План занятий познавательного развития для детей 5-6лет (ТРИЗ-РТВ)
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, старшая группа) по теме

Перспективное планирование на год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan__zanyatiy_5-6_let.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                        Приложение 17

Перспективный план занятий познавательного развития детей  5-6 лет

Сентябрь.

ТЕМА

ЗАДАЧИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

1 НЕДЕЛЯ

Ознакомление с окружающим

(живая природа)

«Насекомые (бабочки)»

Упражнять в обозначении основных мест обитания объекта. Учить детей проводить  классификационное структурирование по основным и дополнительным признакам объекта. Побуждать детей самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями          , в которых он находится.

1. Игра «Аукцион»,

2. «Хорошо-плохо»

3. Системный оператор

2 НЕДЕЛЯ

Ознакомление с окружающим «Инструменты (лопата)»

Расширять представления детей о признаках объектов: цвете, форме, размере, материале, функции и др. Закрепить знания о том, что любой рукотворный объект может быть сделан из разных материалов. Учить детей проводить классификационное структурирование по основным и дополнительным признакам объекта. Продолжать учить детей замечать изменение рукотворного объекта в зависимости от времени его создания. Продолжать учить выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью приемов разрешения противоречий.

1. Игра: «Пятый лишний»

2. Системный оператор (лопата)

3. Игра: «Какой объект может делать лучше».

3 НЕДЕЛЯ

Социальный мир

«Моя семья»

Учить детей определять общий ход возрастного развития: дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой.

Закрепить у детей представление о семье, родственных отношениях. Понимать, как происходит забота, любовь и уважение в семье. Стимулировать интерес детей к событиям из своего детства.

1.Игра «Разложи последовательно»

2.«Я назову кто, ты скажи какой»

3. «Назову действия, назови: кто выполняет»

4. «Дразнилка»

4 НЕДЕЛЯ

Мир моих фантазий «Машина будущего»

Конструирование из бросового материала «Машина будущего»

Учить детей устанавливать ассоциативные связи определенного объекта со случайными объектами или их признаками. Учить детей наделять предмет нетипичными признаками. Представлять и объяснять практическое назначение предмета с нетипичными признаками.

Формировать способность видеть возможности усовершенствования предметов: изобретение машины ХХI века. Конструирование фантастической машины с использованием бросового материала

1. Метод фокальных объектов.

2. Продуктивная деятельность.

ОКТЯБРЬ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

1 НЕДЕЛЯ

Ознакомление с окружающим  «Птицы»

Уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть. Упражнять в обозначении основных мест обитания объекта. Учить самостоятельно, выстраивать линию развития любого объекта живой природы. Систематизировать знания детей об основных жизненных функциях птиц (питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение).

1. Классификационная «Данетка»

2. Системный оператор «Птицы»

3. Игра  «Мои друзья»

2 НЕДЕЛЯ

Ознакомление с окружающим

«Бытовая техника» (стиральная машина)

Расширять представления детей о признаках объектов: цвете, форме, размере, материале, функции и др. Закрепить знания о том, что любой рукотворный объект может быть сделан из разных материалов. Учить детей проводить классификационное структурирование по основным и дополнительным признакам объекта. Продолжать учить детей замечать изменение рукотворного объекта в зависимости от времени его создания. Продолжать учить выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью приемов разрешения противоречий.

1. «Я иду из магазина и беру с собой...»

2. Системный оператор - стиральная машина

3. «Хорошо-плохо»

3 НЕДЕЛЯ

Социальный мир + эмоциональное развитие

«Ребенок и сверстник»

Проявленный интерес к событиям жизни детей разного возраста и разных народов. Учить на картинках и в быту различать и называть детей разных возрастов, полов, национальностей.

1. Классификационная «Данетка»

2. «Продолжи ряд»

3. Системный оператор

4 НЕДЕЛЯ

 Мир моих фантазий

«Мебель»

Расширять представления детей о признаках объектов: цвете, форме, размере, материале, функции и др. Ввести в активный словарь специфические характеристики, связанные с изменением цвета (блестящий, тусклый). Закрепить знания о том, что любой рукотворный объект может быть сделан из разных материалов. Продолжать учить заменять какой-либо рукотворный объект другим объектом, выполняющим функцию более качественно. Учить сворачивать функцию объекта за ненадобностью. Придумывать новый объект с новыми функциями, объяснять применение такого объекта.

1. Классификационная «Данетка»

2. Эвроритм

3. Продуктивная деятельность.

НОЯБРЬ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

1 НЕДЕЛЯ

Ознакомление с окружающим

Земноводные. «Лягушка»

Продолжать упражнять в умении классифицировать объекты по какому-либо признаку.

Учить детей объединять любое событие с точки зрения «Хорошо-плохо».

Систематизировать знания детей о лягушке.

1. мои друзья

2. системный оператор

3. модель мира

2 НЕДЕЛЯ

Рукотворный мир «Транспорт. Корабль»

Расширять представления детей о признаках объектов: цвете, форме, размере, материале, функции и др. Уточнять знания детей о том, что у любого объекта есть часть. Упражнять в обозначении основных мест функционирования объекта.  Продолжать учить детей замечать изменение рукотворного объекта в зависимости от времени его создания (объект старинный – современный – более совершенный). Продолжать учить выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью приемов разрешения противоречий.

1. Игра «Что делает так же»

2. Системный оператор «Корабль»

3. Игра «Все в мире перепуталось»

3 НЕДЕЛЯ

Социальный мир

«Мир желаний и настроений»

 

1. отгадай эмоции (иллюстрации)

2. какое настроение

3метод эмпатии

4 НЕДЕЛЯ

Мир моих фантазий

«Необычные земноводные»

Интегрированное занятие

«Река» (рисованные, река, берега, рыбки; аппликация – камыши, лепка лягушки)

Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы. Создавать условия для оценки ребенком полученных идей. Учить детализировать наиболее удачные идеи.

Продолжать учить детей составлять коллективную работу, применять навыки, полученные на предыдущем занятии. Учить  планировать работу, помочь детям распределить работу по подгруппам. Работа над построением композиции.

Морфологический анализ.

1. Путешествие по реке.

2. Составление плана работы.

3. Распределение детей по подгруппам (чья команда лучше изобразит реку, самостоятельно выбрать изобразительные материалы).

ДЕКАБРЬ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

1 НЕДЕЛЯ

Ознакомление с окружающим

«Деревья»

 

Учить детей проводить классификационное структурирование по основным и дополнительным признакам объекта. Уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть, и сам он является частью более сложной системы. Упражнять в обозначении основных мест обитания объекта. Учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объекта живой природы. Учить детей сравнивать как сам объект, так и его части с эталонами размера.

1. игра «Хорошо – плохо»

2. Системный оператор

3. Классификационная «Данетка»

2 НЕДЕЛЯ

Ознакомление с окружающим

«Школьные принадлежности»

Расширять представления детей о признаках объектов: цвете, форме, размере, материале, функции и др. Уточнять знания детей о том, что у любого объекта есть часть. Упражнять в обозначении основных мест функционирования объекта.  Продолжать учить детей замечать изменение рукотворного объекта в зависимости от времени его создания (объект старинный – современный – более совершенный). Продолжать учить выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью приемов разрешения противоречий.

1. Классификация  «Данетка»

2. Системный оператор «ручка»

3 НЕДЕЛЯ

Социально-эмоциональное развитие

«Ночное путешествие в канун Нового года»

Систематизация правил вежливого поведения. Упражнять в анализе своих поступков. Продолжать оценивать ситуацию  с позиции  «хорошо – плохо». Учить детей отражать в рисунке результат фантазирования.

1. Игра «Мое желание»

2. Чтение сказки о подготовке Деда Мороза к Новому году из книги «Веселого Рождества»

3. Беседа по сказке

4. Нарисовать желаемый подарок

4 НЕДЕЛЯ

 Мир моих фантазий

«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ». (ЛЫЖИ, КОНЬКИ, САНКИ, ЛЕДЯНКИ И Т.Д.)

Расширять представления детей о признаках объектов: цвете, форме, размере, материале, функции и др. Ввести в активный словарь специфические характеристики, связанные с изменением цвета (блестящий, тусклый). Закрепить знания о том, что любой рукотворный объект может быть сделан из разных материалов. Продолжать учить заменять какой-либо рукотворный объект другим объектом, выполняющим функцию более качественно. Учить сворачивать функцию объекта за ненадобностью. Придумывать новый объект с новыми функциями, объяснять применение такого объекта.

1. Классификационная «Данетка»

2. Эвроритм

3. Продуктивная деятельность.

ЯНВАРЬ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

1 НЕДЕЛЯ

 

КАНИКУЛЫ

 

 

2 НЕДЕЛЯ

Ознакомление с окружающим.

Одежда зимняя и летняя «Платье» (эвроритм)

Расширять представления детей о признаках объектов: цвете, материале, функции и др. Отработать умение описывать объект по материалу. Закрепить знания о том, что любой рукотворный объект может быть сделан из разных материалов. Учить детей проводить классификационное структурирование по основным и дополнительным признакам объекта. Продолжать учить выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью приемов разрешения противоречий.

1. игра «Чем было? Чем будет?»

2. Классификационная «Данетка» (платье)

3. Эвроритм

3 НЕДЕЛЯ

Социальное развитие

«Много разных профессий»

(врач, пекарь, почтальон)

Понимать многообразие социальных ролей выполняемых взрослыми (мама, папа – на работе, дома и в свободное время), различения взрослых по профессиям. Учить вычленять компоненты труда. Закреплять знания об инструментах необходимых людям, разных профессий.

1. Игра «Назови профессию»

2. «Кому что нужно для работы?

3. Беседа с детьми о маме, о папе, на работе, дома, в свободное время

4 НЕДЕЛЯ

Мир моих фантазий

«Почему Коля не пришел в детский сад?»

ИЗО (интегрированное) карандаш

«Волшебник преобразования размера»

С помощью мозгового штурма создать историю с оператором размера. Уметь записывать ход повествования на полоске схемами. Учить детей обозначать плохие (хорошие) свойства преобразования с помощью оператора размера.

Учить изображать предметы ближайшего окружения. Закреплять умения работать с карандашом. Изображать рисунок по всему листу.

1. Волшебник преобразования размера.

2. Игра «Хорошо – плохо»

1. Предложить нарисовать преобразования Волшебника преобразования размера.

2. Продуктивная деятельность

ФЕВРАЛЬ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

1 НЕДЕЛЯ

Ознакомление с окружающим.

Хищник. Волк

Закрепить знания детей о некоторых отличительных особенностях хищников: острые, крепкие зубы, большая скорость, хороший нюх. Приспособление к условиям обитания и питания. Вмешательство человека в жизнь диких животных  приводит к гибели.

1. Классификационная «Данетка»

Системный оператор «Волк»

Игра  «Хорошо – плохо»

2 НЕДЕЛЯ

Ознакомление с окружающим «Дом»

Расширять представления детей о признаках объектов. Отработать умение описывать объект по материалу. Закрепить знания о том, что любой рукотворный объект может быть сделан из разных материалов. Учить детей самостоятельно выделять основную функцию объекта. Продолжать  учить детей замечать изменение рукотворного объекта в зависимости от времени его создания. Продолжать учить выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью приемов разрешения противоречий.

1. «Из чего сделан»

2. Системный оператор

3. Игра «Найти друзей»

3 НЕДЕЛЯ

Социальный мир + эмоции

«Брат мой в Армию идет»

Аппликация (обучение)

«Вертолет»

Познакомить детей с различным родом войск. Дать понятие, что все люди стремятся к миру. Воспитывать уважение и доброе отношение к защитникам Отечества.

Упражнять детей в закруглении углов прямоугольника. Закреплять умение разрезать по прямой на полоски. Располагать работу на листе. Дорисовывать недостающие детали.

1. Игра «Кому что нужно»

2. Чтение стихотворения В.Орлова «Брат мой в Армию идет»

1. Частичный показ и объяснение

2. Выполнение работы

3. Анализ

4 НЕДЕЛЯ

Мир моих фантазий

«Хищники»

интегрированное (творческое) лепка

«Хищники» (фантазии)

Учить детей создавать новый объект с помощью морфологического анализа. Объяснять новые свойства объекта. Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы. Создавать условия для оценки ребенком полученных идей. Учить детей детализировать наиболее удачные. Отображать свои фантазии в продуктивной деятельности.

Закреплять умение отображать в лепке результат фантазирования.

1. игра «Узнай по части»

2. Морфологический анализ

МАРТ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

1 НЕДЕЛЯ

Ознакомление с окружающим

«Паукообразные»

Лепка «Цветок»

Продолжать учить детей классифицировать объекты по родовым признакам. Систематизировать знания о паукообразных: признаки, части, место обитания, питание. Прослеживать линию развития объекта.

Учить детей лепить, используя раскатывания, скатывание, сплющивание. Учить детей работать в технике «барельеф».

1. игра Данетка классификация

2. системный оператор

3. игра «мои друзья»

1. показ, объяснение

2. выполнение работы

3. анализ

2 НЕДЕЛЯ

Ознакомление с окружающим

«Приборы для измерения времени» Часы

Расширять представления детей о признаках объектов. Отработать умение описывать объект по материалу. Закрепить знания о том, что любой рукотворный объект может быть сделан из разных материалов. Учить детей самостоятельно выделять основную функцию объекта. Продолжать  учить детей замечать изменение рукотворного объекта в зависимости от времени его создания. Продолжать учить выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью приемов разрешения противоречий.

1. Игра «Пятый лишний»

2. Системный оператор

3. «Хорошо – плохо»

3 НЕДЕЛЯ

Социальный мир + эмоциональный

«Письмо больному другу»

Аппликация обучающая

«Красивое платье»

Воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам. Закрепить умение обращаться к сверстникам в вежливой форме. Дать знания о том, для чего составляется письмо и как, и что необходимо для того, чтобы письмо дошло до получателя.

Закреплять умения вырезать из бумаги, сложенной вдвое симметричную форму. Украшать силуэт, дорисовывая фломастерами.

1. игра «семейный альбом»

2. Проблемная ситуация «Напишем письмо»

3. Нарисуй другу.

1. показ, объяснение частичное

2. выполнение

3. анализ работы

4 НЕДЕЛЯ

Мир моих фантазий «Часы»

Учить детей устанавливать ассоциативные связи определенного объекта со случайными объектами или их признаками. Учить детей наделять предмет нетипичными признаками. Представлять и объяснять практическое назначение предмета с нетипичными признаками.

Метод фокальных объектов

Игра «Фантазеры» с.82

АПРЕЛЬ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

1 НЕДЕЛЯ

Ознакомление с окружающим

Млекопитающие «медведь»

(животное ХМАО по выбору

педагога)

Упражнять в обозначении основных мест обитания объекта. Учить детей проводить классификационное структурирование по основным и дополнительным признакам объекта. Учить детей самостоятельно выстраивать линию развития любого объекта живой природы.

1. Системный оператор кенгуру

2. Круги Луллия

2 НЕДЕЛЯ

 Ознакомление с окружающим

Карта ТЮМЕНСКОЙ области

Рисование (монотипия)

«Планета земля»

Закрепить знания детей о том, что они проживают в Тюменской области г.Югорск, закрепить умение выделять функцию и части объекта. Устанавливать связь, что Тюменская область является частью России.

Учить детей рисовать в технике монотипия, изображать земной шар, используя цвета зеленый, коричневый, желтый, белый, синий.

1. «Частью чего является»

2. Системный оператор

1. Показ и объяснение способов выполнения.

2. Выполнение

3. Анализ

3 НЕДЕЛЯ

Социальный мир + эмоциональное развитие

«Что ты покажешь гостям в г.Югорске.

Аппликация

«Улица города» коллективная работа

Закреплять знания детей о достопримечательностях города, закрепить знания детей о названии улиц, общественных зданий, домашнего адреса.

Учить детей вырезать окна из бумаги, сложенной гармошкой. Делать дверь полу объемным способом. Располагать окна рядами на равном расстоянии.

  1. игра «Экскурсия по городу»

1. Показ и объяснение способа выполнения (окна, двери)

  1. выполнение
  2. анализ

4 НЕДЕЛЯ

Мир моих фантазий

Необычное животное округа в котором ты живёшь(волк, лиса, медведь, куница, бурундук и т.д.)

Интегрирование

Лепка «Фантастических животных».

Формировать у детей умения давать большое количество разных категорий ответов в рамках. Давать оценку полученных идей. Учить детализировать наиболее удачные.

Учить детей реализовывать  фантастические идеи в лепке. Закреплять умения лепить комбинированным способом. Составлять небольшой рассказ о свойствах фантастических животных.

1. Данетка классификация (слон)

2. Морфоанализ

Выполнение работы

Выслушивание рассказов детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по познавательному развитию с использованием элементов технологий ТРИЗ для детей с ОВЗ (дети с нарушением зрения) «КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК»

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.(творческая совместная работа детей и воспитателя.)...

Конспект занятия по развитию речи детей инновационной технологии ТРИЗ в средней группе.

Тема « Что растёт на огороде (в саду)?» Программные задачи:1. Закрепить у детей представления об овощах.2. Учить детей отвечать на вопросы, составлять предложения, отгадывать загадки....

Конспект занятия познавательное развитие для детей в группе компенсирующей направленности ОНР (5-6 лет)

Тема: «Игрушки»    Коррекционные – образовательные цели:Закрепить и обобщить знания детей об игрушках, частях из которых они состоят, их значении в жизни детей. Активи...

Конспект Образовательная область: Познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) на тему «Животные жарких стран»

КонспектОбразовательная область: Познавательное развитиедля детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)на тему «Животные жарких стран»...