Конспект игрового занятия на тему "Введенье пришло - зиму в Парму привело"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Игровое занятие с детьми в условиях этнографического музея детского сада "Русская изба" является частью совместной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с культурой народов, населяющих Пермский край и направлено на формирование представлений детей с культурой коми-пермяцкого народа: особенностями традиционной одежды, народными промыслами, фольклором, кухней: воспитание интереса, уважительного отношения к культуре коми-пермяцкого народа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 411» г.Перми
Занятие в музее «Русская изба»
на тему «Введенье пришло – зиму в Парму привело»
руководитель музея: Буторина Маргарита Михайловна
воспитатель: Выдрина Людмила Владимировна
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с культурой народов, населяющих Пермский край
- Познакомить с коми-пермяцкой народной культурой: особенностями традиционной одежды, народными промыслами, фольклором, кухней.
- Воспитывать интерес, уважительное отношение к культуре коми-пермяцкого народа
Предварительная работа: чтение коми-пермяцких народных сказок, просмотр видеофильма, слушание песен на коми-пермяцком языке, разучивание произведений малых форм фольклора, народных игр. Переписка с детьми из Кудымкарского детского сада.
Ход занятия
Хозяйка:
Добрый день!
Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь.
Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь…
Вот и наступила матушка-зима. Декабрь уж на дворе. 4 декабря – по народному календарю - Введенье. Люди говорили:
- Введенье пришло – зиму привело!
Введенье считают воротами зимы. «Наложило Введенье на воду толстое леденье», открыло санные пути и зимние торги. На Введенье устраивались в старину базары, ярмарки, на которых продавали различные сани: троечные, парные, сани-самокаты, крестьянские дровни и детские саночки.
И как приятно прокатиться в санях, да на разудалой чудо-тройке!
Ребёнок:
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и звенит…
Давайте и мы отправимся в путешествие по нашему Пермскому краю, от Перми на север – в Кудымкар.
Воспитатель (показывает письмо): Нас пригласили в гости в Кудымкар, дети из детского сада «Алёнушка». (читает письмо)
Отправляемся в путь (фонограмма тройки)
Вот мы и в Кудымкаре. А на какой реке стоит город Кудымкар? (на Иньве)
Выходят дети – коми-пермяки, приветствуют всех на своём языке.
1-й ребёнок: Коми-пермяки очень давно живут в пермском крае. Главный город – Кудымкар, он называется так по имени героя коми-пермяцких сказаний – Кудым-Оша. Ош – по коми-пермяцки «медведь».
2 ребёнок: Народный костюм коми-пермяков походит на русский, но есть и отличие. Женщины носили вышитые рубахи – туники, сарафаны – дубасы, передники, на ногах – вязаные чулки.
3 ребёнок: Мужчины носили холщовые штаны, суконные чулки, рубахи – туники, а сверху – лузан - накидку охотника.
Все подпоясывались поясами – кушаками.
4 ребёнок: У коми-пермяков свой язык, народные песни, сказки про Кудым-Оша, Перю-богатыря. Есть писатели и поэты, которые любят и прославляют свой край:
Парма, Парма, ты ли это?
Как же ты красива!
Реки радостного света –
Людям, травам, нивам!
Хозяйка: Прекрасные стихи! Да, коми-пермяки ласково называют свой край Пармой. Прекрасен край коми-пермяков, добрые, работящие, чуткие люди живут там.
Пословицы:
- Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку – родная земля!
- Дружбу помни, а зло забывай
- Без труда нет добра
- Птичке родная ветка дороже золотой клетки
- Семья – ключ к счастью
(Рассматривают кукол в коми-пермяцкой одежде)
Игра «По-за городу гуляет царевич-королевич»)
Хозяйка:
А загадку отгадаете?
В старину в ней дети спали, ммы, сёстры их качали,
Что же это за кроватка, сать в которой очень сладко? (люлька)
Девочки: А мы вам колыбельную споём!
Колыбельная
Спи же моя кагочка, спи, малина – ягодка,
Солнце спит – совсем темно, голубок уснул давно,
Э-э-ва, э-э-ва, поскорее засыпай.
Э-э-ва, э-э-ва, наша кагочка, бай-бай!
Хозяйка: Есть у коми-пермяков свои игры, считалки.
Считалка
Ёкута-мокута, чукота-ма,
Явися, павися, чур-чурила,
Криво да косо, ерш да голец,
Голо да босо, вот и конец!
Коми-пермяцкая игра «Топ-топ»
Дети выбирают коня и всадника.
Конь и всадник едут, дети говорят:
Топ – топ на конях,
Скрип- скрип на санях,
Едем к бабушке на оладушки,
Будет, будет нам пирог,
Блин с подмазочкой,
Будет, будет вечерок
С доброй сказочкой.
Топы-топы-топы-топ!
На пути большой сугроб!
(приседают)
Хозяйка:
Коми-пермяцкий округ – лесной край, 90 видов животных встречается здесь. Издавна коми-пермяки промышляли охотой, поэтому им было важно знать, в какое время на каких птиц и зверей можно было охотиться.
Каким был древний календарь коми-пермяков, можно узнать из журнала «Силькан» («Колокольчик»)
Время медведя – с 22 марта по 27 апреля, время оленя – с 28 апреля, время белки – с 25 января, время куницы – с 22 февраля
Игра «Метелица»
Метелица, метелица, снег повсюду стелется,
Кто кружится и вертится, тот и заметелится!
(изображают зверей, охотник ходит, ищет зверя)
Хозяйка: А где же сказочка? Вылетают три воробья: мама, папа и сын.
Мама: Чив, чив, воробей, сбегай, грядки полей!
Сын: Нет, папенька, нет, маменька!
Папа: Чив, чив, воробей, в крыше дырку забей!
Сын: Нет, папенька, нет, маменька!
Мама: Чив, чив, воробей, самовар подогрей!
Сын: Нет, папенька, нет, маменька!
Папа: Чив, чив, воробей, сядь за стол поскорей!
Сын: Мигом, папенька, сел я, маменька!
А теперь мы отправляемся в село Белоево, недалеко от Кудымкара.
Выходит гостья в коми-пермяцком костюме, с прялкой.
Поёт песню «Ленок»
Знакомится с детьми, рассказывает о себе.
Гостья:
Наша барыня-сударыня
Толста и бела,
Щей да каши наварила,
Шанежек нам напекла! Что это? (Печка)
Угощает детей шаньгами
Предварительный просмотр:
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 411» г.Перми
Занятие в музее «Русская изба»
на тему «Введенье пришло – зиму в Парму привело»
руководитель музея: Буторина Маргарита Михайловна
воспитатель: выдрина Людмила Владимировна
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с культурой народов, населяющих Пермский край
- Познакомить с коми-пермяцкой народной культурой: особенностями традиционной одежды, народными промыслами, фольклором, кухней.
- Воспитывать интерес, уважительное отношение к культуре коми-пермяцкого народа
Предварительная работа: чтение коми-пермяцких народных сказок, просмотр видеофильма, слушание песен на коми-пермяцком языке, разучивание произведений малых форм фольклора, народных игр. Переписка с детьми из Кудымкарского детского сада.
Ход занятия
Хозяйка:
Добрый день!
Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь.
Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь…
Вот и наступила матушка-зима. Декабрь уж на дворе. 4 декабря – по народному календарю - Введенье. Люди говорили:
- Введенье пришло – зиму привело!
Введенье считают воротами зимы. «Наложило Введенье на воду толстое леденье», открыло санные пути и зимние торги. На Введенье устраивались в старину базары, ярмарки, на которых продавали различные сани: троечные, парные, сани-самокаты, крестьянские дровни и детские саночки.
И как приятно прокатиться в санях, да на разудалой чудо-тройке!
Ребёнок:
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и звенит…
Давайте и мы отправимся в путешествие по нашему Пермскому краю, от Перми на север – в Кудымкар.
Воспитатель (показывает письмо): Нас пригласили в гости в Кудымкар, дети из детского сада «Алёнушка». (читает письмо)
Отправляемся в путь (фонограмма тройки)
Вот мы и в Кудымкаре. А на какой реке стоит город Кудымкар? (на Иньве)
Выходят дети – коми-пермяки, приветствуют всех на своём языке.
1-й ребёнок: Коми-пермяки очень давно живут в пермском крае. Главный город – Кудымкар, он называется так по имени героя коми-пермяцких сказаний – Кудым-Оша. Ош – по коми-пермяцки «медведь».
2 ребёнок: Народный костюм коми-пермяков походит на русский, но есть и отличие. Женщины носили вышитые рубахи – туники, сарафаны – дубасы, передники, на ногах – вязаные чулки.
3 ребёнок: Мужчины носили холщовые штаны, суконные чулки, рубахи – туники, а сверху – лузан - накидку охотника.
Все подпоясывались поясами – кушаками.
4 ребёнок: У коми-пермяков свой язык, народные песни, сказки про Кудым-Оша, Перю-богатыря. Есть писатели и поэты, которые любят и прославляют свой край:
Парма, Парма, ты ли это?
Как же ты красива!
Реки радостного света –
Людям, травам, нивам!
Хозяйка: Прекрасные стихи! Да, коми-пермяки ласково называют свой край Пармой. Прекрасен край коми-пермяков, добрые, работящие, чуткие люди живут там.
Пословицы:
- Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку – родная земля!
- Дружбу помни, а зло забывай
- Без труда нет добра
- Птичке родная ветка дороже золотой клетки
- Семья – ключ к счастью
(Рассматривают кукол в коми-пермяцкой одежде)
Игра «По-за городу гуляет царевич-королевич»)
Хозяйка:
А загадку отгадаете?
В старину в ней дети спали, ммы, сёстры их качали,
Что же это за кроватка, сать в которой очень сладко? (люлька)
Девочки: А мы вам колыбельную споём!
Колыбельная
Спи же моя кагочка, спи, малина – ягодка,
Солнце спит – совсем темно, голубок уснул давно,
Э-э-ва, э-э-ва, поскорее засыпай.
Э-э-ва, э-э-ва, наша кагочка, бай-бай!
Хозяйка: Есть у коми-пермяков свои игры, считалки.
Считалка
Ёкута-мокута, чукота-ма,
Явися, павися, чур-чурила,
Криво да косо, ерш да голец,
Голо да босо, вот и конец!
Коми-пермяцкая игра «Топ-топ»
Дети выбирают коня и всадника.
Конь и всадник едут, дети говорят:
Топ – топ на конях,
Скрип- скрип на санях,
Едем к бабушке на оладушки,
Будет, будет нам пирог,
Блин с подмазочкой,
Будет, будет вечерок
С доброй сказочкой.
Топы-топы-топы-топ!
На пути большой сугроб!
(приседают)
Хозяйка:
Коми-пермяцкий округ – лесной край, 90 видов животных встречается здесь. Издавна коми-пермяки промышляли охотой, поэтому им было важно знать, в какое время на каких птиц и зверей можно было охотиться.
Каким был древний календарь коми-пермяков, можно узнать из журнала «Силькан» («Колокольчик»)
Время медведя – с 22 марта по 27 апреля, время оленя – с 28 апреля, время белки – с 25 января, время куницы – с 22 февраля
Игра «Метелица»
Метелица, метелица, снег повсюду стелется,
Кто кружится и вертится, тот и заметелится!
(изображают зверей, охотник ходит, ищет зверя)
Хозяйка: А где же сказочка? Вылетают три воробья: мама, папа и сын.
Мама: Чив, чив, воробей, сбегай, грядки полей!
Сын: Нет, папенька, нет, маменька!
Папа: Чив, чив, воробей, в крыше дырку забей!
Сын: Нет, папенька, нет, маменька!
Мама: Чив, чив, воробей, самовар подогрей!
Сын: Нет, папенька, нет, маменька!
Папа: Чив, чив, воробей, сядь за стол поскорей!
Сын: Мигом, папенька, сел я, маменька!
А теперь мы отправляемся в село Белоево, недалеко от Кудымкара.
Выходит гостья в коми-пермяцком костюме, с прялкой.
Поёт песню «Ленок»
Знакомится с детьми, рассказывает о себе.
Гостья:
Наша барыня-сударыня
Толста и бела,
Щей да каши наварила,
Шанежек нам напекла! Что это? (Печка)
Угощает детей шаньгами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игрового занятия для детей группы раннего возраста тема: «В гости к нам пришла собачка»
Конспект игрового занятия для детей группы раннего возраста...
Конспект игрового занятия во второй младшей группе "В гости ёлочка пришла"
Организованная образовательная деятельность по формированию понятий о геометрических фигурах во второй младшей группе....
Конспект игрового занятия с детьми раннего возраста по познавательному развитию "Осень к нам пришла".
Конспект игрового занятия на котором дети продолжают знакомиться с цветами (красный, желтый, зеленый), понятиями «большой-маленький», «один-много», «верх-низ», учатся повторять слова и действия по обр...
Конспект физкультурного занятия в средней группе "Зима пришла"
Программное содержание:1. Упражнять в бросании мяча вверх и ловле его двумя руками. Развивать умение перепрыгивать подряд через 2-3 предмета. Развивать ловкость, способность ор...
Конспект игрового занятия " В гости к зайке мы пришли" для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Занятие можно проводить в период адаптации детей к дошкольному учреждению.Возраст и количество детей может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников....
Конспект игрового занятия для неслышащих дошкольников. "Игрушки пришли в гости".
Игровое занятие "Игрушки пришли в гости" ориентированно на неслышащих дошкольников 2-3-года обучения с целью формирования начальных знаний по этикету. В конспекте отмечена словарная ра...
Конспект итогового занятия "Как медведица медвежат в детский сад привела".
Конспект итогового занятия...