Воспитание патриотических чувств
статья по окружающему миру по теме

Консультация для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_patrioticheskih_chuvstv.docx547.7 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности совсем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Однако если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста?

Внимательные наблюдения за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяют сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны не только с настоящим, но и с будущим. Проявление интереса детей к окружающему миру взрослых находит отражение в их вопросах, в свободной изобразительной деятельности, в желании слушать рассказы воспитателя и книги о героях войны, о жизни разных народов. Показательны в этом отношении и игры детей. В них отражаются все яркие события жизни страны.

Дети старшего дошкольного возраста могут принимать посильное участие в труде на общую пользу, в охране природных богатств страны, и они хотят это делать. Дети с удовольствием выступают с концертами перед ветеранами Великой Отечественной войны, посылают солдатам свои рисунки и поделки.

Все это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда-то факты и события.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван-Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь.  У каждого народа свои сказки, и все они по-своему передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ.

«Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть, и глубокая любовь к человеку, к Отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране.

Иногда впечатления детства могут быть связаны с восприятием социальных явлений, и это тоже формирует мироощущение, отношение к окружающему.

Например, ребенок впервые возложил цветы у Вечного огня неизвестному солдату, он хорошо запомнит этот торжественный момент, салют в честь Великой Победы, ликование, смех, хорошее настроение окружающих людей. И хотя его ум еще не достаточно был подготовлен к оценке происходящего, впечатления уже формировали отношение к миру.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной.

Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное. Он может не увидеть главного или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботится о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся  на благо своей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день, - это и есть Родина и что быть гражданином Росси – большая гордость. Целенаправленная педагогическая работа развивает, воспитывает чувства, формирует убеждения ребенка.

Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослым дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т.д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка,

При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует.

В детском саду такие беседы лучше проводить с небольшими группами детей, чтобы сохранить интимность обстановки. Это побуждает ребят к откровенности при выяснении интересующих их вопросов. В таких беседах важно, чтобы ребенок почувствовал отношение взрослого к фактам, событиям, о которых он рассказывает. Дети равно чувствуют и искренность, заинтересованность и малейшую фальшь в отношениях, безразличие. Воспитателю следует избегать многословных объяснений. Гораздо большую роль играет удачная реплика, правильно подобранный эпитет.

Дети пришли в парк. Осень. Желтые листья медленно падают с деревьев и покрывают землю золотым ковром.

- Посидим тихонько, посмотрим вокруг,- говорит воспитатель. (Дети садятся на скамейку, любуются осенней природой.) – Как хорошо в нашем парке,- продолжает педагог.- И день сегодня такой красивый…

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах-

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят…летят…летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

(Е. Тургенева. «Осень»)

Потом можно поиграть, побегать, собрать букет осенних листьев. А когда, вернувшись с прогулки, дети будут рисовать, то на их рисунках, на тему «Наш парк» непременно окажутся и «паутинки с паучками в серединке», и «платье золотое у березы на плечах».

Совсем другим будет разговор педагога с воспитанниками, когда речь пойдет о событиях, вызывающих гордость и восхищение достижениями российских граждан.  «Дети, вы слышали? Наши врачи разработали вакцину против страшной болезни! Вот их фотографии – посмотрите. И педагог коротко рассказывает ребятам о важности этого события для человечества в целом, выражает свое восхищение».

Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, к детскому саду, затем – к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что, воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.

Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело.

Мать наградили грамотой. Отец поздравляет её и объясняет шестилетней дочери, что маму наградили за отличную работу, добросовестное отношение к должностным обязанностям, за доброту и сердечность, веру и заботу о воспитанниках. Вот какая наша мама! И у дочки рождается гордость за свою маму, она видит в ней не только любимую маму, но и человека из того большого мира, который так интересует ребенка и войти в который так стремится.

У многих детей есть бабушки и дедушки. Дети любит их, привязаны к ним. Но знает ли внук, что у дедушки есть ордена и медали? За что он их получил? Каждый орден и медаль – это рассказ о героизме человека.

Расширить интересы детей, вывести из узкого личного мирка, показать через малое большое, показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, всей страны очень важно для воспитания патриотических чувств. Организованная таким образом работа будет способствовать и воспитанию ещё большей любви к родителям, и воспитанию любви к своей стране.

Тот же принцип – через малое к большому – следует сохранять и при воспитании у детей любви к своему городу или селу. Дети должны понять, что их город, село, лес, река, поле – частица Родины. Хорошо, если дошкольники будут знать, какие достопримечательности есть в городе, узнают о лучших людях, которые трудом прославляют не только свой город, но и всю страну. Знакомя детей с родным городом, селом, нужно обращать внимание  на памятники, музеи; следует подчеркнуть при этом, что люди из других городов приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторический памятник, поклониться погибшим героям. Мысль, что родной город, село дороги и интересны всем, пробуждает гордость за родной край.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни народа, всей страны. Приобщение к традициям происходит постепенно. Сначала воспринимает отдельные факты, затем с помощью взрослых обобщает их.

Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков стоит на нашей земле. Дети должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций (хотя и злоупотреблять ими тоже не следует). Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а явятся началом патриотических чувств.

Одна из граней патриотического воспитания – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Родителям рекомендуется рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, для чего это нужно.

При ознакомлении детей с трудом взрослых важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране.

Ребенок часто бывает с родителями в магазине. Батоны, булочки, бублики, хлеб белый, черный… Кто и как его вырастил? Кто испек? Кто привез в магазин?

В простой и доступной форме взрослый должен рассказать детям, какой ценой достаётся людям хлеб, как тесно связаны в труде люди различных специальностей: комбайн сделали рабочие города, бензин для него добыли нефтяники, испекли хлеб пекари, привезли его в магазин шоферы, продают его продавцы. Важно, чтобы ребенок к семи годам уже знал эту «цепочку», имел представление о том, как хлеб появляется у него на столе. Все эти знания рождают глубокое уважение к трудовому человеку.

Итак, окружающая действительность, если ребенок воспринимает ее при целенаправленном руководстве взрослого, становится средством патриотического воспитания дошкольников. Но не менее сильным средством воспитания любви к Родине, так же как и воспитания гуманных чувств, может стать художественная литература, искусство.

У нас создано для детей много высокохудожественных произведений разных жанров: стихи, рассказы, очерки. В патриотическом воспитании детей велика роль книги о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Важно, чтобы именно в дошкольном возрасте дети познакомились с такими произведениями, на них они учатся сопереживать. Нельзя не согласится с Сухомлинским, когда он пишет: «Сопереживанию надо учить – так же вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые самостоятельные шаги. Сопереживание – эта одна из самых тонких сфер познания, познания мыслями и сердцем».

Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения надо с большей осторожностью, чтобы не разрушить, а закрепить эмоциональное воздействие.

Важно правильно определять время чтения того или другого произведения, учитывая настроение детей, предыдущую деятельность, т. е. делать все для того, чтобы произведение воздействовало на ребенка в большой мере.

Для воспитания патриотических чувств, гордости за свою страну необходимо читать детям также произведения классиков русской литературы – А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, стихи С.А.Есенина, А.А.Блока, Ф.И.Тютчева. Нужно сказать детям, что произведения этих писателей известны во всем мире.

При воспитании патриотических чувств, так же как и при воспитании гуманных чувств, важно не количество прочитанных ребенку книг, а правильный, строгий отбор их и последующая беседа.

Что может знать о своей стране ребенок старшего дошкольного возраста, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к Отечеству стало осознанным и прочным?

Для воспитания патриотических чувств важны исторические знания. Детям нужно рассказывать о героизме людей в годы Великой Отечественной войны. Примеры беспредельной преданности своему делу, Родине служат для ребят своеобразной школой патриотизма.

Детям необходимо знать о сегодняшней жизни Родины. Нужно рассказывать детям и о будущем нашей страны, о том, какие будут построены дома, машины. Такие знания научат их мечтать, ощущать себя (пусть пока в воображении) активными гражданами своей страны.

Опираясь на эти ведущие положения при отборе знаний о стране, можно составить примерную программу обучения детей старшего дошкольного возраста: они должны знать, что Россия – многонациональная страна, что необходимо жить в мире и дружбе с людьми разных национальностей.

Как же нужно организовать педагогический процесс, чтобы дошкольники, усвоили необходимые знания о стране и чтобы одновременно велась работа по воспитанию патриотических чувств?

Одним из важных принципов построения того педагогического процесса является тематическое планирование познавательного материала. На каждую тему выделяется определенное время, часто оно приурочивается к знаменательным датам. Темы в течение года повторяются, продолжаются, между ними устанавливается логическая связь. Тематическое планирование способствует не только лучшему усвоению знаний, но и воспитанию чувств, так как создаются условия для повторения однотипных переживаний. Такое повторение делает переживание ребенка более глубокими, прочными. Но при этом следует опасаться эмоциональной адаптации, т.е. привыкания к восприятию, что влечет за собой не повышение, а снижение интереса, затухания чувств. Поэтому, приступая к работе по той или другой теме, воспитателю важно продумать, как он подготовит детей к восприятию фактов и событий, на каких примерах остановит внимание детей, расскажет подробнее, а для каких достаточно будет лишь реплики, замечания.

«Хочется посоветовать молодому педагогу, воспитывающему маленьких детей, - пишет В.А.Сухомлинский, - вдумчиво, осмотрительно готовьте ребенка к тому моменту, когда вы произнесете свое первое слово о величии и могуществе родной земли. Слово это должно быть вдохновенным, одухотворенным благородными чувствами…».

Различные темы воспринимаются детьми по-разному, но все возникающие у детей в связи с узнаванием материала эмоции и чувства сливаются в одно большое чувство – любовь к Родине. Так, разные по содержанию и по своей эмоциональной направленности темы: «Природа нашей страны», «День России», «Российская Армия – защитница Родины» и т.п. – раскрывают одно понятие – «Родина» и  способствуют пробуждению патриотических чувств.

Итак, первым условием усвоения знаний о родной стране и воспитания чувств ребенка является правильное определение эмоциональной направленности каждой темы, и по от этого зависит выбор конкретной методики, педагогических приемов, используемых воспитателем на занятиях и в другой деятельности детей.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении побольше узнать о ней, но и желании, потребности трудится на благо Отечества, бережно относится к ее богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка-дошкольника невелики и несложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности.  Детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример.

Участие в общих делах воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого.

Труд с общественной мотивацией нужно организовывать и в детском саду, и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок 6-7 лет должен иметь постоянные поручения не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. К сожалению, и в детском саду, и дома трудовые поручения детей часто имеют характер необязательный, формальный. Взрослые всегда готовы выполнить за ребенка его работу, а это снижает его ответственность за качество и результат труда, не приучает добиваться поставленной цели.

Все сказанное относится и к воспитанию патриотических чувств. Можно ли говорить, что человек любит свою страну, если он безответствен, если ему безразлично качество выпускаемой им продукции? Ответственное, серьезное отношение к делу воспитывается у детей в дошкольном возрасте при выполнении ими посильных трудовых заданий.

Если детям как старшим в детском саду поручили ухаживать за клумбой или следить за порядком на участке (не одной группы, а всего детского сада), то от них нужно требовать добросовестного выполнения порученного дела: они должны сами увидеть и устранить непорядок, поливать растения, рыхлить землю – словом, сделать все, что необходимо, не надеясь на взрослых. Конечно, воспитатель поможет им, подскажет, что и как нужно еще сделать, но при этом он должен поддерживать активность и инициативу самих детей.

Действенным средством такого трудового воспитания является похвала, поощрение. Периодически следует обсуждать с детьми, как выполняются поручения, как заинтересованность того, кто пока еще недостаточно активно и ответственно относится к общему делу.

Бережное отношение к общественному добру, к природе родного края следует воспитывать с помощью бесед, чтения художественной литературы, но прежде всего путем включения детей в практическую деятельность. Конечно, ребенку нужно рассказать и показать, как необходимо выполнять ту или иную работу. На своем огороде ребята могут посадить картофель, лук, укроп, петрушку вырастить овощи и собрать урожай.

Активное участие могут принимать старшие дошкольники в работе по охране природы. Многое им доступно: уход за животными, подкормка птиц, выращивание кустарника, деревьев и др. Бережное отношение к природе воспитывает любовь к родному краю.

В патриотическом воспитании дошкольников важное место занимают игры. Самостоятельная игровая деятельность детей рождается из потребности познавать окружающий мир, быть его участником.

Воспитательное значение творческих игр усиливается еще оттого, что, как правило, они носят коллективный характер. Дети объединяются на основе общих переживаний, общих интересов.

Игры одновременно и средство воспитания, и показатель глубины чувств и представлений детей.

Источником детских игр обычно являются жизненные впечатления, а также впечатления, получаемые детьми от художественной литературы, искусства. Но всегда такие впечатления сразу отражаются в игре. Нужно, чтобы у ребенка появились достаточно четкие представления о том, что он увидел или услышал, сформировалось вполне осознанное эмоциональное отношение к узнанному, отношение, пробуждающее у него желание подражать героям художественного произведения или наблюдаемого явления. В этом большая роль принадлежит педагогу. Чтобы игра стала действенным средством воспитания, он должен помочь ребенку увидеть главное в воспринимаемых им фактах и событиях, а затем тактично, ненавязчиво руководить игрой.

Педагог, использующий игру как средство патриотического воспитания детей, должен обращать внимание дошкольников на соответствующие явления окружающей жизни, подбирать художественные произведения и стараться донести их содержание до сознания детей, чтобы оно вызвало у них необходимый эмоциональный отклик, желание играть; педагог должен также продумать возможное содержание игры и те разнообразные роли, которые дети могут брать на себя в игре. Кроме того, он должен обеспечить детей игрушками, необходимыми атрибутами, помогать им советами, предложениями.

Не следует забывать, что игра должна оставаться самостоятельной деятельностью детей (в отличие от занятий), обязательно предполагающей творчество, выдумку, инициативу участников на основе их личного опыта, интересов, потребностей.

Ребенку часто хочется выразить свои чувства, отношение к какому-либо предмету, событию или явлению в изобразительной деятельности – рисунке, лепке, аппликации. Поэтому в группе следует выделить место для самостоятельной продуктивной деятельности детей, разложив там карандаши, краски, цветную бумагу. По мере того как воспитанники знакомятся на занятиях с государственной символикой (Герб, Флаг России), с народным творчеством, с предметами быта, одеждой народов разных республик, в уголке изобразительной деятельности можно выставлять эти предметы, выполненные из глины, папье-маше, бумаги, и предлагать детям раскрасить их, когда у них будет желание.

Наряду с индивидуализированными формами выражения своего отношения к окружающему (свободная изобразительная деятельность) важно, чтобы в детском саду у воспитанников были общие переживания, общие дела. Коллективные переживания, которые выпадают на долю детей в дошкольном возрасте, оставляют след на всю жизнь.

Справедливость этого положения проверена практикой работы.

Воспитатели находят много интересных дел, которые объединяют детей общими переживаниями: организация тематических выставок, долгосрочных и кратковременных проектов, оформление зала к празднику и др. Готовя выставку для родителей, для ребят других групп, дети чувствуют особую ответственность и, как правило, проявляют активность. Они сами подбирают материалы, обсуждают их соответствие теме выставки, располагают экспонаты на стенде, сами выступают в роли экскурсоводов. Материалами для выставки могут служить картины, рисунки и поделки детей, предметы быта, национальные костюмы.

Характерно, что постоянное участие в оформлении разных выставок не надоедает детям, а наоборот, способствует улучшению их поведения. Они становятся активнее на занятиях и в играх.

Выставки к праздничным датам, выставки бытовых предметов разных республик дают возможность каждому ребенку в группе проявить свои способности, почувствовать полезность своей деятельности. Такая форма работы не только способствует закреплению знаний детей, полученных на занятиях, но и создает условия для формирования нравственных чувств. Дети учатся рассказывать о своих впечатлениях, о разных событиях, учатся правильно оценивать значение праздников. Эта форма работы помогает к тому же интересно организовать в свободное время деятельность детей, направив ее на решение основных задач нравственного воспитания.

Хотелось бы, чтобы воспитатели не забывали, что они первыми знакомят детей с Родиной, с окружающей действительностью. Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное – зародить в ребенке это великое чувство – быть гражданином России.

 

Департамент   образования

Администрации города Ноябрьска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ВОЛОШКА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

« ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ»

ПОДГОТОВИЛА:

ВОСПИТАТЕЛЬ

ДАДАШОВА М.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЯВЛЕНИЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ.

Формирование представления об истории России ,культурных достояниях взаимосвязей труда в городе,селе. Воспитывать толерантность и уважение по отношению к  представителям других национальностей. Ф...

Доклад на тему « Воспитание любви к родному городу как условие воспитания патриотических чувств старших дошкольников».

наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они об...

Доклад на тему: «Поликультурное воспитание в контексте воспитания патриотических чувств, толерантности и уважительного отношения к этнокультурному наследию разных народов.»

Стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма. Решая задачи нравственно - патриотического воспитании, каждый педагог должен строить работ...

"Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста начинается с воспитания любви к малой Родине"

У каждого города своя история. Знать ее,чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств дошкольника. Изучение исторических документов, сбор необходимых данных для реализации проекта, подводит...

Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы Тема: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Консультация«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не м...