проект "Зимний сад в детском саду"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

экологическое воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimniy__sad.docx242.23 КБ

Предварительный просмотр:

                  ГБОУ  детский  сад  комбинированного  вида   №544

             Проект  

 Тема:   «Зимний  сад  в  детском саду»

 Составитель :  воспитатель  Сергеева  Ольга   Александровна

                                  Москва   2012 г.

В климате, где зима тянется по 5 месяцев, Зимний Сад сохраняет частичку лета. Круглый год Вы можете наслаждаться красотой экзотических растений и угощать гостей лимонами с собственных деревьев.

Любое строительство нужно начинать с подробного, максимально точного расчета. В зависимости от того, каким Вы хотите видеть зимний сад и какие растения в нем выращивать, выбирается техническое решение по конструкции. Необходимо правильно продумать систему вентиляции, освещения и затенения помещения, систему полива.

Можно создать плодовые зимние сады с лимонами и фейхоа или с использованием большого количества цветущих растений. Можно устроить водоем или фонтан в зимнем саду. Вода не только создает ощущение живой природы, но и дает дополнительную влажность в помещении, что полезно и для растений и для людей.

Строительство зимнего сада можно условно разбить на несколько этапов:

  1. Во-первых, это создание концепции. Мы готовы воплотить любые идеи, подсказать удачные дизайнерские или конструктивные решения. Но зимний сад строится только для вас. Значит, именно ваше участие в процессе наиболее важно. Для того чтобы зимний сад после строительства был востребован и доставлял удовольствие, еще до начала проектирования следует задать себе несколько вопросов. Для чего он создается? Какую роль зимнему саду будет отведена в общей системе архитектурных сооружений на участке? Какие растения там предполагается выращивать? Ответы на них позволят выбрать оптимальный вариант планировки, конструктивное решение зимнего сада, которое станет отправной точкой для разработки проектной документации. Все эти шаги мы пройдем вместе с вами.

  1. Во-вторых, проектирование зимнего сада. Задача сложная
  2. и ответственная, ведь от квалификации инженеров зависит не только долговечность или удобство сооружения, но также ваша безопасность. Зимние сады проектируются нами с учетом климатических особенностей той или иной зоны, других факторов, которые, так или иначе, отображаются в расчетах. В результате вы получаете полный пакет документов, необходимых для начала строительства.
  3. В-третьих, собственно строительство конструкции. Зимние сады по готовому проекту строятся достаточно быстро. Мы используем для этого только качественные экологически чистые материалы. В строительстве зимних садов применяются современные технологии.

Последний этап – озеленение и благоустройство зимнего сада. Именно этим и занимаются специалисты нашей компании, подбирая растения, почву, создавая системы полива и освещения.

Мы берем на себя весь комплекс работ по дизайну (подбор ассортимента, выбор здоровых, адаптированных растений) и уходу за комнатными растениями в зимних садах . Обеспечиваем гарантии при нашем уходе.

Цели и задачи

Основные цели:

  1. Обеспечить целостное развитие личности ребенка: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.
  2. Наполнить жизнь ребенка переживаниями счастья радости бытия и общения, возможностью активного познания действительности. Создать условия для реализации собственных потребностей ребенка.

Основные задачи:

  1. охрана жизни и укрепление здоровья детей;
  2. воспитание и гармоничное развитие детей;
  3. соблюдение прав детей;
  4. обеспечение воспитанникам условий для обучения, воспитания, коррекции детей,  социальной адаптации и интеграции в общество;
  5. создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для приобщения детей к общечеловеческим ценностям;
  6. взаимодействие с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Основные принципы:

  1. Гуманный характер воспитания и обучения
  2. Приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности
  3. Общедоступность образования
  4. Адаптивность обучения и воспитания к особенностям развития каждого ребенка

В климате, где зима тянется не менее 4 месяцев в году и период межсезонья еще 2–3 месяца, нам не хватает общения с живой природой. Но даже крайне занятому человеку, у которого совершенно нет времени для любования растениями, будет приятна мысль о том, что его семья, дети могут радоваться каждому новому листику или вдыхать ароматы экзотических цветов в собственном зимнем саду.

Использование зимнего сада с функциональной точки зрения, а не только как места для коллекционирования растений, представляется весьма разумным. В современных условиях мы можем в нем обедать или завтракать, принимать гостей, работать или размышлять, как в кабинете. В конце концов установить в зимнем саду бассейн для плавания. Это зависит от личных предпочтений и режима семьи.

На какие вопросы следует ответить, прежде чем начать устройство зимнего сада?

Прежде всего нужно понять, какими возможностями вы располагаете, то есть какая площадь будет отведена под живые растения, какие условия вы можете создать для них. Как говорят дизайнеры, до какого предела развернуться с идеями. Если площадь зимнего сада незначительна, не более 15 м2, то лучше всего размещать растения в контейнерах, из которых можно сделать композицию. Если есть возможность заполнить растениями свободную стену – наилучшим решением будет использование лиан, озеленение потолка или вертикальное озеленение с капельным поливом.

Если места достаточно – следует высаживать растения в специально отведенные для них при строительстве ниши с грунтом. Это должны быть углубления с дренажем, чтобы вода не застаивалась при поливе. Фундамент нужно предусмотреть таким образом, чтобы грунт не промерзал. В таких нишах есть, где создать композиции из растений, подходящих друг другу не только по дизайну, но и по условиям произрастания и дальнейшего ухода.

Лучше для одной композиции брать растения, родиной которых является одна климатическая зона (например, тропические леса или влажные субтропики), стараясь не перемешивать их между собой. Иначе будет очень сложно организовать уход и поддерживать нормальный рост и цветение. Известно, что растения обладают пластичностью в приспособлении к различным условиям пребывания, это дает нам возможность немного отступать от природных условий их произрастания. Например, субтропический гибискус будет хорошо цвести в тропическом зимнем саду. Но наилучших результатов можно достичь, только максимально приблизив условия искусственного содержания к природным требованиям культур.

Второй вопрос связан с режимом использования зимнего сада. Если предполагается, что в течение года в нем будет находиться столовая или бассейн для плавания, то и растения должны подбираться в соответствии с этими условиями. Температура для разведения растений должна соответствовать комфортной температуре пребывания людей. Летом необходимо обеспечить качественное затенение и вентиляцию, в холодное время года – приятное тепло и дополнительный свет. Это будет зимний сад с умеренным климатом. Средняя температура в дневное время должна быть около 23–25 °C круглый год. Обязательны ночные понижения температур на 5–6 градусов по сравнению с дневными. Влажность воздуха в таком помещении должна быть не ниже 50%. При таких условиях можно выращивать большое количество растений: всевозможные фикусы, тропические пальмы, антуриумы, калатеи, папоротники, даже бананы. В жилом зимнем саду будут хорошо развиваться те растения, у которых нет периода покоя.

Зимний сад в детском саду

Зимний сад в детском саду – представляет собой некую промежуточную, буферную зону между замкнутыми в четырех стенах жилыми помещениями дома и природой. По большому счету – это и отдельная комната жилого здания и своеобразное многофункциональное помещение, являющееся продолжением столовой, гостиной, творческой мастерской, игровой, бассейна, кабинета и т.д. В наше время очень распространены такие сооружения в обычных квартирах, офисах, в медицинских и педагогических учреждениях,  также весьма  целесообразен и  зимний сад в детском саду.

Цель и обустройство зимнего сада в детском саду

В некоторых детских садах уже установлены данные «зеленые уголки», чаще всего зимний сад располагается в какой-либо большой комнате в здании детсада. Малыши с огромной любознательностью и  интересом познают в такой комнате окружающую природу. Такой зеленый уголок в детском саду наполнен всевозможными растениями, зверями, рыбками и даже птицами. Притом,  наполнение зимнего сада питомцами может происходить постоянно, что даст возможность деткам проявлять творческие и дизайнерские способности. В помещении зимнего сада можно поместить морских свинок, попугайчиков и других небольших «жителей». 

Кроме этого зимний сад в детском саду способствует изучению природы различных континентов – такой процесс можно организовать, изготовив  специально разработанный педагогами макет, так сказать, наглядное пособие. Прекрасно сочетается с зимним садом ИЗО студия. Ребята, имеющие способности к живописи, могут использовать колоритные компоненты зимнего сада для своих картин. Наверняка зимний сад в детском саду станет любимым местом многих малышей.  

Для обустройства такого зеленого уголка в детском саду необходимо вначале определиться с площадью, где он будет расположен, желательно выбрать самую просторную комнату детского сада.  После этого, нужно выбрать исходный материал, с применением которого будут выполняться работы. Чаще всего для таких комнат используют современные материалы и технологии (ПВХ профиль, алюминиевый профиль, стеклопакеты), которые дают возможность обустроить зимний сад с соблюдением всех общепринятых норм по температурному режиму, освещенности и влажности. Когда обустраивается зимний сад в детском саду, чаще всегопроцесс остекления производится  уже в существующих постройках.

Также ввиду того, что зимние сады образовываются из субтропических и тропических растений, понадобится много влаги и тепла, а также налаженная циркуляция воздуха. В случае несоблюдения баланса трех ключевых параметров: тепла, света и влаги,  все усилия и потраченные средства окажутся бесполезными. С технической точки зрения данный баланс достигается довольно просто: выполняется остекление помещения со всех сторон и устанавливается дополнительное отопление (одним из самых популярных методов — отапливаемые полы). Степень влажности обеспечивают устройством мини-бассейна или крупногабаритного аквариума, а чтобы создать хорошую циркуляцию воздуха проводят качественную вентиляцию.

Конечно, стоит учесть, что для обычных государственных детских садов очень трудно будет устроить зимний сад в стоимостном плане, ведь в отличие от открытого палисадника на земельном участке, который можно обустраивать годами,  в «комнатном саду» необходимо соорудить всё и сразу. А это затребует довольно больших одновременных вложений.

Польза зимнего сада в детском саду

В согласии с мнением психологов, считается, что зимний сад в детском саду имеет крайне благотворное влияние на детскую психику и на развитие и формирование личности. В чем же его польза? Во-первых, зимний сад никогда не наскучит и не надоест, это место всегда будет уместным, при проведении откровенного, доверительного  разговора с ребенком, при необходимости расслабиться и отдохнуть, снять напряженность и раздражительность.

Также колоритные и разнообразные составляющего зимнего сада, действительно способствуют более радостному восприятию жизни. Можно сказать, заходя в зимний сад, малыши даже в холодный период года, могут оказаться словно на солнечной полянке, среди множества цветущих и благоухающих растений, согласитесь, в такой обстановке хочется радоваться жизни и иметь положительный настрой. Также дети круглый год могут порадоваться солнышку и яркому дневному свету, не только во время прогулки, но и в помещении, детки смогут наслаждаться великолепием и благоуханием цветущих растений, испытывать комфорт, обогреваться солнышком и восхищаться опоясывающей свежей красотой – как раз в этом и состоит эстетическая и психологическая прелесть зимнего сада.

Вот какими красочными словосочетаниями можно описать функции, которые сможет выполнять зимний сад в детском саду:

 «зеленый оазис», «помещение, пронизанное светом», «архитектурная эстетика», «свежий и энергичный климат», «мероприятие навстречу свету и солнцу», «грандиозный заряд энергии», «толчок к полету фантазии»… Исходя из такого описания, и необходимо производить оснащение зимнего сада.

Также украшенный зелеными растениями сад в помещении – это бесплатный и массивный кондиционер для находящихся поблизости помещений детского сада, ведь зелень вырабатывает кислород и производит позитивное воздействие на микроклимат во всем учреждении, кроме этого создает атмосферу, требуемую для детского комфорта и отдыха.

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя: под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшает комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

Предмет – изучение важности значения организации природного участка в ДОУ.

Объект исследования – воспитательный процесс в ДОУ.

Цель – на основе теоретического анализа представить систему условий, применение различных методик создания живого уголка.

Цель реализуется через следующие задачи:

1. Изучить – и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.

Для достижения цели были использованы следующие методы научного исследования:

1. метод теоретического анализа

2. метод научного наблюдения

3. метод беседы

4. метод постановки оптимальной работы.

Практическая значимость данной работы заключается в исследованиях проблемы, методов и средств организаций природного уголка в ДОУ, методическая база.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографии и приложения.

I. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников

1.1 Сущность, цели и задачи развития экологической культуры ребенка

Место ознакомления детей с природой в «Программе воспитания в детском саду». В «Программе воспитания в детском саду» предусмотрено всестороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ребенка.

Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Нам думается, что ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.

Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

Природа окружает ребенка с ранних лет. Мы считаем, что это – источник новых знаний различных природных явлений.

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Н считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Поскольку в дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир, учится ориентироваться в нем. Нахождение оптимальных способов включения ребенка в культуру и в систему социальных отношений является главной задачей реформы образования. Образование включает в себя две подсистемы: воспитание и обучение. По мнению О.С.Газмана сущность педагогической деятельности в дошкольный период может быть обозначена термином «воспитание». (Лаврентьева Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста).

В ходе воспитания происходит обретение культурного опыта, способов деятельности, усвоение нравственных норм и отношений на основе наблюдения реальных межличностных социальных отношений, процессов, явлений как естественных событий окружающей человека действительности, способных вызвать эмоциональные переживания.

Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений, животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностной культуры – базисные качества человечества начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях себя собой – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с

дметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными

людьми из материалов природного происхождения.

Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.

3. Осознание собственного «А» как части природы, развития «А-концепции» у каждого ребенка.

4. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Для реализации данных задач необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.

Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе.

Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности. Личность каждого ребенка представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантов развития. Принцип гуманизации дает возможность строить «вектор развития» от ребенка к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию и развитию на основе накопления субъективного опыта.

Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.

Вывод

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголка природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы для всего детского учреждения.

Экологическую тропу можно организовать за пределами детского сада. Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие окружающего следует отобрать литературный материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки, особое внимание обратим на народные приметы.