Путешествие в лес к диким животным
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Васильева Любовь Михайловна

В материале имеется наглядный материал, дети работают по карте России, происходит работа со слайдами. Дети рассказывают о диких животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelno-issledovat.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида № 2447

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной логопедической группе

Тема: «Путешествие в лес

к диким животным».

Воспитатель

подготовительной

логопедической группы

Васильева Л. М.

Москва 2011

  1. Вводная беседа.

Рассматривание карты России. Определение местонахождения лесной зоны. Рассказ воспитателя о климатических особенностях. Большая часть на карте отмечена зеленым цветом – это зона лесов. Зима не такая длинная, как в тундре, лето длинное и теплое, солнце лучше греет, достаточно света, влаги, питательная почва. В этих лесах водится много диких животных.

  1. Игровой момент – в группу входит Незнайка.

Воспитатель: Ребята, кто это сегодня к нам пожаловал в гости? Узнали? Здравствуй Незнайка! Что ты нам принёс?

(Показывает картинки-путаницы).

Незнайка: Я слышал названия многих животных, а как они выглядят, где живут и чем питаются, не знаю. Вы могли бы мне помочь?

Воспитатель: Ребята, мы можем с вами помочь Незнайке? Как? (Расскажем о животных, покажем их на картинках, на карте, нарисуем, поиграем в игры, посмотрим слайды на проекторе из серии «Мир дикой природы»).

Воспитатель: Тогда я вам предлагаю совершить экскурсию в лес к лесным жителям. Хотите познакомиться с ними и узнать, как же они живут? Интересно, увидим ли мы зверей в лесу? А теперь вспомним, какая погода осенью в лесу (холодно, дождь идет, солнце светит меньше). Готовы, ну что пойдем в гости к лесным жителям? (ответы детей)

Тогда отправляемся в путь!

У меня есть волшебная палочка, взмахну ею, закроем глаза, покружимся, а когда откроем глаза, окажемся в осеннем лесу.

Воспитатель берет «волшебную палочку», взмахивает ею, включает музыку из «Времен года». Пока дети кружатся вместе, расставляет елки, раскладывает на полу грибы, листья. Дети кружатся медленно и недолго, чтобы не закружилась голова.

Воспитатель. Открываем глаза. Вот мы и в осеннем лесу. Послушайте стихи:

Осень.

По утрам морозы,

В рощах — желтый листопад,

Листья около березы

Золотым ковром лежат,

В лужах лед прозрачно-синий,

На листочках белый иней.

Будьте внимательными, наблюдательными. Ведите себя тихо, не шумите, не кричите в лесу. Вы можете распугать лесных зверей, звери могут испугаться и мы тогда никого не встретим. Давайте тихонько погуляем по лесу. Вдруг кого-нибудь увидим? Каких зверей вы знаете?

Воспитатель выставляет картинки на фланелеграфе.

Отдохнем. Присядем на бревнышко (стульчики, выстроенные в ряд).

Собрались как-то звери на полянке и завели разговор о житье-бытье.

Воспитатель: Ребята, отгадайте-ка загадку; о ком она?

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (заяц)  Ответы детей

Воспитатель: Кто расскажет о зайчике?

Ребенок рассказывает о зайце, дети дополняют, используя наглядный материал слайд №1.

Воспитатель: Чем же питается заяц? Как обороняется? Есть ли у него норка? (ответы детей).

Далее дети рассказывают по очереди о белке, волке, еже, лисе, медведе, лосе, используя наглядный материал (слайды).

Воспитатель: Как вы хорошо рассказали о животных. Ребята, а хотите, чтобы вы стали животными? Как вы только наденете шапочки, вы превратитесь в зверей. Раз, два, три! Все собрались? Какие вы все разные, красивые. Встаньте и похвалитесь друг перед другом.

Физкультминутка «Похвалялись звери» 

Тень – тень -  потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялись весь день.

Похвалялась лиса:

Всему свету я краса.

Похвалялся зайка:

«Поди, догоняй-ка!»

Похвалялись ежи:

«У нас шубы хороши!»

Похвалялся медведь:

«Могу песни я петь!»

Похвалялись волки:

«У нас зубы остры!»

Похвалялись белки:

«У нас лапки цепки!»

Воспитатель: Когда на зверей нападают, то они могут обороняться. Как же вы будете защищаться?

Дети по очереди отвечают на вопрос.

Заяц. Буду убегать, петлять, отбиваться лапами.

Лиса. Хвостом след заметать, кусаться.

Волк. Кусаться.

Ёж. Сворачиваться в клубок.

Лось. Бегом, копытами буду лягаться.

Белка. Прыгать с дерева на дерево, лапками бить.

Медведь. Зубами грызть, лапами давить.

Воспитатель: Проголодавшись, звери любят лакомиться. Что же они едят?

Заяц. Кору деревьев, ветки, листья, морковь, капусту.

Лиса. Мелких грызунов, птицу в деревне.

Волк. Мелких грызунов, а стаей – и крупных животных.

Ёж. Ягоды, грибы, мелких грызунов, змей.

Лось. Траву, ветки, мухоморы, кору.

Белка. Орехи, грибы, ягоды, насекомых.

Медведь. Мед, ягоды, насекомых, муравьев.

Воспитатель: Давайте соберем им лакомство, чтобы им было не голодно зимой.

Дидактическая игра «Кто, чем питается?» (разложить картинки с изображением корма к картинкам с изображением животных).

Воспитатель: Ребята, но ведь звери тоже могут заболеть. К кому они обратятся? Назовите маму и детеныша.

Медведицы с медвежонком;

Лисица с лисенком;

Зайчиха с зайчонком

Ежиха с ежонком;

Волчица с волчонком;

Лосиха с лосенком;

Белка с бельчонком.

Воспитатель: Молодцы. Очень интересно о своей жизни рассказали. Вот я из детского сада пойду домой. А куда пойдет лиса? (В нору, заяц – под кустик, волк – в логово, медведь – в берлогу, лось – в лес, еж – в нору, белка – в дупло.)

Физкультминутка «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем

Воспитатель: В лесу красота и покой. А нам пора уже домой! Ну, вот и пора нам возвращаться! Запомните, кого мы видели. (Воспитатель обращает внимание детей на картинки.) Закроем глаза и тихонько, не спеша, покружимся. Открываем глаза, ребята. Мы снова в нашей групповой комнате. Понравилось вам наше путешествие в осенний лес? А что вам запомнилось? Говорим красиво. (Воспитатель исправляет речевые ошибки.) Какие звери впадают в спячку? Кто делает запасы? Почему? Зачем белка и заяц меняют цвет шерсти? Почему лиса и волк этого не делают? (ответы детей)

Ай да молодцы, все запомнили.

Воспитатель: Может ли в нашем лесу поселиться жираф или бегемот? Дети – это животные жарких стран. А морж или белый медведь. Нет. Дети – это животные холодных стран. Почему? Наш лес не подходит для жизни этих животных. Он является домом для этих животных, которые живут, потому что в них есть все условия для их нормальной жизни.

Ребята, а теперь рассмотрим картинки, которые принес Незнайка. Очень красивые и интересные звери кругом. Вот и художнику вы понравились, посмотрите, как он вас нарисовал. Ой, мне кажется, он не все нарисовал!

Проводится игра «Что забыл нарисовать художник». Дети называют, у какого зверя чего не хватает? (У лисы хвоста. У зайца нет уха и т. д.) Дети садятся за столы и вместе с Незнайкой дорисовывают животных.

Воспитатель: Незнайка, а сейчас мы предлагаем тебе посетить нашу выставку рисунков  и рассмотреть животных, которых нарисовали дети. (Рассматривают выставку, дети комментируют).

Незнайка: Спасибо, ребята, я теперь узнал, как выглядят животные, буду рисовать их правильно.

Воспитатель: Незнайка, а чтобы ты не только знал, как выглядят животные, а ещё и об их образе жизни, мы тебе предлагаем взять с собой наш альбом «Рассказов о животных», который дети составили вместе со своими родителями.

Незнайка: Хорошо тут у вас. Спасибо, я к вам обязательно ещё приду. (Незнайка благодарит детей и уходит).

Итог занятия: Как вы думаете, Незнайка довольный ушёл от нас? Почему? А что он узнал нового? А как вы думаете, Незнайке пригодятся знания, которые он получил у нас? А зачем?

Мы стали друзьями зверей. Если любить животных, природу, изучать её, то всем нам вместе будет хорошо. Если случится беда, то мы всегда придем на помощь!

А теперь помогите, пожалуйста, дежурным привести комнату в порядок и можете играть.

Приложение 2

Рассказы детей

Лера Б: БЕЛКИНА СУШИЛЬНЯ

Белка отвела под кладовую одно из своих круглых  гнезд  на  деревьях.   Там у нее сложены лесные орешки и шишки.

Кроме того, белка собрала  грибы  -  маслята  и  березовики.  Их  она насадила на обломанные сучочки  сосен  и  сушит  впрок.  Зимой  она  будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушеными грибами.

Даша Н: ПРО ЕЖИКА

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свились скользкие змеи и черные ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек.

 В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик еж теплое зимовище. Ночью и днем таскает в нору под старым пнем душистые сухие листочки и мягкий лесной мох - стелет зимнюю постель.

 Скоро заберется еж в свое логово на всю долгую зиму. Больше не станет бегать по лесу, ловить червей и жуков.

Рома К: ПРО ЛИСУ

Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит — кинется. Готово, попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!

Саша М:  МЕДВЕДЬ

Сидит   МЕДВЕДЬ сладкоежка, ест малину. Чавкает, урчит, причмокивает. Не по одной ягодке срывает, а весь куст целиком обсасывает — одни голые веточки остаются. Ну и жадный же ты, МИШКА!  Ну и прожорливый!

Захар Д: ЗАЯЦ

Шуба у ЗАИКИ тёплая-тёплая, белая-белая. Шуба ЗАЙКУ от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и ЗАЙКА белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, ЗАЙКА задаст стрекача, только его и видели.

Ваня Ф: ЛОСИ

Самый большой зверь наших лесов – лось. Зимой лоси держатся небольшими стадами. Питаются лоси корой и молодыми ветвями деревьев, которые растирают крепкими зубами. Молодой осинкой лоси кормятся всего охотнее.

Метин Г: ВОЛК В ЗООПАРКЕ

Мы с мамой были в зоопарке. Подошли к клетке, где сидит волк.

Я спросил: «Ты почему Красную Шапочку съел?»

Волк молчит.

- Ты почему трёх поросят обижал?

Волк поджал хвост.

- Вот сиди теперь в клетке, плохой серый волк! Волк отвернулся. Значит, ему стыдно. Значит больше не буду.

Саша Д: ЗАЯЦ-БЕЛЯК

Беляк живет в лесу — это лесной заяц. Днем беляк спит, а ночью выходит на кормежку. Зимой он питается корой молодых осинок, берез, ив.

Заяц-беляк легко передвигается по глубокому снегу. Ноги его к зиме обрастают шерстью, даже между пальцами вырастает мохнатая шерсть. У зайцев много врагов – охотники, волки, лисицы, собаки. Зайцев спасает их способность быстро бегать, а также белая шубка под цвет снега.

Полина Т: ЁЖИК И БЕЛОЧКА

В дремучем лесу стояла высокая густая елочка. В её дупле белочка сделала себе хороший домик, с мягкой постелькой из сухих листочков и теплого мха. А внизу под елочкой вырыл себе норку – ёжик. Пришла зима, белочка в своем домике сидит, орешки грызёт, которые ещё летом припасла. А то выскочит наружу по веточкам попрыгать. А ёжик в своём домике спит всю зиму.

Артем К: ЛИСА И ЛИСЯТА

В лесу живет лиса. Там под деревом у неё глубокая нора. В норе – лисята. Лисица не покидает их… Мать лижет им мордочки, хвостики, животики. Шерсть лисят всегда чистая. Когда лисята подрастают, лиса учит их ловить добычу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в лес к диким животным.Область "Познание"

                                                    ...

Открытое занятие окружающий мир "Путешествие в лес к диким животным"

Конспект открытого занятия, для  младшего возраста "Путешествие в лес к диким животным""...

НОД «Путешествие в лес к диким животным»

непрерывная образовательная деятельность...

Методическая разработка организованно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира "Путешествие в лес к диким животным"

Методическая разработка организованно- образовательной деятельности по формированию целостной картины мира "Путешествие в лес к диким животным"...

Конспект занятия "Путешествие в лес к диким животным" для дошкольников младшей группы

Основной целью занятия является закрепление детьми правил поведения в лесу, обобщение знаний об особенностях и внешнем виде животных. А также развитие связной речи детей путем ответов на вопросы, акти...

"Путешествие в лес к диким животным"

Данное занятие поможет в игровой форме провести педагогу и обучить детей о внешних признаках диких животных в лесу и место их обитания....