Конспект занятия в старшей группе "Невидимка - воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Невидимка - воздух"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_znyatiya_vozduh.docx | 31.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Лучик»
города Рубцовска Алтайского края
658222, г. Рубцовск Алтайский край, ул. Октябрьская, 17
Тел.: (838557) 2-49-54, 2-98-07
E-mail: mdou-lu4ik@yandex.ru
Педагог: Оксина Ольга Анатольевна
Возрастная группа: старшая группа
Тема занятия: «Невидимка - воздух»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: создание условий для познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития детей, систематизировать знания детей о свойствах воздуха.
Задачи:
- Создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра.
- Создать условия для закрепления представлений детей о свойствах воздуха, познакомить с ранее неизвестными свойствами.
- Совершенствовать навыки обратного счета, знания о геометрических форм, способность проводить звукобуквенный анализ слова.
- Способствовать познавательно – исследовательской деятельности через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
- Развивать наблюдательность, логическое мышление, развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.
- Воспитывать наблюдательность, любознательность, активность, уверенность.
Методы и приемы: эксперимент, сюрпризный момент, беседа, игра.
Активный словарь: воздух, лаборатория, исследователи, расширяется, сужается, невидимый, бесцветный.
Предшествующая деятельность: разучивание стихотворения, беседа «Ученые исследователи», экспериментирование с водой, работа по программе в течении года.
Оборудование: карточки с символическим изображением свойств воздуха, оборудование и материал для экспериментирования( стакан с водой и лист бумаги, полиэтиленовые пакеты, стаканы и соломинки, емкость с горячей и с холодной водой, прозрачная бутылка, воздушный шарик), плакат «Геометрические формы», магнитная доска, буквы.
ХОД ОД:
Цель: Организовать детей, настроить и подвести их к теме и цели занятия | ||
Предполагаемая деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Воспитанники проходят за воспитателем, здороваются с гостями.
Дети повторяют слова и выполняют действия. Ответы детей. -Вода вытечет, выльется. Дети садятся. -Лаборатория. Дети повторяют правила. | Педагог и дети входят в группу. Дети, сегодня на занятия к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Проходите на ковер. - «Станем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу, Нам здороваться ни лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»; Если каждый улыбнется- Утро доброе начнется -ДОБРОЕ УТРО!!!» -Дети, мне вчера Никита, мой старший сын, показал фокус. Хотите я вам покажу? - Подходите к столу. Что у меня в руках? - Что произойдет, если стакан перевернуть? - Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги? - Секрет этого фокуса «Воздух», который был и в стакане и снаружи. -На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться. - А ведь у «Воздуха» немало секретов. Хотите их раскрыть? - Что бы узнать секреты, мы сегодня будем разговаривать о воздухе как настоящие ученые – исследователи! -Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? -В каждой лаборатории есть правила: Соблюдать тишину. Не перебивать друг друга, не отталкивать друг друга. Работать тихо, аккуратно, внимательно. | Взаимное приветствие. В руках стакан с водой и листок бумаги. Воспитатель. Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой. Переворачивает. |
2. Основная часть образовательной деятельности Цель. Создать условия для закрепления представлений детей о свойствах воздуха, познакомить с ранее неизвестными свойствами. Совершенствовать навыки обратного счета, знания о геометрических форм, способность проводить звукобуквенный анализ слова. | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Воздух. Дети по очереди отвечают, выходят и прилепляют букву к доске. Ответы детей. - Нет, не видим, он невидимый. -Прозрачный. Проходят к столу. Проводят опыт. -Пакет надулся, наполнился воздухом. Ответы детей. Дети садятся на стульчики. Животным, растениям. -Живой природе. -Неживая природа. -Солнце. Звезды. Камни. Земля воздух. Предположения детей. Дети выполняют действие под руководством педагога. -Пузырьки. Это воздух внутри нас. Ответы детей. -Воздух нагревается. Шар надувается. Дети считают от 10 до 1. - Шар не надувается. Воздух охлаждается. Дети, держась за руки, расширяют круг Дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положении приседа -Нет! Воздух не имеет вкуса.
-Нет! Воздух не имеет запаха. Дети угадывают, что находиться в стаканчике. -Запах передается по воздуху и мы его чувствуем. Дети рассказывают, какие геометрические фигуры изображены на плакате. Приводят примеры. - Воздух не имеет формы. | - Для начала запишем на доске, что мы будем исследовать? -Для этого нам понадобятся буквы. Вот они. - Какой первый звук в слове Воздух? Какая буква нам понадобится? -Второй? -Настя прочитай, что получилось? - А сколько слогов в слове «Воздух»? Артем раздели на слоги. - А букв. - Марина назови гласные звуки. -А согласные? -Молодцы. -Давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? Почему? - Да вы правы ребята, воздух прозрачный, бесцветный. - Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого проведем опыт. -Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто) . - Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет « воздух» и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон «воздуха». На что похож? -Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? -Теперь мы с вами убедились, воздух есть, он прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Зафиксируем на доске. - Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду - на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух! Без воздуха мы не можем прожить даже пяти минут! - А кому еще нужен воздух? - Кому одним словам нужен воздух? - А какая еще бывает природа? - Что относится к неживой природе? -Чем отличается живая природа от неживой? - Молодцы. - А как проверить мы дышим или нет? -Юные исследователи, а в нутрии вас есть воздух? -Сейчас проверим. Проходите к столу. Берите по соломинке. -Делаем носом вдох и спокойно выдыхаем, дуем, в соломинку. Обратите внимание спокойно! Не резко. - А сейчас опустим соломинку в стаканчики водой. Вдох - спокойный выдох. - Что вы увидели? - Правильно воздух есть внутри нас. Он необходим для дыхания. -Сейчас я покажу еще один секрет воздуха. Проходите, присаживайтесь. Внимательно наблюдайте. -Что у нас на столе. -Крепим шарик на бутылку. А что в бутылке? - Опускаю ее в таз с горячей водой. - Что происходит с шаром? -Почему? -Воздух при нагревании расширяется. - А сейчас опускаю в таз с холодной водой. - Пока наблюдаем, посчитаем обратным счетом от10. -Что произошло? - Почему? -При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается. А сейчас изобразим наш шарик, как воздух нагревается и охлаждается. - Встанем в круг, возьмемся за руки. Это воздух при обычной комнатной температуре. - Что произойдет с воздухом, если его нагреть? - Что произойдет с воздухом, если его охладить? - А давайте попробуем воздух на вкус! Получилось? - Фиксируем воздух не имеет вкуса. - Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах? -Совершенно верно воздух не имеет запаха. -Мы сейчас поиграем в игру «Узнай по запаху». Нужно закрыть глаза и по запаху узнать, что находиться в стаканчике. -Закрываем глаза. Откроете после того как я скажу! -Чем пахнет из твоего стакана? - Аня что у тебя в стаканчике. И т.д. -Открывайте глаза! Угадали? - Молодцы. -Какой можно сделать вывод. - Сам воздух не имеет запаха, но может его переносить. Фиксируем. -У нас есть еще не разгаданный секрет. Пройдемте к плакату, он нам поможет. - Что изображено на плакате? - Какие? - Назовите предметы, которые имеют форму круга? Шара? Куба? -А какой формы воздух?. -Верно, у воздуха нет формы. Зафиксируем. Воздух не имеет формы. | Магнитная доска и буквы(9-10 букв) В случае необходимости напомнить, что звук мы слышим, а на письме обозначаем его буквой. Прикрепляется пиктограмма- воздух невидим. Беседа. (положить руку на грудь, поднести к носу) Фиксируют на доске. - У меня есть загадка подсказка: Он нам нужен чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но не видим он для нас. Что это?(в случаи затруднения) Наблюдение за действиями педагога. Воспитатель надевает на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставит ее в миску с горячей водой. Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом и водой. Мало под.игра. Выполняют 3-5 раз. Воспитатель раздает стаканчики, в которых находятся: яблоко, апельсин, чеснок, лук, кофе, Зажигается свечка, сверху накрывается банкой. Свечка затухает, так как пропадает воздух. |
| ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Ответы детей | - Ну что юные исследователи пришло время подводить итог! -Что мы сегодня исследовали? -Что нового узнали о воздухе? -Где есть воздух? -Имеет ли воздух цвет, запах? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект экологического занятия в старшей группе "Воздух-невидимка"
Конспект экологического занятия в старшей группе "Воздух-невидимка"...
Воздух и его свойства. Конспект занятия для старшей группы
В конспекте кратко, но очень емко описывается свойства воздуха. Используется сюрпризный момент, что делает занятие более любопытным для детей....
Конспект занятия в старшей дошкольной группе "Воздух нам необходим"
Цель занятия: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности....
Конспект занятия в старшей группе ,,Воздух и его свойства,,
Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности...
Конспект занятия в старшей группе «Воздух — откуда он берётся»
Конспект занятия в старшей группе «Воздух — откуда он берётся»Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира детей в процессе проведения элементарных опытов с в...
Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе « ВОЗДУХ -богатство нашей планеты Земля»
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Программное содержание: способствовать обогащению и закре...
Конспект занятия в старшей группе: "Воздух и его свойства"
Воздух и его свойства. Опыты....