Знакомим детей играя,с животным миром родного края
материал по окружающему миру по теме
Предварительный просмотр:
Описание системы работы
Знакомим детей, играя, с животным миром родного края.
Замечательный педагог В.Л. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В живом общении с природой формируются лучшие качества личности маленькою гражданина: привязанность к родным местам, отзывчивость, чуткость, доброе отношение ко всему живому. Работая над воспитанием экологической культуры дошкольника, используя парциональные программы С.Н.Николаевой «Программа экологического воспитания дошкольников», «Наш дом - Природа» И.А. Рыжовой, региональную программу Е.В.Гончаровой «Экология для малышей» поставила перед собой проблему: «Знакомить детей, играя, с животным миром родного края» задача, которой приобщение детей к богатству животного мира: формирование представления детей о жизни животных в природных и домашних условиях; воспитание гуманной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
С первых дней появления на свет ребёнок видит вокруг себя много разных зверюшек. Вначале это плюшевые мишки, деревянные лошадки, попугайчики. Потом - сказки: ему рассказывают их мамы, папы, бабушка воспитатель. Чудесные народные сказки населённые удивительными созданиями: «Кот в сапогах», «Мышки - норушки», «Курочка Ряба». Одни помогают дёргать репку, другие «вызволяю!» из беды, утешают. Милые, славные звери! И дети, играя, повторяют их движения, копируют их повадки, подражают им.
С младшей группы, знакомя детей с животным миром, стала подбирать произведения устного народного творчества. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование положительного отношения к окружающему миру. Художественное слово побуждает интерес не только к крупным, внешне привлекательным представителям животного мира, но и к малозаметным, важным для экологического равновесия в природе, знакомит ребят с правилами гуманного обращения с живыми существами. При отборе произведений руководствовалась такими принципами как доступность по форме и содержанию, привлекательность, яркость и эмоциональная насыщенность.
Для удобства в работе составила сборники художественных произведений, которые всегда находятся под рукой, и в любую свободную минуту могу ими воспользоваться: сборник «С любовью к природе», «Домашние птицы», «Домашние животные».
Малыш учится быть человеком - слушая потешки и песенки, получает ненавязчиво добрые и мудрые наставления (герои потешек добры, трудолюбивы, заботливы, щедры).
Как петух в печи пироги печёт,
Кошка на окошке рубаху шьёт.
Поросёнок в ступе горох толчёт.
Конь у крыльца в три копыта бьёт.
Уточка в сапожках избу метёт
Ребёнок ещё не знает о месте и роли животных в жизни человека, животные действуют в произведениях на равных, как люди, «Уточка метёт избу», «Кошка рубаху шьет», «Сорока варит кашу» и т.д. но постепенно дети начали осваивать характерные, наиболее доступные их пониманию особенности всего живого; перемещение в пространстве, потребность в еде, сне «Вот и люди спят, вот и звери спят»; повадки - «лисичка из-за кустика хитро глядит: как бы зайку украсть», «петушок рано встает, детям спать не даёт».
Знакомя детей с домашними животными, с их образом жизни провела экскурсию - прогулку на домашний двор к Трофимову Г.А., где наблюдали с малышами и корову с телёнком, и лошадь с жеребёнком, и собаку, и петушка с семьёй. После прогулки, вместе со второй воспитательницей Дабиной Ольгой Геннадьевной, провели игры – занятия « Уж как я ль свою коровушку люблю», «Петушок - золотой гребешок», «Я люблю свою
лошадку», на которых закрепляли не только знания о домашних животных но и
воспитывали гуманное отношение, к животным, используя фольклорные произведения.
Потешки использовала и для театрализованных игр с игрушками - животными:
Идёт кисонька из кухни. Ребёнок ведёт игрушку по столу,
У ней глазоньки опухли. Покачивая из стороны в сторону.
О чём кисонька ты плачешь? Останавливает игрушку.
Как мне, кисоньке, не плакать! Покачивает игрушку в ритме потешки,
Повар пеночку слизал Чуть наклонив вперёд.
Да на кисоньку сказал. Возвращает её на исходное положение.
Читая детям потешки, сказки, рассказы о животных, наблюдая за животными во время прогулок, подводила детей к понятию «Дикие и домашние животные». Провела открытое занятие на тему: «Учите ребёнка общаться с кошкой». Дети наблюдали за живым объектом, кормили, играли с котёнком. Чтобы закрепить понятие «Дикие и домашние животные», познакомить с их повадками, питанием, провела большую работу: рассматривали картинки с использованием загадок и песенок: «Серенькая кошечка». «Уж как я ль свою коровушку люблю», «Вот собачка Жучка», «Зайка, зайка, что с тобой»: дидактические игры: «Найди и покажи», «Кто, где живёт», «В нашем лесу», «Наш двор», «Найди маму», «Чей домик».
Знакомство с животными через игру позволяет не только расширить знания детей об их образе жизни, но и обогащает речь новыми словами, фразами: «Кора, дупло, нора...»
В младшей группе, когда дети являются больше наблюдатели, чем практические исполнители, образец взаимодействия воспитателя с природой имеет решающее значение, поэтому я старалась побудить в детях интерес к животным своим отношением к животному миру, спокойно и ласково обращалась с животными, птицами и насекомыми, которые встречались во время прогулок:
«Ах, поёт, поёт соловушка
Ах, поёт, поёт молоденький!
Молоденький, хорошенький,
Пригоженький!»
Подвижные игры так же способствовали расширению знаний детей об образе жизни животных: имитация движений, звукоподражание, жилище, питание. Во время прогулок, опираясь на чувственный опыт детей (в холодное время дети и взрослые надевают меховые шапки и шубы; в дождливую погоду берут с собой зонт, на ноги обувают резиновые сапоги; в тёплую погоду можно ходить в лёгких платьях и купаться в реке), наблюдая сезонные изменения природы, подводила детей к тому, что и в животном мире происходят изменения: в связи с похолоданием - исчезают насекомые, меньше стало птиц, не видно домашних животных. В зимнее время, наблюдая за зимующими птицами, за тем, как подкармливают птиц старшие ребята, учились заботиться о пернатых друзьях.
- Малыши с удовольствием чистили кормушки.
- Приносили, оставшиеся от обеда, хлебные крошки.
- В уголке природы на игрушечную кормушку устанавливали трафарет птицы увиденной на прогулке.
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких друзей: Киньте крошек воробью.
Я вам песенку спою чик – чирик.
Для формирования представлений об особенностях живых существ использовала игровые обучающие ситуации с игрушками - аналогами: « К нам в гости прилетела птичка, она хочет вам рассказать о том, как ей живётся в лесу. Почему она не любит кошку. Птичка благодарит ребят за заботу о ней зимой...».
Для развития у детей способности к творческому познанию животного мира, воспитания бережного к нему отношения, я старалась свои занятия построить так, чтобы ребенок был не пассивным слушателем, а активным участником, умеющим не только слушать, но и задавать вопросы, дополнять мой рассказ. Для этого регулярно использовала в разработке своих занятий методические рекомендации по познавательному развитию детей Т.И.Гризик программа «Из детства в отрочество», программу «Наш дом - природа» Н.А.Рыжова, «Формирование начал экологической культуры» С.Н.Николаевой - печатающиеся в журнале «Дошкольное воспитание», «Педсовет», «Юный натуралист», «Свирелька», «Аквариум», «Читаем, учимся, играем», «Весёлые уроки».
Чем старше становились дети, тем увереннее они стали во всех своих проявлениях, из наблюдателей перешли в помощники.
На пятом году жизни дети начали интересоваться информацией природоведческого характера: цветы, насекомые, птицы, животные. Представления детей четырех - пяти лет о кошечках, собачках птичках очень поверхностны и находятся на уровне простого узнавания, хотя к средней группе накоплен значительный опыт общения с природой через наблюдения, практическое взаимодействие с животными и растениями, художественную литературу, занятия. Всё что детям понравилось, что их впечатлило, преобразовывалось в сюжет игры, в самостоятельную художественно - творческую деятельность.
После наблюдений в природе, экскурсий на луг, наблюдений за живым объектом все, что детей заинтересовало, переносилось на бумагу. Дети научились рисовать по памяти, а это значит, что у них развилась наблюдательность, умение запоминать предметы, их форму и цвет. Рисуя животное, ребёнок закрепляет его строение, форму тела, такое расположение в пространстве, при котором ярче выступают его характерные особенности. Стимулируя творческое воображение, предлагала детям различные упражнения: «Нарисуй такое животное, которого нет и не было на белом свете», «Дорисуй всё, что захочется», «Нарисуй животных круглой формы», «Оживи камешки». Видя интерес детей к изображению животных, провела консультацию с родителями «Как рисовать». Предложила родителям, прежде чем рисовать животное нужно его вылепить для того чтобы лучше понять форму, строение, пропорции т.е. дать ребёнку простейшие сведения об анатомии животных. Обучая детей рисованию, пришла к выводу, что рисунок получится гораздо лучше, если ребёнок сумеет точно рассказать об изображаемом объекте, о его внешнем виде: форме, строении, цвете. И для повышения интереса к изучаемому животному, обучению составления описательных рассказов, загадок начала применять карты-схемы, опорные таблицы, модели животных. Для составления рассказа о животных использовала ленту-схему. На ленте-схеме, расположенной горизонтально или вертикально, изображены по порядку символы обозначающие:
- Кличка.
- Внешний вид.
- Поведение (повадки)
- Что любит есть.
- Как с ним можно играть.
Использование таких схем способствует не только закреплению знаний о животном, но и развивает речь, воображение детей. Вместе с детьми придумали несложные символические обозначения и использовали их для упражнений по закреплению знаний о животных (приложение 1)
Например:
- Кому-то из детей предлагается выбрать животного, которого нужно будет зашифровать. Ребёнок (или несколько детей по очереди) выбирает карточки-символы, отображающие отличительные признаки данного объекта. Затем выкладывает их перед остальными детьми, и они отгадывают объект.
- Кому-то из детей предлагается отвернуться, а остальные дети сообща выбирают объект, который хотят зашифровать и раскладывают карточки-символы с соответствующими ему признаками. Вернувшемуся ребёнку предлагается отгадать кто (что) зашифрован.
- Воспитатель называет или показывает объект и выкладывает карточки-символы с соответствующими признаками, но здесь специально допускает ошибку. Дети должны исправить сё.
- Воспитатель называет признаки объекта, дети схематично зарисовывают их. Затем, глядя на свои рисунки, отгадывают зашифрованный объект.
Для уточнения, закрепления знаний о жизни животных в разное время года большую помощь в работе оказали упражнения типа:
"Когда это бывает" - детям показываются схематичные изображения изменений в природе в разное время года, дети называют сезон, какие изменения произошли в жизни животных
"Рассели жителей" — детям сообщается, что художник нарисовал дома для каждого из сезонов, но никак не может расселить их обитателей (сезонные изменения в природе), детям предлагается помочь ему. Такой подход к проведению игр, игр-занятий повысил творческую активность детей.
В уголке природы у нас появился необычный домик:
Стеклянный домик на окне с прозрачною водой,
С камнями и песком на дне и рыбкой золотой.
После цикла наблюдений за аквариумными рыбками:
• Кто живёт в аквариуме?
- В каких условиях живёт рыбка?
- Что и как ест рыбка?
- Что есть у рыбки?
- Как рыбка плавает?
- Как рыбка отдыхает?
начала знакомить детей с обитателями рек нашего края.
Сезонные экскурсии к реке Обь и к Ендырке дали возможность не только наблюдать за их состоянием в разное время года, но и за условиями жизни обитателей рек, а также познакомить детей с трудом людей на реке (зимняя и летняя рыбалка, пассажирские и грузовые суда).
«Обь - сибирская река, словно море широка,
И плывут по сини вод: шлюпка, лодка, пароход».
Для закрепления знаний о жизни рыб использовала бутафорский настенный «аквариум», куда помещены виды рыб Обского бассейна, дидактические игры: «Плавает или летает?», «Кто, где живёт?», « Чей домик?», словесно-дидактические игры: «Закончи предложение», игры - описания, а также много читали стихов, загадок, рассказов и о речных обитателях, и о труде людей на реке. Вместе с родителями оформили атрибуты к сюжетно - ролевой игре «Рыбаки». Знания, полученные детьми в процессе ознакомления с жизнью реки, с трудом людей на ней послужили источником построения сюжета игры: дети надевали куртки, бродни, брали с собой рюкзаки с рыболовными снастями, садились в лодку, ставили сети, отдыхали в палатке, коптили рыбу и варили уху. Так дети не только закрепляли знания о животном мире наших рек, но и узнавали о традиционном занятии жителей нашего края.
Чешуёй стальной блистая, плещет в волнах рыбья стая...
Пенится, кипит вода, гей, друзья, скорей сюда!
Мы проворными руками в Обь закинем невода
Гей, потянем сеть дружней мы!
Гей, друзья, быстрей, быстрей
Нету лакомства вкусней, чем трепещущая нельма.
В процессе игровой деятельности развивалось общение детей, обогащался словарный запас, развивалась речь, умение считаться с мнением товарищей.
При организации дежурства по аквариуму, использовала персонаж Доктора Айболита. С образом Айболита у дошкольников связаны представления о добром докторе, который лечит животных и заботится о них.
Доктор осматривал аквариум с рыбками, рассказывал, как нужно правильно ухаживать за ними, для чего нужно включать свет, для чего нужен термометр, компрессор, почему нельзя бросать в аквариум посторонние предметы, советовал вовремя доливать воду, давал рекомендации по составлению меню для рыб. После беседы с доктором Айболитом провела занятие со старшими детьми «Наблюдение за аквариумными рыбками», где дети с интересом обустраивали аквариум, составляли меню для рыбок, показали свои знания о строении рыб, о их размножении, об условиях жизни.
Для закрепления знаний полученных от доктора, использовала другого персонажа - игрушку Незнайку, который проявлял полную неосведомлённость по уходу за аквариумными рыбками и теперь уже дети учили Незнайку, сообщали ему то, что знали сами. Такое соотношение позиций в игровых обучающих ситуациях придавало ребятам уверенности в знаниях, они обретали авторитет в своих собственных глазах. То есть использование куклы персонажа - это косвенная форма обучения детей, основанная на игровой мотивации.
Для передачи познавательной информации детям использовала и познавательные сказки, которые придумывала сама и пользовалась сказками, предоставленными программой «Радуга». Главная особенность познавательных сказок для детей четырёх лет заключается в том, что все проблемы, события и приключения героев связаны с познанием реальных предметов и явлений нашего большого мира. Гак Емеля со своей волшебной щукой знакомит детей с жизнью рыб под водой: как спят, чем питаются в природных водоёмах, как размножаются; Карлсон, который живёт на крыше, имеет пропеллер и летает везде, где захочет, рассказывает о жизни птиц в разное время года. Осенью он рассказывает о перелётных птицах, помогает раскрыть детям цепочку зависимостей « насекомые - птицы». В осеннее время года в связи с похолоданием начинается увядание растительности, значительно уменьшается количество насекомых. Во время прогулок на луг, в парк «Карлсон» привлекает внимание детей к этому явлению, поясняет, что осенью нет ярко цветущих трав, не порхают бабочки, не жужжат пчёлы, которые садились на цветы, чтобы попить вкусный сок - нектар, меньше стало мух и других насекомых, так как для них нет пиши. С наступлением холодов насекомые прячутся в щели, залезают глубоко под кору деревьев. Детям становилось понятным, что увядание растительности является причиной уменьшения количества насекомых. Па прогулках параллельно идёт наблюдение и за поведение птиц. «Карлсон» обращает внимание детей на стаи улетающих птиц, поясняет причину отлёта, связывая её с уменьшением количества насекомых, последними улетают водоплавающие птицы, которые питаются рыбой.
Итак, «Карлсон» помогает детям установить цепочку зависимостей: похолодание-увядание растительности - уменьшение количества насекомых - отлёт птиц. Для закрепления полученных знаний провела с детьми беседу, в ходе которой они рассматривали картины, где нарисованы ласточки, скворцы, грачи уточнили, чем птицы питаются. В конце беседы рассказала (от лица птицы) почему нужно заботиться о тех птицах, которые остаются зимовать, птичка призывает ребят подкармливать пернатых. Провела занятие, на котором говорилось об одной из зимующих птиц - синичке, вместе с детьми выяснили причину ее приближения к жилью человека с наступлением холода, обратила внимание ребят на красоту сё оперения, призвала подкармливать зимующих птиц, объяснила обязанности дежурных по «птичьей столовой», правила повеления остальных детей вблизи кормушки. Была создана ситуация, в которой дети сами должны были решить, как поступить в отношении съежившейся от холода птички.
После этого занятия ребята охотно дежурили по «птичьей столовой», следили, чтобы все тихо играли. Участие в подкормке птиц способствовало формированию у них ответственности, отзывчивости, заботливости - качеств, которые являются составными элементами бережного отношения к природе.
В морозы, ребята наблюдали за поведением птиц (нахохлились, расставили перья, чтобы теплее было; перья есть у всех птиц, они сопревают их вовремя холодов).
В рассказах о птицах (их внешнем виде, повадках, сезонной жизни) старалась использовать в своей речи яркие сравнения, описания, чтобы вызвать у детей положительное эмоциональное отношение к пернатым, чувство жалости, стремление помочь.
Скрипит снежок на улице.
Мороз стучится в дом.
И воробей сутулится
На ветке под окном.
Чирикнет и кивнет в окно,
Что— не пойму...
Наверно, очень холодно
Без валенок ему.
Во время беседы о зимующих птицах ребята с удовольствием рассказывали, какие птицы питаются в их «столовой», легко находили их на картинках, рассказывали, какой корм любят. Дети осознавали свою ответственность за подкормку птиц, необходимость её систематического проведения. Так, отвечая на вопрос: «Что ты хорошего (полезного) - сделал для природы?» - они сразу же отвечали, что кормили птиц, помогали им пережить голодную зиму.
Ребята из кружка «Школьное лесничество», изготовили для наших питомцев кормушки. Мы тоже не остались в стороне: сами, из простых коробок, сделали маленькие кормушки и отнесли их малышам; рассказали, что зимой птицам голодно, объяснили, как пользоваться кормушкой. Примечательно то, что дети, ранее не желавшие трудиться, охотно изготовляли кормушки для птиц, насыпали корм, искренне радовались прилёту птиц.
Таким образом, решить поставленные задачи по воспитанию деятельной любви к природе я смогла благодаря созданию определенных педагогических условии. Работа, проведённая в осеннее - зимний период с детьми, способствовала не только знакомству с пернатыми друзьями, но и способствовала воспитанию у них заботливого, бережного отношения к птицам.
В среднем дошкольном возрасте появляются лишь первые ростки бережного действенного отношения к природе. Но и что имеет большое значение, ибо как писал В.Л.Сухомлинский: « Важно не то, сколько деревьев посадил каждый ребенок, а то, чем стало для нею хотя бы единственное дерево, как оно вошло в его сердце»... Для закрепления знаний о птицах использовала дидактические игры: «Кто лишний на кормушке?», «Чей корм?», провела этическую беседу «Как мы заботимся о птицах».
Также в работе использую самодельные плакаты по которым дети определяют где чье гнездо; кто живёт в лесу, а кто на воде; кто что ест; кто от кого убегает и почему; чей домик и т.д.
Много радости приносят детям наблюдения за домашними животными. Они особенно привлекают ребёнка. В.Л.Сухомлинский писал: «Надо развивать в детях бережное и заботливое отношение к беспомощным, маленьким существам, которых обидеть ничего не стоит, но, пожалев, защитив их, ребёнок почувствует себя добрым и сильным». Я не препятствую желанию детей погладить кошку, собаку, покормить их. Поддерживаю стремление помочь слабому, беззащитному. Летом имеются большие возможности для непосредственных наблюдений за домашними животными. Мы живём в посёлке, где все знают друг друга и хозяева, имеющие домашний скот, не препятствуют нам в посещении их питомцев. Малыши любят ходить в гости к телёночку, к козочкам: «Пойдём сегодня в гости к маленькому телёночку. Вы помните, что любят телята?» Дети с удовольствием рвут травку для телёночка, берём с собой хлеб и идём в гости. Ребята подходят к животному, гладят его, угощают хлебом и травкой.
Я телёночка ласкала:
Был он маленький.
Свежей травкой угощала
У завалинки.
От мычания телёнка дети приходят в восторг «Он говорит вам спасибо», - высказываю своё предположение. Здесь же проводим игру «Назови детеныша», «Опиши телёночка, козочку, жеребеночка» в зависимости от того, к кому мы пришли в гости, «Чем отличаются?».
Наблюдая за проходящими мимо детского сада коровами, обращаю на них внимание детей
«Му-у! - молока кому? Кто это'.''
Ходит, бродит по лужку рыжая корова.
Даст она нам к вечерку молочка парного.
Наблюдения, беседы, чтение художественной литературы дают детям необходимый объём знаний, который позволяет им самостоятельно организовываться в сюжетно - ролевые игры с домашними животными: доят корову, поят её, кормят, угощают молоком своих «детей», перевозят на лошади груз и т.д. «Собака на службе у пограничников».
Атрибуты для игры по теме «Домашние животные» я сшила сама и по возможности дополняю их, ремонтирую. После наблюдения за животными провожу игру «Кто в домике живёт?», «Чьи детки?» (Раздаю картинки с изображением животных детям. Картинки с изображением детёнышей оставляю себе. «Плачут котята: потеряли свою маму, кто у них мама?» Игра продолжается до тех пор, пока все «детёныши» не найдут своих мам). В процессе игры закрепляются полученные знания, формируются более чёткие представления, повышается интерес к домашним животным, подвожу детей к понятию, что народ любит домашних животных и называет их своими друзьями, сочиняет про них стихи и песни.
У людей есть помощники, други верные:
А первый друг-то - лошадушка,
А второй-то друг - коровушка,
А третий друг-то - овечупика,
А четвёртый друг - сера кисонька,
А пятый друг - верный пёс Барбос.
Други верные и помощник
Занятия о полезности того или иною животного и забота человека о нём тесно взаимосвязаны. Стремлюсь к тому, чтобы у детей формировалось представление о человеке как о хозяине природы, который должен бережно относится, не только к тем животным, польза которых очевидна, но и к любому представителю фауны.
Проводя знакомство детей с домашними животными, мы можем наблюдать их в естественных условиях, но наблюдать жизнь диких животных не удаётся; поэтому знакомство с ними идёт опосредованным путем: дети смотрят телепередачи о животных, рассматривают картинки, слушают рассказы, задают много вопросов. Рассказ, сопровождающийся показом картинки, уместен в любое свободное от занятий время. Рассказы помогают расширить и систематизировать представления детей о некоторых связях в мире живой природы: об умении животных приспосабливаться к среде обитания, способах защиты: бегство, прятание, маскировка, отпугивание, наличие твёрдых и колющих покровов тела. Рассказ является основным методом, способствующим, сосредоточению внимания на перечисленных способах зашиты животных. Со слов взрослого дети узнают, что белка прячется в дупле, хомяк в норе, что животные умеют по – разному маскироваться (заяц-беляк, лягушки).
Для самостоятельного рассказывания по картинкам - изготовила для детей ширму, поместила её в уголок природы. Ребята, выступая в роли экскурсовода, рассказывают друг другу о животном, где живёт, описывают характерные особенности внешнего вида, его повадки и постепенно раскрывая ширму, составляют рассказ «Кто живёт в нашем лесу». Организую «Картинную галерею», где проходит знакомство с представителями животного мира нашего края. Не имея возможности посещать зоопарк, организовываю сюжетную игру «Зоопарк»- дети, играя, закрепляют знания о нашей фауне.
Для устойчивого познавательного интереса и доброжелательного отношения к различным представителям животного мира использую прием сравнения. Сравнение рассматривается как двусторонний процесс: ребёнок использует его в целях познания, а педагог - для передачи детям знаний и формирования представлений. В первом случае сравнение выступает как мыслительная операция, во втором - как дидактический приём. Сравнение проводится систематически. Мир животных очень разнообразен, многие его представители доступны чувственному восприятию детей и длительным наблюдениям. Животные разных классов резко отличаются друг от друга; внутри одного класса также имеются некоторые различия, как во внешнем виде животного, так и в образе жизни, среде обитания, размножения. Выявление общего и отличительного способствует более точному определению характерных особенностей животных, объединению и группировке их по существенным признакам внутри класса.
Используя приём сравнения, изготовила дидактические игры: «Дикие и домашние животные», «Перелётные и зимующие птицы», «Кто плавает, а кто летает», «Кто, как двигается», «Кто живёт в лесу, а кто на болоте», «Кто как кричит?». «Чей домик?».
Приём сравнения помогает активизировать умственную деятельность детей (они находят существенные признаки объектов, группируют, объединяют их в классы, некоторые связи, зависимости в жизни животных), развивают у них устойчивый интерес к живой природе, любознательность.
В летнее время прогулки на луг, на водоём доставляют детям радость и удовольствие, обогащают их новыми впечатлениями.
Я пройдусь по лугам,
Мотылечки есть там:
Как красивы они
В эти летние дни!
На умственное развитие детей во время прогулок оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения, пояснения, словесные игры, отгадывание загадок.
Провожу наблюдения за бабочками и жуками. Обращаю внимание на то, как много летает бабочек на лугу, как они садятся на цветы, складывают крылышки, спрашиваю какого цвета крылышки, рассказываю детям, что есть разные бабочки - жёлтые, белые, голубые. Предлагаю понаблюдать за пойманной бабочкой: рассмотреть её, как она ползает, складывает крылышки, как полетит, когда её выпустят. На какой цветок надо сесть жёлтой бабочке, чтобы спрятаться от птиц? Рассматриваю и сравниваю божью коровку и бронзовку. Постепенно дети подходят к понятию, что луг- это сообщество травянистых растений, которые любят свет и солнце. В это сообщество входит много насекомых и наземных птиц.
Во время прогулок к водоёму знакомлю с обитателями и растительностью этого водоёма, обращаю внимание на красоту водоёма, на его берега, на растительность берегов, наблюдаем полёт стрекозы. «А кто же живёт в водоёме?» Вылавливая сачком прибрежную фауну, опуская её в тазик с водой, наблюдаем интересных обитателей водоёма. «Вот большой жук со светло - коричневой полоской на концах крыльев! Это окаймлённый плавунец! Как быстро он плавает, перебирая своими ланками, он хищный, этот жук!
Его нельзя держать в одной банке с головастиками, он может их съесть. Баночку с плавунцом нельзя держать открытой, он может улететь, ведь у него есть крылья. Берём жука с собой в уголок природы, кормим его червяками, кусочками сырого мяса. Также нашими гостями после прогулок к водоёму, на непродолжительное время, становятся и головастики, и улитки (прудовики, катушка), и личинки стрекозы.
Я стараюсь направить внимание детей на характерные особенности внешнего вида и образа жизни животных, рассказываю, как надо ухаживать за ними. После накопления некоторых представлений о находящихся в уголке природы животных, провела, в целях уточнения этих представлений, занятие: «Наблюдение за животными водоёма». Сравнивая способ передвижения головастика и улитки, дети приходят к выводу: головастика спасает от врагов его быстрота, а улитку её твёрдая раковина, «домик». Эти животные не могут жить без воды.
Дети узнают, что любой водоём это сообщество водных и прибрежных растений. В водоёме живут растения, которым подходят его условия, в воде плавают мелкие водные животные (рачки, личинки, насекомые), мелкие и крупные рыбы, лягушки. Возле водоёма много комаров, стрекоз. У водоёмов живут также и водоплавающие птицы. Это их дом. Поэтому, уходя, мы не должны оставлять после себя мусор на берегу.
В конце лета организуем экскурсию по сбору семян для зимней подкормки птиц (семена подорожника, репейника, лебеды). Впечатления детей, связанные с радостными переживаниями, оставляют глубокий след в их памяти, способствуют воспитанию любви и интереса к родной природе. Как только сойдёт с участка снег, начинаем работу на экологической тропинке. Экологическая тропинка небольшая, всего семь точек для наблюдения.
- Цветочная клумба - наблюдаем летающих насекомых.
- Подземное царство - наблюдаем дождевых червей, состав почвы
- Гнездо на берёзе - птиц.
- Пень (оставшийся от спиленного засохшего тополя) - поселение для насекомых.
- Бревно - приют для насекомых, червей, улиток.
- Участок нетронутой природы - «кто там поселился?».
- Подземный муравейник.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для оздоровления на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки тропинки, иногда одну точки за прогулку: при помощи лупы рассматриваем подземных жителей или исследуем пень. На тропинке проводим наблюдения, подвижные игры, театрализованные занятия. Свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях музыкой, изобразительной и театрализованной деятельностью, в подвижных играх. Для театрализованной деятельности изготовлены маски животных, которые использую и для инсценировок, и для разыгрывания народных песенок и потешек, и для подвижных игр, где дети имитируют движения животных согласно занимаемой роли. Также использую для самостоятельной театрализованной деятельности пальчиковый театр, который изготовила из глины и кукольный театр. Для театрализованной деятельности оборудована специальная зона в музыкальном зале. Действует у нас и мини - музей «Русская изба», где помимо знакомства с предметами домашнего обихода, знакомим детей с домашними животными. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребёнка, для экологических праздников, игр, инсценировок, для проведения исследований. Так, после тёплых дождей, организовала наблюдение за дождевыми червями, поскольку именно эти низшие больше всего подвергаются преследованиям со стороны детей. Рассказала, что садоводы и огородники считают дождевых червей своими помощниками. Предложила провести опыт с дождевыми червями, чтобы выяснить, чем это объясняется. Опыт заключался в следующем. В две стеклянные банки насыпали землю, взятую с одного участка. В одну поместили дождевых червей и посыпали землю сверху песком, а затем обе банки поставили в уголок природы и предложила детям понаблюдать за тем, что произойдёт. Уже на следующий день ребята увидели, что в банке с дождевыми червями почва «прорезана» нитками песка, а в песке проложены черные бороздки, в другой же банке почва осталась без изменения. Отвечая на вопрос «Чем объяснить изменение состояния почвы в первой банке?», дети самостоятельно сделали вывод: «песок в разных слоях почвы - это следы передвижения дождевых червей». Вывод: Черви перемешивают разные слои почвы. Она становится более рыхлой, способной задерживать воду и поглощать растворённые в ней питательные вещества. Это объяснение помогло детям установить взаимосвязь между наличием в земле и передвижением дождевых червей и повышением плодородия почвы. Спустя несколько дней, предложила снова сравнить почву в банках. Мы увидели, что в первой банке исчезли соломинки, листья,
корешки травянистых растений; во второй банке всё осталось без изменения. Предложила детям подумать «Куда исчез весь мусор?» Вывод: Дождевые черви не просто поедают остатки растений, а наполняют свой объёмистый желудок почвой, которую потом снова выбрасывают. Таким образом, дождевые черви являются санитарами почвы и улучшают доступ воздуха к ней, повышают плодородие почвы, тем самым помогают человеку получать высокие урожаи овощных культур. Дождевыми червями питаются рыбы, лягушки, жабы, птицы. Поэтому дождевые черви очень важны в природе и уничтожать их нельзя. Инсценировки, игры, исследования помогают знакомить детей с представителями животного мира, формируют чувства близости к природе и сопереживания ко всему живому.
Дошкольное учреждение может дать детям знания о животном мире, но воспитать человека ответственного к окружающей среде, без помощи семьи не сможет сделать: общеизвестно, что 80% черт характера ребёнка закладывается в семье. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы сможем решить эту задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Поэтому работа с детьми (во всех возрастных группах) проходила параллельно работе с родителями. Ребенок, как доказали учёные, уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки близких. Уже вначале второго года жизни он «изучает» поведение мамы, папы, бабушки, брата, сестры в той или иной ситуации. Значит и в отношении к природному окружению ребёнок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются любой букашкой, шелковистой травкой, нежным цветком, дитя, можно сказать «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства.
И наоборот, если ребёнок становится не только свидетелем, но и участником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, он вырастет бездумным и жестоким. Если отец груб и жесток с животными, можно с уверенностью сказать, что сын повторит все его поведенческие реакции в тех же ситуациях.
На первом родительском собрании в младшей группе поставила перед родителями следующие задачи:
- Приучать детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья; разговаривать с объектами природы, наделяя их человеческими качествами.
- Учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным.
При необходимости оказывать им помощь. Ласково к ним обращаться.
- Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека.
- Вводить в наблюдение элементы поэзии и фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаться её красотой.
- Вводить элементы игры, побуждая детей к игровому взаимодействию с природными объектами (покажи, как порхает бабочка, как прыгает зайчик...)
- В присутствии детей не допускать неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать» и т.п.
В помощь родителям оформила экологическую газету «Окно в природу», стенд «Дикие животные нашего края», ширму «Учите детей любить животных». В приёмной поместила макет «Живое дерево», где размещаю наглядный тематический материал. Родители, видя на дереве птицу, около дерева зайца или медведя, понимают, о ком следует побеседовать дома с детьми. Большое значение в закреплении знаний о природе отводится разнообразным дидактическим играм, поэтому для родителей оформила подборку дидактических игр обогащающих экологические представления.
Игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углублённому переживанию детей, расширению их представлений о мире.
Работая со своей коллегой над экологическим воспитанием детей, в помощь воспитателям решили объединиться и организовать творческую группу под названием «Мир природы», направление которой «Играя, изучаем природу». На консультативных собраниях знакомим своих коллег
с различными технологиями экологического образования, делимся друг с другом опытом по формированию экологической культуры у дошкольников. Знакомя детей с животным миром нашего края, использовала в своей работе дидактические игры, различные игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками- аналогами; подвижные игры, игры-путешествия, театрализованные игры. Составила перспективные планы по ознакомлению детей с животным миром нашего края для второй младшей группы, средней и старшей, комплексы занятий по возрастным группам. Предлагаемые занятия представляют собой основу, содержание которых, творчески работающий воспитатель может изменить по своему усмотрению (сократить, дополнить, разделить на два или три коротких занятия и т.д.) Подобраны комплексы картинок по темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые». Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность, сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает; способствует гармоничному развитию личности ребенка в целом.
Используя в своей работе развивающую экологическую среду, наблюдения, экскурсии, моделирование, практическую игровую деятельность детей, занятия комплексного, обобщающего, углублённо-познавательного типа старалась не только вооружить детей знаниями о животном мире, но сформировать сознательную убеждённость в том, что в природе нет ни одного животного или растения только полезного или только вредного. Всё в природе взаимосвязано и имеет определённое значение в жизни . Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Евг. Евтушенко.
В результате работы у детей сформировалось чувство ответственности за домашних животных, живущих в их доме, они научились распознавать намерения животных по их выразительному поведению (собака оскалилась и рычит - может укусить, животное нельзя трогать во время кормления...) умеют оперировать полученными знаниями в самостоятельной продуктивной деятельности, развился познавательный интерес к миру природы.
В дальнейшем я планирую продолжить работу:
- над формированием умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
- над формированием системы элементарных научных экологических знаний.
- над воспитанием гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к миру животных, развивать чувство эмпатии.
Знакомство детей с миром животных нашего края таит в себе огромный воспитательный потенциал, выступает как фактор всестороннего развития личности. Очень важно, чтобы приобщение детей к миру животных начиналось в раннем дошкольном возрасте, когда закладываются основы отношения к миру, развивается система ценностной ориентации, происходит активное познание окружающего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Ознакомление старших дошкольников с многообразием животного мира. Знакомство детей с животным миром родного края.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования э...
конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».Цель:1. Познакомить детей с животным миром родного края.2. Развивать ...
ОС по познавательному развитию вторая младшая группа сада "Кто живёт в лесу" (ознакомление детей с животным миром родного края)
Конспект ОС, практическая часть, приложения....
Комментарии
знакомим детей играя, с животным миром родного края