«Ты и твое имя»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о правах и позитивно - нравственного отношения к именам. Задачи: Развивающие: Развивать любознательность, умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы. Развивать интерес к своему имени, закреплять знания о происхождении имён, их смысловой значимости для человека. Обучающие: Раскрыть полоролевые отличия детей на примере имени человека, его внешности, биологической индивидуальности и различных видов деятельности. Речевые: Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме « Имя». Упражнять в образовании существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами, полных имён, отчества. Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы. Коррекционные: Формировать уверенность в себе, осознание своей самоценности, совершенствовать общую и мелкую моторику, координацию движений и речи. Воспитательные: Способствовать проявлению форм дружеского обращения друг к другу, заботливого отношения к младшим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
16_hl_otkrytoe_ty_i_tvoe_imya.docx | 63.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
заведующий МДОУ
«Детский сад компенсирующего
вида № 3» г.Саратова
_____________Л.Ф.Нестеренко
Занятие по ознакомлению с окружающим миром
(нравственное воспитание)
Тема: «Ты и твое имя»
Составила:
Воспитатель подготовительной группы
Камышенцева О.Ю.
Ноябрь 2011г.
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о правах и позитивно - нравственного отношения к именам. Задачи: Развивающие: Развивать любознательность, умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы. Развивать интерес к своему имени, закреплять знания о происхождении имён, их смысловой значимости для человека. Обучающие: Раскрыть полоролевые отличия детей на примере имени человека, его внешности, биологической индивидуальности и различных видов деятельности. Речевые: Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме « Имя». Упражнять в образовании существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами, полных имён, отчества. Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы. Коррекционные: Формировать уверенность в себе, осознание своей самоценности, совершенствовать общую и мелкую моторику, координацию движений и речи. Воспитательные: Способствовать проявлению форм дружеского обращения друг к другу, заботливого отношения к младшим.
Предварительная работа: Дидактическая игра «Как можно назвать нас по-другому», беседы на тему: «Что я знаю о себе» и о происхождении имён, фамилий, отчеств, рассматривание фотоальбомов, игры и упражнения на эмоционально-личностное развитие, чтение стихотворения «Девочки и мальчики».
Методические приёмы: Беседа по вопросам, художественное слово, исследовательская деятельность, сюрпризный момент, создание «именной» карточки.
Материалы к занятию: Аудиозапись плача ребёнка, кукла – малыш с бирочкой на руке, штемпельная подушечка, влажные салфетки, карточки из белого картона, фломастеры, лупа на каждого ребенка.
Ход: 1ч. Введение в тему - Добрый день, дети - вы прекрасней всех на свете. Вот таких хороших, умных, пригожих я приглашаю в путешествие (показ глобуса). - Что это такое? Глобус. - Для чего нам нужен глобус? (Чтобы рассматривать мир). - Глобус – это маленькая модель земного шара. Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей. - Чем все они похожи? Ответы детей - у каждого есть своё тело, лицо. - Но в тоже время люди разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим (показ иллюстрации).
- А как вы думаете, чем отличаются люди? Ответы детей - ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой. 2ч. (Звучит плач грудного ребёнка). - Ребята, кто же это плачет? (Маленький ребёнок). - Да, так плачут дети, которые только родились. (Переход к мольберту). - Посмотрите, пожалуйста, и скажите, отличаются ли эти малыши? Ответы детей. - Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы врачи и мамы их не перепутали, малышам прицепляют на ручку бирочки с номером (цифрой) и фамилией, именем, отчеством мамы ребенка. Но нельзя же всю жизнь ходить с номером на руке и поэтому у каждого человека есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но именно это отличает его от других. Попробуйте отгадать загадку: Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть. И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. Имя. - Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени. Как вы думаете, понравится ли кому-нибудь, если его будут называть не по имени, а обидным прозвищем? А ведь бывают случаи, когда полных людей дразнят толстяками, и другими обидными словами. Это очень неприятно и обидно. Запомните, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя с человеком всю его жизнь. Оно становится как бы частью его самого. - Имя нам дает отраду, дарит счастье и удачу. Потому понять бы надо, что же наше имя значит? 3ч. Динамическая пауза «Зарядка». 4ч. - А как вы думаете, зачем люди придумали имена? Ответы детей - Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого. Дети размышляют и делают вывод, о том, зачем людям нужны имена. У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Ответы детей) - Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Когда вы пойдёте в школу, ваше имя станет полным. Ваши имена звучат по - разному и имеют свой смысл. Например: Даша - Дарья. - Правильно, молодцы. У каждого человека есть своё имя, оно выделяет его среди других. - Если я спрошу: «Тебе здесь нравится?», вы поймете к кому я обратилась? - А если я спрошу: «Даша, тебе здесь нравится?» - Верно, Даша сразу поймёт, что нам важно именно её мнение. - Когда ребёнок появляется на свет, кто даёт ему имя? (Родители). - Очень интересные имена давали наши предки своим детям - (Любомир – любящий мир, Добрыня – делающий добро, Людмила – милая людям, Владимир – владеющий миром и это большая ответственность, носить такое имя). - Посмотрите и скажите, кто это? Богатыри. Да, три богатыря на картине художника Васнецова. Это Добрыня – добрый человек. А про этого богатыря послушайте отрывок из былины: «В чистом поле пыль поднимается, на добром коне Илья Муромец, сын Иванович, к Соловью - разбойнику он приближается»….
- Назовите имя богатыря? Илья. - Когда вы вырастите и будете взрослыми, к вашему имени прибавиться отчество. Оно произошло от слова «Отечество». Кто напомнит мне, что оно обозначает? Ответы детей - Отечество – это Родина. На Руси отчество давали по имени отца. Илья Муромец, сын Иванович. Значит, отца Ильи звали Иван. А Илью – Илья Иванович. - Если говорят про человека “У него доброе имя”- что это значит? (Это значит, человек хороший, добрый). - А если говорят: “Не губи имени своего”? (Это значит, не поступай плохо). - И все вы, конечно, стараетесь сохранить своё доброе имя и соответствовать ему. 5ч. Чтение детьми стихотворения Н. Григорьева «Не имя красит человека»
Спорили мы очень долго, чье же имя красивей –
Александр, Владимир, Ольга, Эдуард, Олег, Андрей?
– Ссориться так не прилично, – няня нам совет дала.
– И не имя красит личность – красят имя лишь дела.
Коль прославишься обманом, так вруном и будут звать.
Кто же станет хулигана Александром называть?
Будешь ты без дела драться, будут звать все драчуном.
Станешь часто задаваться, прослывешь ты хвастуном.
Имена же ваши, знайте – все красивы – спору нет! В чистоте их берегите, берегите с юных лет.
- А вы знаете, почему вас назвали именно таким именем? (Дети рассказывают свои истории). 6ч. Давайте поиграем в игру «Назови себя по - детски и по - взрослому» 7ч. - На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – может быть и девочка, и мальчик. Таких людей называют «тёзками». Послушайте стихотворение: В первом классе 8 Тань,
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу 8 Тань. - А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек? По фамилии. - Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами. Когда вы родились, вам выдали вот такое «Свидетельство о рождении» (показывает), когда вам исполниться 14 лет вам выдадут другой документ (показывает). Прочитайте, как он называется? (Паспорт). В паспорте будут написаны ваше полное имя.
Как получается полное имя? (К имени добавляется имя отца – отчество). - Назовите своё полное имя. Когда мальчики станут папами, их имя будет ещё и отчеством. Попробуйте “примерить” своё имя как отчество (Дети выполняют задание). - Как называют людей с одинаковыми именами? С одинаковыми фамилиями? - Как мы различаем их? (По фамилии, по индивидуальным особенностям, по внешнему виду, по личностным качествам). - А у нас в группе есть тезки? Дети называют. - Наши Саши похожи между собой? А Даши? Каждая из них похожа на своих родителей, у каждой – свои интересы. Что они любят? (Дети рассуждают) - Правильно, молодцы, дети. 8ч. Гимнастика для глаз. Дети выполняют упражнение по показу. Вправо - влево, вправо - влево, ты глазами посмотри. Вверх - вниз, вверх - вниз, закрывай и отдохни. Ты зажмурься крепко - крепко, поморгай и отдохни, а потом опять начни! 9ч. – Мы с вами уже выяснили, что каждый из вас уникален и неповторим. А сейчас я помогу вам убедиться в том, что есть еще одно важное отличие в каждом человеке от других людей (подходят к столику). - Мы сделаем отпечатки пальцев и займёмся исследовательской работой. Дети делают отпечаток своего пальца на карточке, с помощью лупы рассматривают линии и узоры отпечатков; обсуждают вопросы: “У всех ли отпечатки одинаковые?”, “Чем похожи, чем отличаются?” Важно, чтобы дети использовали в речи слова: извилистые линии, полоски, узоры, точки и т.д. Дети делают вывод: каждый отпечаток уникален, у всех людей они разные. - Каждый из вас особенный, важный, значимый и неповторимый человек. У каждого свои таланты и черты, и каждого есть за что любить и уважать. - Я предлагаю вам создать свою «именную» карточку. Рядом с отпечатком напишите своё имя (дети пишут). Затем вы можете написать разные формы своего имени. - А что ещё можно написать? (Фамилию, отчество, адрес, телефон…). - Ребята, я предлагаю вам взять свои именные карточки домой и вместе с родителями написать там своё полное имя. - Эти карточки мы будем хранить в красивой шкатулке. Скоро вы пойдёте в школу, а мы с гордостью будем вспоминать, что ваше детство прошло у нас в детском саду. 10ч. Итог: Скажите, на что имеет право каждый ребенок? Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Что узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий? Можно ли сказать что какое - то имя лучше другого? Почему? Чтение стихотворения «Наши имена» О. Даниловой
Много нас живет на свете,
Только все мы вместе – дети!
Дружат Саша и Егорка,
Дружат Лиза, Даша, Вовка.
Артем дружит и Кирилл,
Маша, Настя и Данил.
Всех имен не перечесть,
Много их на свете есть
Звучат гордо имена:
Вместе – дружная семья!
Александра - мужественная, защитница.
Алексей - помощник, защитник.
Артем - невредимый, обладающий здоровьем
Дарья - повелительница, владеющая людьми Анатолий - восток, восход Елизавета - давшая обет Богу Мария - любимая, желанная Илья - громовержец Алена - благородная Владислав - владеющий славой Егор - умелец, земледелец Николай - победитель Анастасия - возрожденная к жизни Дарья - повелительница, владеющая людьми
Александра - мужественная, защитница.
Дарина - победительница, обладающая богатствами
Кирилл - повелитель, солнечный человек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Твой дом. Твоя семья"
Долгосрочный проект в подготовительной группе о семье....
Конспект мероприятия по взаимодействию родителей и детей. Тема: «Твое здоровье в твоих руках»
Мероприятие с родителями и детьми старшей группы по теме: "Твое здоровье в твоих руках". Родителям с детьми предлогаем организовать совместный досуг выходного дня....
Педагогический проект «Ребенок в общении с людьми» Итоговое мероприятие КВН «Твоя безопасность - в твоих руках!» для детей старшего дошкольного возраста
Обобщение знания детей по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации...
конспект нод "твоя безопасность в твоих руках".
беседа с детьми средней группы о том, как вести себя в быту, на улице; закрепление знаний о првилах безопасности....
Презентация «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.
Презентация «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.Отчет о проведённых мероприятиях в Группе "Капитошка"...
Спортивный праздник в детском саду "Твое здоровье-твое богатство"
Материал содержит конспект для детей старшего дошкольного возраста "Веселые старты",беседы с детьми о здоровье,беседа с родителями....
" Твое имя, твой дом,твоя улица".
консультация- памятка для родителей дошкольников....