческой деятельности,

приобщая детей к прошлой и настоящей культуре Кубани

Продолжать формировать интерес к жизни предков,

знакомя с бытом и традициями кубанцев

Закрепить умение работать с глиной и продолжать учить

элементам Петриковской росписи

Воспитывать любовь к родному краю, желание выражать свои чувства

с помощью речи, пения, движения, изобразительного искусства.

 

 

Материал к занятию:

 

Костюмы для воспитателя, детей и кубаночки

Выставка предметов быта –макитры, глечики, кувшины, миски,

                                                корзины, рушники, скатерти, салфетки,

                                                яйца, доски, сундук, зеркало расписанные

                                                Петриковской росписью

 

Гуашь,  кисточки, вода в стаканчиках, тряпочки, для просушивания кистей, глина, досочки,  салфетки, бумажные рушники.

 

Маски подсолнухов, солнышко и шляпа для земледельца для игры

                                   « Подсолнухи»

 

Кубанские песни в грам. записи

 

Рушники для танца

 

Блюдо с пирожками, птушками и блинами

 

 

 

 

 

Ребёнок с караваем в руках, читает стих

 Здравствуйте, гости дорогие!

 Мы гостей всегда встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

 С караваем соль подносим,

 Отведайте, просим!

Ведущая – Дети, как называется край,

 в котором мы живём?

Дети – Краснодарский край, Кубань.

Ведущая –Дети  я вам много рассказывала о том,

как жили на Кубани люди в старину, об их быте,

праздниках, обычаях.

Скажите, а чем занимались казачки зимой?

Дети – вышивали, пряли, вязали,

 раскрашивали предметы быта  Петриковской   росписью.

Ведущая – А казаки?

Дети – они мастерили домашнюю утварь,

занимались гончарным делом.

Ведущая – Зимними холодными днями и вечерами собирались вместе на сходницу. Есть даже такая пословица « собирай всю родницу на весёлую сходницу.»  Я вас сегодня хочу пригласить на выставку – это всё сделано руками кубанских мастеров с большой любовью и желанием.Это скатерти (настольник) и салфетки украшены ажурными кружевами, полотенца вышиты  гладью и крестиком ( рушники).А знаете, что означает вышивка мастериц? Стебель цветка – это родственники, листья – это бабушки и дедушки, цветы – это родители, а бутоны  - это дети. Цветок с крепким стеблем, яркими цветами и бутонами – это символ крепкой семьи. В крепкой семье уважают стариков, берегут родителей, любят детей. А красоту цветов рукодельницы подсматривали у самой природы. Рушниками украшали дома, самые красивые вешали в красный угол, где обычно висела икона.С наступлением весны девушки выходили со своими рушниками на улицу весну встречать, закликать.Казаки хвалились своим гончарным мастерством. Женщины в этот день пекли «птушек» (булочки в виде птичек). Давайте и мы приготовимся к встрече весны, девочки нам « вышьют» рушники Петриковской росписью, а мальчики из глины слепят миски, кувшины

А перед работой разомнём пальцы ( пальчиковая гимнастика)

Раз, два, три, четыре, пять будем пальцы загибать:

Вот большой, вот указательный,  будьте вы теперь внимательны,

Средний мы сейчас загнём, безымянный позовём

И мизинчик – молодец опустился наконец.

Получились кулачки, застучали молотки, тук-тук-тук-тук,

Вы послушайте свой стук.

( дети садятся за столы, под кубанские песни девочки

 украшают рушники, мальчики лепят из глины миски и кувшины)

                      (Когда работы, готовы все любуются)

Ведущая – Вы славно поработали, асейчас пора и отдыхать

 Да в игры поиграть!

Игра « Подсолнухи»

Игроки – подсолнухи стоят в ряд. Один – земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце» земледелец уходит, а ребёнок – «солнце», меняет местами подсолнухи, «солнце» отходит то вправо,то влево и подсолнухиповорачиваются за ним читается стих –

           Это не зонтики, это не солнышки –

              Это на ножках зелёных подсолнушки,

              Греют на солнце подсолнушки спины,

              Осенью зёрен подарят корзины.

              Корзины с чёрным донцем

              Целый день следят за солнцем

              Земледелец, не зевай, перемены отгадай!

После окончания считалки  земледелец должен показать, кто где стоял.

Игра « Кубаночка»

Дети сидят на стульях по кругу, у мальчиков на головах  шапки-кубаночки, под музыку надо быстро снять с себя кубаночку и надеть соседу. Музыка остановилась – игра прекратилась. У кого на голове кубаночка,тот выходит и под кубанскую песню показывает движения из кубанского танца

Стук в дверь – заходит кубаночка, в корзине булочки в виде птичек.

Кубаночка – Ой, добры молодцы! Да, красны девицы!

                       Собирайтесь, снаряжайтесь

                        Солнце красное встречать,

                        Да весну зазывать!

 А готовы ли вы к весне?

Казачка - Ой, казачки умелые, что зимой вы делали?

Девочки – А мы время не теряли, рушники вам вышивали (показывают)

Казачка – А, вы, хлопцы  казачата, сложа руки не сидели?

Мальчики – Мы же время не сводили, мы гончарный круг крутили

                     (показывают свои работы)

Казачка – Ну, девчата умелые, что ещё вы делали?

Девочки – Нитки да иголки взяли и настольник вышивали

                  (показывают скатерть)

Казачка – А, что хлопцыказачата, покажите-ка девчатам

Как корзины  из лозы для хозяйства вы плели (показывают корзины)

Казачка – Что ж, казачки умелые, ещё вы сделали?

Девочки –А мы песни распевали  и холсты под песни ткали.

Казачка -  Ну же, хлопцыказачата, что ещё вы делали?

Мальчики – Молоточками стучали и подковы мы ковали.

Казачка – Ай да девчата умелые, что ещё вы делали?

Девочки – Мы лепёшки катали, пирожочки выпекали, всех ребяток угощали

                   (показывают блюдо с пирожками)

Казачка – Ай да молодцы, ребята! Вижу я, что вы не сидели зимой

                  сложа руки, а раз вы на сходницах песни пели,

                  так давайте и сейчас споём песню

                (Дети поют и танцуют танец с рушниками)

                               Песня «Весна»

1к. Быстрыми шагами к нам весна идёт

      Под её ногами тает хрупкий лёд,

      Первые проталинки, звонкая капель,

      Пташки перелётной радостная трель.

2к. В лужах отражается неба синева,

      Первыми цветами радует весна.

      С рушниками вышитыми водим хоровод

      Солнечную песню нам весна поёт.

Кубаночка – Дети, а заклички, чтоб весна скорее пришла вы знаете?

Ребёнок – Весна, весна, приходи!

                  Солнышко, солнышко высоко взойди,

                  Далеко посвяти!

                  На речку, на поля, на синие моря,

                  На зелёный огород и на весь честной народ!

Ребёнок – Соловей, соловей, прилетай поскорей!

                  Покажись-ка солнышко,

Обогрей-ка полюшко.

                   Солнышко, покажись, красное, нарядись!

Ребёнок – Идёт матушка – весна, отворяй-ка ворота!

Ребёнок – Первый март придёт, первый снег сойдёт!

Ребёнок – А за ним и апрель, отворим окно и дверь!

Ребёнок – А уж как придёт май – солнце в хату приглашай!

Ребёнок – Солнышко, покажись! Красное, нарядись!

                  Чтобы год от года урожай давала нам погода!

Ребёнок -  Что ни сутки, по минутке день длинней, короче ночь.

                   Потихоньку, полегоньку прогоняем зиму прочь!

Казачка – Недолго осталось до весны, так давайте же встречать весну

птушками, пирогами  да сладкими блинами

 

Используемая литература:

 

1.« Ты Кубань, ты наша Родина», г. Краснодар, 2004 г.

Авторы: Т.П. Хлопова, Н.П. Лёгких, И.Н.Гусарова, С,К,Фоменко,

Л.М. Данилина ( ККИДППО)

2. «Наша Родина» г. Москва, 1984 г. Н.Ф. Виноградова, С. А. Козлова

3. «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине» г. Краснодар, 2007 г. В.А. Маркова, Л.М. Данилина, З.Г. Прасолова

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи на тему: «Весна - красна»

Этот конспект занятия помогает формировать грамматический строй речи,умения составлять описательные рассказы по картине....

Интегрированное занятие по познавательной деятельности и ИЗО в подготовительной группе На тему: « Весна - красна, сюрприз нам принесла!»

Задачи: привлечь нескольких детей к преподнесению нового материала; обратить внимание на нравственное воспитание: зависть – отрицательное чувство, которое мешает дружбе; использовать личностно-ориенти...

Конспект занятия по логоритмике. Тема: «Весна – красна»

Конспект занятия по логоритмике на тему "Весна-красна"...

КОНСПЕКТ «ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ, РИСОВАНИЮ» ТЕМА «ВЕСНА-КРАСНА КО ВСЕМ ПРИШЛА»

КОНСПЕКТ «ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ВПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ,ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ,РИСОВАНИЮ»ТЕМА «ВЕСНА-КРАСНА КО ВСЕМ ПРИШЛА»...

Интегрированное занятие по развитию речи и ИЗО деятельности в средней группе. Тема: «Весна-красна».

Программное содержание:- обобщить и систематизировать представления детей о признаках весны;-  продолжать учить устанавливать взаимосвязи в природе;- развивать связную диалогическую речь, обогаща...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ВЕСНА КРАСНА, КО ВСЕМ ПРИШЛА»

1. Расширить представления детей о весне, сезонных изменениях в природе.2. Развивать внимание, логическое мышление, разговорную речь.3. Развитие творческого воображения с помощью игры.4. Формиро...

Групповое занятие на тему "Весна-красна"

Групповое занятие на тему "Весна-красна" для детей от 2-3 лет...