Конспект занятия в старшей группе "Моя любимая кукла"(по музейному экспонату)
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово « музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для развития эмоциональной сферы ребенка, на различных занятиях, для развития речи, воображения, интеллекта. Любой предмет может подсказать тему для интересного разговора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Моя любимая кукла doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
« Моя любимая кукла»
(по музейному экспонату)
Цель: Познакомить с объектом музея – куклой, ее возникновением и назначением.
Программное содержание:
1. Расширять знания об окружающем, формировать положительное отношение к нему.
2. Формировать грамматический строй речи. Упражнять в образовании прилагательных, ласковых имен. Обогащать словарный запас детей.
3. Воспитывать общительность, тактичность, сдержанность, качества, необходимые человеку для общения с окружающим. Воспитывать бережное, заботливое отношение к вещам, сделанными руками человека.
Оборудование: тряпичная кукла, одеяло лоскутное, мини-музей «Кукол», словарь Ожегова, магнитофон, аудиозапись.
Предварительная работа: разучивание пальчиковых игр, игры с куклами, чтение рассказа И.Рюминой «Куклы наших бабушек», беседы о любимых игрушках.
Словарная работа: Лоскутное, тряпичная.
Ход занятия.
- Ребята, сегодня у меня есть для вас новость. У нас в детском саду появился мини-музей. А как вы думаете, что собрано в этом музее? (ответы - предположения).
- Хотите узнать? Узнаете, если отгадаете загадку:
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь –
Будет спать
День, и два, и даже пять.
- О какой игрушке говорится в загадке? (ответы детей) Какие слова загадки подсказали вам правильный ответ? (ответы детей)
- Хотите, мы с вами отправимся в этот музей. Давайте сходим на выставку и полюбуемся разнообразием кукол.
Идем в музей «Кукол».
- Ребятки посмотрите, как много кукол. Этот музей создали дети, родители и воспитатели подготовительной группы. Они очень старались.
Что обозначает слово “кукла”, где появились первые куклы, кто играл с куклами раньше. Ответы на все вопросы я искала в различных книгах о кукле и энциклопедиях. И так, что же такое кукла и откуда она возникла. Оказывается, на этот вопрос можно смотреть по-разному.
- В “Словаре русского языка” С.И.Ожегова объясняется, что кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека (зачитывается при детях из словаря).
- По мнению других ученых — археологов, искусствоведов, кукла — это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.
- По-японски кукла — “нинте”, что так и переводится — “образ человека”.
История куклы имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что куклы появились одновременно с появлением человека. Ведь надо было мамам чем-то развлекать своих детей, и в помощь им появились куклы
Все на свете куклы очень разные.
Презентация выставки кукол воспитателями подготовительной группы
(Приложение № 1)
- Ребятки, здесь есть очень интересная кукла. Посмотрите на нее. (Обращаю внимание детей на тряпичную куклу).
- Как вы думаете, как она появилась в этом музее? (ответы-предположения)
- Ребятки, вы любите слушать истории.
- Да
- Тогда присаживайтесь поудобнее, я хочу рассказать вам интересную историю. Это было давно. Жила была на свете маленькая девочка. Как звали ее? (придумывание имен). - Какой она могла быть?
- Доброй, капризной, красивой….(ответы-предположения)
- Да, она была такой же, как и все детишки. А звали ее Галинкой. Я принесла вам ее фотографию. Вот она. Посмотрите внимательно, может, вы ее узнаете. Узнали? (ответы детей)
-Да, это ВЫ.
- Да, это моя фотография. Такой я была маленькой. Ребятки, как вы думаете, были у меня игрушки? (ответы детей)
- А у вас много игрушек? А откуда они у вас? (ответы детей)
- Вам, ребятки, игрушки покупают, а когда я была маленькая, такой возможности у родителей не было. Поэтому нам игрушки мастерили мамы, бабушки.
- Вот эту любимую игрушку я хранила до сих пор. (показываю свою старую куклу) А когда узнала про музей кукол, решила принести ее.
- Как вы думаете, из чего она сделана?
- Из тряпок.
- Значит она какая?
- Тряпичная
- А какое ласковое имя вы бы ей дали? (ответы детей)
- А я ее звала Оленькой.
У меня есть кукла Оля
Не кривляка, не ломака.
Нет нарядней и милей
Куклы Оленьки моей.
Я подругу обнимаю,
Умываю, одеваю,
Каждый день
И каждый час
Не свожу с любимой глаз.
Дорогая, кукла Оля,
Улыбнись ты мне хоть раз!
- Эта куколка очень любит, когда с ней играют. Вы хотите поиграть с ней?
Пальчиковая игра «Куколка»
Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала – (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло. (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)
- Я тоже с ней играла. Пеленала ее вот в такое одеяльце. Его сшила моя бабушка. (Показываю лоскутное одеяльце).
- Из чего оно сшито? Значит оно какое? (лоскутное)
- Я клала куколку на одеяльце, заворачивала. Потом прижимала куклу к себе и пела колыбельную. Послушайте какую.
Изь, изь, нуные
Улмопуысь сяськае.
Учы тыныд кырзалоз,
Зарни муш чечы ваез.
- А на каком языке я пела? (на удмуртском). Да, я пела на своем родном языке – удмуртском.
И куколка моя засыпала.
- А вы хотите спеть колыбельную песенку для моей куколки? (2- 3 детей)
- А что еще можно делать с этой куклой?
- Кормить, одевать, лечить, гулять….
- Да, можно поиграть с нею, нарисовать ее, слепить. А вот один человек про куклу сочинил музыку. Человека этого зовут Петр Ильич Чайковский. А был он композитором. Композитор – это тот, кто сочиняет, придумывает музыку. Давайте послушаем, какую же музыку про куклу сочинил композитор Чайковский. Вы слушайте и представляйте, о чем хотел рассказать композитор.
(Звучит пьеса «Новая кукла» из детского альбома П. И. Чайковского.) Вам понравилась музыка? Что вам представлялось, когда вы ее слушали? (ответы детей).
- Ребятки, вам понравилась история о том, как моя кукла попала в музей?
- А хотите узнать, какие еще куклы делали наши бабушки?
Об этом поговорим на следующем занятии. Научимся делать куклы своими руками.
Приложение №1
Презентация мини-музея «Кукольный калейдоскоп»
Эпиграфом к нашей коллекции кукол
Стали слова Салтыкова-Щедрина:
«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы самая загадочная,
Без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».
Ваня
Давай-ка, Алена, в наш музей
Пригласим скорей гостей.
Пусть подивятся дети
На разные куклы эти.
Экскурсию для вас проведем
Про экспонаты рассказывать начнем.
Алена
Народные куклы забавны и просты
Их в магазинах вам не найти.
Закрутками называются
Из ткани простой собираются.
Эти куклы природа дала
Вот из соломы, а эти из льна!
Ваня
Пучками собранные ниточки
Получились куклы мартинички.
Если больше узнать хотите,
Папки «Виды кукол» посмотрите!
Матрешек очень любят дети,
Потому что в них секретик
Алена
Неваляшка – друг всегда
Не ложится никогда,
Ее за это малыши
Полюбили от души.
А вот эти чудесные аристократки
Не имеют недостатков.
Так прекрасны и нежны
Покорили всех они. (фарфоровые куклы)
Ваня
Для этой крохотной страны
Мини-куколки нужны, ведь умещается она
Лишь на краешке стола.
Сколько нужно любви и тепла,
Чтобы вырастить малыша!
Его вовремя накормить,
Песенку спеть и спать уложить.
С Baby –bonom справляются сами
Наши девочки little мамы!
Алена
Современных наших девчонок
Барби и Мокси пленили с пеленок.
Ими гордятся, ими живут
Им и наряды модные шьют.
Народов разных немало на свете
О них, конечно, должны знать все дети.
Много национальных куколок тут,
Посредством которых знания придут.
Методический материал очень богатый
Может использовать каждый воспитатель.
Антропология, культура и быт
Для использования на занятиях подойдут.
Ваня
Современная кукла на то и современна,
Потому что у нее все совершенно:
И прическа, и внешний прикид,
И поет она, и говорит!
От нечего делать куклы такие
Придумали дамочки городские.
Полюбились нам они
Мастерим их и ночи, и дни!
Алена
В театр каждый день ходить
Просто невозможно.
А вот спектакль сообразить
Очень даже можно!
Потому что есть у нас куколки такие
На руку оденешь их – станут как живые!
Сказку вам расскажут сами
Нашими голосами.
Ваня
Мы завершаем рассказ
Про кукол, музей, и про нас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по рисованию "Твоя любимая кукла в детском саду"
конспект занятия для средней группы...
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»».
Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа....
Конспект занятия в старшей группе . «Знакомство с народной тряпочной куклой.Изготовление куклы «Пеленашки»».
«Знакомство с народной тряпочной куклой ....
Конспект занятия в старшей группе ("Одежда"): "Кукла Таня идет в ателье"
Конспект занятия поможет обобщить знания детей на тему «Одежда, обувь, головные уборы»; познакомить с процессом изготовления одежды, способствовать развитию межполушарного взаимодействия...
Конспект занятия в старшей группе "Любимые сказки"
Расширять словарный запас по средствам русских народных сказок....
Конспект занятия в старшей группе «Любимые сказки А.С. Пушкина»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29392816","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] На занятии дети знакомятся с творчеством А.С. Пушкина на основе сказок: «О золо...
конспект занятия по рисованию "Моя любимая кукла"
Конспект занятия по рисованию для детей в возрасте от 3 до 4 лет - учить создавать в рисунке образ любимой игрушки...