экспериментальная деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
материал состоит из нескольких конспектов по исследованию : опыты с водой, материалом, исследовании дождевого червяка. В конспекты входят различные приемы для детей от 4 лет до 6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_deyatelnost_detey.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема : «Игрушки невидимки» (опыты с водой для старшей группы)
Цель :
-помогать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная);
- подвести к понятию, что вода может изменять цвет;
- развивать речь детей, активизировать речь детей, активизировать словарь: жидкость, бесцветная, прозрачная;
-воспитывать аккуратность при работе с водой.
Материал :
-краски, кисточки, ёмкости для воды (прозрачные), тряпочки, дидактическая игрушка Почемучка,
- аудио записи «Весенняя капель» альбом «Времена года»;
- мелкие игрушки для проведения опытов;
- фоновая музыка;
-музыкальный центр;
- эмблема – рисунок «водичка» (для воспитателя)
Предварительная работа: рассматривание воды до и после рисования красками, д/ игра «Разноцветные капельки».
Словарная работа: опыт, исследование, прозрачная, окрашенная.
Ход занятия:
В группу приходит Почемучка и предлагает детям поиграть.
Почемучка: Раз два, три, четыре пять – будем в прятки мы играть. Сейчас моя подружка Водичка спрячет от вас игрушку. Попробуйте её найти. Раз-два, раз-два – начинается игра. Раз, два, три, четыре пять – пора глазки закрывать (дети закрывают глаза).
Почемучка опускает игрушку в баночку с прозрачной водой.
Почемучка: Раз, два, три, четыре, пять – можно глазки открывать. Игрушку называть (дети быстро находят игрушку (вода прозрачная, в ней всё видно).
Почемучка: Дети, почему вы так быстро нашли мою игрушку?
Воспитатель-водичка: А как можно спрятать игрушку в воде? Какой должна быть вода, чтобы игрушка могла спрятаться?
Дети предлагают покрасить воду. Совместно с воспитателем дети готовят баночки, наливают и окрашивают воду, прячут игрушки. Воспитатель-водичка подводит детей к выводу, что чем темнее вода, тем меньше видно игрушку, и говорит: «Раз, два, три, четыре, пять – можно Почемучке глазки открывать. Раз, два, три – игрушку отыщи». Почемучка ищет игрушки и выясняет у детей, почему их не видно.( дать возможность детям высказать всем свое мнение)
Вывод:
- мы добавили в воду краску, она стала не прозрачной - окрашенной и поэтому игрушки не видно;
- темная вода спрятала игрушки;
- в чёрной воде игрушку совсем не видно, а в жёлтой немного видно.
Воспитатель-водичка: То есть можно сказать, что видимость игрушки зависит от прозрачности воды. Чем темнее окрашена вода, тем тяжелее найти - увидеть спрятанную игрушку. Предлагаю нарисовать проведенный опыт на листе бумаги.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Темы: ФАРТУК ДЛЯ ПОЧЕМУЧКИ
Цель:
- способствовать уточнению и закреплению представлений детей о видах и свойствах тканей: болоньи, капрона, ситца, мешковины;
- поощрять выдвижение детьми гипотез, развивать умение сравнивать, делать выводы;
- расширять словарный запас детей (болонья, капрон, ситец, мешковина);
- расширять умение договариваться друг с другом для решения общей задачи;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Матерал :
- набор тканей (10 х 10 см): болонья, ситец, мешковина, капрон;
-мерная ложка, звонок;
- дидактическая игрушка Почемучка;
- бумажные салфетки, тряпочки для вытирания воды;
- карточки с символами настроений: удивлённо, очень удивлённое, радостное, весёлое, очень радостное, спокойное, очень спокойное (д/материал «Эмоции»).
Предварительная работа :
- труд в уголке природы;
- мытьё игрушек;
-чтение рассказа Е. Пермяк «Как Маша стала большой»;
- д/ игра «Угадай настроение»;
- демонстрация опыта «Прохождение воды через вату».
Ход занятия:
Дети проводят игру «Угадай настроение» (символы придуманы детьми заранее). Воспитатель обращает внимание детей на настроение Почемучки и карточку с символами «Эмоции». Дети предполагают, что Почемучка хочет что-то у них спросить.
Почемучка: Вы вчера читали рассказ про Машу. Мне так захотелось стать большым, что я надел фартук и решил помыть баночки в своём уголке, и весь промок. Апчхи! Апчхи! А фартук такой красивый, и почему он промок? Апчхи! Вы не знаете?
Дети высказывают свое мнение (он из ткани; он тонкий; надо надеть другой).
Почемучка: Я ходил в магазин «Ткани», где мне дали различные образцы тканей. Но я затрудняюсь выбрать ткань, из которой лучше всего сшить фартук. Давайте вместе рассмотрим ткань: болонью, мешковину, ситец и капрон. Из какой же ткани нужно сшить фартук, чтобы он не промок? Как это узнать?
Воспитатель: Ну что, давайте проведем исследование. Наша цель: проверить свойства ткани и выбрать - непромокаемую. Давайте все вместе обговорим способ проверки: необходимо взять ткань, подложить под неё бумажную салфетку и копать на нее воду.
(Воспитатель обращает внимание детей на то, что образцов тканей на всех не хватит.)
Воспитатель: Что же делать? Какое примем решение?
Дети предлагают взять каждому по одному виду ткани, а чтобы выбрать самую непромокаемую, нужно объединиться в подгруппы, чтобы в каждой были все виды ткани. Воспитатель уточняет, сколько человек будет в подгруппе, почему, какие будут ткани.
Почемучка убеждается, что все готовы, и даёт звонок к началу эксперимента. Дети выявляют самую непромокаемую ткань и делают выводы.
Вывод: Под всеми тканями, кроме одной, салфетка промокла. Нужно шить фартук из болоньи, она не пропускает воду, с неё вода скатывается.
Ты, портной,
Такой умелый!
Сшей для куклы
Фартук серый.
Я сама бы сшить могла,
Но пока ещё мала.
Результаты зарисовываются в дневник экспериментов.
В свободное время дети вместе с воспитателем шьют для кукол фартуки из выбранных во время экспериментирования материалов.
Тема: ВОЛШЕБНАЯ ВОДИЧКА
(2-я младшая группа)
Ц е л и :
- актуализировать опыт детей на основе суждений о растворимости сахарного песка в воде;
- развивать логическое мышление детей путём создания проблемных ситуаций (педагогом) и их решения (детьми);
- развивать умение планировать свою работу;
- расширять словарный запас, закреплять слова: сладкая, вкусная, вошебная широкий, узкий, сахарница;
- поощрять желание заботиться о других.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а: сюжетно-ролевая игра «Семья» (сюжет «Угощаем чаем»); свободное экспериментирование.
М а т е р и а л: чашки, сахарница, ложки, кипячёная вода.
С ю р п р и з н ы й м о е н т: Зайчик-Любознайчик пришёл в гости с волшебным напитком и хочет угостить всех ребят.
М о т и в а ц и я.
В о с п и т а т е л ь. Ой спасибо, Любознайчик. Но как мы попробуем эту воду? (Вода налита в бутылку.)
Д е т и. Из бутылки, из чашки?
Воспитатель. А где можно взять чашки?
Воспитатель принимает все версии не оценивая, а затем все вместе выбирают наиболее подходящий вариант. Воспитатель наливает в чашки волшебный напиток. Дети пробуют.
- Вам понравился напиток? Какой он? Что подсказал вам язычок? А тебе? (Опрашивает 3-4 человека.) Какой напиток на вкус?
- Сладкий, вкусный, волшебный.
- И мне понравился напиток, спасибо тебе, Любознайчик. Ой ребята, мы с вами все выпили, а тем ребятам, кто на физкультурном занятии, не оставили. Как быть?
Дети выдвигают различные гипотезы.
- А мы с вами сможем сделать такой напиток? Что нам нужно взять?
- Воду, сахарный песок, чашки.
- А где можно взять воду?
- В кране, в кувшине. (Принять все версии.)
- Можно ли пить воду из-под крана?
- Нельзя, в ней микробы. Живот заболит.
- Хорошо. Я вам налью воды из кувшина. (Наливает.) Попробуем, может уже получился волшебный напиток?
- Нет. Вода невкусная.
- Как де его сделать волшебным?
- Надо сахар насыпать. (Выслушать все версии.)
- А где можно взять сахар?
- На полке, в сахарнице… (Опросить многих.)
Воспитатель достаёт сахарницу.
- Это сахар? А как вы догадались? А может, это что-то другое? Как узнать, ведь здесь только одна ложка.
- Язычком, на пальчике, ложкой.
- Кто самый смелый? (Дети пробуют.)
- Мы взяли воду, сахар. Значит, напиток уже готов?
- Нет. Надо сахар положить в воду.
- А чем?
- Ложками.
- Где у нас ложки?
Дети берут ложки, кладут в чашки, размешивают пробуют.
- У тебя получился волшебный напиток? Как ты его сделал? Какой он на вкус? Мы можем этим напитком угостить ребят?
- Да.
- А как вы думаете, другим детям будет приятно пить из чужих кружек? (Выслушать все ответы.)
- Вспомните, что сделал Михайло Потапыч, когда узнал, что кто-то пил из его чашки? Ты бы стал пить из чужой чашки? (Выслушать все ответы.)
- Мы сможем ещё раз сделать волшебный напиток? Во что мы его нальём?
- В другие чашки.
- Я буду угощать Егорку, а ты? (Всех спросить.)
- Только пробовать уже не буду! А ты?
Дети готовят волшебный напиток и угощают вторую группу, пришедшую с физкультурного занятия.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
подготовительная группа
Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРИРОДЫ»
Цель:
- обогатить представления детей о дождевом черве как представителе животного мира;
-расширять кругозор детей, о том что все живое прекрасно и независимо от того, красиво оно или некрасиво с нашей точки зрения, имеет право жить;
-развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности;
Активизировать словарь: дождевой червь, гладкий, скользкий, брюшко, спинка.
Материалы и оборудование:
- объект исследования - дождевой червь;
- деревянные палочки, подносы, салфетки (по количеству детей);
- календарь погоды;
- листы бумаги или клеёнка;
-конверт с письмом, посылка;
-газета телепередач «Путешествие в мир природы»
-видеокамера (игрушка);
- украшения, зеркало, косметика;
- аудиозаписи;
-музыкальный центр.
Предварительная работа:
- организация с/р игры «Школа телеведущих»;
- выпуск газеты «Путешествие в мир природы» с программой телепередач на неделю;
- внесение в уголок природы веток берёзы и тополя;
-ежедневные наблюдения за изменениями погоды.
Ход занятия:
Сюжетно-ролевая игра «Телестудия».
Дети распределяют сюжетные роли (ведущие рубрик: «Прогноз погоды», «Новости из лаборатории», «Вы нам пишите, мы отвечаем», оператор, зрители) Ведущие готовятся к выходу в эфир (причёсываются, примеряют украшения, приводят одежду в порядок, наводят макияж, готовят рабочее место), оператор проверяет исправность видеокамеры.
Воспитатель: Уважаемые сотрудники, сколько времени осталось до начала передачи?
Дети: Пора выходить в эфир.
Воспитатель:Что у нас сегодня в эфире?
Дети по газете уточняют рубрику.
Дети: Сегодня вторник, в эфир выйдут «Прогноз погоды», «Новости из лаборатории» и «Вы нам пишите, мы отвечаем».
Воспитатель: Хорошо, Всё ли готово в студии?
Дети: Нет, надо поставить столы, стулья.
Дети готовят студию.
Воспитатель: Ребята, телеведущих и оператора прошу занять свои места, а остальных – места в студии.
Звучит музыкальная заставка.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые телезрители и гости нашей студии. Мы начинаем нашу передачу «Путешествие в мир природы». Сегодня с прогнозом погоды вас познакомит наш корреспондент Эвелина Мемех.
Рассказ о состоянии погоды дня, работа с календарём.
Воспитатель: С вами была Эвелина Мемех. Оставайтесь с нами.
Музыкальная заставка.
Воспитатель: Передаем репортаж из лаборатории «Ручеёк». С научным открытием нас познакомит Вова Сергеев.
Вова: Здравствуйте! В лаборатории «Ручеёк» был проведён эксперимент: на ветках каких деревьев быстрее распустятся листочки. В эксперименте использовали веточки осины и берёзы. Представьте себе, на ветках березы уже распустились листья! Будем ждать появления листьев на ветках осины. До встречи в следующих выпусках.
Воспитатель: Спасибо, Вова. Оставайтесь с нами.
Музыкальная заставка.
Воспитатель: В рубрике «Вы пишите, мы отвечаем» обзор писем проведёт Саша Вакалов.
Саша: Доброе утро! К нам на телепередачу пришло очень много писем. (Показывает письма.) Вот одно из них. Прочитайте, пожалуйста, Любовь Шакерьяновна.
Воспитатель: (читает письмо). «Привет от огородника Иванова. Я обнаружил на своём огороде непонятные неприятные существа, без головы и хвоста. Думаю, что они вредители, поэтому собрал их и послал вам. Помогите разобраться. Жду ответа».
Воспитатель: Саша, как нам поступить?
Саша: Не знаю.
Воспитатель: Я думаю, что среди наших гостей в студии найдутся настоящие исследователи, которые помогут нам разобраться с этой проблемой. Кто хочет принять участие в нашем расследовании?
Дети изъявляют желание, проходят в студию.
Воспитатель: Итак, прямое включение из нашей научной лаборатории. Вот молодые исследователи, которые решились на трудный шаг. Представьтесь, пожалуйста.
Дети называют свои имена.
Воспитатель: Как вы думаете, с чем или с кем вам придётся столкнуться?
Дети высказывают свои предположения
Воспитатель: Просим внести посылку в студию.
Выносится посылка.
Воспитатель: Что вы сначала собираетесь выяснить?
Дети: Кто или что в посылке. Какой он – приятный или неприятный.
Дети открывают посылку.
Дети: Это же черви!
Воспитатель: Где мы будем проводить исследования?
Дети: За столами.
Воспитатель: Будем червей прямо на стол выкладывать?
Дети: Лучше столы чем-нибудь накрыть. Можно столы накрыть бумагой.
Воспитатель: Где можно взять бумагу?
Дети берут бумагу в лаборатории и накрывают столы.
Воспитатель:Что ещё нам надо, чтобы лучше исследовать червей? Как нам удобнее будет это сделать?
Дети предлагают взять подносы, палочки, готовят оборудование, осторожно берут червей используя палочки.
Воспитатель: Кто может описать внешний вид червя?
дети описывают внешний вид червя (длинный или короткий, толстый или тонкий, гладкий, розовато-коричневого цвета.)
Воспитатель: Что-то он мне напоминает, не подскажете?
Дети: Дождевой червь похож на верёвку, веточку, палочку…
Воспитатель: Где же у него голова и хвост?
Дети: Я думаю,… (Предположения детей).
Воспитатель: Как убедиться, кто из нас прав?
Дети: Надо внимательно посмотреть.
Наблюдения детей.
Воспитатель: Кто готов ответить на вопрос огородника Иванова: «Где же у дождевого червя голова, а где хвост?»?
Дети: Голова с той стороны, в каторую он двигается.
Воспитатель: Все с этим согласны?
Дети: Да (Если ответ отрицательный, предложить объяснить свое мнение.)
Воспитатель: Думаю, что мы в этом убедили всех телезрителей, в том числе и огородника Иванова. Но что мы ответим на второй вопрос? Кто может напомнить его?
Дети:«Дождевые черви вредители или полезные животные?» (Если дети затрудняются, зачитать отрывок из письма.)
Воспитатель: Ваше мнение, Эвелина (Вова, Саша,…)?
Предложения детей.
Воспитатель: Я тоже слышала, что дождевые черви полезны. Где мы можем найти точный ответ на этот вопрос?
Дети: Ответ можно найти в книгах.
Воспитатель: Хорошо, но что же мы будем делать сейчас?
Дети: Они живые, поэтому их надо выпустить на наш участок, на огород.
Воспитатель: Все согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо, но можем ли мы в таком состоянии оставить студию?
Дети: Надо навести порядок.
Дети наводят порядок.
Воспитатель: Наша передача подошла к концу. Ответ о пользе дождевых червей вы услышите в следующий вторник. Смотрите нас завтра, в это же время. До свидания.
Дети вносят червей на огород и выпускают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...
"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..
Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...
Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Дети наблюдают как магнитные силы проходят через воду, бумагу, картон....
Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.
Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...
Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...