Проект «Квест в режиме одного дня детского сада из цикла мероприятий по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников: «Растим патриотов своей страны»
проект (старшая группа)
Актуальность данной темы.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Чтобы проводить патриотическую работу с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. В своей работе я широко применяю самые разнообразные игры. В данном опыте работа с детьми систематизирована в квест. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации досуга ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Квест в режиме одного дня детского сада на тему «Отговорила роща золотая березовым веселым языком…»
из цикла мероприятий по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников: «Растим патриотов своей страны»
Автор проекта
воспитатель Дашкова Л.А.
Спасск 2018
«Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал»
К. М. Симонов
Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему даже уехав с родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в другом городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края. Мы точно знаем: это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Актуальность данной темы.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Чтобы проводить патриотическую работу с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. В своей работе я широко применяю самые разнообразные игры. В данном опыте работа с детьми систематизирована в квест. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации досуга ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.
Цель:
воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям через квест.
Таким образом, через квест реализуются следующие задачи:
- образовательные (познакомить ребёнка с прекрасным миром родной природы; закрепить имеющие знания);
- развивающие (повышать образовательную мотивацию, развивать творческие способности и индивидуальные положительные качества, формировать исследовательские навыки, самореализацию детей);
- воспитательные (формировать экологическую культуру у детей и их родителей, формировать навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи ).
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО.
Сроки реализации: одна неделя.
Основной раздел программы: познавательное развитие.
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, физическое развитие.
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: Переработка теоретических материалов
- Технологический блок: Разработка конспектов мероприятий с использованием развивающего обучения
- Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- Подбор литературы.
- Подбор произведений русского народного творчества.
- Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки).
- Подготовка разного вида материала.
- Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
- Игры.
- Выставки книг, рисунков, поделок.
- Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты).
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
№ | Этапы | Мероприятия | Краткое содержание | |
1 | Ввод в игру. 1 станция: спортивная | Сюрпризный момент: шарик с письмом от старика -Лесовика. Утренняя гимнастика | Зайдя в группу утром, дети обнаруживают письмо от старика – Лесовика. Приложение 1. Дети находят под кочкой картинку с изображением тарелочки. Педагог предлагает позавтракать и узнать следующее задание. | карточка с изображением «дети делают зарядку»; карточка с изображением «тарелка»; |
2 | 2 станция: привал | Завтрак | После приема пищи под тарелкой находят карточку с изображением конверта. В группе, с подсказкой воспитателя, находят конверт с заданиями. | конверт с заданиями; |
3 | 3 станция: познавательная | НОД | Приложение 2. Праздник осени для детей старшей и подготовительной группы «Злая тучка». | карточка с изображением карты с заданиями на прогулочной площадке; |
4 | 4 станция: прогулка | Игры | Игры: «Земля, воздух, вода», «Гусеница», «Опиши дерево, а я отгадаю» В дупле яблони находят карточку с изображением подушки. | карточка с изображением подушки; |
5 | 5 станция: тихий час | Сон | После сна дети под подушкой находят карточку с изображением книги. | карточка с изображением книги |
6 | 6 станция:
| Чтение художественной литературы | В конце рассказа из книги выпадает конверты с пазлами. | Конверт с пазлами |
7 | 7 станция: итог | Дети собирают пазлы, где изображены картинки природных материалов. Воспитатель заносит корзину, в которой шишки, осенние листья, палочки, хвоя, мох и тд. Каждый ребенок выбирают себе материал для изготовления поделки дома с родителями. В группу влетает шарик с письмом от Старика – Лесовика с благодарностью. | Поделки из природного материала совместно с родителями |
III. Презентационно - завершающий
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Необходимые условия реализации проекта:
- Интерес детей и родителей;
- Методические разработки;
- Интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
- Итоговым результатом учитывается активное участие детей в конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.
- Освоение доступных знаний о природе родного края.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к сверстникам, оказание посильной помощи.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об родном крае, его природе, начнут проявлять интерес к событиям, жизни своей малой Родины и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методы проекта:
- Наблюдение.
- Совместные игры.
- Познавательные игровые мероприятия.
- Беседы.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект был апробирован в рамках структурного подразделения дошкольного образования МБОУ “Спасская СОШ” детский сад «Малыш» в октябре 2018 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Игра квест помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Задания построенные на играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического, умственного развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).
Достигнутые результаты:
- рост познавательной активности детей повысился на 24 %,
- анализ результатов усвоения знаний по программе показал: среднее развитие у 73% детей, выше среднего у 20% детей,
- повышение активности родителей в делах группы.
В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию «Поклон тебе солдат России, за ратный подвиг на войне!», в который войдут беседы о русских богатырях, целевые прогулки, музыкально – спортивные мероприятия с детьми и многое другое.
Предложения по возможному распространению проекта:
Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.
Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.
Подведение итогов.
В заключении хочу сказать, что в ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаю, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны.
Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы по патриотическому воспитанию дошкольников «Растим патриотов России»
Тема: «900 дней веры, отваги и мужества»Цель: расширение представления детей о героическом подвиге жителей блокадногоЛенинграда в годы Великой Отечественной войны....
ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКЛЬНИКОВ "РАСТИМ ПАТРИОТОВ"
Структура программы Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает три возрастных периода развития детей: средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-6 лет,...
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Растим патриотов»
1. Целевой раздел. 1.1. Введение. 1.2. Пояснительная записка. 1.3. Цель и задачи реализации программы. 1.4. Принципы формирования программы....
Сообщение " Сотрудничество детского сада, семьи и школы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"
Сообщение на тему " Сотрудничество детского сада, семьи и школы по нравственно-патриотическому воспитанию...
Круглый стол для воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников « Растим патриотов»
Круглый стол...
ПРОГРАММА по нравственно-патриотическому воспитанию Программа «Растим патриотов России» разработана для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Чем младше ребенок, тем непосредственнее должно бытьего нравственное воспитание, тем больше должно его неучить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям иманерам, основывая все преимущественн...