Цикл занятий по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Данная работа включает несколько занятий по воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, к своему дому, к своему городу, краю, развивает интерес к русским традициям и жизни предков .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие во второй младшей группе по теме «Моя семья»
Цель: Уточнять и расширять знания детей о себе и своей семье, учить правильно называть всех членов семьи. Дать понятие «родня», «родственники». Закреплять знания о домашних обязанностях всех членов семьи. Воспитывать любовь, заботливое отношение к близким, к семье.
Предварительная работа: Отрабатывание родственных связей: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, внучка, внук, сын, дочка. Заучивание фамилии, имени, возраста и домашнего адреса. Рассматривание картинок о семье, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».Рисование «Расческа для мамы», лепка «Гусеничка и ее детки».
Ход занятия:
В. вносит игрушку и письмо: Ребята, к нам сегодня в гости пришел домовенок Кузя и принес нам письмо (открывает конверт, в нем открытка со стихотворением)
Моя родня.
Мама с папой мне – родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родню свою очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфета Тишке.
И еще есть друг у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра,
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
В.: Ребята, вот Кузя вас хочет спросить, кто в стихотворении назван «родней»? (дети отвечают)
-Вы считаете друга Сережку тоже родней? А щенка Тишку? А кто они для мальчика?
-А как вы считаете, что значит «родня»? (мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, брат)
-Правильно, ребята, а еще родня – это ваши дяди и тети, двоюродные сестры и братья.
В.: А если родственники живут вместе в одном доме или в одной квартире мы называем их семьей. Расскажите мне и Кузе о вашей семье, кто живет с вами.(рассказы 2-3 детей)
В.: Да, ребята, семья – это родной дом, где всегда уютно и тепло, где тебя всегда ждут мама и папа, бабушка и дедушка.
Проводится пальчиковая игра «На поляне дом стоит».
Проводится пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка…».
В.: А кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама)
-Что она делает дома? (мама стирает белье, убирает квартиру, готовит обед)
-А что в семье делает папа? (папа покупает продукты, ремонтирует машину, помогает маме в уборке).
-А чем в семье заняты бабушка и дедушка? (бабушка готовит обед, помогает маме по хозяйству, занимается огородом; дедушка помогает папе в ремонте машины, а бабушке помогает поливать огород).
-А какие обязанности по дому есть у вас? ( я помогаю маме мыть посуду, складывать белье, убираю на место игрушки, помогаю бабушке поливать огород).
Далее дети читают стихи.
Три хозяйки
Что за сестры! Прямо чудо!
Эта вымыла посуду,
Та посуду вытирает,
Ставит все на полки,
Ну а третья подбирает
На полу осколки.
Стирка
Я один у мамы сын,
Нет у мамы дочки.
Как же маме не помочь
Постирать платочки?
Мыло пенится в корыте –
Я стираю, посмотрите!
В.: А Кузя еще вам принес картинку!
Воспитатель выставляет картинку «Семья».
В.: Посмотрите, ребята, на картинку и скажите, кто здесь нарисован?
(На картинке нарисована семья).
-Сколько человек в этой семье? Давайте посчитаем.
- Перечислите членов семьи.
-Назовите самых старших членов семьи, самых младших.
- Как вы думаете, какой праздник сегодня празднуют в семье? (День рождения).
-Почему вы думаете, что день рождения? (торт со свечами, подарки, шары)
-А чей день рождения?( Дочери)
-Почему день рождения девочки?(подарили куклу)
- Давайте придумаем имена для девочки и мальчика (дети придумывают)-
-А кем доводится мальчик Федя девочке Кате? (братом)
-А она ему? (сестрой)
-А кем является Катя для папы и мамы? (дочкой)
-А для дедушки и бабушки? (внучкой)
- Скажите, пожалуйста, что делает семья на картинке? (слушают, как поет Катя).
-А как вы думаете, что они будут делать потом? (будут пить чай с тортом, праздновать день рождения Кати).
-Молодцы, ребята, вы все хорошо рассказали по картинке. Хорошо, когда в семье все дружно и весело справляются с домашней работой, и остается время послушать музыку, посмотреть вместе телевизор, почитать книжку, и поиграть. Вот и мы с вами сейчас отправимся кататься на карусели в парк вместе с родителями.
Далее проводится игра «Карусели»
Педагог выполняет роль мамы , а наиболее смелого и активного мальчика приглашает на роль папы. Мама и папа приглашают детей покататься на карусели. Они собирают их в одну цепочку: подходят к каждому ребенку и говорят: «Сашенька, сынок, будешь кататься с нами? Тогда прицепляйся!»
Саша дает руку педагогу и уже втроем они идут к следующему ребенку. Так собираются в общую цепочку все дети и становятся в круг. Воспитатель говорит: «Сейчас мы с вами будем кататься на карусели, держитесь друг за дружку крепко, чтобы карусель не поломалась».
Далее движения по тексту: ( предварительно нужно выучить текст в соответствии с движениями)
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом. бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз-два, раз-два (пауза)
Вот и кончилась игра!
Игра закачивается тем, что дети хлопают друг друга по ладоням и разбегаются. Затем собираются в круг и выбирается новый «папа», и игра продолжается.
В.: Спасибо, ребята, вы сегодня очень хорошо рассказали про семью, нашему гостю Кузе очень понравилось, наше занятие окончено.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в средней группе «Моя семья»
Цель : Формировать у детей понятие «семья», «члены семьи»; учить рассказывать и отвечать на вопросы воспитателя о маме, папе, дедушке, бабушке, сестре, брате. Способствовать развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.
Предварительная работа: беседа о семье в нерегламентированное время,
рисование дома для всей семьи, лепка посуды для всей семьи, рассматривание иллюстраций и фотографий членов семьи, различных сюжетов из жизни семьи, разучивание стихотворений о маме, папе, бабушке, дедушке, сестре, брате.
Ход занятия:
Воспитатель выставляет картину «Курица, петух и цыплята».
В.: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости? (курочка, петух и цыплятки)
В.: Вышла курочка- хохлатка,
С нею желтые цыплятки,
Квохчет курица: ко-ко,
Не ходите далеко!
-Ребята, а как вы думаете, кто курица для цыплят?( мама)
-А кто петушок для цыплят?( папа)
-А как вы думаете, у них дружная семья?
-Как вы догадались? (они все вместе, мама заботиться о цыплятах, папа защищает их от кошки, никто не ссорится, не клюется)
-Ребята, курочка с цыплятами оставили нам конверт, интересно, что там? (письмо).
Воспитатель вынимает из конверта силуэт дома, ставит на фланелеграф.
В.: Какой красивый домик! Но в этом домике еще никто не живет, и мы с вами будем его заселять.
- Сейчас Оля нам расскажет стихотворение и вы сразу догадаетесь, кто первый поселится в этом доме. (ребенок рассказывает стихотворение о маме и ставит рядом с домиком изображение мамы ).
В.: Ну, что, догадались? Вы хотите, чтобы первой в этом доме жила мама? А кто хочет рассказать о своей маме?
Ведется диалог по вопросам воспитателя:
- как зовут маму?
-как мама ласково называет тебя? А как ты маму?
- что мама делает, чтобы в доме было чисто и уютно( убирает, стирает, готовит обед, моет посуду)
- а какая у тебя мама по характеру?( добрая, ласковая, красивая, заботливая)
-ты любишь свою маму?
В.: Ребята, маме в домике скучно одной жить, кого же мы поселим к ней? (папу)
Выходит ребенок, читает стихотворение про папу и ставит изображение папы на фланелеграф.
В.:Ребята, а кто хочет рассказать про папу?
Ведется диалог по вопросам воспитателя:
-Как зовут твоего папу?
-Как папа называет тебя ласково? А как ты его?
- Что папа умеет делать и как он помогает маме?
- Какой папа по характеру?(сильный, умный, добрый, заботливый).
В.: Ребята, а кто для вас мама и папа? (они – родители)
-Но у ваших родителей тоже есть родители – ваши бабушки и дедушки, давайте их тоже поселим в домик.
Выходят дети, рассказывают стихи о бабушке и дедушке и ставят на фланелеграф их изображения .
В.:Но взрослым без детей скучно жить в доме и мы поселим к ним сына и дочку, они будут братом и сестрой.
Выходят дети, рассказывают стихи о брате и сестре и ставят их изображение на фланелеграф.
В.: Вот какая дружная и большая семья собралась в нашем доме, все вместе живут, заботятся друг о друге, помогают друг другу во всех делах.
Ребенок читает стихотворение:
Мама с папой мне – родня.
Нет роднее родни у меня,
И сестренка – родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки куплю.
В.: А еще у меня в конверте есть семейные фотографии (достает картинки с сюжетами из жизни семьи) и наши дети могут рассказать об этих фотографиях.
Дети по очереди рассказывают, что изображено на картинках:
- на моей фотографии вся семья готовит обед: мама варит суп, папа чистит рыбу, бабушка и внучка накрывают на стол .
- на моей фотографии вся семья убирает комнату: мама моет окно, папа с сыном вешают картину на стену, дочка вытирает пыль с мебели.
- на моей фотографии семья отдыхает вечером: дедушка с внуком читают сказки, внучка с бабушкой смотрят телевизор, папа читает газету, мама накрывает стол к вечернему чаю.
-Молодцы, ребята, очень интересно вы рассказали о семье. А теперь давайте поиграем.(проводится пальчиковая игра «Семья»)
В.: Я знаю, что вы все любите помогать своим родным, вот сейчас мы поиграем в игру «Кому что нужно для работы»
Воспитатель выкладывает разные предметы быта: спицы, моток шерсти, очки (для бабушки), молоток, клещи, пила (для папы), кастрюля, сковорода, ложка(для мамы), клей, ножницы, бумага и небольшая старая книжка(для дедушки)
Цель игры : каждый из 4-х детей собирает набор предметов: для вязания – для бабушки, для приготовления еды – для мамы, для ремонта стула – для папы, для ремонта книги – для дедушки.
В.: Спасибо, ребята, очень хорошо вы справились с заданием. Наше занятие окончено.
Стихи к занятию:
Бабушка
У мамы – работа,
У папы – работа,
У них для меня остается суббота.
А бабушка дома всегда.
Она не ругает меня никогда!
Усадит, накормит:
-Да ты не спеши,
Ну, что там стряслось у тебя,
Расскажи?
Я говорю, а бабушка
Не перебивает,
По крупинкам гречку
Сидит перебирает…
Нам хорошо
Вот так, вдвоем.
Без бабушки –
Какой же дом?
Сестренка
Мы с сестренкою вдвоем
Всю квартиру уберем
Испечем пирог румяный
Будем ждать прихода мамы.
Только мама на порог
А у нас готов пирог!
Мамочка
Мамочка – мамуля,
Как тебя люблю я!
Как я рад, когда вдвоем
Мы с тобой гулять идем.
Или что-то мастерим,
Или просто говорим,
И как жаль тебя опять
На работу отпускать.
Дедушка
У меня есть дед родной
Он такой мастеровой!
Коль ремонт – в один момент
Он отыщет инструмент.
Открывает сундучок
Рядом я - его внучок!
Мне, конечно, нужно знать
Как пилить и как строгать.
Возле дедушки верчусь
Делать все, как он, учусь!
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе
«Люблю тебя, мой край родной»
Цель:
Закрепить знания детей о родном городе, его истории. Обобщить знания детей о Кубани, о Краснодарском крае. Прививать детям интерес к истории родного края. Воспитывать любовь к своей малой родине, желание больше узнать о своих предках.
Предварительная работа:
Экскурсии по родному городу с целью ознакомления с достопримечательностями Кропоткина. Посещение музея города с целью ознакомления с жизнью казаков. Беседы в нерегламентированное время о городе, о Краснодарском крае, о казаках.
Рассматривание иллюстраций и фотографий с видами города. Рисование «Мой город», «Кропоткин –вечером», «Ты, Кубань, ты – наша Родина».Заучивание наизусть стихов кубанских поэтов: В.Бакалдина, И.Вараввы, В.Бардадым и др. Слушание гимна Кубани.
Ход занятия:
В группе оформление в кубанском стиле: рушники, плетень, кубанская посуда, макет хаты казака, куклы в народных костюмах. На стене – карта России, карта Краснодарского края, символика – герб и флаг России и Краснодарского края.
Звучит народная музыка. Воспитатель читает стихотворение:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Тополь толстый у ворот.
У реки – береза-скромница,
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой, соседской фабрики,
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
В.: Ребята, о чем говорится в стихотворении? Правильно, это стихотворение так и называется «Родина», а написала его Зоя Александрова.
-Подумайте, что такое для вас – Родина? (ответы детей)
В.: Родина для каждого человека – это, прежде всего, мама, родной дом, родная улица. Это тот город или деревня, где человек родился, увидел прекрасный мир, где у него много друзей.
Ребенок читает стихотворение:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С весенней запевки скворца,
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца…
В.: Наша Родина – это наша Россия, страна, где мы с вами живем. Она самая большая в мире.
- Кто покажет мне ее на карте? (дети показывают по очереди)
- Но Россия не всегда была такая большая, вы знаете, что раньше люди жили племенами, чем они занимались?
Дети по очереди выходят и ставят картинки с изображением различных ремесел и рассказывают:
- Племя, которое жило у реки, занималось рыболовством.
- Племя, которое жило в поле, пахало землю, сеяло пшеницу, рожь,.
- Племя, которое жило в лесу, охотилось на зверей.
- Многие племена занимались изготовлением орудий, посуды, одежды.
В.: Правильно, и все племена между собой обменивались своим товаром.
- Но для защиты от врагов решили все племена объединиться, и стали называться славяне. И свою родину решили назвать Русь, так постепенно и возникло государство русское – Россия.
Ребенок читает стихотворение:
(Н.Забила)
Как велика моя земля,
Как широки просторы,
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
И поезд по моей стране
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней –
И то едва домчится.
Живем мы в радостном краю,
И знать его должны мы –
Страну любимую свою,
Свой светлый край любимый!
В.: Посмотрите на карту России, здесь много городов, много республик, но среди них есть и наш родной Краснодарский край. Кто покажет его на большой карте?
( дети показывают по очереди).
- На большой карте не видно нашего города, но он есть на карте Краснодарского края. Кто покажет на карте Краснодарского края город Кропоткин? (дети показывают)
- Ребята, а какие города нашего края или страны вы еще знаете?
( дети называют)
- А какой главный город нашей страны? (Москва – столица нашей Родины)
-А главный город Краснодарского края? ( Краснодар - главный город нашего края)
Ребенок читает стихотворение:
Могучие песни летят в поднебесье,
Открытая высь голубая,
И нету красивее края в России,
Чем наша родная Кубань!
В.: Ребята, а почему наш край называют Кубанским, Кубань? (потому что у нас протекает главная река - Кубань).
- Да, главная река края - Кубань, в ней водится очень много рыбы.
В.: Но много веков назад еще не было ни города, ни края, а по указу царицы Екатерины селились по берегу реки Кубань казаки с Украины и строили здесь охранные посты для защиты границ Государства Русского. И построили они небольшой хутор, и назвали его Романовским. Хутор расширялся, строились дома, магазины, школы, больницы, и, наконец, железная дорога для перевозки грузов. Тогда и решили переименовать хутор Романовский в город Кропоткин. А кто расскажет, в честь кого назван наш город? ( В честь ученого, путешественника и географа Петра Алексеевича Кропоткина).
- Ребята, а какая улица главная в нашем городе и почему она так называется?
( улица Красная – главная улица Кропоткина и называется она так потому, что в старину все самое красивое называли «красным», вот и решили самую центральную и красивую улицу так назвать – Красная).
-А что сейчас находится на улице Красной? ( большие и красивые дома, парк отдыха с качелями и каруселями, большой и красивый фонтан, музей города, красивый железнодорожный вокзал, Дворец культуры, много магазинов)
- А что еще есть в нашем городе, какие заводы, предприятия, где работают ваши родители? (В Кропоткине есть молокозавод, где делают сметану, творог, кефир; есть хлебокомбинат, где пекут разные сорта хлеба, выпекают вкусные булочки; есть маслозавод, где из семян подсолнуха делают подсолнечное масло; есть заводы, где делают различную технику и приборы).
- Правильно, ребята, и пока родители работают, дети тоже не скучают. Скажите, что в городе интересного есть для детей? (Дети ходят в детские сады, в школы, занимаются в спортивной школе, в музыкальной; ходят на плавание в большой бассейн и играют в футбол на большом стадионе; посещают библиотеки, чтобы взять там интересные книги для чтения)
В.: Ребята, скажите, а где можно отдохнуть у нас в городе? ( В городе много красивых мест для отдыха: фонтаны, скверы и парки с красивыми клумбами с цветами, много кафе)
- Но чтобы в городе было всегда красиво, нужно соблюдать чистоту и порядок. Есть очень хорошие пословицы о чистоте, послушайте и запомните их:
-Чисто и красиво не там, где метут, а там, где не сорят.
-Улица-красавица чистотою славится!
Ребенок читает стихотворение:
Стать добрым волшебником, ну-ка, попробуй.
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
На улицах города ты не сори,
Как стало красиво вокруг, посмотри!
Зеленые улицы, парки и скверы,
Высокое небо, Кубани прибой,
Цветущие клумбы, улыбки веселья –
Все это мой город родной!
- А летом кропоткинцы часто выезжают на море отдыхать. Скажите, какие моря омывают Краснодарский край? (Черное море и Азовское море , дети показывают на карте).
В.: Ребята, вы очень хорошо знаете свой город, многое можете о нем рассказать гостям, которые к нам приезжают, и, наверное, любите встречать и принимать гостей. А как же им добраться до вашего дома? Подскажите- ка свой адрес (дети по очереди называют свой домашний адрес)
В.: И чтобы повеселить себя, мы с вами поиграем в старинные казачьи игры.
Проводится игра «Петушок»
Дети становятся в шеренгу, один ребенок выбирается считалкой и
стоит спиной к детям.
Дети хором говорят: Утром кто чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку,
И кричит…
(один ребенок из общей шеренги, на кого укажет воспитатель)
КУ-КА-РЕ-КУ!
Стоящий спиной должен узнать «петушка» по голосу.
Проводится игра «Звонок»
Дети становятся в круг, считалкой выбирают два человека. Одному завязывают глаза, дают в руки прутик, другой бегает с колокольчиком и звенит. Когда
«прутик» дотронется до «колокольчика», второй выбывает. Потом пара меняется.
В.: Спасибо, ребята, наше занятие окончено.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе
« Родословная – старинная русская традиция»
Цель. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.
Закреплять имеющиеся знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях.
Воспитывать уважительное отношение к старшим.
Иллюстративный материал: рисунки из серии «Славянская семья» - «Кузнец», «Славянская семья».
Предварительная работа: повторение терминов родства (бабушка, дедушка, мать, отец, племянник, сын, внук, дочь, муж, жена), ласковых, уважительных старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).
( в скобках даны примерные ответы детей)
Ход занятия:
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Ребята, мы с вами много говорили о семье, рассматривали иллюстрации, репродукции картин, выучили много стихов. Сегодня мы вновь поговорим о семье, но только теперь о людях, которые жили в старину. ( Показывает рисунок «Славянская семья»)
- Что изображено на рисунке? (ответы детей)
- Этот рисунок отображает современную жизнь или рассказывает нам о прошлом? (рассказывает о прошлом)
- Почему вы решили, что на рисунке изображено прошлое? (одежда людей необычная, старинная)
- Какую одежду носили в старину люди? (мужчины носили длинные рубахи с поясом, женщины надевали рубахи, сарафаны, сверху на голову повязывали платочки)
- Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке живут в современной квартире? (нет, они живут в избе)
- Как вы догадались, что они живут в старинной избе? (В избе стены деревянные, есть русская печь)
- Да, в каждой крестьянской избе была печь, она согревала избу, в ней готовили еду, на лежанках отдыхали.
- Какие старинные предметы вы видите на рисунке? (деревянные ложки, кубки, ухват с глиняным горшком, прялка)
- Прялка – удивительный предмет! Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу – шерстяные нитки. Кудель, клочок шерсти нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывали ее на веретено.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Итак, благодаря рисунку мы с вами можем представить, как жила раньше семья. Мы как бы попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете, люди изображенные на рисунке, чужие или родные друг другу ? (Родные) Как можно назвать их одним словом? (Семья).
-Мы знаем, что эта семья жила давно. Видим, что это большая семья.
-Пожалуйста, подумайте и скажите: кто кем кому приходится в этой семье?
- Посмотрите на рисунок и скажите, кто здесь самые старшие члены семьи? (Дедушка и бабушка)
- Рядом с ними сидит отец. Как вы думаете, кем он приходится дедушке и бабушке? (Он их сын).
- Кто стоит возле отца? (Его сыновья, внуки дедушки и бабушки).
- Как вы думаете, почему молодые люди стоят? (Они выражают уважение к старшим членам семьи).
- Да, в старину в семьях почитали, очень уважали старших, во всем их слушались, не смели им перечить, не перебивали, не капризничали. Родители учили своих детей и внуков всему, что умели сами, передавали свой жизненный опыт. Посмотрите, как внимательно слушают сыновья отца. Наверное, он рассказывает им что-то очень важное, интересное. Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением и уважением. Дети во всем помогали родителям. Посмотрите, художник показал, как дочь помогает своей матушке готовить еду. С детства воспитывали любовь к труду, трудолюбие.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- А чем в это время занята сама матушка? (Она прядет пряжу и присматривает за маленькой девочкой – своей племянницей)
- А кто такие племянники? (Это дети братьев и сестер)
- Как вы думаете, у этой девочки есть родители? (да, на этом рисунке в избу входит ее отец).
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Семьи в старину были большими и дружными, родственники всегда помогали друг другу. Пока брат отца со своей женой были заняты, ездили в город на ярмарку, за их дочерью присматривали его родные. Люди были очень гостеприимными, хлебосольными, гостей встречали хлебом и солью. Любили веселье, игры, пляски, хороводы. Такие были в старину обычаи.
(Проводится народная подвижная или хороводная игра)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Обычай- это то, что принято делать обычно, по привычке, каждый день.
Обычаи передавались от отцов, и дедов детям и внукам и со временем становились традицией.
- Давайте еще раз повторим, какие были обычаи в старину (Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращались друг к другу ласково, с уважением, помогали друг другу)
- Как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли маму, отца, других членов семьи? ( Матушка, батюшка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Какие хорошие, замечательные обычаи! Мы тоже постараемся им следовать, будем поддерживать традиции.
- В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Предки – это наши родственники, которые жили до нас, перед нами.
Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, о своих дедушках и бабушках, о своих предках, о своих родных, об истории своей семьи. Так создавалась родословная семьи, где знали имена, отчества и фамилии всех своих родных, знали, чем они занимались, где жили.
- Давайте и мы придумаем имена членам этой дружной семьи (Дети предлагают и обсуждают: дедушка – Петр Васильевич, бабушка – Тамара Ивановна, отца назовем Иваном Петровичем, а мать - Екатериной, дядю – Алексеем, сыновей – Михаилом, Данилой, и Ильей, дочь –Софьей, а маленькую племянницу – Аннушкой).
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Давным-давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто, а чтобы было понятно, о ком идет речь, люди использовали отчества и прозвища. Например Иван – сын Петра(Петров сын), внук кузнеца – Кузнецов внук. Так и появились фамилии.
Так, предком этой семьи был кузнец( выставляется рисунок), и фамилия у них произошла от кузнеца – Кузнецовы. Так появился род Кузнецовых.
- А родословная идет от дедушки и бабушки, потому что они самые старшие члены семьи.
Воспитатель раздает детям заранее приготовленные листочки с именами рода Кузнецовых и на доске дети с помощью воспитателя строят родословную семьи:
Воспитатель: - Посмотрите, имена выстроились тремя рядами. Каждый из этих рядов указывает на поколение: бабушек и дедушек, мамы и папы и поколение детей. У нас получилось ТРИ поколения Кузнецовых. Дома вы с родителями можете составить родословную своей семьи и узнать историю своей семьи: ее корни, ее обычаи и традиции.
А наше занятие окончено. Спасибо всем.
Предварительный просмотр:
ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ КРОПОТКИНУ
ЦЕЛЬ
Познакомить детей с особенностями расположения города на берегу Кубани, расширить знания детей о родном городе, о его улицах, достопримечательностях.
СОДЕРЖАНИЕ ЭКСКУРСИИ
- Поездка на автобусе по ул. Красной. Рассказ воспитателя об истории г. Кропоткина и первых поселениях хутора Романовского.
- Посещение привокзальной площади. Рассказ воспитателя об этой части города с показом фотографий прошлых лет.
- Посещение площади перед ДК железнодорожников. Рассказ воспитателя о праздновании Дня Семьи.
- Посещение сквера А.С. Пушкина и возложение цветов к памятнику. Дети читают стихи поэта, воспитатель рассказывает о поэте.
- Посещение парка 30-летия Победы. Возложение цветов к вечном огню.
ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ
- Знакома Вам эта площадь?
- Знакомы Вам эти здания? Знаете ли Вы, что здесь находится?
- Какой вокзал мы с Вами видели?
- Ходите ли Вы на праздник Дня Семьи с родителями?
- Кому установлен памятник в сквере? Какие сказки написал А.С. Пушкин?
- В память о ком установлен вечный огонь? Бываете ли вы с родителями в этом парке? Что вам здесь нравится?
- Понравилась ли Вам экскурсия? Хотели бы вы еще раз совершить автобусную экскурсию по городу?
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ГОРОДСКОГО
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«КАК ЖИЛИ ЛЮДИ НА РУСИ»
Зал убран в старинном стиле: макет деревянного дома, плетень, березка. На стене макет мельницы, солнца, стаи улетающих птиц.
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Воспитатель за руку заводит детей в зал
В: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина! Родина – значит родная, как мать и отец. Давайте подойдем к карте. Посмотрите, какая она – наша Родина.
Д: Большая, огромная, необъятная, красивая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. Россия самая большая страна в мире.
В: А всегда ли наша Родина была такая?
Д: Она была меньше. Здесь жило мало людей.
В: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?
Д: Это люди, которые жили много-много лет назад.
В: Правильно, наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Сегодня я хочу познакомить вас с тем, как зарождалась наша Русь, как развивались на Руси ремесла, письменность, быт.
Для этого я предлагаю вам отправиться в далекое прошлое, к нашим предкам. А для этого у нас есть машина времени. Садитесь в нашу машину времени.
(дети становятся в макет «машины времени» и под музыку «летят» в прошлое)
В: Вот мы и добрались в прошлое, к нашим предкам.
Селились славяне по берегам рек, озер, рядом с лесом. Они очень придирчиво относились к выбору места. Что было для них главным?
Д: Они выбирали ровное место на пригорке, чтобы вода не затопила жилище. Нужна была река, богатая рыбой; нужны были щедрые леса; земля, чтобы сеять хлеб.
(дети ставят отдельные фрагменты пазлов в виде карты)
В: Жили славяне племенами, несколько семей объединялись вместе. Назывались они по-разному. Те, кто жили на полях, как назывались?
Д: Поляне (ребенок ставит конусного человечка на соответствующий пазл).
В: Кто жил в лесу, среди деревьев?
Д: Древляне (ребенок ставит человечка с топором на соответствующий пазл).
В: Рыболовством занималось какое племя?
Д: Северяне, жили они на севере (ребенок ставит человечка с рыбой на соответствующий пазл).
В: А еще где могли жить люди?
Д: В горах.
В: Да, это племя называлось кривичи, они быстро бегали, метко стреляли и при стрельбе кривили, щурили один глаз.
(ребенок ставит человечка с луком на соответствующий пазл)
В: Было еще племя дреговичи, где жили эти люди?
Д: Дреговичи - это племя, которое жило на болотах.
(ребенок ставит человечка с лукошком, на соответствующий пазл)
В: Каждое племя огораживало, городило свое поселение валом, рвом. Называлось такое поселение городище.
Но тяжело было славянам жить разрознено, тяжело давать отпор врагам, и решили они объединиться.
(музыка, дети соединяют пазлы с человечками в единое «государство», становятся вокруг)
В: Так более 1000 лет назад образовалось русское государство – Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков – славян, это была Родина.
Давайте сложим нашу древнюю карту и пойдем в деревню к людям.
(дети подходят к домику)
Ребята, посмотрите, мы с вами стоим перед жилищем наших далеких предков.
(звучит музыка, открывается окошко, появляется Хозяюшка)
Х: В доме расписном я живу,
К себе в избу всех гостей приглашу.
Приходите, кто с добром,
Мы всегда вас в гости ждем.
Здравствуйте, гости дорогие.
Д: Здравствуй, хозяюшка. Мы прибыли из далекого будущего на вашу жизнь посмотреть, да себя показать.
Х: Ну, что ж, расскажу я вам о нашем житье-бытье. Посмотрите, рядом со входом лежит клубок. У ваших предков был такой обычай:
На новоселье хозяин дома «втягивал» за нить всех домочадцев. Давайте и мы последуем этому обычаю.(Хозяйка разматывает клубок, дети держаться за веревочку, хозяйка наматывает клубок , обходя дом, дети идут за ней). Ваши предки были очень гостеприимными людьми, и дверь в доме была открыта для гостей, а на столе всегда стояла какая-нибудь еда. Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, какое угощение было главным на столе: «Черная гора, а всем мила?».
Д: Хлеб!
Х: Вырастить хлеб – большой труд. Пшеницу сеяли вручную: сеятель надевал большое лукошко, насыпал туда зерно, шел по вспаханному полю и разбрасывал зерна в стороны.
В: Дети, а мы знаем пословицы о хлебе.
Д: 1. Хлеб – всему голова.
2. Хлебом обед начинается, хлебом и заканчивается.
3. Нет хлеба – нет обеда.
4. Хлеб – батюшка, водица – матушка.
5. Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
В: Что пожнешь, то и смолотишь!
Что смолотишь, то и смелешь!
Что смелешь, то и съешь!
Будет хлеб – будет и праздник!
Х: Ну-ка, девицы-красавицы, помогите урожай собрать
(Девочки в ярких сарафанах исполняют танец с хлебными колосьями)
Х: Ох, и, слава Богу!
Что жито пожали
И в копны поклали.
На гумне стогами,
А в клети закромами,
А в печи пирогами.
Пойду вам испеку каравай, а вы тут поиграйте.
(Хозяйка уходит в дом)
В: Славяне занимались не только хлебопашеством, они были охотниками и рыболовами. И мы с вами сейчас станем рыболовами.
(игра «Поймай рыбку»: дети делятся на два «племени» и соревнуются в ловле рыбы – собирают в ведро пластиковых рыбок)
Выходит хозяйка.
Х: Послушайте, ребята, я хочу вам рассказать какие у славян были игрушки.
Когда в семье появлялся малыш, мама делала куклу-берегиню и укладывала в колыбельку. Кукла - дрема оберегала его спокойный сон и здоровье. Посмотрите, из чего сделана берегиня?
Д: Из ткани.
Х: Правильно. Но из ткани делали не только берегинь, но и кукол для игры. Вспомните, из чего еще делали игрушки?
Д: Из дерева, соломы, глины.
Х: Правильно. В куклу могло превратиться простое полено, и даже деревянная ложка.
В: А в наше время ложки научились расписывать и даже на них играть. Покажем, как мы умеем на ложках играть?
(Музыкальный номер «Игра на ложках»)
В: Ребята, пока мы играли, я тут письмо древнее получила, давайте его посмотрим. Ой, да ведь это предметное письмо. Давайте, разложим все предметы и догадаемся, что же здесь сказано. Как вы думаете?( воспитатель раскладывает лодку, рыбку, удочку; дети предлагают ответы)
1. Я поплыл на лодке ловить рыбу.
2. Я поймал рыбу, приезжай на лодке.
В: Вы видите, что понять предметное письмо можно по-разному. Поэтому предметное письмо было неудобно в применении.
Х: Дети, а было еще узелковое письмо (показывает). Каждая ленточка указывала предмет, а узелки – количество предметов.
В.:Дети, народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.
Вспомните, как назывались наши предки – защитники земли русской?
Д: Богатыри.
В: А откуда вы знаете о богатырях?
Д: Мы слушали былины, смотрели мультфильмы.
В: Скажите, что помогает богатырям в борьбе с врагами земли русской?
Д: Сила. Храбрость. Смелость. Находчивость. Любовь к Родине.
В: Да, Родина спокойна, когда у неё есть такие защитники. Давайте вспомним слова, которые нам понравились о русских богатырях.
Ребенок читает стихотворение:
Ой, вы, гой еси, богатыри русские!
Ай, седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси, и во веки веков.
(Дети танцуют танец богатырей)
В: Нам пора покидать этот гостеприимный дом и возвращаться в детский сад.
Х: А в дорогу вам гостинец, примите гости дорогие ароматный каравай и игрушки-берегини.
(дарит соломенных куколок)
Ребенок читает стихотворение:
Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал.
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля,
Все напомнит нам о самом важном,
Только здесь родимая земля!
(Выходят все дети, поют песню «Уголок России»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Роль игры в нравственно-патриотическом воспитании»
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Роль игры в нравственно-патриотическом воспитании»...
Цикл мероприятий по нравственно -патриотическому воспитанию детей на занятиях по изобразительной деятельности
Цикл занятий по нравственно-патриотическому воспитанию на занятиях по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие патриоты большой страны»...
Проект «Квест в режиме одного дня детского сада из цикла мероприятий по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников: «Растим патриотов своей страны»
Актуальность данной темы.В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. О...
Цикл бесед по нравственно - патриотическому воспитанию
В соответствии со стандартом, одна из задач социально-коммуникативного развития воспитанников - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, п...
Цикл бесед по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы
Углубить и систематизировать знания детей о своей стране, народам, которые проживают в России, прививать любовь и гордость за свою страну....
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
Комментарии
Как жили люди на Руси
Как жили люди на Руси
Спасибо большое!
Присоединяюсь к мнению коллег
Коллеги! Спасибо всем за
занятия