"Круговорот воды в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Образовательная область "Познание: формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой". Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krugovorot_vody_v_prirode.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно-образовательная деятельность
Образовательная область «Познание: формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой»
на тему: «Круговорот воды в природе»
в подготовительной группе
воспитатель: Рожкова Татьяна Михайловна
Цель: формирование представления о круговороте воды в природе.
Задачи:
- Закрепить знания детей о физических свойствах воды; определить значение воды в природе; закрепить полученные знания детей о солнечной системе; отрабатывать умение считать в обратном порядке; обогащение словарного запаса.
- Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи; развивать устную речь дошкольников.
- Развивать навыки анализа, сравнения; развивать умение решать познавательные задачи и делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к воде, внимание к окружающей природе.
План:
Организационный момент. 1 мин.
Введение. 2 мин.
Определение темы. 1 мин.
Изучение нового материала: 22 мин.:
1.Значение воды. 5 мин.
2. Свойства воды. 5 мин.
3. Физ. минутка 3 мин.
4. Опыт «Испарение воды». 3 мин.
5. Наблюдение за паром. 1 мин.
6. Опыт «Образование облака». 3 мин.
7.Беседа по иллюстрации «Круговорот воды в природе». 2 мин.
Заключение: 4 мин.:
1. Закрепление. 2 мин.
2. Итог. 1 мин.
3. Окончание. 1 мин.
Оснащение педагогического процесса:
- Кукла Капелька
- Плакат «Солнечная система»
- Карта «Земного шара»
- Карточки – модели «Вода и ее свойства»
- Стакан с чистой водой, стакан с грязной водой, емкости с песком и сахаром, соломинка
- Таз с водой, решето
- Карточки с тремя разными состояниями воды: жидким, твердым и газообразным
- Карточки для составления схемы: облако с дождем, лужа, солнце, облако
- Схема «Круговорота воды в природе
- Свеча, чайная ложка, вода в стакане, спички, прозрачное стекло, чайник
- Тетрадь
- Экологический знак «Не тратьте воду зря»
- Большая капелька воды и призы за хорошую работу.
Подготовительная работа:
- выучить стихотворение «Ручей засох» с Полиной Петрусь, Арсением Борышневым, Никитой Щениковым.
- Провести опыты по теме «Свойства воды».
Ход:
Орг. момент.
Введение.
- Куда мы с вами попали? - Какие планеты вы знаете? - Какую планету можно назвать необыкновенной? Почему? (планета Земля, потому что только на ней есть жизнь). - Как вы думаете, почему именно на Земле зародилась жизнь? - Что мы сегодня будем обсуждать, узнаете, отгадав загадку: Она и в озере, Она и в лужице, Она снежинкою над нами кружится, Она и в чайнике у нас кипит, Она и в кране у нас журчит, бежит. - Как вы догадались, что это вода? Определение темы: Мы сегодня поговорим о воде, о ее чудесных превращениях, как она путешествует. В этом поможет нам разобраться наш гость. Встречайте. Изучение нового материала: 1. Значение воды. (Ребята знакомятся с Капитошкой и рассуждают, откуда она пришла). - Ребята, а кто это? Как вы догадались? К: «Здравствуйте ребята, я – капелька по имени Капитошка». - Ребята, как вы думаете, откуда пришла к нам Капитошка? К: я со своими подружками любила сидеть на облачке, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Мы очень испугались и спрыгнули вниз, упав на землю, я решила придти к вам. - Капитошка, а с чем ты к нам пожаловала? К: А я хочу рассказать, как люблю путешествовать. А вы ребята мне поможете? А я самым активным буду дарить своих сестричек – капелек, а в конце занятия посмотрим, у кого капелек будет больше. - Ребята, а давайте покажем Капитошке, где в нашей группе живут ее сестренки – капельки воды. (Дети показывают места, где встречается вода в группе, а потом садятся на свои места за столы). - Воду называют чудом природы, как вы думаете почему? Ни одно живое существо не может обойтись без воды. - Как вы думаете, сколько может прожить человек без воды? (ученые подсчитали, что человек без воды может прожить не более двух суток). - Послушайте стихотворение, которое нам приготовил Арсений. - О чем хочет предупредить нас Арсений? - Почему нельзя тратить воду, ведь вон ее сколько? (воспитатель показывает карту земного шара). - Как мы с вами будем беречь воду? К: я очень рада, что мои сестренки – капельки попали именно к вам в группу и за это я вам подарю самую большую капельку, которая выпала в Америке давным-давно; ее размер составлял 9 см (над доской появляется капелька данного размера) - Итак, ребята, какой вывод мы должны с вами сделать, о чем мы все время должны помнить?
- Посмотрите, как нас удивила Капитошка такой крупной капелькой, давайте и мы удивим своими знаниями о воде. Для этого мы с вами подойдем к первому столу и воспользуемся алгоритмом, который весит на доске. - Какой вывод можем сделать? (вода бесцветная, прозрачная, без запаха, безвкусная, принимает форму сосуда, может растворять вещества) - Молодцы! К: Можно я загадаю детям мою любимую загадку? Чего в гору не вкатить, В решете не унести И в руках не удержать? - Ребята, как вы догадались, что это вода, давайте проверим. - Ребята, а Капитошка утверждает, что воду в решете можно принести, а вы как думаете? - Какой вывод можем сделать? (вода может быть в жидком виде, твердом и в виде пара). - Где встречается вода в жидком виде, твердом и в виде пара?
Мы сейчас тоже превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, то молекулы – маленькие капельки очень плотно прижимаются друг к другу, потому что им холодно. А когда вода находится в жидком состоянии, то капельки берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Когда вода находится в виде пара, то капельки отпускают ручки и разлетаются. И мы разомкнем наши ручки и свободно, легко побегаем, как легкие капельки пара.
- Ребята, давайте вспомним, с чего начала свое путешествие капелька? К: И вдруг начинает припекать солнышко, что будет дальше со мною? - Давайте теперь посмотрим, как это происходит на самом деле. И проведем опыт. (Дети подходят к экспериментальному столу и вместе с педагогом проводят опыт). - Что для опыта нам понадобится? (свеча, ложка, вода, спички). - Как вы думаете, что мы должны будем сделать? Что должны будем увидеть? Что произойдет с водой (воспитатель напоминает также о правилах безопасности). После проведения опыта: - Получился ли у нас опыт? Что мы видели? Откуда взялся пар? - Какой вывод можем сделать?
К: А давайте посмотрим, как пар поднимается наверх и попробуем рассмотреть его (напоминаем детям о правилах безопасности). (После наблюдений, дети занимают свои места за столами). - Какой вывод можем сделать? - А что же будет дальше и куда попадет наша капелька? К. А знаете ли вы, что когда капельки подминаются, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, а собираются снова вместе. - Почему? - Что вы сможете наблюдать на небе, когда капельки снова соберутся вместе?
- Давайте посмотрим, как это происходит на самом деле и проведем опыт. Повторяется первая часть опыта, дети наблюдают за паром, затем подносится прозрачное стекло и дети наблюдают за его запотеванием, затем стекло убирается и дети наблюдают капельки. - Что же мы с вами увидели? Вывод: так капельки постоянно путешествуют, совершая круговорот воды. (После вывода, дети подходят к получившейся схеме). Беседа по иллюстрации «Круговорот воды в природе». - Кто может, глядя на нашу схему вспомнить все путешествие капельки? (После рассказов, дети занимают свои места за столами и закрепляют полученные знания). К: молодцы ребята, вы вспомнили весь мой путь верно, но мы – капельки не спешим улететь с земли обратно на облачко, потому что должны напоить растения, вымыть листья и дорожки, наполнить реки и озера водой и только потом мы можем улететь. Заключение:
- Почему нужно беречь воду? - Что будет, если исчезнет вода? - Как нужно беречь воду? (Капитошка детям дарит запрещающий экологический знак). - Ребята, а давайте, чтобы не забыть, как происходит круговорот, мы его нарисуем в тетрадях. - Как вы будете выполнять задание? С чего начнете? К: Вот и закончилось наше занятие, давайте посчитаем, кто заработал больше всего капелек (победившим выдаются призы).
3. Окончание занятия. | Отработка навыка обратного счета от 10 до 1. Пока дети считают, на доске появляется плакат «Солнечная система». Только на нашей планете есть кислород, вода, необходимое количество тепла и света. На данном этапе занятия дети сидят на ковре. Вода Ответы детей Появляется капелька Капитошка. Ответы детей Ответы детей Дети ходят по группе и указывают на те места, где встречается вода. Ответы детей Выслушиваются высказывания детей. Ручей засох, родник иссяк, А мы из крана – кап, кап, кап. Мелеют реки и моря Не тратьте воду зря, зря, зря. А то пройдет немного лет, И нет водицы – нет, нет, нет. Дети рассуждают на тему: «Почему нужно беречь воду». Выслушиваются ответы детей. Дети подходят к столу для экспериментов и самостоятельно составляют рассказ о свойствах воды, опираясь на подготовленный заранее алгоритм; также все свойства проверяются на практике. Без цвета, прозрачная, без запаха. Вода. Дети проверяют правильность загадки с помощью налитой в таз воды. Выслушиваются мнения дошкольников (вода, лед и пар – все вода). На доске появляются нужные картинки. Ответы детей Дети отвечают, а на доске появляются соответствующие картинки: облако, лужа. Дети рассуждают. Дети самостоятельно выдвигают алгоритм действий Дети наблюдают за паром, который исходит от чашки с горячей водой. Дети выдвигают свои гипотезы. Облака (облако появляется на доске) Капелька опять вернулась на землю, сделав круг. Дети встают около доски и вспоминают путь капельки по схеме, которую собирали на протяжении всего занятия. На доске появляется картина «Круговорот воды в природе», которую дети рассматривают, слушая объяснение Капитошки. Дети открывают тетрадь на с.16, задание под буквой «В». Дети предлагают свой алгоритм выполнения работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Интересное занятие по Экспериментированию с детьми. На заметку воспитателям....
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
...
«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ...
«Круговорот воды в природе. Свойство воды».Конспект НОД по исследованию обьектов живой и неживой природы; с применением ИКТ-технологии
Развивать представления детей о разнообразных свойствах воды...