занятие по приобщению детей к истокам русской культуры
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Задачи:
- Знакомить с масленичными обрядовыми традициями, формировать целостное представление о празднике как носителе культурных обычаев народа: использование закличек, поговорок, обрядовых песен, действий, игр.
- Развивать познавательный интерес, речевую активность, культуру общения, ведения беседы, обогащать лексический запас: названия масленичных дней недели, тёща, золовка, кафтан, кочерга.
- Воспитывать устойчивый интерес к народным традициям, нравственно-патриотические позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_priobshcheniyu_detey_k_istokam_russkoy_kultury.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по приобщению детей к истокам русской культуры.
«Широкая Масленица»
(старшая группа)
Автор: Н. В. Мельникова.
Цель. Приобретение детьми культурного богатства русского народа.
Задачи:
- Знакомить с масленичными обрядовыми традициями, формировать целостное представление о празднике как носителе культурных обычаев народа: использование закличек, поговорок, обрядовых песен, действий, игр.
- Развивать познавательный интерес, речевую активность, культуру общения, ведения беседы, обогащать лексический запас: названия масленичных дней недели, тёща, золовка, кафтан, кочерга.
- Воспитывать устойчивый интерес к народным традициям, нравственно-патриотические позиции.
Предварительная работа: разучивание масленичных песен, беседы о русских традициях, народном декоративно-прикладном искусстве.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением сцен празднования Масленицы: гуляния, ярмарка, сжигание чучела, взятие снежного городка, катание на лошадях и т.п., картонное колесо, ленточки всех цветов радуги.
Место проведения: русская горница.
Ход занятия.
Дети входят в русскую горницу. Их встречает тётушка Маланья. Звучат взаимные приветствия. Дети усаживаются на скамьи.
Маланья. Знаете ли вы, ребята, что за неделя сейчас идёт? (Ответы). Да, это масленичная неделя. Целую неделю русский народ празднует Масленицу!
Конечно, сейчас в современном мире ваши родители работают, вы ходите в детский сад, а ваши братья и сестрички учатся. А раньше, давным-давно, ровно 7 дней длились народные гуляния. Праздник был весёлым, удалым – самым любимым в народе. Люди даже придумали поговорки о Масленице:
Не житьё, а Масленица.
Как коту Масленица.
Маланья рассуждает вместе с детьми над смыслом этих поговорок.
Маланья. Вы правильно вспомнили, ребята. На Масленицу все хозяйки пекут блины. Вот такие красивые, румяные, душистые (Маланья показывает блин на сковородке). Какую форму имеет блин? Верно, круглую. А почему не треугольную или квадратную?
Дети высказывают свои предположения.
Маланья. Правильно подумали те дети, которые сравнили блин с солнышком. Ведь блин – это не простая еда – это символ ясного солнышка, такого же румяного и горячего, как блин со сковороды! В канун Масленицы детвора призывала хозяек печь блины своими песенками и прибаутками. Они вставали под окнами домов и хором произносили такие слова:
Ах ты, Домнуша,
Красно солнышко!
Вставай с печи.
Гляди в печь –
Не пора ли блины печь?
Подайте широкой Масленице!
Первый блин хозяйки всегда отдавали своему первенцу – сыночку. Он должен был вместе с ним, верхом на кочерге, обскакать дом, огород, выкрикивая при этом:
Прощай, зима холодная,
Приходи, лето красное.
Соху мне, борону
И пахать пойду.
Своим криком мальчик прогонял зиму и пробуждал природу, призывая её к росту. Значит, что можно сказать о Масленице?
Ребята рассуждают и вместе с Маланьей приходят к выводу, что Масленица – это праздник проводов зимы и встречи весны.
Маланья. В старину Масленица начиналась с понедельника (подвешивает к колесу фиолетовую ленту). Этот день так и назывался – Встреча. Масленица – как Новый год – как её встретишь, так до следующей зимы и проживёшь. Значит, как нужно встретить Масленицу?
Дети (хором). Весело!
Маланья. Всё правильно, весело! Давайте мы её встретим весёлой песенкой «Едет Масленица».
Дети поют: Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая
На саночках расписных,
На конях вороных.
Живёт Масленица семь деньков,
Оставайся, Масленица, семь годков.
Маланья. Все – старые и малые – катались с горы на санках: чем дальше проедешь, тем лучше будет урожай. Люди также катались на качелях, катались по нескольку человек: чем выше поднимаются качели, тем лучше всё будет расти, к солнышку тянуться! В этот же день, в понедельник, делали большую соломенную куклу на палке – Масленицу – и наряжали её в кафтан и платок. Такая соломенная Масленица «жила» всего неделю. Давайте и мы с вами сейчас разделимся на пары и «покатаемся» на качелях.
Дети делятся на пары, берутся за руки, под приговаривание Маланьи дети приседают поочереди, имитируя движение качелей.
Все мы сели на качели,
И качели полетели:
Вверх – вниз, вверх – вниз –
Дружок, покрепче-ка держись!
После «катания на качелях» дети усаживаются на свои места, а Маланья продолжает свой рассказ.
Маланья. Второй день Масленицы – вторник – назывался Заигрыш (прикрепляется синяя лента к колесу). Этот день был посвящён только играм. Кто будет больше всех веселиться, тот обязательно получит больше всех блинов!
Среда – третий день Масленицы – Лакомка. В этот день все ходят друг к другу в гости и угощаются разными вкусностями, и не только блинами (прикрепляется голубая лента).
Маланья. Четверг в Масленичную неделю назывался Разгуляй (прикрепляется зелёная лента). Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, с самого утра устраивали катание на лошадях вокруг деревни. Праздник продолжался весёлыми играми, хороводами. Но самое интересное начиналось чуть-чуть позже. Самое главное дело для мужчин в этот день было взятие снежного городка, когда мужское население деревни делилось на две команды. Одна команда должна была у другой отвоевать снежную крепость, которую возводили ещё в первые дни. Именно в этот день все взрослые мужчины и молодые парни мерялись силами и устраивали кулачные бои. А мы с вами давайте как в старину возьмёмся за руки и в хороводе споём песенку «Масленица – блиноедка»:
Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!
Масленица – блиноедка накормила всех людей,
Заиграла, заплясала – сразу стало веселей!
После хоровода Маланья продолжает свой рассказ.
Маланья. Пятница – Тёщины вечера. Тёща – мамина мама. Именно в пятницу бабушка – мамина мама – приходит к вам в гости отведать вкусных блинков. На то они и тёщины вечера (прикрепляется жёлтая лента).
Суббота – Золовкины посиделки. Золовка – сестра мужа, значит, ваша тётя. Значит, в субботу всей семьёй идём в гости к тёте (прикрепляется оранжевая лента).
А вот воскресенье – Прощённый день. Как вы думаете, почему он так называется?
Дети высказывают свои предположения, после чего Маланья поясняет значение этого словосочетания и прикрепляет красную ленту.
Маланья. В этот день даже самые заклятые враги просят друг у друга прощения за все обиды, потому что худой мир лучше доброй ссоры.
Поют и пляшут в этот день от всей души. И пляшут не просто так, а высоко подпрыгивая, чем выше подпрыгнешь, тем выше вырастут деревья и травы в этом году. Именно в воскресенье, под конец праздника сжигают соломенное чучело Масленицы. А пепел рассеивают по полю, чтобы придать сил будущему урожаю. Вечером, когда гулянья окончены, люди просят друг у друга прощения и целуют в обе щеки. Это значит, что следующий год пройдёт в любви и согласии. Давайте и мы попробуем, как наши предки, сейчас обняться, улыбнуться друг другу и попросить прощения за все обиды.
Дети обнимаются и просят друг у друга прощения. Затем дружно исполняют песню «Как на масляной неделе»:
Как на масляной неделе
Из печи блины летели.
И сыр, и творог –
Всё летело на порог.
Как на масляной неделе
Со стола блины летели.
Весело было нам,
Весело было нам!
Маланья приглашает всех гостей к столу отведать вкусных блинов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской культуры.
Фольклорный праздник "Чем богаты тем, и рады"старший дошкольный возраст...
Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры
" Пришла Весна, веснушка!"Цель: Приобщение детей к народной культуре. Формирование эмоционально-окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.Задачи: Развивать, обогащать речь детей...
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.
Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....
Комплексное занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры
русская народная культура...
Комплексное занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Экскурсия в мини -музей русской старины...
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Наша Родина - Россия» в средней группе
Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству....
Открытое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Русская матрешка"
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культурыТема:«Русская матрешка»Цель занятия:Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.Задачи:1.Об...