Непосредственная образовательная деятельность область "Познание" в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

"Что нам осень в подарок оставила ?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННАЯ  НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в средней группе        

«Что нам осень в подарок оставит -  гроздь рябины, кисть калины?»

ЦЕЛЬ: -  Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе. Закрепить  представления об осени; активизировать использование антонимов в речи, активизировать мышление.

-  Обобщить полученные знания  о рябине; учить находить сходство и различия рябины и калины. Закрепить представление о соплодия; расширить словарный запас детей:          гроздья рябины,  рябиновая гроздь, рябиновая кисть; уметь  соотносить данные словообразования к слову калина.                                                .

-  Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений и представлений о природе, через умение создавать аппликационный образ. Продолжать учить детей приемам  «мятая» и « рваная» бумага для  изображения осеннего леса.

-  Воспитывать любовь к природе.

        МАТЕРИАЛ: игрушка – Гном, письмо от Осени, сундучок, корзина с гроздьями рябины и калины ,оформленная «лесная полянка»; цветная бумага, кисти, клей ПВА, картины осеннего  леса,  презентация «Осень»,компьютер, экран, «волшебный фонарь».

        Предварительная  работа:  

-  Наблюдения в природе за характерными признаками  осени;  

-  Рассматривание дерева рябины, ягод рябины, чтение  стихов о рябине, загадывание загадок, рассматривание иллюстративного материала; дидактические игры : «Листья и плоды», «Детки к ветке» и др.

        ХОД  занятия.

Дети под музыку входят в зал. Звучит фрагмент музыки П.И.Чайковского «Октябрь» .

В .           Ребята, к нам в гости пришел гномик Филя. Он принес нам какое-то письмо.

        Читает.                    Проходит быстро месяц за днями дни летят.

                        Природа постепенно меняет свой наряд.

                        Я, вас друзья, покину.

                        Придет потом зима, но в память  о себе,  я что-то вам оставила.

                        Вы, ребята, все осмотрите и подарки мои там найдите.

Дети вместе с воспитателем и гномиком  все вокруг осматривают, но подарка не находят.

Гномик берет «волшебный фонарь», который направляет детей на « лесную полянку».

В. - Присядем тихо, отдохнем, для осени мы песенку споем.

Дети поют « Осеннюю песню».

В.         - Ой, ребята, посмотрите,  сундучок какой нашла.

         Как красив он, как чудесен, часть его из серебра!

         Может быть,  кто   из вас, потерял его сейчас?  (нет).

Гном: Это мой сундучок. Я так люблю осень! Ведь осенью бывает так много  всего интересного.

Кое-что я прячу в этом сундучке на память.

В. - Не только ты любишь осень. Дети, за что вы любите осень? Звучит  музыка  П.И.Чайковского,  на экране презентация  «Осень». Дети рассказывают,  чем им нравится осень.

В. – Но ведь осенью бывает и грязно, и дождливо.

Гном: Значит, выходит, что в осени тоже есть и хорошее и плохое.

Игра  «Противоположные признаки, лето – осень».

В.   Дети, давайте с гномиком поиграем. Гномик будет говорить, что бывает летом, а вы продолжать, что бывает осенью.

-   Летом  жарко, а осенью  (холодно).

-  Летом день длинный, а осенью (короткий).

-  Летом дети гуляют  много, а осенью (мало).

-  Летом рябина зеленая, а осенью (красная).

Гном.  Молодцы, правильно отвечали. Теперь я могу открыть сундучок и кое-что достать из него,

 но вы должны отгадать  загадку.

                        Платье в красных бусинах – их не сосчитать.

                        В сенокос – горька, а в мороз – сладка,

                        Что за ягодка?      

                                        (рябина)

Достает  из сундучка гроздь рябины и калины.

                        Гроздь рябинки, кисть калинки дразнит осень цветом лета,

                        Но про какую из этих ягод загадка эта?

Сравнение рябины и калины по цвету, форме ягод, по вкусу.

Вывод : рябина и калина по цвету красные, ягоды шаровидной формы, на вкус горькие, а после морозов вкус улучшается. Значит, эта загадка подходит к рябине и калине.

Гном обращает внимание детей на ягоды рябины и калины, что они собраны в гроздья или кисть

Их называют гроздья рябины, рябиновые гроздья или кисть. Спросить детей, как можно назвать веточку с ягодами калины? (гроздья калины, калиновая гроздь или кисть).

                        Пальчиковая гимнастика.

                Гроздья рябины сияют на солнце,

                Кисти калины стучатся в оконце.

                Красные ягоды с ветки срываю.

                Тут же в лукошко их отправляю.

В.  Где растет калина и рябина?  / в лесу/.

Гном. Давайте создадим с вами замечательный лес. Самый нарядный лес – осенью, особенно если там растут рябины и калины.

-   Какие цвета помогают наряжаться лесу осенью? /желтый, оранжевый, красный/.

-  Вот и мы с вами подберем для него эти краски.

        Идут за гномом.

                                Физкультминутка « Гном».

                  Жил да был веселый гном с круглыми глазами.

                И на сахарной горе спал под воротами.

                Вдруг, откуда ни возьмись великан явился.

                Скушать гору он хотел – только подавился.

                Ну, а что ж веселый гном?

                Так и спит он крепким сном.

Во время физкультминутки звучит запись – шум ветра.

Гном. Проблема – краски пропали, но ветер принес кусочки цветной бумаги. Значит, помогать нам будет бумага. Как же можно из цветной бумаги подобрать украшение для леса /объясняет/.

        Дети выполняют задание. Гномик подходит. Рассматривает картинки, при необходимости

помогает наклеивать смятую бумагу на лист. В заключении говорит, что все дети очень хорошо

«нарисовали» лес и благодарит их. Гномик обращает внимание детей на то, что на «лесной полянке» загорелся «волшебный фонарь».  Значит, там находятся подарки от осени. В подарок от осени достает корзину  с рябиной и калиной. Сварите из этих ягод варенье – оно очень полезное –

и зимой будете пить чай. Гномик прощается. Дети с подарками уходят в группу.

Составила: Бирюкова Е.И.- воспитатель высшей категории. МДОУ № 1д /с «Березка»г Светлогорск

        

                                АНАЛИЗ  ЗАНЯТИЯ.

        Данное  занятие ( НОД),  было построено, мною, на основе ТРИЗ – технологии  в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей среднего возраста.

         Были поставлены образовательные и воспитательные цели  с учетом особенностей и места  данного занятия  в проекте «Осень». Уровень подготовленности детей  соответствует их возрасту.

При подготовке занятия использовались методические  материалы специалистов – ТРИЗ  по обучению дошкольников. Основная задача ТРИЗ – технологии – это  привить ребенку  радость творческих открытий. Данная технология предполагает иметь специальную игрушку – героя занятия (в нашем занятии – гном Филя), который « помогает» воспитателю. От  лица  гнома Фили, задавались проблемные вопросы, с ней проводились диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражала свое мнение, спрашивала и уточняла непонятное. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивало активность и заинтересованность детей. При  этом был обеспечен естественный переход  детей от одного вида деятельности  к другому, творческому.

Использование нетрадиционных приемов в работе, «мятая» и «рваная» бумага настолько заинтересовала детей, что оторвать от данной работы  их  удалось не сразу.

        В  работе с детьми соблюдались общие дидактические принципы: последовательность, наглядность, оптимальность, учет возрастных особенностей. Для реализации этих принципов применяла разнообразные виды детской деятельности: познавательно-развивающую, исследовательскую, игровую, художественно-продуктивную. Использование таких приемов  и методов как: введение в игровую ситуацию, знакомство с игровым персонажем, сюрприз, показ, пояснение, демонстрация изображений объектов, показ презентации «Осень», отгадывание загадки, пальчиковая гимнастика, использование ТСО поддерживало интерес детей на протяжении всей образовательной деятельности.

        Материал подавался эмоционально  с соблюдением педагогической этики и такта. Морально-психологический климат в процессе всей  образовательной деятельности был комфортным для детей. Санитарно-гигиенические условия соответствовали нормам.

        Вывод:  Сочетание  разных методов и приемов, применяемых  мною, рациональное использование пособий способствовало достижению поставленных целей образовательного и воспитательного процесса.

 

                        

                                   

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспент непосредственно-образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область"Художественное творчество" Рисов

Воспитатель:Гаянова Ольга ЮрьевнаКонспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в средней группы./нетрадиционная техника/"БЕЛКИНЫ ЗАГОТОВКИ"Задачи:Художественное творче...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе образовательная область « Познание» по теме : « Как звери к зиме готовятся»

Основные задачи: закреплять знания детей о диких животных; развивать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных, узнавать и называть детёнышей ; ...

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...