Проектная деятельность "А что вы знаете про часы?"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Михайлова Лидия Викторовна

В работе представлено планирование  по теме "Часы" с детьми старшего дошкольного возраста, так же конспекты занятий в разных видах деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tema_chasy.zip74.02 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 569

ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ

Планирование воспитательно-образовательной деятельности

по ознакомлению детей с измерительным прибором - часами

Выполнила старший воспитатель

Михайлова Лидия Викторовна

Москва, 2011г.

Планирование по доминирующим целям.

Цели работы:

  1. Познакомить детей с изобретением Лазаря Сербина;
  2. Дать представления детям об измерительном приборе времени - часах, их многообразии и значении в жизни человека

Ведущая деятельность: учебная, игровая, совместная деятельность.


Учебная деятельность

Изобразительная деятельность

Игровая деятельность

Опыты экспериментирование

Труд

Совместная творческая деятельность

Развлечения Досуги

  1. Беседа

«Измерение времени»

Цель: Дать знания об истории появления и изобретения часов человеком, познакомить с устройством первых механических часов.

  1. Занятие

«Путешествие в прошлое часов (с постановкой физического опыта)»

Цель: Познакомить детей с действием и строением солнечных, песочных и водяных часов. Научить детей ориентироваться в прошлом часов; развивать умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них.

  1. Беседа

«Современные часы».

Цель: продолжать знакомить детей с историей изобретения часов (современные часы); подвести к пониманию, что часы человек создает для облегчения своей жизни.

  1. Беседа с последующим наблюдением.

«Часы – цветы»

Цель: продолжать знакомить детей с различными видами часов. Дать понятие детям, что время можно определять по живой природе. Учить детей наблюдать за природой, ее изменениями; показать детям на конкретных цветах (одуванчик, шиповник и др.) определение времени.

5. Занятие

Чтение сказки «В гостях у гнома – часовщика, или история о том, как не опаздывать в школу».

Цель: знакомство детей с определением времени по часам. Уточнение, углубление знания детей о часах.

  1. Рисование

«Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь».

Цель: Закрепить умение выделять особенности (циферблат, стрелки). Развивать воображение, творчество.

  1. Ручной труд

«Часы с кукушкой».

Цель: Учить складывать домик из предложенной заготовки (квадрат, расчерченный на 16 квадратов), закреплять умение вырезать круг из квадрата. Использовать в своей работе бросовый материал (вата, нитки). Развивать фантазию, воображение.

  1. Конструирование из картона

«Циферблат»

Цель: продолжать учить детей вырезать круг из квадрата; при помощи воспитателя изготавливать подвижные стрелки на циферблате. Развивать воображение, творчество.

  1.  Аппликация

«Московские куранты»

Цель: учить детей передавать в своей работе особенности строения, конструкции, формы, цвета Спасской башни с курантами.

  1.  Рисование

«Часы  будущего»

Цель: учить задумывать содержание рисунка; умение передавать характерные особенности предмета.

6. Рисование

«Кремлевские куранты»

Цель: учить передавать в рисунке характерные особенности башенных часов. развивать эстетические чувства.

  1. Дидактическая игра

«Кто больше занят?»

Цель: Закреплять знание детей о разных видах часов, их строении. Расширять ориентировку в окружающем, развивать сообразительность.

  1. Дидактическая игра  

«Кто быстрее?»

Цель: научить детей прослеживать историю предмета, т.е. какими часами люди пользовались в прошлом, пока не изобрели часы, которыми пользуются в настоящее время.

  1. Дидактические игры

«Каждому предмету свое время»

Цель: закреплять умение определять, к какому времени относится предмет – прошлому или настоящему.

  1. Дидактическая игра

« Выбери, что нужно для часов»

Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.

  1. с/р  игра

«Часовая мастерская».

Цель: расширять знания о профессиях взрослых, а, именно, познакомить детей с профессией «часовщик». Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.

6. с/р игра

«Магазин часов».

Цель: расширять и закреплять знания детей о различных видах часов. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение оказывать услугу, делать приятное.

7. Дидактическая игра

«Кто потрудился»

Цель: углублять знания детей о труде часовщика, воспитывать уважение к труду взрослых.

8. Дидактическая игра

«Для чего нужен предмет»

Цель: закрепление знания об устройстве часов.

9. Дидактическая игра 

 «Узнай который час?»

Цель: учить детей ориентироваться во времени, узнавать по расположению стрелок, который час, и наоборот, по словам воспитателя установить стрелки в нужном положении.

10. Дидактическая игра « Что мы делаем сейчас?»

Цель: продолжать учить детей узнавать время по часам и называть действие, , которые мы должны делать в это время.

11. Дидактическая игра « Какие часы ты знаешь?»

Цель: продолжать различать виды часов.

12. с/р игра «Зоопарк»

Цель: расширять знания об основных процессах обслуживания животных, ориентация во времени (когда кормить, в какое время животные встают, в котором часу открывается зоопарк).

  1. «Часы и время»

Цель: Развивать способности ребенка, понимать ценность времени в жизни человека; формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах.

  1.  Опыт

«Изготовление солнечных часов».

Цель: продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца.

1. «Фабрика часов»

Цель: Изготовление атрибутов для с/р игры «Магазин часов».

  1. Изготовление водяных и парафиновых часов.

Цель: развивать любознательность детей в процессе изготовления часов совместно со взрослым; формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах. 

3. Ручной труд

« Часы»

Цель: Формирование творческих навыков, совершенствования умения работать с разными материалами.

  1. Изготовление и выпуск групповой газеты 

«А знаете ли вы?»

Цель:  привлекать детей к  изготовлению газеты, содержащей новую информацию об истории изобретения часов. Развивать интерес к познанию окружающего мира.

  1. Организация выставки «музей прошлого»

Цель: Пробуждать детей к моделированию. Совершенствовать  уровень накопленных практических навыков, развивать художественный вкус при изготовлении моделей часов.

3. Совместные экскурсии с родителями Политехнического музея, Красной площади с последующим диалоговыми беседами.

Цель: расширять, углублять и систематизировать знания детей.

4. Семейный проект

«Часы будущего»

Цель: привлечь детей и родителей к изготовлению книги или альбома с описанием, рисунками чудо-часов, которых еще не существует.

  1. Досуг

«Путешествие в мир часов».

Цель: Закрепить знание детей об истории часов; подвести к пониманию их назначения и функций; закрепить умения выделять особенности предметов (форму, размер, части), определять признаки материала; научить устанавливать причинно – следственные связи между  назначением (узнавать время) и строением (песочные, карманные  и т.д.); подвести к пониманию, что часы человек создал для облегчения своей жизни.

2. Викторина

«Какие бывают часы»

Цель: расширить представление ребенка об окружающем мире; о приборах, измеряющих время, - часах.

3. Досуг

«Путешествие в страну часов»

Цель: закрепить с детьми как люди узнавали время до изобретения часов; какие самые большие и верные часы в России, где часы изготавливаются, как узнавать время по часам, как человек должен относится к часам.


БЕСЕДА.  «ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ».

Цель: Дать знания об истории появления и изобретения часов человеком, познакомить с устройством первых механических часов.

Ход беседы:

История изобретения часов уходят в глубокую древность. Первыми были солнечные часы, время которых узнавали по тени установленного предмета. Затем появились песочные: они измеряли время,  за которое песок из верхнего сосуда пересыпался в нижний. Такой же принцип был положен в основу водяных часов. Люди использовали даже огненные часы. Время измерялось по скорости сгорания деревянной палочки, свечи, шнура.

Примерно в IX – X веках были изобретены первые механические часы.

Про человека, изготавливающего часы, в летописи сказано «мастер и художник». Это высшая похвала любого мастера – искусного художника своего дела. Имя мастера было Лазарь. Он родился в Сербии, поэтому его и прозвали Лазарь Сербин. Он пришел «от Святая горы». Святая гора Афон возвышается в части Греческого острова Айон-Орос в Эгейском море. Там был мужской монастырь. Из этого монастыря пришел монах Лазарь, искусный  мастер, который изобрел в Москве первые на Руси механические башенные часы.

Механизм этих часов состоял из вала с намотанной на него веревкой. К концу веревки прикреплялась гиря, при опускании гири и вращения вала не останавливались, использовался маятник. Это был груз, подвешенный на тонком стержне. Маятник соединялся с зубьями большого колеса. Таким образом, что за одно качание маятника колесо поворачивалось на один зубец. Маленькое колесо соединялось со стрелками часов и приводило их в движение  по циферблату. Позднее веревку с грузом заменили пружиной.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок.

На улицах, башнях, в метро висят большие электронные часы. У них стрелки прыгают по команде командира – главных часов. Прошла минута – прыгнули! Еще минута – снова прыгнули.

Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные и работают, как и электрические, на батарейках.

Есть еще карманные, наручные, настольные, настенные часы, часы-кулон и много других часов. Не забыли взрослые и о детях. Они придумали часы-сказку.

ЗАНЯТИЕ   «ПУТЕШЕСТВИЕ  В  ПРОШЛОЕ  ЧАСОВ»   (С ПОСТАНОВКОЙ ФИЗИЧЕСКОГО ОПЫТА).

Цель: Познакомить детей с действием солнечных, песочных и водяных часов. Научить детей ориентироваться в прошлом часов; развивать умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них.

Ход беседы:

Знайка прислал нам письмо и посылку. Я сейчас прочитаю письмо. Здесь загадка написана. Мы должны отгадать, загадку, тогда увидим отгадку.

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день и ночь

Стучим, стучим.

- Правильно, это часы. Посмотрите. Знайка изобразил свои часы и прислал нам. Давайте прислушаемся к этим часам, они приглашают нас в путешествие. Сегодня мы поговорим о часах. Очень часто вам говорят: «Заканчивайте, осталось 5 минут» - и смотрят на часы. Или: «В десять часов идем на физкультурное занятие». А если бы не было часов, знал бы человек, когда ему вставать, когда завтракать, когда идти на работу? Я вам напомню потешку, а вы постарайтесь догадаться, кто здесь выполняет роль часов:

Петя, Петя, петушок, -

Золотой гребешок,

Петя рано встает,

Голосисто поет,

Деткам спать не дает!

- Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку!» Но можно ли по пению петуха определить точное время? Всегда и везде ли есть петух? (Точное время нельзя узнать по петушку. Петушок может заболеть. Он может кричать раньше времени.)

- Правильно, по пению петуха трудно определить точное время: то он свалится с жердочки и закричит раньше времени, то лиса его унесет. А если петушок проспал, будит солнышко. Какие первые часы придумал человек? (Солнечные часы. Их очень легко сделать: начертить круг, палочку в середину поставить, отметить цифры, тень будет падать. Так мы узнаем, который час.)

- Верно. Человек заметил, что утром солнце находится справа от жилья, вечером слева, а днем – прямо над домом. И еще он заметил, что если солнышко находится сзади, то тень всегда спереди, если солнышко справа, то тень слева. Мы с вами наблюдали это. И человек подумал: нельзя ли сделать солнечные часы. (Показывает картинки с изображением солнечных часов.) Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему? (Часы работают только в солнечную погоду. Их в дом не принесешь. Ночью и вечером они не работают.)

- Человек стал думать и придумал водяные часы. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. ЕЕ становилось все меньше и меньше. Но такие часы были неудобны – все время приходилось доливать воду. (Показывает опыт). Затем человек создал песочные часы.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок.

На улицах, башнях, в метро висят большие электронные часы. У них стрелки прыгают по команде командира – главных часов. Прошла минута – прыгнули! Еще минута – снова прыгнули.

Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные и работают, как и электрические, на батарейках.

Есть еще карманные, наручные, настольные, настенные часы, часы-кулон и много других часов. Не забыли взрослые и о детях. Они придумали часы-сказку.

БЕСЕДА «СОВРЕМЕННЫЕ ЧАСЫ»

Цель:  Продолжать знакомить детей с историей изобретения часов (современные часы); подвести к пониманию, что часы человек создает для облегчения своей жизни.

БЕСЕДА С ПОСЛЕДУЮЩИМ НАБЛЮДЕНИЕМ

«ЧАСЫ-ЦВЕТЫ».

Цель: Продолжать знакомить детей с различными видами часов. Дать понятие детям, что время можно определять по живой природе. Учить детей наблюдать за природой, ее изменениями; показать детям на конкретных цветах (одуванчик, шиповник и др.) определения времени.

БЕСЕДА «КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ»

Цель: Расширять знание детей о разных видах часов. Познакомить с главными часами нашей Родины.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ?»

Цель: Закреплять знания детей о различных видах часов, их строении. Расширять ориентировку в окружающем, развивать сообразительность.

Ход игры:

Игра строится на вопросах. Примерные вопросы:

  1. При помощи какого прибора измеряется время?
  2. Всегда ли были часы?
  3. Как люди измеряли время до появления часов?
  4. Как называются главные часы нашей Родины, и где они находятся?
  5. Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?
  6. Почему о часах можно сказать: «недремлющие часовые»?
  7. Можно ли остановить время или его увидеть?
  8. Что главное в часах?
  9. Какая стрелка важнее?
  10. Что можно сделать за одну минуту, за полчаса, час и т.д.?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«КТО БЫСТРЕЕ?»

Цель: Научить детей прослеживать историю предмета, т.е. какими часами люди пользовались в прошлом, пока не изобрели часы, которыми пользуются в настоящее время.

Материал: Картинки с изображением часов прошлого и настоящего

Ход игры: Дети сидят за столами (не менее 3-х). Перед каждым участником набор картинок, на которых изображены предметы из прошлого. Ведущий называет: «Часы». Дети должны найти картинки, на которых изображены предметы, заменявшие часы раньше. Выигрывает тот, кто первым найдет все нужные картинки.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«КАЖДОМУ ПРЕДМЕТУ СВОЕ ВРЕМЯ»

Цель: Закрепить умение определять, к какому времени относится предмет – прошлому или настоящему.

Материал: Два домика: один – музей прошлого, другой – музей настоящего, картинки с изображением всех видов часов (можно использовать предметы).

Ход игры:

Воспитатель показывает детям два домика – музей прошлого и настоящего и коробку с картинками (предметами).

Воспитатель просит детей помочь разобрать картинки (предметы), лежащие в коробке. Необходимо взять картинку (предмет), назвать его, рассказать, когда он не пользовался (раньше или сейчас, игра заканчивается, когда все картинки разложены.)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ВЫБЕРИ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ ЧАСОВ».

Цель: Развивать логическое мышление, сообразительность.

Материалы: Предметные картинки с изображением частей часов.

Ход игры: Детям предлагается из заданных предметов выбрать те детали, которые есть в часах.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

«ЧАСОВАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Цель: Расширять знания о профессиях взрослых, а, именно, познакомить детей с профессией «часовщик». Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.

Роли: Мастер – воспитатель

           Клиенты – дети.

Предварительная работа: Беседы – рассказы о строении часов; изодеятельность; дидактические игры.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

«МАГАЗИН ЧАСОВ».

Цель:  Расширять и закреплять знания детей о различных видах часов. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение оказывать услугу, делать приятное.

Материал: Набор предметных картинок (предметы с изображением часов, касса, чеки, деньги).

Ход игры: Дети покупают в магазине часы. Заявки продавцу поступают в виде загадок, которые он должен разгадать. Продавец рассказывает покупателям, как надо пользоваться покупкой:

-    Из каютки в каютку

     Пробегают малютки,

     Считают минутки (Песочные часы)

  1. Мы бьем исправно

Каждый час,

Но вы, друзья,

Не бейте нас  (Часы с боем)

  1. За деревянной дверцей

Бьется чье-то сердце (Часы с кукушкой)

                                             и т.д.

ЭКСПЕРЕМЕНТ

«ЧАСЫ И ВРЕМЯ»

Цель: Развивать способности ребенка, понимать ценность времени в жизни человека; формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах.

Материал и оборудование:

  1. часы песочные, механические, электронные;
  2. картинки с изображением солнечных, водяных, парафиновых и других видов древних часов.

Эксперимент: Рассмотреть различные виды часов: древние и современные.

Изготовить вместе с детьми песочные, парафиновые часы. В ясный день на прогулке можно сделать солнечные часы.

Засечь время продолжительностью 1 мин (2мин) на разных часах и за это время что-то нарисовать, придумать, изобразить. Выяснить, меняется ли количество дел за промежуток времени, если ориентироваться на различные виды часовых механизмов.

Вывод: Продолжительность минуты не зависит от того, какими часами ее измеряют. Самые точные часы – электронные. За 1-2 минуты можно успеть что-то сделать, поэтому время необходимо ценить и правильно его распределять в течение дня.

ОПЫТ

«ИЗГОТОВЛЕНИЕ СОЛНЕЧНЫХ ЧАСОВ».

Цель: Продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца. 

Материалы: Стержень (палочка) с заостренным концом.

Ход:

Взрослый проводит опыт на улице. Обсуждает вместе с детьми, какие есть части суток, чем они отличаются (светлее или темнее, освещенность Солнцем), почему это происходит (Земля вращается вокруг Солнца, и солнечных лучей то больше, то меньше попадает на данную поверхность земли), какие бывают часы (механические, песочные и пр.) Детям рассказывают о том, что раньше время определяли по Солнцу и солнечным часам. Взрослый предлагает сделать солнечные часы по алгоритму: начертить на листе бумаги ровный круг, точно в центре закрепить колышек и в течение дня на окружности делать отметки и ставить цифры в соответствии со временем. Дети учатся пользоваться солнечными часами.

ТРУД

«ФАБРИКА ЧАСОВ»

Цель: Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин часов».

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВОДЯНЫХ И ПАРАФИНОВЫХ ЧАСОВ.

Цель: Развивать любознательность детей в процессе изготовления часов совместно со взрослыми, формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах.

Материал: Свеча, металлические шарики, 2 чашки, часы с секундомером.

Ход изготовления: 

Парафиновые часы: Берется свеча по всей длине, через равные промежутки вдавливаются  3 железных шарика. Зажигаем свечу, засекам время и определяем, за сколько времени свеча сгорает до каждого шарика (шарик должен упасть). В конце определяем, сколько времени прошло.

Водяные часы: Берем пластиковую чашку, делаем в дне отверстие. К чашке привязываем веревки и подвешиваем. Под этой чашкой ставим другую. Наливаем в верхнюю чашку воды. Каждую минуту отмечаем уровень воды в нижней чашке. Это приспособление используется как минутные часы.

ДОСУГ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЧАСОВ»

Цель: Закрепить знания детей об истории часов. Подвести к пониманию их назначения и функции; закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части), определять признаки материала; научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением (узнавать время) и строением (песочные, карманные и т.д.); подвести к пониманию, что часы человек создает для облегчения своей жизни.

Материалы: Предметные картинки с изображением часов; различные часы.

Ход досуга:

  1. Кто это у нас плачет? (Оглядывает детей, заглядывает за ширму) Да это же Петрушка! Что с тобой? Ты же всегда смешишь детей, а сейчас плачешь?

Петрушка: В том-то и дело, что я хотел сегодня попасть на детский праздник, но, пока собирался, он уже закончился. Я посмотрел на улицу, солнце еще светило, подумал, что успею, зашел в магазин игрушек…. и опоздал! Солнце меня подвело.

  1. Подожди, Петрушка, не плачь. Давай разберемся. Почему солнце тебя подвело?

Петрушка: Но у меня же нет часов. А как люди раньше узнавали время? Подскажите мне! (По солнцу) Ну вот. Я посмотрел на солнце, увидел, что оно светит, подумал, что успею, и зашел в магазин ….

  1. Петрушка, Петрушка, мы это уже слышали. Но ведь солнце светит целый день. Давай спросим у ребят, что они думают, как по солнцу можно определять время? (Если солнце низко – еще утро, если солнце высоко – день. Или по тени.) Вы говорите правильно, но люди стали задумываться, как точнее узнать время, и придумали настоящие солнечные часы.

 Петрушка: Ух ты, как интересно! А я-то думал…

  1. Петрушка, хочешь пойти с нами в музей часов? Ты увидишь, какие часы были раньше, и я все расскажу о них.

Петрушка: Конечно! Пошли.

Под музыку дети делают разные движения (физкультурная минутка) и затем приходят в музей.

  1. Вот и макет солнечных часов. Сначала люди делали их на земле. Вместо циферблата – расчерченная площадка под открытым небом, вместо стерженька для стрелок – колышек. Ходит солнце по небу, а по площадке ходит тень от колышка. Как вы думаете, удобны такие часы? (Нет, к ним нужно всегда бегать смотреть.) А можно пользоваться такими часами в пасмурную погоду? (Солнца не будет и тень не будет падать. Часы не будут нужны. Еще такие часы могут затоптать или сломать колышек.)
  2. Да, такими часами люди не долго пользовались, изобрели масляные часы. Как они устроены? (Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени.) Удобны такие часы? (Нет, они могут упасть, и получится пожар.

Петрушка: Вот здорово, ведь в доме станет светло-светло и лампа будет не нужна! (Все сгорит, и ты, Петрушка, тоже.) Ну а если часы не упадут? (Нужно будет всегда следить, не кончилось ли масло, подливать его.) А это что за свечка? Зачем она здесь?

  1. Это - тоже часы. Как, вы думаете, узнавали время по свечке? (Когда свечка сгорит, прошел день.)
  2. А если свечка маленькая, она быстро сгорит. Вот смотрите, на ней снизу доверху начерчены полоски. Сколько воска растает по полоскам, столько прошло часов. Удобны такие часы? (Нет, нужно много свечек и на улице не узнаешь время, ведь нельзя же носить свечку с собой, она погаснет.) Поэтому люди изобрели песочные часы. Как они работают, чем удобны и чем не удобны? (В них сыплется песок, и люди по этому узнают, который час. Их можно носить с собой и все время переворачивать.) Но песок в них сыпется только 5 минут, и приходится считать время по минутам. (По ним можно засекать время. Например, успеешь или нет пробежать вокруг сада.) Людям с этими часами не очень удобно и они придумали простой механизм. Смастерили большие механические часы, повесили их на высокой башне. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но все-таки эти часы тоже неудобны. Почему? (Их видно не из всех домов. Надо выходить на улицу и смотреть, который час.) И какие тогда часы придумали люди? (Которые носят на руке, их можно везде носить.)
  3. Но раз люди стали точно узнавать время, им и вставать нужно было в одно и то же время. Что для этого они изобрели? (Будильник. Его заводят, он звенит.)
  4. В если, например, человек чем-то занят на работе, а через час ему нужно куда-то идти, что ему делать?  Все время смотреть на часы? Он будет отвлекаться. (Завести будильник, положить часы перед собой, сказать кому-нибудь, чтобы ему напомнили.)
  5. А вот для чего человек придумал электронные часы, которые работают на батарейках. Их можно поставить на то время, какое нужно, и они подадут сигнал. Это настоящие чудо-часы.

Петрушка: Почему здесь стоит петух? (По нему тоже раньше узнавали время.) Как это? (Он утром кукарекал и всех будил, а вечером кукарекал, что бы люди ложились спать.)

  1. Ну, вот и все часы, а сейчас мы с вами вернемся в группу, и каждый нарисует часы, которые он хотел бы иметь, но только совсем другие, новые, которые еще никто не придумал.

Под музыку дети возвращаются и начинают рисовать.

ВИКТОРИНА

«КАКИЕ БЫВАЮТ ЧАСЫ?»

Цель: Расширить представление ребенка об окружающем мире; о приборах, измеряющих время, - часах.

Ход:

Здравствуйте, дорогие ребята!

  1. Знаете ли вы, как называется прибор, отсчитывающий время в пределах суток?

Ну, конечно, такой прибор называется часами.

Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы хотя бы примерно знать время, - солнечные. Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат.

Из седой старины пришли к нам и песочные часы. Может быть, кто-нибудь из вас видел их? Ведь песочные часы до сих пор применяются в медицине, когда нужно отмерить небольшой, но совершенно определенный отрезок времени.

Песочные часы представляют собой два небольших сосуда, имеющих форму конусов, соединенных вершинами друг с другом, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время,  например, одна минута.

А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни. Это домашние часы.

  1. Попробуйте рассказать о них. (Где они находятся? Какая у них форма? и т.д.)

Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень на палец.

Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

У вас дома наверняка есть часы будильник.

  1. Зачем нужны такие часы?

Будильник можно завести на определенный час и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, - называются настольными, часы, висящие на стене, - настенными.

Существуют и напольные часы.

  1. Как вы думаете, где они стоят?

Верно! Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с красивым боем.

Каминные часы украшают комнатные камины. Некоторые из них мелодично отбивают каждый час.

Часы с боем.

Жила-была старушка

(Давно уж на покое),

И были у старушки

Часы резные с боем.

«Динь-дон, динь-дон!» -

Отбивали каждый час,

Гулом наполняли дом

И будили ночью нас.

Мы, конечно не молчали,

В дверь старушке мы стучали:

«Наши уши пощадите,

Бой в часах остановите!»

Но старушка нам в ответ

Отвечала: «Нет и нет!

Говорят часы со мной,

Я люблю их нежный бой.

Динь-дон! динь-дон!

Как красив их перезвон!

Хоть немного он печальный,

Но прозрачный и хрустальный!»

Пробежали дни, недели,

Но часы вдруг захрипели,

Стрелки вздрогнули и встали,

И часы бить перестали.

Стало тихо. Даже жутко!

Мы давно привыкли к бою,

(А ведь это же не шутка!)

Было что-то в нем живое!

Мы, конечно, не смолчали,

В дверь к старушке постучали:

«Почему не слышен бой?

Нужен мастер часовой!»

Вот приехал часовщик –

Мудрый, опытный старик,

И сказал: «Такое дело!

Здесь пружинка ослабела,

Механизм получит смазку,

А часы -  любовь и ласку!»

Поменял пружинку он.

И опять раздался звон.

Серебристый перезвон:

«Динь-дон! динь-дон!»,

Ожививший целый дом!

  1. А какие часы «умеют куковать»?

Правильно! Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется «кукушка». Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: «Ку-ку, ку-ку», напоминая о том, который сейчас час.

Часы с кукушкой.

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас:

«Ку-ку! Ку-ку! Уж семь утра!

Ку-ку! Ку-ку! Вставать пора!»

Живет кукушка не в лесах,

А в наших стареньких часах!

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.

Самые знаменитые часы России – Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне появились в начале XVII века. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок – серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.

Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на тридцати подводах до Кремля.

Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.

Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.

«Железная махина вся блестит смазанная маслом. Блестят начищенные медные диски циферблатов, красной краской покрашены рычаги, сияет позолоченный диск маятника, похожий на круг солнца. Он царит над этой системой валов, тросов, зубчатых колес, образующих сложный механизм отсчета времени» (Л. Колодный).

31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

Часы, которыми пользуется современный человек, бывают механическими. Тогда их нужно заводить через определенный промежуток времени.

Механические часы изобрел в XVII веке ученный Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно служат нам.

Во втором десятилетии двадцатого века появились электронные и кварцевые часы. Они работают на батарейках или от сети с электрическим током.

А самые точные часы – атомные.

  1. Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми?

В старину в деревне такими живыми часами был, конечно, Петя-петушок. Крестьяне заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз – примерно в четыре часа утра.

Петушок

Кукареку-кукареку!

Звонко петушок поет.

Озарило солнце реку

В небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил нас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

  1. Слышали ли вы о цветочных часах?

Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.

Одуванчики

У реки – зеленый луг,

Одуванчики вокруг

Росами умылись,

Дружно приоткрылись.

Как фонарики горят,

Нам с тобою говорят:

«На часах – ровно пять,

Можете еще поспать!»

Одуванчики – это часы луговые. А вот кувшинки – часы речные. Недаром их называют «часами туристов». В семь утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и поворачиваются в течение всего дня за солнцем.

Вопросы и задания:

  1. Что такое часы?
  2. Какие старинные часы вы знаете?
  3. Какие виды часов вам знакомы?
  4. Какие часы относятся к домашним?
  5. Какие часы относятся к уличным? Чем они отличаются от домашних?
  6. Расскажите о Кремлевских курантах.
  7. Какие «природные» часы вы знаете?

Список используемой литературы:

  1. Дыбина О.В. «Что было до …», М., ТЦ «Сфера», 2001 г.
  2. Дыбина О.В. «Неизведанный мир», М., ТЦ «Сфера»,2002 г.
  3. Дыбина О.В. «Рукотворный мир», М., ТЦ «Сфера», 2003 г.
  4. Дыбина О.В. «Творим, измеряем, преобразуем», М., ТЦ «Сфера»2002 г.
  5. Кобитина И.И. «Дошкольникам о технике», М., Просвещение, 1991 г.
  6. Куликовская И.Э., Совчир Н.Н. «Детское экспериментирование», М., Педагогическое общество России, 2003 г.
  7. Соболева А.В. «Загадки – смекалки», Гном-Пресс,2006г.
  8. Шорыгина Т.А. «Формирование временных представлений», М., Книголюб, 2004 г.
  9. Юдин Г. «Заниматика»,  М., РОСМЭН, 2005 г.
  10.  Сорокина А.В. «Дидактические игры в детском саду».

ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Котляр Э.П. «Часы-часики», Малыш, 1986г.
  2. Прокофьева С.Л. «Часы с кукушкой», Малыш,1984 г.
  3. Сапгир Г.В. «Часы», Лабиринт Пресс, 2009г.
  4. Шварц Е. Л.«Сказка о потерянном времени», Оникс, 2009г.
  5. Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова «Математика для дошкольников», М., Логос, 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...


 

Комментарии

Калиянц Людмила Сабировна

Лидия Викторовна, спасибо за предоставленный материал. Такая большая работа, очень много лексического материала, познавательного.Замечательный проект! Удачи Вам!