Долгосрочный детский проект "Космос"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Информационно-исследовательский, традиционный проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kosmos.docx | 52.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный детский проект МБДОУ №14 «Ладушки»
г. Конаково Тверской области
Тема проекта: «Космос»
Руководитель проекта:
Воспитатель Тихомирова О.Н.
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста;
- воспитатели;
- родители.
Тип проекта: Информационно-исследовательский, традиционный.
Вид проекта:
долгосрочный, с 1 апреля по 31 мая 2011 года (2 месяца)
Актуальность проблемы:
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями.
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям».
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.).
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.
Проблема, на решение которой направлен проект
Анализ условий развития познавательных способностей старших дошкольников, в том числе способностей к моделированию в практике ДОУ позволил выделить:
1. Отсутствие методического сопровождения в решении задачи развития способностей к наглядному моделированию детей старшего дошкольного возраста.
2.Отсутствие упорядоченных, системных знаний детей в разных образовательных областях, опосредующих возможность поэтапного формирования способностей к наглядному моделированию.
3. Отсутствие необходимого уровня психолого-педагогической компетенции в области технологии содействия умственному развитию старших дошкольников.
4.Отсутствие в серийном производстве материалов, необходимых для работы с детьми.
5.Неточность формулировок инструкций, предлагаемых детям; избыточность специальных терминов; перегрузка детей информацией.
6.Отсутсвие взаимодействия родителей с педагогами МДОУ.
Предложенный проект решает задачи обучения приёмам наглядного моделирования и направлен на обогащение познавательно - эстетической компетентности старших дошкольников.
Для оптимизации процесса обучения старших дошкольников приёмам наглядного моделирования была выбрана образовательная область (ознакомление с окружающим миром) «Космос».
Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Блоки занятий направлены на развитие умственных способностей, которое осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание занятий доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Цели проекта:
1. Развитие интеллектуально-познавательной и эстетической компетенции детей.
2. Развитие творческого потенциала детей и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности по данной теме.
Задачи проекта:
1. Содействовать обучению приёмам наглядного моделирования детей.
2. Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей.
3. Сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство».
4. Сформировать эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
5. Развивать творческую самостоятельность, индивидуальность, интеллектуально - познавательную компетентность детей.
6. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи.
В содержании проекта будут реализованы следующие требования:
1. Последовательность процесса освоения действий наглядного моделирования в системе упорядоченных занятий познавательно-эстетического характера.
2. В каждом занятии использованы задания по моделированию разной степени сложности.
Особенности содержания проекта определены приоритетными линиями организации процесса содействия разностороннему развитию детей дошкольного возраста:
-вариативность содержания и технологий проекта с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
-создание условий, способствующих развитию познавательных способностей, творческой самостоятельности, активности.
В ходе проектной работы будет разработан педагогический мониторинг достижений детей в обучении приёмам моделирования на материале темы «Космос».
Направление мониторинга определены показателями компетентности в образовательной области раздела «Космос» (знает, умеет, хочет, может создать художественный продукт).
Интеллектуальная компетентность:- способен самостоятельно выделять и пополнять объём содержательных обобщений;
-способен обогащать освоенные знания и представления сведениями из личного опыта, выделять общее в частном и наполнять общее конкретным содержанием; понимать с помощью моделей значение слов на тему «Космос».
Эстетическая компетентность:- умеет замечать необычное в обыденном, способен выделять признаки красоты и гармоничности в явлениях окружающего мира, способен выразить субъективно-оценочное отношение в продуктах деятельности.
Речевая компетентность:- способен составлять рассказы, используя модели, схемы, свободно и самостоятельно использовать терминологию освоенного содержания, проводить аналогии, формулировать простые суждения.
Средства организации контроля за уровнем познавательно-эстетической компетентности детей:
Средства мониторинга: игры-беседы, обобщающие и проблемно-поисковые ситуации, вариативно-игровые задания.
Диагностическое обследование следует проводить с учётом индивидуальных особенностей детей. Проводимые задания должны быть выполнены без всякого напряжения. Во время выполнения детьми контрольных заданий необходимо обеспечить эмоциональную отзывчивость детей, уметь заинтересовать предлагаемой деятельностью.
Содержание и этапы реализации проекта.
Данный проект на тему «Космос» разработан для детей старшего дошкольного возраста, где будут рекомендованы занятия различной формы организации (групповые, индивидуальные), а также различные формы совместной деятельности педагога и детей.
Система познавательно-эстетических занятий предполагает использование: различных видов бесед, занятия по изобразительной деятельности, конструирование, занятий - путешествий, занятий-игр, проведение опытов, экспериментирование в уголках-лабораториях и т.п.
На занятиях дети будут использовать различные художественные материалы: акварель, гуашь, тушь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, бумажные салфетки, цветную бумагу, природный и бросовый материал.
Для создания художественного образа будет предлагаться вариативный наглядный материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т.д.
В процессе занятий дети будут учиться моделировать, рассуждать, анализировать.
Работа будет проходить последовательно и в системе, ориентацией педагогу будет служить тематическая матрица и примерное содержание вариативных форм взаимодействия для дошкольников.
При проведении работы будут учитываться возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание занятий будет ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.
В ходе занятий дети будут получать представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форма, размер, движение вокруг Солнца; о Солнце, как источник тепла и света на Земле. Также будут получать представления о различных небесных светилах. Будут уточнять значение новых слов («космонавт», «спутник», «созвездие», «метеорит», «скафандр», «телескоп»).
Данные занятия будут развивать логическое мышление, творческое воображение, а также умение детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений. В ходе занятий дети будут создавать индивидуальный неповторимый выразительный образ объектов и явлений по представлению, по памяти и т.д.
При реализации проекта будут использованы вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное занятие и т.д.
Проект будет реализовывать воспитатель Тихомирова О.Н., его участниками станут дети средней группы пяти лет.
В проекте будут использованы следующие ресурсы: тематическая матрица, тематический блок на 2 месяца, система познавательно-эстетических занятий - 6 занятий, система занятий изобразительной деятельностью в рамках темы-7 занятий, конспекты занятий, наглядные и абстрактные дидактические модели.
Каковы же условия, которые помогут реализовать данный проект?
Этапы работы над проектом:
Первый этап (с 1 по10 апреля 2011г.), подготовительный, посвящён выявлению первоначальных знаний детей, разработке системы занятий, подбору разнообразных материалов.
Второй этап (11 апреля 2011- 23 мая 2011г.), должен стать временем конкретной реализации содержания проекта.
Третий этап (24 мая 2011- 31 мая 2011г.), оценочный, целиком посвящён подведению итогов, анализу результатов, выработке будущих планов, составлению отчётов.
1 этап – подготовительный:
1.1. Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о космосе.
1.2. Информированность родителей о предстоящей деятельности. Такими могут быть:
- Проведение родительского собрания в рамках темы;
- Оформление папки-передвижки, фотовыставки;
- Подбор познавательной и художественной литературы, фотографий о космосе;
1.3 Разработка тематической матрицы, системы познавательно - эстетических занятий, системы занятий изобразительной деятельностью;
1.4 Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.
2 этап – основной:
2.1. Проведение занятий по разработанной технологии;
2.2. Оформление выставок «Ракеты», «Звёздные просторы»;
2.3. Организация сюжетно – ролевых игр « Космодром»;
2.4. Посещение виртуального музея «В гостях у Звездочёта».
2.5. Настольно – печатные игры «Большое космическое путешествие».
2.6. Проведение совместных с родителями развлечений «Космические старты», «Возвращение Незнайки»;
2.7. Дидактические игры: «Изучение космоса», «Расставь по порядку», «Узнай по силуэту»; «Потому, что…».
2.8. Подвижные: «Найди свое место в космическом корабле», «Собери космический модуль», «Гонки в планеходе».
2.9. Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов. (Н.Носов «Незнайка на Луне»; Смешарики «Космическая одиссея», «Спасение улетающих» и т.д.).
3 этап – итоговый:
3.1. Итоговая диагностика детей в рамках темы (знают, умеют, способны выражать субъективно-оценочное отношение):
3.2. Анализ результатов детей;
3.3. Информированность родителей о знаниях детей о космосе через фотомонтаж;
3.4. Составление отчётов о проделанной работе.
3.5.Предоставление опыта работы на педагогическом совете в виде презентации.
План-график работ
Наименование этапов работ | Мероприятия | Сроки реализации | Результат | Ответственные |
| Вопросы см. приложение | С1 по 5 апреля | Уровни знаний детей на тему «Космос» высокий-1% средний-69,5% низкий-29,5% | Воспитатель Тихомирова О.Н. |
|
| с 1 по 10 апреля | Родители информированы; Предложения родителей о содействии в проведении предстоящих мероприятий. | Воспитатель Тихомирова О.Н. |
| Разработана тематическая матрица «Космос» ; Составление перспективного плана (занятия, беседы, экскурсии и т.д.). Составление конспектов занятий (беседы, занятия по изобразительной деятельности, конструирование, занятий-путешествий, проведение опытов, экспериментирование). | с 1 по 10 апреля | Познавательный интерес | Воспитатель Тихомирова О.Н. |
|
| с 3 по 10 апреля | Интерес. Эмоциональное отношение. Чувство радости от творческой деятельности. | Воспитатель Тихомирова О.Н. |
|
- «Что выше неба?»; - «Человек и космос»; - «Мы - дети Земли»; - «Возвращение Незнайки»; - «Световой луч и тень»; - «Сколько звезд на небе?»; и др. | с 11апреля по 23 мая | Знания детей; Познавательный интерес; Рассказы детей; Любование результатом. | Воспитатель Тихомирова О.Н. |
| Выставка-презентация творческой деятельности детей и родителей «Звездные просторы», «Ракеты»; | 12 апреля | Выставка работ родителей и детей, используя разнообразный материал. Любование результатом. Чувство радости от творческой деятельности. | Воспитатель Тихомирова О.Н., родители. |
|
| с 11апреля по 23 мая | Знание детей. Представление о профессиях космонавт, ученый, врач, бортинженер и др. Познавательный интерес. | Воспитатель Тихомирова О.Н., Родители |
| Развлечения «Космические старты», «Возвращение Незнайки».
| 22 апреля 13 мая | Знание детей на данную тему Развитие активного интереса. Радость от яркого праздника. | Воспитатель Тихомирова О.Н., музыкальный и физкультурный руководители, родители |
| см. приложение | С 24 по 25 мая | Уровни знаний детей высокий – 57,1% средний – 39,3% низкий – 1% | Воспитатель Тихомирова О.Н. |
| Выставка работ детей «Звездолетчики». Создание книги «Фантазеры». | С 25 по 27 мая | Знания детей. Чувство радости от творческой деятельности. Любование полученным результатом. | Воспитатель Тихомирова О.Н. |
Информированность родителей. | Проведение итогового собрания на тему «Знания детей о космосе». Оформление папки-передвижки «Наши достижения» Фотовыставка «Мы – космонавты». | с 27 по 31 мая | Родители информированы. Интерес. Любование полученным результатом. | Воспитатель Тихомирова О.Н. |
| Составление диаграммы об итоговых знаниях детей по теме «Космос». | с 27 по 31 мая | Элементарные знания детей об астрономии; | Воспитатель Тихомирова О.Н. |
Результаты проекта
На практике убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с взрослыми, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
Диагностика детей о полученных знаниях:
Ресурсы:
Информационные: диагностика познавательного развития детей, запросы родителей, информация из педагогической и научной литературы, интернет сайты, создание презентаций; методическая работа с родителями.
Научно-методические:
Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.-М.:ТЦ Сфера, 2010.-128с.- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).(5)
Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы/Авт.-сост. Т.А.Шорыгина, сост. М.Ю.Парамонова. – М.: ТЦ Сфера,2011. – 128с.-(Библиотека воспитателя) (3).
Журнал «Дошкольная педагогика» №2(43)/февраль/2008. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
Журнал «Дошкольная педагогика» №3(44)/февраль/2008. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
Журнал «Ребенок в детском саду» 1,2002. Издательский дом «Воспитание дошкольника»
Введение в науку «Астрономия». Методические рекомендации к блоку познавательное развитие. КОИПКРО, Кострома 2002.
Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 80 с.:ил.
Кадровые: воспитатель, дети, родители дошкольников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект в детском саду "За здоровьем в детский сад"
Создание в ДОУ необходимых условий воспитания и развития ребёнка, направленных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья детей. Формирование у всех участников проекта мотив...
План – конспект мероприятия в рамках долгосрочного детско-родительского проекта "Моя Семья" Круглый стол « Семейные ценности»
подробный конспект круглого стола " Семейные ценности"...
Долгосрочный детско – родительский проект Тема: «Занимательная логика»
Долгосрочный детско-родительский проект в старшей группе "Занимательная логика"...
Долгосрочный детский экологический проект. Тема проекта: «Тропою познаний и открытий».
Девиз проекта: «Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам!»...
Практико-ориентированный долгосрочный проект по благоустройству территории детского сада «Детский сад моей мечты»
Организация развивающей среды в Учреждения с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом и...
Долгосрочный детский экологический проект. Тема проекта: «Тропою познаний и открытий».
Цель проекта: Создание нового культурного образа ДОУ, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех...