Детский сад № 118 «Мишутка»
г. Курган
Тема: «Пищеварительная система»
Занятие в старшей группе
по познавательному развитию из цикла «Я - Человек»
Воспитатель: Панасенко В.С.
Программное содержание:
Познакомить детей с пищеварительным трактом и его основными отделами.
Рассказать о пути, который проходит пища в организме человека.
Показать способность желудка растворять и впитывать различные вещества.
Закрепить представления о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.
Развивать любознательность, умение отвечать на вопросы, размышлять.
Продолжать формировать привычку следить за чистотой рук.
Воспитывать у детей необходимость тщательного пережёвывания пищи, понимать свой организм, его потребность.
Словарь:
Слюна, пищевод, желудок, кишечник, пищеварение, впитывает, растворяет.
Мет.приёмы:
Загадка, вопросы, д/ игра «Угадай на вкус», эксперимент, п/игра «Полезная и вредная еда», использование наглядности (верёвка, схема системы пищеварения), рисование правил питания.
Оборудование:
Схема пищеварения. Дольки лимона, соленого огурца, кусочки хлеба пропитанного мёдом на шпажках на блюдце. Лимон, соль, сахар, верёвка (7 м). Ёмкость («желудок») с куском поролона, 1 стакан с грязной водой. По количеству детей: чайные ложки, стаканчики с водой, длинные воздушные шары, листы белой бумаги, фломастеры или цв. карандаши. Предметные картинки, с изображением продуктов питания: торт, вафли, сыр, копчёная колбаса, газ.вода, эскимо, укроп, чеснок, молоко, йогурт, яблоко, творог, чёрный хлеб, кефир. Музыкальная фонограмма.
Ход занятия:
Загадка всем детям: Если б не было его
Не сказал бы ничего. ( Рот)
- Для чего нам нужен рот? Ответы детей.
Мы сейчас превратимся в исследователей, и будем изучать своё тело (по ходу занятия отмечаю на схеме путь принимаемой пищи). Сначала пища попадает в рот, где зубы перемалывают, хорошо измельчают, что очень важно, чтобы не повредить ткань пищевода. Для чего так нужно делать? Выслушать ответы.
А для чего во рту язык? Ответы детей.
Язык переворачивает пищу и пробует на вкус. Мы с вами тоже попробуем на вкус. (Каждому ребенку попадает что-то одно из предложенного на блюдце: кислое, сладкое, солёное).
Спросить одного: Что почувствовал? Какая пища на вкус? (Если кусочек сладкий, то узнаю у детей – кому ещё попалось сладкое или кислое, или солёное и т.д. и т.п.)
Теперь посмотрите сюда (показываю лимон). Что это? Глядя на него, у вас произошли изменения во рту? Правильно, выделилась слюна. Для чего она нужна? (если дети затрудняются, можно дать лимон). Слюна постоянно вырабатывается в небольшом количестве, смачивает и склеивает измельчённую зубами пищу.
Что происходит с пищей дальше? Во рту язык помогает проталкивать пищу в пищевод. (Показать на воздушном шарике, как мышцы пищевода продвигают пищу.)
Выяснить с детьми: почему пища проходит с трудом по пищеводу – плохо пережёвана, не полностью смочена слюной.
Пища через пищевод попадает в желудок. Где располагается желудок? (дети показывают). Что происходит с пищей в желудке? Предположения детей. В желудке находится желудочный сок, который растворяет твердые частички пищи до жидкой кашки.
Возьмём банки с водой. Опустим в ёмкость ложку соли. Растворим её. Затем ложку сахара. Что с ними произошло? Растворились. А растворится грязь с рук, с немытого яблока? Показать опыт с грязной водой.
Как же наш желудок впитывает? В ёмкость положим поролон и нальём сверху немного воды. Что происходит? Жидкость впиталась. Что случится, если мы выпьем грязную воду? (вылить грязную воду на поролон) Ответы.
Жидкость впитается, а грязь остаётся на стенках желудка, что вызывает разные болезни.
Еда бывает ещё и полезная. Физминутка «Полезная и вредная еда»: двое детей становятся «воротами - рот», остальные танцуют (бегают) с предметными картинками. Как только музыка остановится, дети с картинками забегают в «рот». По ходу игры дети обсуждают, что попало полезного, а что - нет. Игра проводится 2-3 раза.
Дальше пища отправляется в кишечник. Что такое кишечник? А как он выглядит? Возьмём веревку и растянем её. Вот такой длины наш кишечник. Как же он помещается внутри нас? Ответы детей, показ.
Остатки ненужной пищи или отходы выходят наружу.
Видите, как сложно устроено наше пищеварение. А для того, чтобы оно работало нормально, надо о нём заботиться.
Я вам напомню, а вы мне подскажите правила:
перед едой нужно мыть руки с мылом.
жевать нужно с закрытым ртом, чтобы не заглатывать воздух, который вреден для желудка.
хорошо пережёвывать, значит, ощущать вкус пищи, это поможет лучшему пищеварению.
после еды не стоит заниматься гимнастикой, т.к.кровь нужна желудку и не сможет помочь мышцам.
после еды нужно чистить зубы, чтобы они были чистыми и здоровыми.
Предложить детям листы и карандаши для изображения этих правил и повесить их в группе.
Литература:
Валеологическое пособие «Я и моё здоровье» (ксерокопия)
Иванова А.И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек» Программа «Развитие» М.2005
Кулик Г.И., Н.Н.Сергиенко «Школа здорового человека». Программа для ДОУ. М.2006.
«Обруч» № 5-2001 с.38 «Изучи себя сам»
Шукшина С.Е. «Я и моё тело». Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми.