Занятие "Как узнать зиму?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Как узнать зиму?»
(обобщающая беседа)
Задачи: 1.Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе; 2.Закрепить знания детей о жизни и приспособлении растений, животных, птиц к зимним условиям; 3.Формировать эмоционально-эстетическое отношение к зимним явлениям природы; 4.Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях меньших.
Развивающая среда: картины на зимнюю тематику; запись произведений А.Вивальди «Зима»; карта со следами животных; маленькие картинки с изображением белки, лося, зайца, волка, лисы; рассказ В.Бианки «Книга зимы»; карта маршрута зимнего путешествия; линейка; бумажная кукла; бумага для рисования, краски, кисти для рисования.
Ход занятия
Воспитатель:- Ребята! Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте:
Воспитатель читает стихотворение:
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину,
Метет и кружится пурга.
Вы узнаете зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли, недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаете зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину,
Нет веселее той поры!
Вы узнаете зиму?
Мы принесем густую ель
На праздник наш любимый,
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаете зиму.
Воспитатель: – Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети:- О зиме.
Воспитатель: – По каким признакам вы узнали зиму?
Обсуждение с детьми
Воспитатель:- Ребята, назовите мне, пожалуйста, зимние месяцы.
Дети:- Декабрь, Январь, Февраль
Воспитатель:- А теперь давайте сравним погоду, которая у нас зимой с осенней погодой.
Дети сравнивают погоду, определяют характер погоды и осадков зимой и осенью.
Воспитатель:- Ребята, а как у нас зимуют растения?
Дети:- Деревья и кусты стоят без листьев, погружаются в сон. Зимой мало влаги, света, питательных веществ; Под снегом зимуют семена трав, а весной они прорастают.
Воспитатель:- Молодцы! А как вы думаете, почему мы не встречаем насекомых?
Дети:- Они спят, запрятавшись в трещины коры, под листья и землю. Некоторые бабочки улетели в теплые края.
Воспитатель:- Правильно! А почему у нас мало птиц зимой?
Дети:- Часть птиц улетело в теплые края- это перелетные птицы, а остальные остались.
Воспитатель:- Какие птицы у нас улетели? И почему они улетели?
Дети:- Скворцы, Ласточки, Жаворонки, Чиж, Грач….. Им нечем питаться. С похолоданием исчезли насекомые, не осталось семян и ягод.
Воспитатель:- Ребята! Какие птицы остались с нами?
Дети:- Воробьи, Голуби, Вороны….
Воспитатель:- Ребята, а как вы думаете, что птицам страшнее: голод или холод? Почему?
Дети: ответы детей
Воспитатель:- Молодцы, правильно! Как у нас живут звери в лесу зимой?
Дети:- По- разному. Заяц и белка поменяли шубки на зимние. Белка в дупле питается своими запасами, которые сделала осенью. Медведь, барсук и ёжик спят в норах и берлоге…. О домашних животных заботятся люди - дают им корм…
Воспитатель:- Ребята! А как изменился труд людей зимой?
Дети:- Зимой много снега и люди его расчищают, работает много спецтехнике- снегоуборочные машины…
Воспитатель:- Ребята! А вам нравится зима? Чем?
Дети:- Дети высказывают своё мнение, рассказывают о зимних забавах….
Воспитатель:- Вот видите, как весело можно проводить время зимой и совсем не скучно, несмотря на то, что все кругом белым бело.
Воспитатель:- Ребята! А кто из вас знает пословицы, поговорки о зимнем времени года? О зимних месяцах?
Дети:- Декабрь год кончает, а зиму начинает; Любишь кататься - люби и саночки возить; Холодная зима- жаркое лето; Февраль придет, все пути занесет.
Воспитатель:- Ребята! Не слышно в лесах весёлого щебетанья птиц, не часто можно встретить на тропинках лесных зверей. Однако о том, что звери выбегали на полянку говорят вот такие таинственные знаки и черточки. А что это за знаки, точки, запятые мы сейчас узнаем. Я сейчас прочитаю вам рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Книга зимы».
-Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поле и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. Днем идёт снег. Кончится – страницы чистые. Утром идёшь – белые страницы. Утром идёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, черточек, точек, запятых.
Воспитатель:- Как думаете, кто оставил эти таинственные знаки? (Ответы детей.)
Воспитатель:- Соотнесите следы с рисунком животного, которому они принадлежат. (Дети выполняют задание.) Если не справляются, помочь с помощью загадок.
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
(Белка)
Серый, страшный и зубастый
Произвёл переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех...
(Волк)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы?
(Заяц)
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает
За собой все следы заметает?
(Лиса)
Не голос – громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нем - громадные рога,
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он – сохатый, значит –
(Лось)
Воспитатель:- А сейчас я предлагаю вам немножко подвигаться- отдохнуть.
Физкультминутка
Закружились, завертелись
(Покружиться на месте.)
Белые снежинки.
Вверх, взлетели белой стаей
(Поднять руки.)
Лёгкие пушинки.
(Покружиться на носках.)
Чуть затихла злая вьюга-
(Опустить руки, встать прямо.)
Улеглись повсюду.
(Присесть.)
Воспитатель:- Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Четвертый лишний». Вам нужно услышать лишнее слово и, объяснить, почему это слово лишнее.
Декабрь, январь, февраль, июнь.
Синица, дятел, скворец, сорока.
Шуба, свитер, сарафан, валенки.
Гирлянда, кубик, шарик, хлопушка.
Воспитатель:- Ребята, я вам предлагаю отправиться в зимнее путешествие. А вот карта маршрута. Вот с этого места на карте мы должны начать своё путешествие. Поставим сюда нашего человечка. От этого места тропинки ведут к двум кустарникам. Кроме того, на полянке растут и несколько деревьев. Ребята, а вот вопрос: «Вспомните, чем кустарник отличается от дерева?»
Дети:- У дерева один большой ствол, а у кустарника несколько, но более тонких.
Воспитатель:- Правильно! Нам нужно поставить нашу девочку к кустарнику, расстояние до которого 12 сантиметров. (Дети с помощью линейки измеряют расстояние от одного кустарника, и расстояние до другого кустарника. Ребенок переставляет человечка в то место, расстояние, до кустарника, которого равняется 12 сантиметрам.)
-Итак, ребята, мы добрались до куста сирени. Отсюда дорожки ведут к дереву осине и к дереву березе. К какому же из них нам пойти? От сирени нужно пройти к дереву, расстояние до которого будет равно 15 сантиметрам. (После того как расстояние будет измерено вновь переставить девочку на карте к нужному дереву)
Воспитатель:- От осинки идут три дорожки- к березе, к большой ёлочке и ёлочке маленькой. Нам нужно выбрать дорожку, которая приведет нас к зимней тайне. Куда нам пойти? А для этого нам нужно решить примеры, написанные на дорожках, и тогда мы сможем выбрать нужную дорожку. Та, дорожка которая будет самая длинная и приведет нас к тайне.
7+3=
15-4=
5+4=
После решения примеров снова переставить девочку на нужную дорожку. Ну что же, мы с вами успешно справились со всеми заданиями, и предлагаю нам посмотреть, чей домик спрятался у нас под нашей ёлкой. (Сюрпризный момент-берлога медведя.)
Воспитатель:- Ребята! Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов сочинять музыку, поэтов- стихи. Сейчас я вам предлагаю рассмотреть картины зимнего пейзажа. Вместе с вами полюбоваться красотой зимнего пейзажа. И хочу, чтобы вы самим на некоторое время стать художниками и изобразили в своих рисунках радостные зимние впечатления.
Звучит запись Антонио Вивальди «Зима»
(Дети под музыку рисуют свои пейзажи)
Воспитатель:- Молодцы, ребята! (Рассмотреть рисунки детей.) Сегодня на занятии мы много говорили о зиме, вспомнили, какая погода бывает зимой, как зимуют звери, птицы, насекомые, растения, как проводят зимнее время люди. Познакомились с новым рассказом Бианки «Книга зимы»; Научились распознавать следы животных на снегу; и т.д. Вы все сегодня молодцы и хорошо справились со всеми поставленными задачами. Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Если ты узнаешь Север - не забудешь никогда.
Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе. Заключительная викторина....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «УЗНАЙ И НАЗОВИ ОВОЩИ»
Конспект познавательного занятия во второй младшей группе...
Конспект занятия "Путешествие в сказку "Как щенок узнал, кто важнее".
Комплексное занятие по развитию речи по теме "Домашние животные" с элеметами театрализации....
1,2,3,4,5,-я хочу у вас узнать!
Это занятие для детей старшего дошкольного возраста,где подводятся итоги полученных знаний о Родине, родном крае, любимом городе, через математические игры, увлекательные задания и художест...
«Традиционные и инновационные методы реализации экологического воспитания в детском саду»чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.
Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав - невозможно не любить....
Тематическое планирование в ДОУ на основе модели трех вопросов «Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать?»
Тематическое планирование в ДОУ на основе модели трех вопросов «Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать?» Тематическое планирование в программах дошколь...
Родительское собрание "Модель трех вопросов - «Что мы знаем? Что хотим узнать? Как узнать?»"
Собрание родительское - модель "Три вопроса"«Что мы знаем? Что хотим узнать? Как узнать?»Слайд 2«Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с б...