Конспект занятия в старшей группе "Невидимка - воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Невидимка - воздух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znyatiya_vozduh.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Лучик»

города Рубцовска Алтайского края

658222, г. Рубцовск Алтайский край, ул. Октябрьская, 17

Тел.: (838557) 2-49-54, 2-98-07

E-mail: mdou-lu4ik@yandex.ru 

Педагог:  Оксина Ольга Анатольевна

Возрастная группа:  старшая группа

Тема занятия:  «Невидимка - воздух»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». 

Цель: создание условий для познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития детей, систематизировать знания детей о свойствах воздуха.

Задачи:

  • Создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра.
  • Создать условия для закрепления  представлений детей о свойствах воздуха, познакомить с ранее неизвестными  свойствами.
  • Совершенствовать навыки обратного счета, знания о геометрических форм, способность проводить звукобуквенный анализ слова.
  • Способствовать познавательно – исследовательской деятельности через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
  • Развивать наблюдательность, логическое мышление, развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.
  • Воспитывать наблюдательность, любознательность, активность, уверенность.

Методы и приемы: эксперимент, сюрпризный момент, беседа, игра.

Активный словарь: воздух, лаборатория, исследователи, расширяется, сужается, невидимый, бесцветный.

Предшествующая деятельность: разучивание стихотворения, беседа «Ученые исследователи», экспериментирование с водой, работа по программе в течении года.

Оборудование: карточки с символическим изображением свойств воздуха, оборудование и материал для экспериментирования( стакан с водой и лист бумаги, полиэтиленовые пакеты, стаканы и соломинки, емкость с горячей и с холодной водой, прозрачная бутылка, воздушный шарик), плакат «Геометрические формы», магнитная доска, буквы.

ХОД ОД:

  1. Организационный момент, начало занятия

Цель: Организовать детей, настроить и подвести их к теме и цели занятия

Предполагаемая деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Воспитанники проходят за воспитателем, здороваются с гостями.

 

Дети повторяют слова и выполняют действия.

Ответы детей.

-Вода вытечет, выльется.

Дети садятся.

-Лаборатория.

Дети повторяют правила.

Педагог и дети входят в группу.

Дети, сегодня на занятия к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Проходите на ковер.

- «Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу,

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется

-ДОБРОЕ УТРО!!!»

-Дети, мне вчера Никита, мой старший сын, показал фокус. Хотите я вам покажу?

- Подходите к столу. Что у меня в руках?

- Что произойдет, если стакан перевернуть?

- Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?

 - Секрет этого фокуса «Воздух», который был и в стакане и снаружи.

-На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться.

- А ведь у «Воздуха» немало секретов. Хотите их раскрыть?

-  Что бы узнать секреты, мы сегодня будем разговаривать о воздухе как настоящие ученые – исследователи!

-Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

-В каждой лаборатории есть правила:

Соблюдать тишину.

Не перебивать друг друга, не отталкивать друг друга.

Работать тихо, аккуратно, внимательно.

Взаимное приветствие.

В руках стакан с водой и листок бумаги. Воспитатель. Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой. Переворачивает.

2. Основная часть образовательной деятельности

Цель. Создать условия для закрепления  представлений детей о свойствах воздуха, познакомить с ранее неизвестными  свойствами. Совершенствовать навыки обратного счета, знания о геометрических форм, способность проводить звукобуквенный анализ слова.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Воздух.

Дети по очереди отвечают, выходят и прилепляют букву к доске.

Ответы детей.

- Нет, не видим, он невидимый.

-Прозрачный.

Проходят к столу. Проводят опыт.

-Пакет надулся, наполнился воздухом.

Ответы детей.

Дети садятся на стульчики.

Животным, растениям.

-Живой природе.

-Неживая природа.

-Солнце. Звезды. Камни. Земля воздух.

Предположения детей.

Дети выполняют действие под руководством педагога.

-Пузырьки. Это воздух внутри нас.

 Ответы детей.

-Воздух нагревается. Шар надувается.  

Дети считают от 10 до 1.

- Шар не надувается. Воздух охлаждается.

 Дети, держась за руки, расширяют круг

Дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положении приседа

-Нет! Воздух не имеет вкуса.

 

-Нет! Воздух не имеет запаха.

Дети угадывают, что находиться в стаканчике.

-Запах передается по воздуху и мы его чувствуем.

Дети рассказывают, какие геометрические фигуры изображены на плакате. Приводят примеры.

- Воздух не имеет формы.

- Для начала запишем на доске, что мы будем исследовать?

-Для этого нам понадобятся буквы. Вот они.

- Какой первый звук в слове Воздух? Какая буква нам понадобится?

-Второй?

-Настя прочитай, что получилось?

- А сколько слогов в слове «Воздух»? Артем раздели  на слоги.

- А букв.

- Марина назови гласные звуки.

-А согласные?

-Молодцы.

 -Давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? Почему?

- Да вы правы ребята, воздух прозрачный, бесцветный.

- Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого проведем опыт.

-Возьмите полиэтиленовый

пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто) .

- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет « воздух» и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон «воздуха». На что похож?

-Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

-Теперь мы с вами убедились,  воздух есть, он прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Зафиксируем на доске.

- Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду - на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух! Без воздуха мы не можем прожить даже пяти минут!

- А кому еще нужен воздух?

- Кому одним словам нужен воздух?

- А какая еще бывает природа?

- Что относится к неживой природе?

-Чем отличается живая природа от неживой?

- Молодцы.

- А как проверить мы дышим или нет?

-Юные исследователи, а в нутрии вас есть воздух?

-Сейчас проверим. Проходите к столу. Берите  по соломинке.

-Делаем носом вдох и  спокойно выдыхаем, дуем, в соломинку. Обратите внимание спокойно! Не резко.

- А сейчас опустим соломинку в стаканчики водой. Вдох - спокойный выдох.

- Что вы увидели?

- Правильно воздух есть внутри нас. Он необходим для дыхания.  

-Сейчас я покажу еще один секрет воздуха. Проходите, присаживайтесь. Внимательно наблюдайте.

-Что у нас на столе.

-Крепим шарик на бутылку. А что  в бутылке?

- Опускаю ее в таз с горячей водой.

- Что происходит с шаром?

-Почему?

-Воздух при нагревании расширяется.

- А сейчас опускаю в таз с холодной водой.

- Пока наблюдаем, посчитаем обратным счетом от10.

-Что произошло?

- Почему?

-При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

А сейчас изобразим наш шарик, как воздух нагревается и охлаждается.

- Встанем в круг, возьмемся за руки. Это воздух при обычной комнатной температуре.

- Что произойдет с воздухом, если его нагреть?

- Что произойдет с воздухом, если его охладить?

- А давайте попробуем воздух на вкус! Получилось?

- Фиксируем воздух не имеет вкуса.

- Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

-Совершенно верно воздух не имеет запаха.  

-Мы сейчас поиграем в игру «Узнай по запаху». Нужно закрыть глаза и по запаху узнать, что находиться в стаканчике.

-Закрываем глаза. Откроете после того как я скажу!

-Чем пахнет из твоего стакана?

- Аня что у тебя в стаканчике. И т.д.

-Открывайте глаза! Угадали?

- Молодцы.

-Какой можно сделать вывод.

- Сам воздух не имеет запаха, но может его переносить. Фиксируем.

-У нас  есть еще не разгаданный секрет. Пройдемте к плакату, он нам поможет.

- Что изображено на плакате?

- Какие?

- Назовите предметы, которые имеют форму круга? Шара? Куба?

-А какой формы воздух?.

-Верно, у воздуха  нет формы. Зафиксируем. Воздух не имеет формы.

Магнитная доска и буквы(9-10 букв)

В случае необходимости напомнить, что звук мы слышим, а на письме обозначаем его буквой.

Прикрепляется пиктограмма- воздух невидим.

Беседа.

(положить руку на грудь, поднести к носу)

Фиксируют на доске.

- У меня есть загадка подсказка:

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Что это?(в случаи затруднения)

Наблюдение за действиями педагога.

Воспитатель надевает на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставит ее в миску с горячей водой. Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом и водой.

Мало под.игра.

Выполняют 3-5 раз.

Воспитатель раздает стаканчики, в которых находятся: яблоко, апельсин, чеснок, лук, кофе,

Зажигается свечка, сверху накрывается банкой. Свечка затухает, так как пропадает воздух.

  1. Заключительная часть педагогического мероприятия: подведение итогов деятельности

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Ответы детей

- Ну что юные исследователи пришло время подводить итог!

-Что мы сегодня исследовали?

-Что нового узнали о воздухе?

-Где есть воздух?

-Имеет ли воздух цвет, запах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экологического занятия в старшей группе "Воздух-невидимка"

Конспект экологического занятия в старшей группе "Воздух-невидимка"...

Воздух и его свойства. Конспект занятия для старшей группы

В конспекте кратко, но очень емко описывается свойства воздуха. Используется сюрпризный момент, что делает занятие более любопытным для детей....

Конспект занятия в старшей дошкольной группе "Воздух нам необходим"

Цель занятия: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности....

Конспект занятия в старшей группе ,,Воздух и его свойства,,

Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности...

Конспект занятия в старшей группе «Воздух — откуда он берётся»

Конспект  занятия в старшей группе «Воздух — откуда он берётся»Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира детей в процессе проведения элементарных опытов с в...

Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе  « ВОЗДУХ -богатство нашей планеты Земля»

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Программное содержание: способствовать обогащению и закре...