"Традиции и быт русского народа"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Аввакумова Ирина Николаевна

Конспект занятия для старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tradicii_i_byt_russkogo_naroda.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Ознакомление с традициями и бытом русского народа»

Старший воспитатель высшей квалификационной категории Аввакумова Ирина Николаевна, МДОУ «Детский сад №102» г. Саратов

Программное содержание

-        Познакомить детей с жилищем русского человека - избой, с тем, как её строили;
познакомить детей с элементами быта наших предков; вызвать интерес к русским
традициям; помощь, уважение к старшим; воспитывать доброту и любовь друг к другу,
окружающему миру.

Словарь: помочь, рубить избу, горница, сундук, полати.

Материал к занятию: Кукла «Трофим Трофимыч», Макет «Изба», запись музыки П.И.

Чайковского.

Ход занятия

-        Дети, сегодня мы с вами пойдём в гости к тётушке Алёне. А живёт тётушка Алёна за
лесом, поэтому наш путь лежит через лес, который мы с вами придумаем. Сделать нам это
поможет музыка великого русского композитора П.И. Чайковского. Закройте глаза,
вслушайтесь в волшебные звуки музыки и представьте себе осенний лес, каким вы его
знаете. (Слушание музыки 2-3 минуты, после чего громкость музыки убавляется)
Воспитатель: Я вижу в лесу много деревьев и кустарников, здесь бродит много разных
зверей, все они занимаются своими делами. Вижу птиц, грибы, орехи, ягоды...

А теперь откройте глаза и расскажите, что вы видели в лесу. (Деревья 2-3-4 видов, животные леса 5-6 видов, птицы 2-3 видов, грибы, орехи, ягоды. В случае затруднения детей воспитатель помогает им, предъявляет предметные картинки-подсказки с изображением флоры, фауны). А вот и изба тётушки Алёны!

Воспитатель: «Слава нашей стороне, слава русской стороне! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы дети знать могли о делах родной земли». Тётушка Алёна увидела нас, обрадовалась.

-        Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Милости прошу! В избу заходите,
садитесь. А я погляжу, какие у нас мальчики заботливые, как девочек удобно усадят, и на
девочек полюбуюсь: какие они ласковые, как мальчикам «спасибо» скажут.

Ну, вот как славно и разместились! Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже «здравствуйте» сказали. Каждый день говорят люди друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите? (Используя вопросы-подсказки, помогает вспомнить: в больнице, в парикмахерской, в гостях, при встрече со знакомыми и т.п.)  - Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете?

Подводит итог детским высказываниям: здравствуйте от слова здравие - здоровье. Т.е. мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Это пожелание доброе или злое? (ответы детей) Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. Давайте попробуем.

  1. А ещё я вам сказала: «милости прошу!» Что эти слова означают, как вы их понимаете?
    (подводится итог детским рассуждениям: милость - от слова милый, т.е. прошу вас быть
    милыми. Милый человек, какой? Добрый, ласковый, внимательный, заботливый. Вот об
    этом и просит хозяйка: будьте добрыми, ласковыми, заботливыми по отношению друг к
    другу, бережными ко всему, что вас окружает).
  2. Вот какие наши русские приветствия - не просто слова, а пожелания доброты. Поэтому
    часто говорят: «Русские - народ доброжелательный». Как вы это понимаете?

Вот такой доброжелательный народ и избу эту срубил. Ясно, что одному человеку такое большое дело не под силу.

Традиция помогать друг другу называлась помочь. Давайте все вместе произнесём это новое слово «помочь». И пословицы народ сложил: «Ум хорошо, а два лучше», «Другому сколько можно помогай», «Одному хорошо, а вместе лучше».

-        В старые времена дома на любом месте не строили. Но где же нам найти такого
помощника да рассказчика, который помог нам о старине услышать? Слышите стук?
(Появляется кукла бибабо, знакомится с детьми, говорит своё имя - Трофим Трофимыч,
называет свой возраст - 1000лет.  За плечами у него мешок.   Мешок тот не простой, в нём

хранятся рассказы о старине. Трофим Трофимыч предлагает детям рассмотреть содержимое мешка. В нём дети находят 3 маленькие булочки. С их помощью дети смогут узнать много удивительных историй.)

Дети рассаживаются, и домовой начинает рассказывать свой рассказ - «О том, как в старину место для дома выбирали» (педагог манипулирует куклой и ведёт рассказ).

  1. Выбору места, где должен будет стоять дом, уделялось большое внимание. Не строили
    там, где раньше проходила дорога или стояла баня, так как эти места считались
    нечистыми.
  2. У меня в мешке, - говорит домовой, - три маленьких хлеба. Оказывается, в старину с их
    помощью выбирали место для строительства дома. Приглядели хозяева площадку, где
    можно дом ставить, а с вечера три маленьких хлеба испекли. Поутру с ними на место
    вышли. Два хлеба за пазуху положили: один - с правой стороны, другой - с левой, а третий хлеб - прямо на сердце, пусть он правду скажет. Потом их на землю бросали. Коль
    упали хлеба кормами кверху, можно дом строить, а уж если нет, то не обессудь — ищи
    другое место для избы.

Пантомима «Строим избу»

 И, конечно же, в избе, которую строили дружно, с добротой и заботой, и жилось хорошо. Комнату в избе называет горницей. Постарайтесь запомнить это слово. (2-3 ребёнка повторяют) Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь - всему голова». Голова - значит, самая главная. Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице зима, мороз, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (ответы детей). А в старину батарей не было. Что тогда грело? Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова), Да, печь и накормит, и обогреет.

А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замёрзшие. Где сушить одежду и валенки? Оказывается, печь и сушит. И не только одежду. Что ещё можно сушить на печи? (Грибы, ягоды, травы) А ещё, дети, печь лечит! Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случиться? (Простудятся и т.п.) Уложат простуженного на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников - простуда пройдёт. Вот почему говорят: «Печь - всему голова». Она кормит, и греет, и сушит, и лечит.

А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках). А в некоторых избах делали полати - это такие полки. На них и спали. Столы в избах были большие, потому что и семьи немалые: папа, мама, дед с бабушкой и детей человек пять. Сколько всего? Самый главный в семье был самый старший мужчина - дедушка. Его все слушались, потому что он много прожил, много повидал, многое знает. Как дед скажет, так и будет. Даже за столом во время еды все его слушались.

А ели так: на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а уж если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам -уж очень они были дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто - то вперёд него ложку опустит — тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят, и он голодным остаётся. Отсюда и поговорка: «Поперёк батьки в пекло не лезь!». Кто сколько ложек успеет до рта донести, тем и сыт будет. А если щи с мясом, то мясо можно брать только по разрешению.

Вот, дети, какой русский народ: доброжелательный (предлагает детям объяснить это слово), родителей почитает (почитает - что это обозначит?), в помочи никому не отказывает (помочь - что это?) и весёлый. А как праздник придёт - веселились от души. Подводятся итоги занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей 2 младшей группы к изучению традиций и обрядов русского народа.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к праздникам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Детство –...

Доклад из опыта работы на тему:"Знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа"

Доклад на тему :"знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа"...

Воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа.

На основе проведенных мероприятий воспитывать интерес детей к русской народной культуре....

Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа на тему: «Масленица».

Соприкосновение с народным искусством и традициям, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Чтобы дет...

«Традиции и обычаи русского народа»

Консультация для воспитателей: «Традиции и обычаи  русского народа»...

Воспитание толерантности и уважения к обычаям и традициям казахского и русского народа

Воспитание у детей толерантного отношения к людям разных национальностей, их традициям и культуре....

ООД «Русская изба» «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, расширять представления о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, милосердие)....


 

Комментарии

Кужелева Наталья Александровна

Занятие мне понравилось, скачала, применю в своём видении. И фото у Вас приятное, а то сплошь крутые все. А Вы добрая.