Конспект занятия в старшей группе «Любимые сказки А.С. Пушкина»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Зиганшина Светлана Салиховна
 
На занятии дети знакомятся с творчеством А.С. Пушкина на основе сказок: «О золотом петушке», «О рыбаке и рыбке», «О мёртвой царевне и семи богатырях». 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Любимые сказки А.С. Пушкина»

  Возраст: старший дошкольный.

  Интеграция: «социализация», «физическая культура», «познание», «чтение художественной литературы», «художественное творчество».

  Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, художественная.

Цель: познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина на основе сказок: «О золотом петушке», «О рыбаке и рыбке», «О мёртвой царевне и семи богатырях».

  Развивающие задачи: развивать речь детей, умение чувствовать и понимать характер образов сказки, мелкую моторику, соотносить  движения и слова.

  Образовательные задачи: формировать дружеские отношения между детьми, познакомить с некоторыми фактами биографии А.С. Пушкина.

  Воспитательные задачи: воспитывать интерес к сказкам А.С. Пушкина, любовь к книге.

  

.

                               Ход организованной образовательной деятельности.

Воспитатель: ребята, я приглашаю вас в гости к сказкам. Сегодня необычный день. Он посвящён творчеству А.С. Пушкина – великого русского поэта и писателя. Он родился 6 июня 1799 года в Москве. В семье Пушкиных было трое детей: старшая дочь, Ольга и два сына – Александр и Лев. Читать маленький Саша научился очень рано: в 5 лет на французском языке, и первые стихи он написал тоже на французском, потому что его воспитывали французы-гувернёры. В раннем детстве Пушкин много времени проводил в Подмосковье, у своей бабушки, Марии Алексеевны.

  В детстве у Пушкина была няня, Арина Родионовна. Она очень любила своего воспитанника – рассказывала маленькому Саше сказки, которые слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего маленького поэта и он создал свой мир сказок. В 12 лет Сашу отдали в Царскосельский лицей, в котором он проучился 6 лет, где он продолжал сочинят стихи. За годы своей короткой жизни Пушкин написал очень много произведений для взрослых и детей.

  «Чтение – лучшее учение», - любил говорить А.С. Пушкин.

  В 38 лет Пушкин погиб на дуэли.

 Со сказками и произведениями Пушкина вас знакомили  ваши родители и в детском саду мы тоже слушали стихи и сказки Пушкина. По его произведениям созданы фильмы и мультфильмы. Назовите, какие сказки Пушкина вы знаете (ответы детей).

 О некоторых мы сегодня поговорим.

  А пока ребята прочитают строки из сказок, и если вы узнаете, из какого они произведения, то на экране появится картинка  ( показ картинок на мультимедийном оборудовании: золотой рыбки, золотого петушка, зеркальца).

Ребенок:

Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

Они жили в землянке 30 лет и 3 года.

Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.

 Ребенок:

Вот пошёл он к синему морю: видит, море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Ребенок:

«Дурачина, ты, простофиля! Выпросил, простофиля, избу!

 Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть чёрною крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой».

Ребята, из какой сказки эти строки? (ответ)

Правильно (показ картинки). Назовите героев этой сказки. А как вы думаете, какие из них положительные? (старик: добрый, мягкий; рыбка: добрая, исполняла все желания старухи). Отрицательные герои? (старуха:  сварливая, жадная, грубая). Почему вы так считаете? Какие черты характера вам не нравятся?

Ребенок:

Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он.

И соседям то и дело наносил обиды смело.

Ребенок:

Вот мудрец перед Дадоном встал

И вынул из мешка Золотого петушка.

Ребенок:

Старичок хотел заспорить, но с иным накладно вздорить;

Царь хватил его жезлом по лбу, тот упал ничком.

Да и дух вон. – Вся столица содрогнулась, а девица – не боится, знать, греха.

Царь, хоть был встревожен сильно, улыбнулся ей умильно.

Ребята, назовите эту сказку. Правильно, молодцы (показ картинки).

Вопрос: назовите главного героя сказки. А как вы думаете, он положительный или отрицательный? (отрицательный, так как  добивался своих целей любыми путями, не задумываясь о последствиях). Это царь Дадон (не честный. Обманул Звездочёта), Шамаханская царица (отрицательный герой. Она была красивой, но из-за неё погибли сыновья царя). Золотой петушок ( положительный, так как оповещал о набагах врагов на царство Дадона).

Даниил

Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился,

И царица у окна села ждать его одна.

Никита

Но царевна молодая, тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла, поднялась – и расцвела.

Белолица, черноброва, нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей Королевич Елисей.

Альбина

«Здравствуй, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи:

 

Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

Маша

Подождать она хотела до обеда, не стерпела,

В руки яблочко взяла, к алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила и кусочек проглотила.

А эти строки из какой сказки? (ответ, показ картинки)

А сейчас назовите героев этой сказки. (Царь , который женился на молодой колдунье. Колдунья: злая, она завидовала молодой красавице. Королевич Елисей – искал невесту. Богатыри: сильные, смелые. Царевна: добрая, убирала в доме богатырей. И так далее).

 А теперь мы поиграем. Физ. минутка.

У лукоморья дуб зелёный (руки вверху).

Златая цепь на дубе том ( обняли себя за плечи)

И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом: (ходьба на месте)

Идёт направо – песнь заводит, (руки внизу, поворот вправо)

Налево – сказку говорит. (поворот влево)

Там чудеса: там Леший бродит, (удивление)

Русалка на ветвях сидит; (показ длинных волос)

Там на неведомых дорожках (ходьба по кругу) следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей.

 Далее проводится игра «Собери картинку» ( по принципу пазлов).  Каждому ребёнку даются разрезные сюжетные картинки из сказки Пушкина,  которые надо собрать в одну и назвать сказку.

  А сейчас, ребята, вспомните прочитанные сказки А.С. Пушкина и изобразите на листе бумаги любимого героя. (Дети под спокойную музыку рисуют любимых героев, потом подходят к мольберту, прикрепляют свой рисунок, называют изображённого героя).

Итог НОД.

 - Ребята, что объединяет эти сказки?(волшебные превращения, чудеса). В чём же сила и красота этих сказок? (добро побеждает зло) Сегодня мы заканчиваем беседу о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своём творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а для зла никогда не найдётся места. Затем проводится короткая итоговая беседа.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе: По сказкам А. С. Пушкина

Цели и задачи занятия: Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы» «Познание», «Коммуникация»....

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию по сказкам А. С. Пушкину «Царевна-лебедь»

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию по сказкам А. С. Пушкину «Царевна-лебедь»Цель: закреплять знания детей о творчестве поэта А. С. Пушкина; продолжать знакомить детей со сказками.Задач...

Конспект НОД в старшей группе "Любимые сказки Пушкина"

Занятие по развитию речипо сказкам А.С. Пушкинатема: « Пушкинский день в детском саду»Цель: Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С.ПушкинаЗадачи:Образовательные: Поз...

Конспект занятия в старшей группе "Любимые сказки"

Расширять словарный запас по средствам русских народных сказок....