Клубисследователей природы
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Наблюдения за дошкольниками позволяют утверждать, что факты безжалостного отношения к живому у детей 3-6 лет встречаются очень часто. В результате детских экспериментов насекомые, например бабочки, остаются без крыльев и усов.
Учитывая это, очень важно направить исследовательскую активность детей в правильное русло, обеспечивая тем самым эффективное формирование у них экологической культуры.
Клуб исследователей природы - форма экологического обучения дошкольников
Во многих ДОУ педагоги занимаются экологическим образованием детей, стараясь направить детскую жажду к исследованиям в нужное русло. Но очень часто само слово "занятие" вызывает у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у них резко снизилась мотивация к приобретению знаний из-за не достаточно умелой организации занятий взрослыми.
Данный факт подчеркивает актуальность включения в образовательный процесс ДОУ методик и технологий, обеспечивающих высокую исследовательскую активность дошкольников.
Разработана технология, которая используется в экологическом образовании дошкольников.
Данная технология включает в себя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. В числе последних — межгрупповые объединения (лаборатория юного метеоролога и экологический театр), а также детско-взрослые сообщества, например Клуб исследователей природы "Росинка"
Внедрение в образовательный процесс ДОУ модели, элементами которой являются детско-взрослые сообщества, позволит:
- полноценно осуществить экологическое обучение дошкольников;
- повысить уровень готовности педагогов к работе по экологическому образованию детей;
- установить взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
Основной целью Клуба является формирование экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).
Занятия Клуба проводятся раз в две недели в соответствии с планом, составленным активом Клуба (родители и педагоги). Занятия могут проходить как в здании ДОУ, так и на его территории или в музеях, парках, лесу.
Формы работы в Клубе самые разнообразные. Например, организуются выставка домашних питомцев, на которой дети не только рассказывают о своих любимцах, но и делятся собственным опытом воспитания и ухода за животными. Каждый участник выставки может получать грамоту, а питомец — угощение.
Интересной станет выставка "Дары природы". Ее цели:
- воспитание чувства уважения к труженикам садов, огородов, полей;
- поощрение стремления оказывать посильную помощь родителям в работе на приусадебном участке и активности в садово-огородных работах на территории ДОУ.
На выставке могут звучать интереснейшие рассказы детей об истории овощей - пришельцев (картофель, помидоры, баклажаны, перцы и т. д.). Родина названных и многих других овощных культур была отмечена на карте флажком. В подготовке докладов принимают участие родители.
В начале осени можно провести пресс-конференцию. Она поможет обобщить представление детей о лете.
Заранее формируются делегации Великих держав: Страны овощей, Королевства фруктов, Республики хлебных злаков, Лесного царства, Союза осенних цветов. Членами и руководителями конференции могут быть представители "ученого мира" — метеоролог, садовод, биолог и агроном. Остальные члены коллектива могут стать журналистами, представляющими различные печатные издания: журнал "Наука и жизнь", газету "Редиска", газету "Помидор" и т. д.
Состав делегаций объявляется за несколько дней до пресс-конференции. Журналисты готовят вопросы к отдельным участникам.
При подготовке к пресс-конференции родители оказывают помощь не только в содержательной части, но и в изготовлении необходимых декораций, атрибутов, бейджиков и т. д.
Возможно проведение конкурса юных природоведов, особенно интересен вариант соперничества команд детей и взрослых.
Мероприятие включает в себя несколько типов заданий:
- "Почему они так называются?". (Гимнастика для ума.) Например: почему "ежевика"? (Ответ: от слова "ежик" — ягода растет на колючем кустарнике.)
- Объяснение крылатых выражений.
Например: "играть в кошки-мышки" — хитрить, лукавить, стараться обмануть.
- "Книга рекордов Гиннеса" (домашнее задание) — привести примеры удивительных фактов.
Конкурс заканчивается обсуждением того, кто такие "природоведы", и разработкой правил поведения в природе, которые впоследствии станут заповедями членов Клуба исследователей природы.
Широко используемой организационной формой являются различные интеллектуальные игры — "Что? Где? Когда?", "Поле чудес", "Устами младенцев" и т. д. Примером может служить интеллектуальная игра "Морские знатоки». Ей предшествует цикл групповых занятий по теме "Рыбы" и серия следующих мероприятий, проводимых в рамках работы Клуба:
- наблюдения за рыбами;
- беседа "Рыбьи прогнозы";
- продуктивная деятельность — аппликация и рисование.
Оканчивается блок "Морские знатоки" экскурсией в музей-аквариум.
В подготовке игры активное участие принимают родители, которые помогали в изготовлении необходимого оборудования.
Проведение игры требует достаточно объемного (можно надувного) аквариума. Для его наполнения водой потребуется помощь пап. Дети с удовольствием принимают в этом посильное участие. Также родители помогают в выполнении домашнего задания, предложенного за неделю до проведения игры. Это позволяет использовать разные источники получения информации: книги, энциклопедии, компьютер и т. д., что непременно усилит познавательный интерес и детскую активность в изучении данной темы.
Игре можно придать соревновательный характер. С этой целью детей необходимо разделить на подгруппы. Количество фишек за правильный ответ определит победителя. Но в музей-аквариум, конечно же, поедут все ребята и желающие родители.
Таким образом, объединения педагогов, детей и их родителей в Клуб исследователей природы способствует эффективному формированию экологической культуры всех участников образовательного процесса, а главное, дает возможность развитию детской любознательности без ущерба для окружающей среды.
План работы Клуба исследователей природы "Росинка"
Мероприятие | Сроки исполнения |
Вступление в члены Клуба. Выборы актива Клуба. Составление плана работы | Сентябрь |
Выбор названия Клуба, девиз, песня. Создание эмблемы Клуба. | Сентябрь |
Заочное путешествие по книге Н.М. Верзилина "Путешествия с комнатными растениями" | Октябрь |
Организация мини-лабораторий в условиях детского сада и домашних мини-лабораторий. Проведение наблюдений за комнатными растениями | Октябрь |
Беседа «Какие растения "умеют" предсказывать погоду?» | Ноябрь |
Организация наблюдений за рыбами в условиях детского сада и дома | Ноябрь |
Беседа "Рыбьи прогнозы" | Декабрь |
Интеллектуальная игра "Морские знатоки" | Декабрь |
Экскурсия в музей-аквариум. Наблюдение за рыбами | Январь |
Беседа "Можно ли узнать у животных и птиц об изменениях погоды? Как? " | Январь |
Конкурс загадок о природных явлениях, временах года | Февраль |
Конкурс знатоков народных примет | Февраль |
Викторина "Все обо всем" (по энциклопедиям). Знатоки энциклопедий готовят вопросы | Март |
Встреча с Почемучкой. Ответы на интересующие вопросы | Март |
Экспедиция по микрорайону "Земля — наш общий дом" | Апрель |
Выставка книжек-малышек "Земля — наш общий дом" | Апрель |
Выставка "Шедевры природы" | Май |
Девиз Клуба исследователей природы
"Росинка"
Хотим, чтоб в мире было много света,
Хотим, чтоб в мире было много лета,
В котором - солнце, птичьи голоса,
И на траве - зеленая роса,
Хотим, чтоб в мире было меньше плача,
А больше смеха, радости, удачи.
Улыбок детских, как цветенье зыбких,
Цветов, сравнимых с детскою улыбкой,
Песня Клуба исследователей природы
"Росинка"
Нам этот мир завещано беречь!
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету,
Нам этот мир завещано беречь!
И землю удивительную эту.
Основные принципы работы Клуба исследователей природы "Росинка"
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета);
- принцип "спирали", когда дети возвращаются к изучаемой теме несколько раз: на традиционных занятиях, а затем на заседаниях Клуба (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются приемы и методы исследования);
- интеграция программных областей знаний, которая позволяет сформировать у ребенка целостное представление о мире;
- рациональное сочетание разных видов детской деятельности;
- сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.
Заповеди Клуба исследователей природы "Росинка"
- природовед любит родной край, бережет его, активно участвует во всех экологических мероприятиях;
- природовед - друг животных и всей природы;
- природовед - настоящий исследователь, постоянно наблюдает за природой, читает о природе;
- природовед - настоящий коллекционер книг о природе;
- природовед ведет большую разъяснительную работу по пропаганде экологических знаний;
- природовед - активный участник походов в лес;
- природовед хорошо трудится в природе;
- природовед собирает народные приметы, проверяет их, наблюдает изменения в погоде, ведет календарь;
- природовед любит свой край.
План работы Клуба исследователей природы "Росинка"
Мероприятие | Сроки исполнения |
Путешествие по книге Н.М. Верзилина "Путешествия с комнатными растениями" | Октябрь |
Организация мини-лабораторий в условиях детского сада и домашних мини-лабораторий. Проведение наблюдений за комнатными растениями | Октябрь |
Беседа «Какие растения "умеют" предсказывать погоду?» | Ноябрь |
Организация наблюдений за рыбами в условиях детского сада и дома. | Ноябрь |
Беседа "Рыбьи прогнозы" | Декабрь |
Интеллектуальная игра "Морские знатоки" | Декабрь |
Беседа "Можно ли узнать у животных и птиц об изменениях погоды? Как? " | Январь |
Конкурс загадок о природных явлениях, временах года | Февраль |
Конкурс знатоков народных примет | Февраль |
Викторина "Все обо всем" (по энциклопедиям). Знатоки энциклопедий готовят вопросы. | Март |
Встреча с Почемучкой. Ответы на интересующие вопросы | Март |
Экспедиция по микрорайону "Земля — наш общий дом" | Апрель |
Выставка книжек-малышек "Земля — наш общий дом" | Апрель |
Выставка "Шедевры природы" | Май |
Экологическая тропа как элемент развивающей среды.
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников. Поэтому в воспитании детей велико значение экологической тропинки. Сегодня дошкольники детских садов уверенно путешествуют по экологическим тропам – большим и малым, наблюдают за природой и с удовольствием исследуют её. Появившись впервые как тропа для взрослых и детей, этот элемент стал очень популярным в ДОУ, потому, что помогает реализовать очень важную педагогическую идею – воспитание ребёнка через общение с природой. Ведь во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание её беречь и сохранять!
Учебная экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность воспитанников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий. Воспитанники могут путешествовать по экологической тропинке ДОУ, а также ближайшего лесопарка. Можно ввести эколого – оздоровительные прогулки и разработать заранее план экологических экскурсий и прогулок.
Сообщение на тему:
«Экологическая тропа как элемент развивающей среды».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...
«Наблюдение - приметы ранней весны» Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной. Задачи: развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе, вызывать радостные чувства от встречи с природой.
Прогулка во 2 группе раннего возраста «Наблюдение - приметы ранней весны»Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной.За...