экспериментальная деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

симашко любовь шакирьяновна

материал состоит из нескольких конспектов по исследованию : опыты с водой, материалом, исследовании дождевого червяка. В конспекты входят различные приемы для детей от 4 лет до 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentalnaya_deyatelnost_detey.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема : «Игрушки невидимки» (опыты с водой для старшей группы)

Цель :

-помогать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная);

- подвести к понятию, что вода может изменять цвет;

- развивать речь детей, активизировать речь детей, активизировать словарь: жидкость, бесцветная, прозрачная;

-воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал :

-краски, кисточки, ёмкости для воды (прозрачные), тряпочки, дидактическая игрушка Почемучка,

- аудио записи «Весенняя капель» альбом «Времена года»;

- мелкие игрушки для проведения опытов;

- фоновая музыка;

-музыкальный центр;

- эмблема – рисунок «водичка» (для воспитателя)

Предварительная работа: рассматривание воды до и после рисования красками, д/ игра «Разноцветные капельки».

Словарная работа: опыт, исследование, прозрачная, окрашенная.

Ход   занятия:

В группу приходит Почемучка и предлагает детям поиграть.

Почемучка: Раз два, три, четыре пять – будем в прятки мы играть. Сейчас моя подружка Водичка спрячет от вас игрушку. Попробуйте её найти. Раз-два, раз-два – начинается игра. Раз, два, три, четыре пять – пора глазки закрывать (дети закрывают глаза).

Почемучка опускает игрушку в баночку с прозрачной водой.

Почемучка:  Раз, два, три, четыре, пять – можно глазки открывать.  Игрушку называть  (дети  быстро находят игрушку (вода прозрачная, в ней всё видно).

Почемучка: Дети, почему вы так быстро нашли мою игрушку?

Воспитатель-водичка: А как можно спрятать игрушку в воде? Какой должна быть вода, чтобы игрушка могла спрятаться?

Дети предлагают покрасить воду. Совместно с воспитателем дети готовят баночки, наливают и окрашивают воду, прячут игрушки. Воспитатель-водичка  подводит детей к выводу, что чем темнее вода, тем меньше видно игрушку, и говорит: «Раз, два, три, четыре, пять – можно Почемучке  глазки открывать. Раз, два, три – игрушку отыщи». Почемучка ищет игрушки и выясняет у детей, почему их не видно.( дать возможность детям высказать всем свое мнение)

Вывод:

- мы добавили в воду краску, она стала не прозрачной - окрашенной и поэтому игрушки не видно;

- темная вода спрятала игрушки;

- в чёрной воде игрушку совсем не видно, а в жёлтой немного видно.

Воспитатель-водичка: То есть можно сказать, что видимость игрушки зависит от прозрачности воды. Чем темнее окрашена вода, тем тяжелее найти - увидеть спрятанную игрушку.  Предлагаю нарисовать проведенный опыт на листе бумаги.

                                        КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

                                            СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Темы: ФАРТУК  ДЛЯ  ПОЧЕМУЧКИ

Цель:

        - способствовать уточнению и закреплению представлений детей о видах и свойствах тканей: болоньи, капрона, ситца, мешковины;

        - поощрять выдвижение детьми гипотез, развивать умение сравнивать, делать выводы;

        - расширять словарный запас детей (болонья, капрон, ситец, мешковина);

        -  расширять умение договариваться друг с другом для решения общей задачи;

        - воспитывать аккуратность при работе с водой.

Матерал :

- набор тканей (10 х 10 см): болонья, ситец, мешковина, капрон;

-мерная ложка, звонок;

- дидактическая игрушка Почемучка;

- бумажные салфетки, тряпочки для вытирания воды;

- карточки с символами настроений: удивлённо, очень удивлённое, радостное, весёлое, очень радостное, спокойное, очень спокойное (д/материал «Эмоции»).

Предварительная   работа :

- труд в уголке природы;

- мытьё игрушек;

-чтение рассказа Е. Пермяк «Как Маша стала большой»;

- д/ игра «Угадай настроение»;

- демонстрация опыта «Прохождение воды через вату».

Ход   занятия:

        Дети проводят игру «Угадай настроение» (символы придуманы детьми заранее). Воспитатель обращает внимание детей на настроение Почемучки и карточку с символами «Эмоции». Дети предполагают, что Почемучка хочет что-то у них спросить.

Почемучка: Вы вчера читали рассказ про Машу.  Мне так захотелось стать большым, что я надел фартук и решил помыть баночки в своём уголке, и весь промок. Апчхи! Апчхи! А фартук такой красивый, и почему он промок? Апчхи! Вы не знаете?

        Дети высказывают свое мнение (он из ткани; он тонкий; надо надеть другой).

Почемучка:  Я ходил в магазин «Ткани», где мне дали различные образцы тканей. Но я затрудняюсь выбрать ткань, из которой лучше всего сшить фартук. Давайте вместе рассмотрим ткань: болонью, мешковину, ситец и капрон. Из какой же ткани нужно сшить фартук, чтобы он не промок? Как это узнать?

Воспитатель: Ну что, давайте проведем исследование. Наша цель: проверить свойства ткани и выбрать - непромокаемую. Давайте все вместе обговорим способ проверки: необходимо взять ткань, подложить под неё бумажную салфетку и копать на нее воду.

        (Воспитатель обращает внимание детей на то, что образцов тканей на всех не хватит.)

Воспитатель: Что же делать? Какое примем решение?

        Дети предлагают взять каждому по одному виду ткани, а чтобы выбрать самую непромокаемую, нужно объединиться в подгруппы, чтобы в каждой были все виды ткани. Воспитатель уточняет, сколько человек будет в подгруппе, почему, какие будут ткани.

        Почемучка убеждается, что все готовы, и даёт звонок к началу эксперимента. Дети выявляют самую непромокаемую ткань и делают выводы.

Вывод: Под всеми тканями, кроме одной, салфетка промокла. Нужно шить фартук из болоньи, она не пропускает воду, с неё вода скатывается.


                                Ты, портной,


                                Такой умелый!


                                Сшей для куклы


                                Фартук серый.


                                Я сама бы сшить могла,


                                Но пока ещё мала.


        Результаты зарисовываются в дневник экспериментов.


        В свободное время дети вместе с воспитателем шьют для кукол фартуки из выбранных во время экспериментирования материалов.


















Тема: ВОЛШЕБНАЯ ВОДИЧКА

(2-я младшая группа)

        Ц е л и :

        - актуализировать опыт детей на основе суждений о растворимости сахарного песка в воде;

        - развивать логическое мышление детей путём создания проблемных ситуаций (педагогом) и их решения (детьми);

        - развивать умение планировать свою работу;

        - расширять словарный запас, закреплять слова: сладкая, вкусная, вошебная широкий, узкий, сахарница;

- поощрять желание заботиться о других.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а: сюжетно-ролевая игра «Семья» (сюжет «Угощаем чаем»); свободное экспериментирование.

М а т е р и а л: чашки, сахарница, ложки, кипячёная вода.

С ю р п р и з н ы й   м о е н т: Зайчик-Любознайчик пришёл в гости с волшебным напитком и хочет угостить всех ребят.

М о т и в а ц и я.

В о с п и т а т е л ь. Ой спасибо, Любознайчик. Но как мы попробуем эту воду? (Вода налита в бутылку.)

Д е т и. Из бутылки, из чашки?

Воспитатель. А где можно взять чашки?

Воспитатель принимает все версии не оценивая, а затем все вместе выбирают наиболее подходящий вариант. Воспитатель наливает в чашки волшебный напиток. Дети пробуют.

- Вам понравился напиток? Какой он? Что подсказал вам язычок? А тебе? (Опрашивает 3-4 человека.) Какой напиток на вкус?

- Сладкий, вкусный, волшебный.

- И мне понравился напиток, спасибо тебе, Любознайчик. Ой ребята, мы с вами все выпили, а тем ребятам, кто на физкультурном занятии, не оставили. Как быть?

Дети выдвигают различные гипотезы.

- А мы с вами сможем сделать такой напиток? Что нам нужно взять?

- Воду, сахарный песок, чашки.

- А где можно взять воду?

- В кране, в кувшине. (Принять все версии.)

- Можно ли пить воду из-под крана?

- Нельзя, в ней микробы. Живот заболит.

-  Хорошо. Я вам налью воды из кувшина. (Наливает.) Попробуем, может уже получился волшебный напиток?

- Нет. Вода невкусная.

- Как де его сделать волшебным?

- Надо сахар насыпать. (Выслушать все версии.)

- А где можно взять сахар?

- На полке, в сахарнице… (Опросить многих.)

Воспитатель достаёт сахарницу.

- Это сахар? А как вы догадались? А может, это что-то другое? Как узнать, ведь здесь только одна ложка.

- Язычком, на пальчике, ложкой.

- Кто самый смелый? (Дети пробуют.)

- Мы взяли воду, сахар. Значит, напиток уже готов?

- Нет. Надо сахар положить в воду.

- А чем?

- Ложками.

- Где у нас ложки?

Дети берут ложки, кладут в чашки, размешивают пробуют.

- У тебя получился волшебный напиток? Как ты его сделал? Какой он на вкус? Мы можем этим напитком угостить ребят?

- Да.

- А как вы думаете, другим детям будет приятно пить из чужих кружек? (Выслушать все ответы.)

- Вспомните, что сделал Михайло Потапыч, когда узнал, что кто-то пил из его чашки? Ты бы стал пить из чужой чашки? (Выслушать все ответы.)

- Мы сможем ещё раз сделать волшебный напиток? Во что мы его нальём?

- В другие чашки.

- Я буду угощать Егорку, а ты? (Всех спросить.)

- Только пробовать уже не буду! А ты?

Дети готовят волшебный напиток и угощают вторую группу, пришедшую с физкультурного занятия.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

                                                    подготовительная группа

 

Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРИРОДЫ»

Цель:

- обогатить представления детей о дождевом черве как представителе животного мира;

-расширять кругозор детей, о том что все живое прекрасно и независимо от того, красиво оно или некрасиво с нашей точки зрения, имеет право жить;

-развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности;

Активизировать словарь: дождевой червь, гладкий, скользкий, брюшко, спинка.

Материалы и оборудование:

- объект исследования - дождевой червь;

- деревянные палочки, подносы, салфетки (по количеству детей);

- календарь погоды;

- листы бумаги или клеёнка;

-конверт с письмом, посылка;

-газета телепередач «Путешествие в мир природы»

-видеокамера (игрушка);

- украшения, зеркало, косметика;

- аудиозаписи;

-музыкальный центр.

Предварительная работа:

- организация с/р игры «Школа телеведущих»;

- выпуск газеты «Путешествие в мир природы» с программой телепередач на неделю;

- внесение в уголок природы веток берёзы и тополя;

-ежедневные наблюдения за изменениями погоды.

Ход занятия:

        Сюжетно-ролевая игра «Телестудия».

        Дети распределяют сюжетные роли (ведущие рубрик: «Прогноз погоды», «Новости из лаборатории», «Вы нам пишите, мы отвечаем», оператор, зрители) Ведущие готовятся к выходу в эфир (причёсываются, примеряют украшения, приводят одежду в порядок, наводят макияж, готовят рабочее место), оператор проверяет исправность видеокамеры.

Воспитатель: Уважаемые сотрудники, сколько времени осталось до начала передачи?

Дети: Пора выходить в эфир.

Воспитатель:Что у нас сегодня в эфире?

        Дети по газете уточняют рубрику.

Дети: Сегодня вторник, в эфир выйдут «Прогноз погоды», «Новости из лаборатории» и «Вы нам пишите, мы отвечаем».

Воспитатель: Хорошо, Всё ли готово в студии?

Дети: Нет, надо поставить столы, стулья.

        Дети готовят студию.

Воспитатель: Ребята, телеведущих и оператора прошу занять свои места, а остальных – места в студии.

        Звучит музыкальная заставка.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые телезрители и гости нашей студии. Мы начинаем нашу передачу «Путешествие в мир природы». Сегодня с прогнозом погоды вас познакомит наш корреспондент Эвелина Мемех.

        Рассказ о состоянии погоды дня, работа с календарём.

Воспитатель: С вами была Эвелина Мемех. Оставайтесь с нами.

        Музыкальная заставка.

Воспитатель: Передаем репортаж из лаборатории «Ручеёк». С научным открытием нас познакомит Вова Сергеев.

Вова: Здравствуйте! В лаборатории «Ручеёк» был проведён эксперимент: на ветках каких деревьев быстрее распустятся листочки. В эксперименте использовали веточки осины и берёзы. Представьте себе, на ветках березы уже распустились листья! Будем ждать появления листьев на ветках осины. До встречи в следующих выпусках.

Воспитатель: Спасибо, Вова. Оставайтесь с нами.

        Музыкальная заставка.

Воспитатель: В рубрике «Вы пишите, мы отвечаем» обзор писем проведёт Саша Вакалов.

Саша: Доброе утро! К нам на телепередачу пришло очень много писем. (Показывает письма.) Вот одно из них. Прочитайте, пожалуйста, Любовь Шакерьяновна.

Воспитатель: (читает письмо). «Привет от огородника Иванова. Я обнаружил на своём огороде непонятные неприятные существа, без головы и хвоста. Думаю, что они вредители, поэтому собрал их и послал вам. Помогите разобраться. Жду ответа».

Воспитатель: Саша, как нам поступить?

Саша: Не знаю.

Воспитатель: Я думаю, что среди наших гостей в студии найдутся настоящие исследователи, которые помогут нам разобраться с этой проблемой. Кто хочет принять участие в нашем расследовании?         

Дети изъявляют желание, проходят в студию.

Воспитатель: Итак, прямое включение из нашей научной лаборатории. Вот молодые исследователи, которые решились на трудный шаг. Представьтесь, пожалуйста.

Дети  называют свои имена.

Воспитатель: Как вы думаете, с чем или с кем вам придётся столкнуться?

Дети высказывают свои предположения

Воспитатель: Просим внести посылку в студию.

Выносится посылка.

Воспитатель: Что вы сначала собираетесь выяснить?

Дети: Кто или что в посылке. Какой он – приятный или неприятный.

Дети открывают посылку.

Дети: Это же черви!

Воспитатель: Где мы будем проводить исследования?

Дети: За столами.

Воспитатель: Будем червей прямо на стол выкладывать?

Дети: Лучше столы чем-нибудь накрыть. Можно столы накрыть бумагой.

Воспитатель: Где можно взять бумагу?

Дети берут бумагу в лаборатории и накрывают столы.

Воспитатель:Что ещё нам надо, чтобы лучше исследовать червей? Как нам удобнее будет это сделать?

Дети предлагают взять подносы, палочки, готовят оборудование, осторожно берут червей используя палочки.

Воспитатель: Кто может описать внешний вид червя?

дети описывают внешний вид червя (длинный или короткий, толстый или тонкий, гладкий, розовато-коричневого цвета.)

Воспитатель: Что-то он мне напоминает, не подскажете?

Дети: Дождевой червь похож на верёвку, веточку, палочку…

Воспитатель: Где же у него голова и хвост?

Дети: Я думаю,… (Предположения детей).

Воспитатель: Как убедиться, кто из нас прав?

Дети: Надо внимательно посмотреть.

Наблюдения детей.

Воспитатель: Кто готов ответить на вопрос огородника Иванова: «Где же у дождевого червя голова, а где хвост?»?

Дети: Голова с той стороны, в каторую он двигается.

Воспитатель: Все с этим согласны?

Дети: Да (Если ответ отрицательный, предложить объяснить свое мнение.)

Воспитатель: Думаю, что мы в этом убедили всех телезрителей, в том числе и огородника Иванова. Но что мы ответим на второй вопрос? Кто может напомнить его?

Дети:«Дождевые черви вредители или полезные животные?» (Если дети затрудняются, зачитать отрывок из письма.)

Воспитатель: Ваше мнение, Эвелина (Вова, Саша,…)?

Предложения детей.

Воспитатель: Я тоже слышала, что дождевые черви полезны. Где мы можем найти точный ответ на этот вопрос?

Дети: Ответ можно найти в книгах.

Воспитатель: Хорошо, но что же мы будем делать сейчас?

Дети: Они живые, поэтому их надо выпустить на наш участок, на огород.

Воспитатель: Все согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Хорошо, но можем ли мы в таком состоянии оставить студию?

Дети: Надо навести порядок.

Дети наводят порядок.

Воспитатель: Наша передача подошла  к концу. Ответ о пользе дождевых червей вы услышите в следующий вторник. Смотрите нас завтра, в это же время. До свидания.

Дети вносят червей на огород и выпускают.

 

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..

Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...