Проект "Мир комнатных цветов"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Комнатные растения – дидактический материал, с помощью которого решаются задачи экологического образования. Поэтому был разработан экологический проект «Мир комнатных цветов». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект"Мир комнатных цветов"83 КБ

Предварительный просмотр:

                  Проект   «Мир комнатных цветов»

                                                    Воспитатель: Костенко Ирина Владимировна



            Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни у дошкольников воспитывается познавательное отношение к природе, желание ухаживать за цветами.

              Комнатные растения – дидактический материал, с помощью которого решаются задачи экологического образования. Поэтому был разработан экологический проект «Мир комнатных цветов».

Цель проекта: - Создание условий для ознакомления с миром цветов.

                        .- Воспитывать познавательное отношение к природе.

                         - Развивать добрые чувства, ответственность за благополучие

                           живых организмов, которые нуждаются в их покровительстве.

Гипотеза: Воспитанники группы будут бережнее относится к комнатным цветам, когда

                 узнают, что обыкновенные растения  помогают здоровью человека.

                 Поэтому будут бережнее относится к комнатным цветам.

Задачи проекта:

  1. Формировать представления о комнатных цветах, их значимости в жизни человека.
  2. Развивать любознательность, наблюдательность, активность в познавательной деятельности.
  3. Развивать навыки моделирования и экспериментирования.
  4. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира,

   экологически грамотное отношение к цветам.

5. Изучить влияние деятельности человека на жизнь растений.

Проектная идея: Создать и обогатить на территории группы дошкольного учреждения

                              экологический уголок природы с комнатными цветами.

Участники проекта: Дети старшей группы, родители и педагоги ДОУ.

Ожидаемый результат:

  1. Осознанное отношение детей к комнатным растениям.
  2. Сформированные знания о комнатных цветах.
  3. Умение самостоятельно наблюдать за изменениями, которые происходят

              с комнатными растениями.

Способы оценки: Беседы, опыты, наблюдения, исследования,

                               анализ продуктов творчества детей.

Материалы и оборудование:

1.Справочная и художественная литература.

2. Наглядный материал (открытки, фотографии)

3. Таблички с названием комнатного растения.

4. Горшки для цветов.

5. Оборудование для труда (лейки, распылители, палочки для рыхления земли,

      тряпочки)

6.Паспорт комнатных растений.

Этапы проектной деятельности:

1 этап.

В группе отвели зону для экологического уголка. Изготовили этажерку под цветы.

Приобрели комнатные цветы и горшки.

2 этап.

Дети наблюдали за комнатными цветами (как приживаются, какие цветы требуют больше влаги, а какие больше света), какие цветы цветут, а какие нет. Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек.

3 этап.

Совместно с родителями был выпущен «Паспорт комнатных цветов», включающий в себя название цветов, их описание, выносливость, влажность воздуха, отношение к свету, полив.

В экологическом уголке для проведения опытов была создана мини-лаборатория, где проводились опыты с песком, водой, глиной, почвой, воздухом.

                                 План реализации проекта

                      Мероприятия

     Ответственный

     Сроки

             Подготовительный этап

1.

Родительское собрание «Участвуем в проекте «Мир комнатных цветов»

 Воспитатели группы

 родители

      март

2.

Подбор литературы о комнатных цветах

Воспитатели группы

родители

      март

3.

Приобретение необходимого оборудования

И комнатных цветов

Родительский комитет

      март

4.

Трудовая деятельность: уход за комнатными цветами (поливка, рыхление, подкормка)

 Воспитатели группы

 В течении

всего проекта

              Основной этап

1.

Пересадка комнатных цветов

Воспитатели группы

      май

2.

Изготовление табличек с названием комнатных цветов.

Воспитатели группы

      май

3.

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Размножение, рост, развитие растений»

«Строение цветов», «условия, необходимые для жизни растений»,

Воспитатели группы

    Май - сентябрь

4.

Экскурсия в зимний сад

Воспитатели группы

В течении всего проекта

5.

Занятия с детьми: «Комнатные растения», Беседа: «Уход за комнатными цветами»(приложение)

Воспитатели группы

Июнь - июль

6.

Проведение дидактических игр: «Узнай по запаху», «От какого растения часть», «Сложи цветок», «угадай цветок»

Воспитатели группы

В течении всего проекта

7.

Разучивание с детьми стихов о цветах.

Воспитатели группы

В течении всего проекта

8.

Придумывание стихотворений о комнатных цветах

Воспитатели группы

Родители

В течении всего проекта

       Заключительный этап

1.

Оформление паспорта комнатных растений

Воспитатели группы

родители

Сентябрь

2.

Оформление выставки рисунков «Мой любимый комнатный цветок»

Воспитатели  группы

Сентябрь

3.

Подведение итогов реализации проекта

Воспитатели группы

 Октябрь

       Список литературы:

  1. Владимирская Л.А. От осени до лета. – Волгоград-«Издательство Учитель»,2004
  2. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. – М. Мозайка-Синтез, 2006
  3. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
  4. Степанова В.А., Королева И.А.Листок на ладони. – СПб.: «Детство – пресс», 2004
  5. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  6. Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. – М.: «Мозаика – Синтез», 2007
  7. Мурадова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «Детство – пресс», 2010.
  8. Кондратьева Н.Н. программа экологического образования детей «МЫ». – СПб.: «Детство – пресс»,2001
  9. Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки, праздники.  –М.: Линки – пресс, 2000
  10. Ходырева Н.В. Растения и здоровье. – М.: Просвещение, 2003

                                                                                                        Приложение

                     Беседа об уходе за комнатными растениями.

Цель:

  1. Обобщить представления об уходе за комнатными растениями.
  2. закрепить знания об основных потребностях комнатных растений.
  3. Обобщить представление о направленности способов ухода (полив, удаление пыли, рыхление) на удовлетворение жизненных потребностей растений.
  4. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь.

Оборудование: Клеенки, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизаторы, лейки,

                          стаканчики с раствором удобрения для цветов, горшки с цветами.

                                                   Ход занятия

1. Воспитатель: Дети, сегодня мы продолжаем учиться ухаживать за комнатными растениями. Давайте вспомним, что для этого надо делать?

     Для чего нужно рыхлить землю? (чтобы хорошо уходила вода и чтобы корням было легче расти в рыхлой земле). Чем вы рыхлите землю? Почему палочками? (чтобы не ранить корни). Ближе к стеблю рыхлить не глубоко, а дальше от стебля - поглубже.

       Как узнать, что растение нужно полить? (Земля сухая на ощупь, светлая). Какой водой мы поливаем? (теплой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня.) Как надо мыть растения? (крупные листья протирать тряпочками)

       Для чего мы ухаживаем за растениями? (Чтобы они были красивыми, хорошо росли и цвели).

        Дети, за растениями нужно не только ухаживать, но и подкармливать, их нужно удобрять. Для этого есть специальное удобрение (показ). А зачем нужно подкармливать цветы? (для роста цветам необходимы витамины). Удобрение наливается в горшок после того, как полили растение, чтобы раствор лучше впитывался в землю.

2. Опыт «Почва»

Цель: Дать понятие о почве как о «живой земле»

На моем столе стоят стаканчики с раствором удобрения. В некоторых стаканчиках половина раствора, а  некоторые полные. После того, как вы у растений протрете листья, разрыхлите землю, опрыскаете их, возьмите у меня стаканчики с удобрением. Если растение большое – полный, для растения меньшего размера – половину стакана.

          Воспитатель распределяет работу детей, контролирует их деятельность, помогает советом, отмечает тех, кто успешно справляется с делом.

             По окончании работы дети убирают свои рабочие места.

Воспитатель: Чему вы сегодня научились? (подкармливать цветы)

Для чего их удобряют? (Чтобы лучше росли и цвели)

На какую землю должно попадать удобрение? (на мокрую после поливки)

3. Дидактическая игра «Отгадай, что за растение?»

Цель: Уточнить представления детей о растениях, учить узнавать их по описанию.

Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку.         

(Есть ствол, ветки, какие они: прямо стоят, свисают, вьются, тонкие или толстые). Описывает листья, их форму, поверхность, окраску, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены. Дети угадывают растение. Затем предлагает самим составлять загадки о растениях и отгадывать всем вместе.

Итог занятия: Теперь вы все должны наблюдать за растениями, чтобы увидеть изменения в них после подкормки и сравнить с ним цветок, в который не добавляли удобрение. Увидеть разницу.

                                Конспект занятия «Комнатные цветы»

Предварительная работа. Рассмотреть с детьми комнатные растения в группе, в зимнем саду; познакомить с названием растений, обратить внимание на цветущие растения.

Цель: Познакомить детей с комнатными растениями (герань, фиалка, бегония); учить находить и называть части комнатных цветов; учить ухаживать за комнатными растениями с помощью взрослых.

Демонстрационный материал. Комнатные растения (герань, бегония, фиалка); предметные картинки этих цветов; план – схема описания растения.

Раздаточный материал. Картинка с изображением комнатных растений, разрезанная на 5-6 частей.

                                                Ход занятия

Организационный момент

На доске выставлены картинки с комнатными растениями (герань, бегония, фиалка).

Воспитатель: Что это? (растения)

- какие это растения? (комнатные)

- Почему они называются комнатными? (растут в помещении, комнате)

- из каких частей состоят растения? (корень, стебель, листья, бутоны, цветы)

У некоторых (но не у всех) комнатных растений есть цветы. А в чем растут комнатные растения? (в цветочных горшках)

- Назовите комнатные растения, изображенные на картинках.

Основная часть

Игра «Посадим комнатное растение»

Дети составляют описание действий по представлению: «Сначала нужно насыпать влажную землю в цветочный горшок. В земле выкопать ямку. Аккуратно расправить корешки растения и засыпать их землей. Полить растение».

Воспитатель: Как нужно ухаживать за комнатными растениями, чтобы они росли хорошо?

(Рыхлить землю, поливать, обтирать цветы).

Физкультминутка

Игра «День – ночь». Дети сидят на корточках. На команду педагога:  «день!» они поднимают руки над головой и тянутся к солнцу, приподнимаясь на носочки; на команду: «Ночь!» дети принимают исходное положение. Игра повторяется 3-4 раза.

Игра «Назови ласково»

Слова: корень, стебель, лист, бутон, цветок.

Игра «Сложи картинку и назови, что получилось»

  У каждого ребенка картинка с изображением комнатного растения (герань, бегония или фиалка), разрезанная на 5-6  частей.

Составление рассказа – описания

   Дети составляют рассказ – описание составленного растения по плану)

«Это фиалка. У фиалки крупные листья зеленого цвета овальной формы.  Цветы фиалки могут быть разные: белые, розовые, фиолетовые».

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие "Комнатные цветы в детском саду- любимая пеларгония!""

Тема: Бүлмә гөлләре  Максат:Балаларны үсеп утыручы чәчәкләргә карап соклана белергә, бүлмә гөлләренең матурлыгын саклый белергә өйрәтү, аларга эстетик тәрбия бирү.Бүлмә гөлләре үсәр өч...

Солнышко и комнатные цветы.

                              Занятие во 2 младшей группе    Воспитатель: Кожихова Е.А....

Солнышко и комнатные цветы.

                              Занятие во 2 младшей группе    Воспитатель: Кожихова Е.А....

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Группа: подготовительная Тема: «Комнатные цветы»

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с учётом интеграции образовательных областей по ФГТ Группа: подготовительная...

Презентация «Комнатные цветы в ДОУ» - паспорт комнатных растений

ФИАЛКА, РЕО, САНСЕВЬЕРА, ФИКУС, ГЕРАНЬ, НЕФРОЛЕПИС, ПРИМУЛА, БАЛЬЗАМИН, ХЛОРОФИТУМ, КАМНЕЛОМКА, КОЛЕУС, СПАТИФИЛИУМ, АСПИДИСТРА "Комнатные цветы в ДОУ" - паспорт комнатных растенийPublish at Cala...

Комнатные цветы, полевые цветы и орудия труда

Комнатные цветы, полевые цветы и орудия труда...

Рекомендации для родителей во 2 младшей группе на тему: "Цветы весной", "Комнатные цветы"

Рекомендации для родителей во 2 младшей группе на тему: "Цветы весной", "Комнатные цветы"...