Занятие на тему:"ВЕСНА-КРАСНА"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Программные задачи:
Развивать интерес к творческой деятельности,
приобщая детей к прошлой и настоящей культуре Кубани
Продолжать формировать интерес к жизни предков,
знакомя с бытом и традициями кубанцев
Закрепить умение работать с глиной и продолжать учить
элементам Петриковской росписи
Воспитывать любовь к родному краю, желание выражать свои чувства
с помощью речи, пения, движения, изобразительного искусства.
Материал к занятию:
Костюмы для воспитателя, детей и кубаночки
Выставка предметов быта –макитры, глечики, кувшины, миски,
корзины, рушники, скатерти, салфетки,
яйца, доски, сундук, зеркало расписанные
Петриковской росписью
Гуашь, кисточки, вода в стаканчиках, тряпочки, для просушивания кистей, глина, досочки, салфетки, бумажные рушники.
Маски подсолнухов, солнышко и шляпа для земледельца для игры
« Подсолнухи»
Кубанские песни в грам. записи
Рушники для танца
Блюдо с пирожками, птушками и блинами
Ребёнок с караваем в руках, читает стих
Здравствуйте, гости дорогие!
Мы гостей всегда встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Отведайте, просим!
Ведущая – Дети, как называется край,
в котором мы живём?
Дети – Краснодарский край, Кубань.
Ведущая –Дети я вам много рассказывала о том,
как жили на Кубани люди в старину, об их быте,
праздниках, обычаях.
Скажите, а чем занимались казачки зимой?
Дети – вышивали, пряли, вязали,
раскрашивали предметы быта Петриковской росписью.
Ведущая – А казаки?
Дети – они мастерили домашнюю утварь,
занимались гончарным делом.
Ведущая – Зимними холодными днями и вечерами собирались вместе на сходницу. Есть даже такая пословица « собирай всю родницу на весёлую сходницу.» Я вас сегодня хочу пригласить на выставку – это всё сделано руками кубанских мастеров с большой любовью и желанием.Это скатерти (настольник) и салфетки украшены ажурными кружевами, полотенца вышиты гладью и крестиком ( рушники).А знаете, что означает вышивка мастериц? Стебель цветка – это родственники, листья – это бабушки и дедушки, цветы – это родители, а бутоны - это дети. Цветок с крепким стеблем, яркими цветами и бутонами – это символ крепкой семьи. В крепкой семье уважают стариков, берегут родителей, любят детей. А красоту цветов рукодельницы подсматривали у самой природы. Рушниками украшали дома, самые красивые вешали в красный угол, где обычно висела икона.С наступлением весны девушки выходили со своими рушниками на улицу весну встречать, закликать.Казаки хвалились своим гончарным мастерством. Женщины в этот день пекли «птушек» (булочки в виде птичек). Давайте и мы приготовимся к встрече весны, девочки нам « вышьют» рушники Петриковской росписью, а мальчики из глины слепят миски, кувшины
А перед работой разомнём пальцы ( пальчиковая гимнастика)
Раз, два, три, четыре, пять будем пальцы загибать:
Вот большой, вот указательный, будьте вы теперь внимательны,
Средний мы сейчас загнём, безымянный позовём
И мизинчик – молодец опустился наконец.
Получились кулачки, застучали молотки, тук-тук-тук-тук,
Вы послушайте свой стук.
( дети садятся за столы, под кубанские песни девочки
украшают рушники, мальчики лепят из глины миски и кувшины)
(Когда работы, готовы все любуются)
Ведущая – Вы славно поработали, асейчас пора и отдыхать
Да в игры поиграть!
Игра « Подсолнухи»
Игроки – подсолнухи стоят в ряд. Один – земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце» земледелец уходит, а ребёнок – «солнце», меняет местами подсолнухи, «солнце» отходит то вправо,то влево и подсолнухиповорачиваются за ним читается стих –
Это не зонтики, это не солнышки –
Это на ножках зелёных подсолнушки,
Греют на солнце подсолнушки спины,
Осенью зёрен подарят корзины.
Корзины с чёрным донцем
Целый день следят за солнцем
Земледелец, не зевай, перемены отгадай!
После окончания считалки земледелец должен показать, кто где стоял.
Игра « Кубаночка»
Дети сидят на стульях по кругу, у мальчиков на головах шапки-кубаночки, под музыку надо быстро снять с себя кубаночку и надеть соседу. Музыка остановилась – игра прекратилась. У кого на голове кубаночка,тот выходит и под кубанскую песню показывает движения из кубанского танца
Стук в дверь – заходит кубаночка, в корзине булочки в виде птичек.
Кубаночка – Ой, добры молодцы! Да, красны девицы!
Собирайтесь, снаряжайтесь
Солнце красное встречать,
Да весну зазывать!
А готовы ли вы к весне?
Казачка - Ой, казачки умелые, что зимой вы делали?
Девочки – А мы время не теряли, рушники вам вышивали (показывают)
Казачка – А, вы, хлопцы казачата, сложа руки не сидели?
Мальчики – Мы же время не сводили, мы гончарный круг крутили
(показывают свои работы)
Казачка – Ну, девчата умелые, что ещё вы делали?
Девочки – Нитки да иголки взяли и настольник вышивали
(показывают скатерть)
Казачка – А, что хлопцыказачата, покажите-ка девчатам
Как корзины из лозы для хозяйства вы плели (показывают корзины)
Казачка – Что ж, казачки умелые, ещё вы сделали?
Девочки –А мы песни распевали и холсты под песни ткали.
Казачка - Ну же, хлопцыказачата, что ещё вы делали?
Мальчики – Молоточками стучали и подковы мы ковали.
Казачка – Ай да девчата умелые, что ещё вы делали?
Девочки – Мы лепёшки катали, пирожочки выпекали, всех ребяток угощали
(показывают блюдо с пирожками)
Казачка – Ай да молодцы, ребята! Вижу я, что вы не сидели зимой
сложа руки, а раз вы на сходницах песни пели,
так давайте и сейчас споём песню
(Дети поют и танцуют танец с рушниками)
Песня «Весна»
1к. Быстрыми шагами к нам весна идёт
Под её ногами тает хрупкий лёд,
Первые проталинки, звонкая капель,
Пташки перелётной радостная трель.
2к. В лужах отражается неба синева,
Первыми цветами радует весна.
С рушниками вышитыми водим хоровод
Солнечную песню нам весна поёт.
Кубаночка – Дети, а заклички, чтоб весна скорее пришла вы знаете?
Ребёнок – Весна, весна, приходи!
Солнышко, солнышко высоко взойди,
Далеко посвяти!
На речку, на поля, на синие моря,
На зелёный огород и на весь честной народ!
Ребёнок – Соловей, соловей, прилетай поскорей!
Покажись-ка солнышко,
Обогрей-ка полюшко.
Солнышко, покажись, красное, нарядись!
Ребёнок – Идёт матушка – весна, отворяй-ка ворота!
Ребёнок – Первый март придёт, первый снег сойдёт!
Ребёнок – А за ним и апрель, отворим окно и дверь!
Ребёнок – А уж как придёт май – солнце в хату приглашай!
Ребёнок – Солнышко, покажись! Красное, нарядись!
Чтобы год от года урожай давала нам погода!
Ребёнок - Что ни сутки, по минутке день длинней, короче ночь.
Потихоньку, полегоньку прогоняем зиму прочь!
Казачка – Недолго осталось до весны, так давайте же встречать весну
птушками, пирогами да сладкими блинами
Используемая литература:
1.« Ты Кубань, ты наша Родина», г. Краснодар, 2004 г.
Авторы: Т.П. Хлопова, Н.П. Лёгких, И.Н.Гусарова, С,К,Фоменко,
Л.М. Данилина ( ККИДППО)
2. «Наша Родина» г. Москва, 1984 г. Н.Ф. Виноградова, С. А. Козлова
3. «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине» г. Краснодар, 2007 г. В.А. Маркова, Л.М. Данилина, З.Г. Прасолова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по развитию речи на тему: «Весна - красна»
Этот конспект занятия помогает формировать грамматический строй речи,умения составлять описательные рассказы по картине....
Интегрированное занятие по познавательной деятельности и ИЗО в подготовительной группе На тему: « Весна - красна, сюрприз нам принесла!»
Задачи: привлечь нескольких детей к преподнесению нового материала; обратить внимание на нравственное воспитание: зависть – отрицательное чувство, которое мешает дружбе; использовать личностно-ориенти...
Конспект занятия по логоритмике. Тема: «Весна – красна»
Конспект занятия по логоритмике на тему "Весна-красна"...
КОНСПЕКТ «ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ, РИСОВАНИЮ» ТЕМА «ВЕСНА-КРАСНА КО ВСЕМ ПРИШЛА»
КОНСПЕКТ «ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ВПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ,ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ,РИСОВАНИЮ»ТЕМА «ВЕСНА-КРАСНА КО ВСЕМ ПРИШЛА»...
Интегрированное занятие по развитию речи и ИЗО деятельности в средней группе. Тема: «Весна-красна».
Программное содержание:- обобщить и систематизировать представления детей о признаках весны;- продолжать учить устанавливать взаимосвязи в природе;- развивать связную диалогическую речь, обогаща...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ВЕСНА КРАСНА, КО ВСЕМ ПРИШЛА»
1. Расширить представления детей о весне, сезонных изменениях в природе.2. Развивать внимание, логическое мышление, разговорную речь.3. Развитие творческого воображения с помощью игры.4. Формиро...
Групповое занятие на тему "Весна-красна"
Групповое занятие на тему "Весна-красна" для детей от 2-3 лет...