проект "Югорские Россыпи"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель проекта: расширение и углубление краеведческих знаний детей о поселке и родном крае, воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yugorskie_rossypi_1.doc | 240 КБ |
Предварительный просмотр:
Пигина И.В., воспитатель НРМ ДОУ Детский сад комбинированного вида "Солнышко"
Нефтеюганское районное муниципальное
дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Исследовательско-творческий проект
Автор:
воспитатель
Пигина Ирина Владимировна
.
Пойковский, 2011
Паспорт проекта
Цель проекта | расширение и углубление краеведческих знаний детей о поселке и родном крае, воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем |
Задачи проекта |
|
Тип проекта | Исследовательско-творческий |
Вид проекта | Групповой |
Сроки проведения | Краткосрочный, 1-16 сентября |
Участники проекта | воспитанники, воспитатели, родители, работники музея ПСОШ № 1 и ПСОШ №4 работники библиотеки «Радость» |
Принципы реализации проекта | Принцип энциклопедичности, краеведческий (региональный) принцип, принцип интеграции, культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры, тематический принцип, принцип наглядности. |
Ожидаемые результаты |
|
Введение
Малая Родина... У каждого человека она своя,
но для всех явля ется той путеводной звездой,
кото рая на протяжении всей жизни оп ределяет очень многое,
если не ска зать — всё.
В истории педагогики всегда уделялось большое внимание краеведческого работе как условию успешного воспитания у дошкольников гражданско-патриотических качеств.
Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С.Симонович – организатор первого детского сада в России, в своей книге писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».
К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Одной из задач нашего детского сада является воспитание у дошкольников любви семье, к своему дому, к детскому саду, к родному поселку, родному краю. Чувство восхищения родным поселком, родным краем, окружающей природой – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками.
Данный проект предусматривает реализацию комплексно-тематического принципа планирования воспитательно-образовательного процесса и приурочен к празднованию Дня поселка (первое воскресенье сентября).
Содержание проекта согласуется с разделом «Ребенок знакомится с малой родиной – родным городом» примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».
Анализ результатов диагностики сформированности правильных представлений о родном крае показал низкий уровень мотивации и интереса детей к изучению природы, культуры и традиций родного края – из 26 детей 21 ребенок (80,7%) не проявляли желания узнать о стране, о крае, о поселке, в котором живут; 18 детей (69,2%) не могли выразить своего отношения, чувства к своей родине, к поселку; 16 (61,5%) имели скромные представления о природе и достопримечательностях Югры.
Анализ результатов анкетирования родителей показал, что краеведческая тематика отсутствует в общении родителей с ребенком: 73% из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.
Анализ имеющейся литературы по патриотическому воспитанию дошкольников показал: несмотря на то, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данной теме, ни программ, ни методических пособий для дошкольных образовательных учреждений с использованием краеведческого содержания нет.
Цели, задачи проекта.
Условия и принципы реализации
Цель проекта: расширение и углубление краеведческих знаний детей о поселке и родном крае, воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем
Для реализации цели проекта были поставлены следующие задачи:
- Развивать у старших дошкольников интерес к родному поселку, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, дать общее представление о народах Севера.
- Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов Севера - ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других пародов, воспитывать добрые чувства. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях поселка и в традициях, сложившихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа.
- Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
- Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному краю. Расширять представления детей о том, что делает малую родину красивой, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
- Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить ло гически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
- Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку, содействовать становлению желания принимать участие в традициях поселка, района, региона, социальных акциях.
Работа по проекту осуществлялась по трём направлениям: работа с детьми, с родителями, работа над развитием предметно-развивающей среды.
Принципы реализации проекта
- Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации краеведческой работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по проекту: Принцип наглядности.
- Принцип энциклопедичности.
- Принцип интеграции.
- Принцип развивающего характера образования
- Принцип индивидуализации
- Принцип единства с семьей
Условия реализации проекта:
- Проведение в группе тематической недели «Югорские россыпи»
- Комплексно-тематический принцип планирования воспитательно-образовательного процесса
- Интеграция краеведческих знаний во все компоненты воспитательно-образовательного процесса
- Использование ряда педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, игровых технологий, информационно-коммуникационных технологий
- Широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения(исследовательскую и опытно-экспериментальную работу и т.п.)
- Планируется активная совместная проектная деятельность с родителями
- Наличие уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой поселка, района, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры.
Этапы реализации проекта
1 этап - Проектировочный (25-26 августа) | - анализ заинтересованности детей в получении краеведческих знаний - анализ содержания регионального компонента программы «Детство» - анализ предметно-развивающей среды группы и ДОУ - подбор диагностического инструментария - проведение начальной диагностики | Результатом этого этапа стало определение проблематики, актуальности для ДОУ, определение цели и задач проекта |
2 этап Организационный (29-31 августа) | - определение содержания и форм работы с дошкольниками, родителями - поставка цели и задач проекта - составление комплексно-тематического планирования - составление плана работ с родителями по проекту - создание локальных актов, регулирующих проведение мероприятий по проекту - пополнение предметно-развивающей среды в группе - накопление наглядного, дидактического материала | Ресурсное обеспечение реализации проекта Нахождение теоретического материала |
3 этап Практический (1-16 августа) | Реализация мероприятий согласно комплексному плану | Накопление практического материала, систематизация и обобщение опыта |
4 этап Итоговый 16-20.09 | Итоговое мероприятие – музыкальный праздник «Край наш любимый» Итоговая диагностика знаний детей | Оформление проекта |
Сроки реализации проекта: 1-16 сентября 2011 г.
Проект не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования патриотизма дошкольников, проявлению любви и преданности родному краю, поселку. Главное – максимально использовать образовательный и воспитательный потенциал краеведения для развития интеллектуального и творческого потенциала детей.
Механизм реализации проекта
Организация опыта освоения содержания
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Краеведческие знания интегрируются
- в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную
Представления о малой родине успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Физическая культура», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация»).
- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует со хранению и укреплению здоровья дошкольников)
- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций)
- в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт поселка, состав ление маршрутов экскурсий и прогулок по посёлку; коллекциони рование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и воспитателями в социально-значимых со бытиях и прочее)
Примерное планирование краеведческой работы в рамках образовательной деятельности представлено в таблице 1.
Приложение 1
Примерное планирование краеведческой работы по проекту в рамках образовательной деятельности
Обр. область | Познание | Социализация | Чтение художественной литературы | Музыка | Художественное творчество | Физическая культура | Проектная деят-ть (совместно с родителями) | Тематические мероприятия | Конкурсы, выставки |
Дата | |||||||||
1.09 | Рассматривание карты, иллюстраций «Родные просторы Югры» | Сюжетно-ролевые игры на тему профессии наших родителей «Больница» | «Сказка о мальчике – хозяине лесной земли» Хантыйская сказка | «Корзинка с грибами» | Подвижная игра «Хейро» | Мини-проект «Создание видеофильма «Красота родной природы» | «День посёлка». Экскурсия в парк. | «Я рисую свою семью» Выставка в рекреации 1 этажа | |
2.09 | Видеофильм «Откуда взялось название нашего края ЮГРА?» | «Идэ». Хантыйская сказка | Разучивание танца «Тонконогий оленёнок» | «Кто спрятался в траве?» (аппликация) | |||||
5.09 | Беседа «Древние страницы истории ЮГРЫ» | «Богатырь» Хантыйская сказка | «Жители югорского леса» (рисование) | Подвижная игра «Олени и пастухи» | Мини-проект «Создание фотоальбома «Юный пойковчанин» | «Профессии наших родителей» Выставка в рекреации 1 этажа | |||
6.09 | Видеофильм «Достопримечательности Югры» | Сюжетно-ролевые игры на тему профессии наших родителей «Полицейский» | Прослушивание в группе «Народная музыка» | «Грибы для белочки» (аппликация) | Экскурсия в Музей ПСОШ № 1 | ||||
7.09 | Беседа «Мой любимый посёлок» | «Ими-Хиты и Вошинг Ворт» Хантыйская сказка | «Национальные узоры» (рисование) | Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз» | Мини-проект «Путешествие маленькой бусинки» (создание коллекции украшений из бисера с национальным орнаментом) | ||||
8.09 | «Ханты и манси – жители Севера» | Сюжетно-ролевые игры на тему профессии наших родителей «Парикмахерская» | «Отчего у зайца длинные уши?» Мансийская сказка | Прослушивание в группе «Народная музыка» | «Лекарственные растения Югры» (рисование) | Заседание клуба «Югорочка» (в детской библиотеке «Радость») | «Творческая мастерская» (Выставка поделок семейного творчества) | ||
9.09 | «Знакомство с жизнью народов Севера» | «Мальчик и девочка» Хантыйская сказка | «Оленёнок» (аппликация) | Подвижная игра «Ловля оленей» | Заседание клуба «Югорочка» (в детской библиотеке «Радость») | ||||
12.09 | «Знакомство с одеждой ханты и манси» | Сюжетно-ролевые игры на тему профессии наших родителей «Гостиница» | Прослушивание в группе «Народная музыка» | «Цветочки на полянке» (рисование) | |||||
13.09 | «Щедрые дары природы» | «Золотой конь» Хантыйская сказка | «Обитатели югорских водоёмов» (рисование) | «Ручейки и озера» | Экскурсия в Музей ПСОШ № 4 | «Югорские красоты» | |||
14.09 | Лесные жители тайги | Сюжетно-ролевые игры на тему профессии наших родителей «Кафе» | «Гордый олень». Мансийская сказка | «Рыбка плавала в пруду» (рисование) | |||||
15.09 | «Растительный мир севера» | Прослушивание в группе «Народная музыка» | «Рыбаки и рыбки» | Викторина «Свой край люби и знай» | |||||
16. 09 | «Как сохранить природу севера?» | Сюжетно-ролевые игры на тему профессии наших родителей «Школа» | «Ягодка-брусничка» Хантыйская сказка | Музыкальный праздник «Край мой любимый» | Конкурс стенгазет «Югра – наш уютный дом» |
Педагогические технологии, используемые в работе по проекту
Данная программа в соответствии со стоящими перед ней задачами и с учетом с учетом специфики дошкольного возраста подразумевает использование педагогом в работе нескольких технологий: игровой технологии, технологии личностно – ориентированного обучения, проектной технологии, здоровьесберегающих технологий, технологии «экологической сказки».
Используемые в ходе реализации проекта
методы повышения познавательной активности
Мотивация и активизация познавательной деятельности детей, повышение эмоциональной активности к краеведческим знаниям осуществляется через применение следующих методов:
- Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)
- Экспериментирование и опыты
- Придумывание сказок, рассказов
- Сюрпризные моменты
- Элементы творчества и новизны
- Игровые и воображаемые ситуации
- Решение логических задач
- Метод моделирования и конструирования
А также педагогу необходимо использовать такие методы обучения и развития творчества как:
- Эмоциональная насыщенность окружения
- Исследование предметов живой и неживой природы
- Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее)
- Игровые приемы
- Проблемные ситуации и задачи
- Неясные знания (догадки)
- Предположения (гипотезы)
Ориентация ребенка в образовательной области
О чем узнают дети - седьмой год жизни
У родного поселка есть свое название (имя), которое расска зывает о важном для людей событии прошлого или о знаменитом человеке. Названия улиц могут рассказывать о людях, событиях, хра нить память о чем-либо. Поселок гордится своими известными защитниками отечества, писателями, художниками. В го роде происходили раньше и происходят сейчас разные события, кото рые связаны с функциями (экономика, выставки и концерты). Об истории родного поселка и жизни его жителей рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, скульптура. В районе трудятся родители. В поселке строят новые и красивые дома, районы. Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают традиции.
Результатом реализации проекта должно стать освоение детьми определенного содержания краеведческих знаний.
Итоги освоения содержания
Достижения ребенка (Что нас радует)
- У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, в центральных улицах поселка. Знает и стремится выполнять правила поведения в нем.
- Ребенок проявляет интерес, любознательность по отношению к родному краю, его истории, необычным памятникам, к малой родине, использует местоиме ние «мой» по отношению к поселку, району, краю.
- С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование, создание мини-музеев.
- Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в со циально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с со бытиями военных лет и подвигами сельчан, стремится выразить позитивное отношение к его жителям.
- Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой де ятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.
Организация внешнего взаимодействия по проекту
Работа с родителями
Решение задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к своей родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.
Цель работы с родителями: организация работы с родителями, стимулирующей повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку.
Задачи:
- Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный колорит ХМАО-Югры
- Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края
- Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада
- Способствовать раскрытию творческих способностей в семье
Из бесед с родителями стало ясно, что привлечь их внимание к совместной деятельности по воспитанию патриотических чувств у наших дошкольников можно только через определенные формы работы, те, которые пользуются наибольшей популярностью: 73% родителей группы готовы участвовать в творческих конкурсах, проявляют активный интерес к участию в проектной деятельности, созданию совместных детско-родительских проектов, 41% - готовы к участию в фестивалях семейного творчества, 54% - проявляют интерес к спортивным соревнованиям «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья».
Формы работы с родителями
Так, нами были определены основные формы работы с родителями, способствующие их активному включению в педагогический процесс: участие в акциях, творческих конкурсах, проектная деятельность, участие в фотовыставках, посещение занятий, участие в праздниках, викторинах. Составлен примерный план работы с родителями.
Табл 2
Примерный план совместных мероприятий с родителями
Название мероприятия | Форма | Ответственный | Сроки проведения |
«Юный пойковчанин» | фотоальбом | Воспитатели группы | 1 неделя |
«Профессии наших родителей» | фотовыставка | Педагог доп.образования | 1 неделя |
«Красота родной природы» «Экология Югры» | видеофильмы | Воспитатели группы | 1 неделя |
«Путешествие маленькой бусинки» | создание коллекции украшений из бисера с национальным орнаментом | Воспитатели группы | 2 неделя |
«Югорские красоты» | Конкурс рисунков совместного творчества родителей и детей | Педагог доп.образования | 2 неделя |
«Югра – наш уютный дом» | Конкурс стенгазет | Педагог доп.образования | 2 неделя |
«Творческая мастерская» | Вставка поделок семейного творчества | Педагог доп.образования | 2 неделя |
«Край мой любимый» | Музыкальный праздник | Музыкальный руководитель | 2 неделя, пятница |
«Я рисую свою семью» | Выставка рисунков | Педагог доп.образования | 1 неделя |
Схема взаимодействия с социумом
Музеи
Пойковских СОШ №1, №4
Экскурсии в музей
Детский сад
«Солнышко»
Детская библиотека
«Радость», Клуб «Югорочка»
План совместных мероприятий, участие в работе клубе «Югорочка»
Оценка результативности проекта
Оценка результативности проекта осуществляется с помощью диагностического инструментария, предложенного в программе «Детство», но адаптированного к нашей теме.
Наше исследование показало, что развитие у современных дошкольников представлений о родном крае, о малой родине, отношение к ней зависят от позиции близких взрослых – родителей и педагогов. Поэтому диагностика в системе воспитания гражданских чувств у дошкольников включает блок методик для детей, направленный на выявление представлений об особенностях своего края и отношения к нему, и блок методик для изучения позиции педагогов и родителей по данной проблеме.
Цель диагностики: изучить особенности представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста и влияние на их развитие взаимодействия педагогов и родителей.
Задачи диагностики:
Выявить особенности представлений и характер отношения к малой Родине детей старшего дошкольного возраста.
Выявить характер проявления интереса к малой Родине детей старшего дошкольного возраста.
Выявить заинтересованность родителей в воспитании интереса к малой родине у старших дошкольников и компетентность педагогов в этой проблеме.
Методика диагностики включает комплекс методов, направленный на выявление особенностей представлений детей о родной стране и характер отношения к ней, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь полезное для своего района, города, страны.
Методика включает комплекс диагностических методов: беседу с детьми, анализ детских рисунков, экспериментальная ситуация «Вы бери книгу», наблюдение за деятельностью детей в развивающем цент ре «Моя Родина», анализ детских вопросов о родной стране. (Приложение 2)
Для выявления заинтересованности родителей в развитии пред ставлений дошкольников о России, воспитании интереса к родной стране целесообразно провести анкетирование родителей. (Приложение 3) Вопросы анкеты позволят выяснить отношение родителей к вос питанию у детей патриотических чувств, увидеть, как в семье знакомят детей с прошлым и современностью родной страны, воспитывают ин терес к ней.
Результаты анкетирования дадут возможность педагогам выявить настроенность, степень заинтересованности родителей в сотрудниче стве с педагогами и очертить круг проблем, в решении которых роди телям нужна помощь.
Анализ результатов практической реализации проекта в ДОУ «Солнышко»
Эффективность реализованного в детском саду проекта подтверждается следующей результативностью:
- Особенности представлений о родном поселке, родном крае стали более существенными у 73 % детей подготовительной группы, характер отношения к своей малой родине от неосознанного к устойчиво положительному стал проявляться у 82 % детей, что на 47 % выше в начале реализации проекта; у детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
- Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
- У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду, а также количественный состав их участников.
При реализации данного проекта было создано:
- комплексно-тематическое планирование мероприятий по проекту
- методические разработки сценариев мероприятий, акций краеведческого содержания объединенных в авторском пособии «Югорские россыпи»
- перспективный план работы с родителями по проекту
- положения о проведении творческих конкурсов «Юный пойковчанин», «Профессии наших родителей», Положение о конкурсах детских рисунков «Югорские красоты», «Югра – наш уютный дом», «Я рисую свою семью» (Приложение 3,4)
- видеофильмы «Красота родной природы», «Экология Югры», «Путешествуем с семьей по заповедникам Югры», «В гостях у ханты и манси»
- реализация ряда совместных с родителями дошкольников проектов привела к созданию альбома мини-музея игрушки, макета детского сада, которые дополнили содержание краеведческого уголка в группе (Приложение 5)
Данный проект может быть легко адаптирован к условиям любого дошкольного образовательного учреждения.
Трудоемкость осуществления проекта заключается в необходимости организации в группе увлекательной, богатой материалами краеведческого характера предметно-развивающей среды.
Список литературы
- Гордеев Ю. Птицы тайги. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 1985.
- Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.
- Жуковская Р.И., Виногладова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985.
- Заповедник «Малая сосьва». Под ред. А.М.Васин. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 1985.
- История геологического поиска. Под ред. А.Шедченко. М., Пента, 2003.
- Край, ставший судьбой. Нефтеюганск, 2000.
- Кречмар А.В., Забродин В.А. Животный мир Севера России. Россельхозиздат, 1987.
- Куриков В. Ханты-мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третьем тысячелетии. Екатеринбург, Зевс, 2000.
- Мазуренко М.Т., Москалюк Т.А.Крски северного лета.СПб., Алфавит, 1997.
- Нефтеюганск. Фотоальбом-путеводитель. Совместное издание НМУ «Музей реки Оби» и ГУП «Нефтеюганская типография».
- Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников». Страна чудес. М., 1998.
- Обские Угры. //Под ред. А.И.Райшева. Тюмень, ИФА, 2005.
- Пойковский. Подарочный буклет. Западно-сибирская полиграфическая компания, 2003.
- Природа Югры. Екатеринбург, Магеллан, 2008.
- Сердце Югры: Нефтеюганский район. Екатеринбург, Баско, 2005.
- Салмин В. Сибиряки. Екатеринбург, Сократ, 2005.
- Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург. Тезис, 2000.
- Сказание о земле Югорской. //Под ред. Н.Л.Западновой. Тюмень, ИФА, 2005.
- С чего начинается Родина?//Под ред. Л.А.Кондрыкинской. М., Сфера, 2003 г.
- Система экологического воспитания в ДОУ. Составитель – О.Ф.Горбатенко. Волгоград, 2007
- Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008
- Методическая литература для занятий с детьми художественным творчеством:
- Волшебные комочки: пособие для занятий с детьми.// Авт.-сост. А.В.Белошистая, О.Г.Жукова. М., Аркти, 2006.
- Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. СПб., Детство-пресс, 2003 г.
- Дубровская Н.В. Яркие ладошки. СПб., Детство-пресс, 2006 г.
- Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду.Ярославль, 2007
- Список художественной литературы для чтения детям:
- Вагатова М. Маленький тундровый человек. Тюмень, СофтДизайн, 1996.
- Детские сказки варьёганских ханты. //Сост. Н.Б.Кошкарёва. Ханты-Мансийск, Полиграфист, 2006.
- Конькова А.М.Сказки бабушки Аннэ. М., Мария, 1993.
- Конькова А.М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996.
- Лагунов К. Как искали тюменскую нефть. М., Малыш, 1981.
- Приключения Морошки. Стихи, рассказы, сказки.// Под ред. А.Кердан, В. Блинов.Екатеринбург, Сократ, 2002.
- Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.
- Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. – Л., Просвещение, 1991.
- Слинкина Г. Как Мышата и Лягушата внучатами стали. Хантыйские сказки. Екатеринбург, 1992.
- Чучелина Т. Сказки Югры. М., Наш современник, 1995.
- 11. Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. Альбом. СПб., Просвещение, 1994.
Приложение 1
Диагностический инструментарий
Беседа с детьми на тему «Моя Родина»
Цель — выявление особенностей представлений старших дошколь ников о родной стране и отношения к ней.
Материалы: изображения гербов и флагов разных стран.
Организация диагностической процедуры.
Беседа проводится по вопросам:
Как называется город, в котором ты живешь?
Как называется страна, в которой ты живешь?
Выбери из предложенных герб, флаг своей страны.
В каких городах нашей страны ты еще бывал?
О каких городах ты слышал?
Если бы приехал друг из другой страны, что ты ему мог бы рас сказать о своей стране?
Расскажи, что ты знаешь об истории свой страны. (Как в ней жили люди раньше?) Откуда ты это узнал?
Что бы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоем городе стало лучше?
Как ты думаешь, ты любишь свою страну? Почему ты так думаешь?
Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие» желания — для всей страны, для всего города, — какие бы три желания ты загадал бы?
Анализ детских рисунков на тему «Моя Родина»
Цель диагностики — уточнить представления детей о родной стране, выявить, что дети старшего дошкольного возраста вкладывают в пони мание слова «Родина», какие чувства она вызывает у дошкольников.
Методика проведения.
Детям предлагается задание: «Нарисуйте свою Родину такой, какой вы ее представляете». Для чистоты экспериментальных данных пред варительная беседа на данную тему не проводится.
Анализ детских работ проводится по следующим критериям:
- содержание рисунка;
- расположение его на листе;
- цвета, которыми пользовались дети в процессе рисования;
- комментарии к рисункам и вопросы, которые возникали у детей.
Анализ рисунков проводится по их содержанию и общим для всех рисуночных диагностик параметрам.
Диагностическая ситуация «Выбери книгу»
Цель диагностики — определить проявление интереса к особеннос тям своей страны, желание узнать о ней больше.
Методика проведения.
Детям предлагается сделать выбор из пяти разных по содержанию, но равно привлекательных по оформлению книг, например:
Моя первая книга о животных: научно-популярное издание для детей. — М.: «Россмен-пресс», 2004.
Моя первая книга о человеке: научно-популярное издание для детей.— М.: «Россмен-пресс», 2004.
Моя первая книга об искусстве: научно-популярное издание для детей.— М.: «Россмен-пресс», 2004.
Моя первая книга о технике: научно-популярное издание для детей. — М.: «Россией-пресс», 2004.
Города России. Серия «История России». — М.: «Белый город», 2005.
Инструкция.
Экспериментатор говорит ребенку: «Выбери самую интересную для тебя книгу из пяти, затем из четырех оставшихся, из трех и из двух и ответь, почему ты выбираешь эту книгу».
В протоколе фиксируется положение каждой книги в выборке.
Данная методика позволит определить, какую книгу чаще всего выбирают дети, с чем связан их выбор: привлекательный внешний вид, интересное содержание книги, наличие интереса в данной кон кретной области знаний. Анализ детских выборов даст возможность определить, проявляется ли у детей интерес к знакомству с особен ностями своей страны.
Наблюдение за деятельностью детей
в развивающем центре «Моя Родина»
В развивающих центрах старших групп детского сада представлены материалы по теме «Мы живем в России». Это могут быть: книги о городе и стране, альбомы с фотографиями достопримечательностей нашей страны, изделия народных промыслов, народные игрушки, куклы в национальных костюмах, разнообразные настольные игры (пазлы, вкладыши, кубики, настольные конструкторы «Наш город»), альбомы для раскрашивания.
В ходе наблюдения отмечаются:
как часто дети обращаются к пособиям развивающего центра; какие пособия вызывают у детей больший интерес; обращаются ли дети за разъяснениями, дополнениями к педагогу; способствуют ли представленные в центре материалы возникнове нию разговоров, игр на темы родной страны; как воспитатель использует материалы центра в совместной дея тельности.
Для изучения проявления интереса старших дошкольников к раз ным сторонам жизни родной страны целесообразно провести анализ вопросов о стране, которые дети задают в повседневной жизни.
Анализ вопросов детей
В ходе диагностики важно проанализировать вопросы, которые за дают дети старшего дошкольного возраста об истории, о современности, о разных сторонах жизни (социальной, экономической, об окружа ющем, о возможном будущем).
При этом следует обратить внимание на то, слушает ли ребенок ответ, насколько внимательно он его слушает, как часто ребенок за дает один и тот же вопрос.
При этом вопросы могут фиксироваться, анализироваться и раз деляться на группы по критериям, представленным в таблице.
Критерии для анализа вопросов детей | Количество вопросов | Критерий часто проявляется | Критерий иногда проявляется | Критерий редко проявляется |
1) Вопросы касаются: | ||||
— истории, | ||||
— современности. | ||||
— возможного будущего. | ||||
2) Вопрос задается: | ||||
— из любопытства, | ||||
— под влиянием познавательного инте реса. | ||||
— по просьбе кого-либо. | ||||
3) Отношение к ответу воспитателя: | ||||
— внимательно слушает, | ||||
— слушает невнимательно, отвлекаясь. | ||||
4) Область интереса ребенка: | ||||
— социальные отношения, | ||||
— экономика, | ||||
— окружающий мир. | ||||
— география, | ||||
— природа. | ||||
5) Как часто повторяется один и тот же вопрос: | ||||
— спустя несколько часов после того, как был задан, | ||||
— через несколько дней (для уточне ния). | ||||
— повторяется через короткий проме жуток времени, так как невнимательно слушался ответ |
Анализируя вопросы детей, педагог может определить, задают ли дошкольники вопросы о жизни страны в повседневной жизни, как часто, чем дети больше всего интересуются, что стимулировало позна вательный интерес детей к этим явлениям и насколько он устойчив.
Анализ представлений старших дошкольников о родной стране, особенностей отношений к ней может быть проведен на основе сле дующих критериев:
- особенности представлений о родной стране (существенные или несущественные; связаны с одной стороной жизни страны или разнообразны);
- характер отношения дошкольника к родной стране (осознанное, устойчивое положительное, недостаточно осознанное, неопреде ленное), способность самостоятельно отвечать на вопросы;
- проявления интереса к истории, культуре страны, желание узнать о ней больше;
- самостоятельность суждений (отвечает на вопросы с помощью взрослого, не отвечает на большинство вопросов).
Полученные с помощью комплексной методики результаты позво ляют выделить разные уровни развития основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень. Ребенок имеет разнообразные представления о род ной стране, его представления носят разносторонний характер; с удо вольствием рассказывает о ее городах, истории, природе; проявляет ак тивный познавательный интерес к знакомству со страной — задает во просы о разных сторонах жизни страны, интересуется новыми материалами в развивающем центре.
Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, с интересом рисует ее, может объяснить, что ему нравится в родном городе, стране, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем городе (стране), чтобы сделать в ней жизнь лучше, интереснее.
Средний уровень. Ребенок имеет некоторые представления о стра не — ее символике, городах, культуре. Самостоятельно рассказывая о стране, не активен, но с удовольствием отвечает на вопросы взрослого, увлекается отдельными эпизодами. Интерес к особенностям своей стра ны неустойчив, ситуативен, проявляется под влиянием фильмов, бесед педагога, разговоров детей, кинофильмов и быстро угасает. В экспери ментальных ситуациях ребенок может выбрать игру или книгу о родной стране, но его выбор связан с внешним видом или новизной пособия.
Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стра не, может рассказать, что ему нравится в родном городе, районе, но его отношение недостаточно осознанно, ребенок не стремится пред лагать свои идеи по улучшению жизни в районе, городе, стране.
Низкий уровень. Ребенок имеет достаточно скудные представления о родной стране, может путать названия страны и города, не знает симво лики страны, ее особенностей. На вопросы педагога отвечает однослож но, неэмоционально. У ребенка отсутствует познавательный интерес к жизни страны, он не задает вопросов о стране, не проявляет интереса к играм, книгам, разговорам детей об ее истории и современности.
Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родной стране, но оно носит неустойчивый характер.
Приложение 2
Анкетирование родителей
Вопросы анкеты позволят выяснить отношение родителей к вос питанию у детей патриотических чувств, увидеть, как в семье знакомят детей с прошлым и современностью родной страны, воспитывают ин терес к ней.
1. Считаете ли вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?
2. Как вы развиваете представления о своей стране, отношение к ней у своего ребенка?
3. Как вы считаете, с какого возраста ребенка нужно знакомить с историей России, символикой страны?
4. Как вы воспитываете у вашего ребенка любовь к городу, стране?
5. Есть ли у вашего ребенка и у вас любимое место в городе?
6. Довольны ли вы знаниями ребенка о нашей стране, ее истории? Почему?
7. Считаете ли вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?
8. Какие формы взаимодействия с педагогами по воспитанию со циальной компетентности маленького гражданина были бы вам инте ресны:
— «круглые столы» со специалистами по данной теме;
— совместные экскурсии, походы;
— конкурсы по темам истории и современности России;
— встречи для родителей по проблемам воспитания граждан ских чувств у современных дошкольников;
— домашнее чтение ребенку предложенной литературы, обсуж дение событий из истории страны;
— другое_______________________________________________
Результаты анкетирования дадут возможность педагогам выявить настроенность, степень заинтересованности родителей в сотрудниче стве с педагогами и очертить круг проблем, в решении которых роди телям нужна помощь.
На этом этапе диагностики важно изучить компетентность пе дагогов в вопросе воспитания основ гражданских чувств у дошколь ников и отношение их к взаимодействию с родителями по данной проблеме. Для этого можно провести анкетирование педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект по социально нравственному воспитанию детей «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО СОЦИАЛЬНО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ» Составила и провела педагог дополнительного образованияБулатова И.Н. МАДОУ МО №11 «Ёлочка» г. Нягань...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию и изо деятельности тема: "Золотые россыпи России"
Занятие расчитано для детей старшего дошкольного возраста. Занятие способствует формированию у детей знаний о народно - прикладном искусстве, а так же воспитывает у детей любовь к нар...
Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группы Тема: "Жостовские россыпи" — рисование по замыслу
Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.Закреплять умение вписыва...
Ягодные россыпи Ямала
Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматических средств языка для детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
КОНСПЕКТ НОД : «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ»
• Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;• Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;• Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;• ...
творческий проект"ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ "и дидактические игры по мотивам народного творчества.
Цель проекта:Создание условий для формирования и развития основ художественнойкультуры ребёнка через народное декоративно- прикладное искусство на примере Хохломского народного промысла.Способствовать...
Программа нравственно – патриотического воспитания «СЕВЕРНЫЕ РОССЫПИ»
Программа «Северные россыпи» — это обобщенный опыт работы педагогов по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группах краеведческой работы.Прогр...