конспект занятия по экологическому воспитанию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ковалева Галина Петровна

Данный материал предусматривает следующие цели в развитии детей:



1. Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.

2. Рассказать детям о Красной книге, о лекарственных растениях которые занесены в Красную книгу.

3. Обобщить знания детей о лекарственных растениях.

4. Рассказать детям о многообразии лекарственных трав и их пользе.

5. Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе.

6. Воспитывать самостоятельность суждений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приключения Милы и Лунтика»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.



Цели:

1. Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.

2. Рассказать детям о Красной книге, о лекарственных растениях которые занесены в Красную книгу.

3. Обобщить знания детей о лекарственных растениях.

4. Рассказать детям о многообразии лекарственных трав и их пользе.

5. Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе.

6. Воспитывать самостоятельность суждений.

Оборудование: компакт-диск с записью музыки природы, кроссворд.

Ход занятия

I. Орг. момент.

II. Постановка проблемы. Поиск решения.

Тему нашего  занятия , ребята, вы узнаете, если правильно отгадаете кроссворд. Вот кроссворд – он пока пустой. В конверте – карточки с загадками. Я буду наугад доставать карточки с загадками, а вы – их отгадывать.

1. В белом сарафане встала на поляне,
Летели синицы, сели на косицы. (Береза)

2. В майский день в тени лесной
Он раскрыл цветочек свой,
Яркий и душистый, бело-серебристый. (Ландыш)

3. Я на дерево похож, да не дерево: у него один ствол, да большой, у меня много, да маленькие (куст, кустарник)

4. Росла на лугу, оказалась в стогу, (Трава)

5. Зеленую подружку на Новый год зимой
Срубили на опушке и привезли домой. (Ель)

6. Куст красивый за окном расцветает майским днем.
Что ни ветка – то букет, и душистей веток нет. (Сирень)

7. Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый… (Василек)

8. Что за дерево, скажите: весной одето белыми цветами, осенью – красными ягодами? (Рябина)

III. Сообщение темы и цели занятия.

Какое ключевое слово получилось? Сегодня  мы будем говорить не просто о растениях, а о лекарственных растениях.

IV. Обобщение знаний о лекарственных растениях.

Лето замечательная пора! В это время года многие стремятся за город. Ведь, скучно сидеть в душной комнате и еще того хуже смотреть телевизор.

Герои, какого мультфильма отправиться вместе с нами на прогулку. Назовите этих героев.

Лунтик и Мила тоже решили отправиться на прогулку. Куда же им пойти?

Мила: Предлагаю пойти в лес. Он так манит своей прохладой и таинственностью. Сколько там загадок…

Лунтик: А я вот так не думаю. Красота, прохлада – это верно только никаких загадок нет. Все давно известно: кусты, цветы, деревья.

Мила: Пошли-пошли. Я попробую показать необычный лес. Но только для наблюдательных и любознательных.

Лунтик: Смотри, Мила какой-то старичок сидит.

Мила: Да, это же старичок Лесовичок! Добрый день, дедушка!

Лесовичок: Добрый день! В гости к леснным жителям отправились? А правила вежливости не забыли?

Ребята, помогите Лунтику и Миле вспомнить правила поведения в лесу.

Лесовичок: Правила поведения в лесу знаете хорошо. Милости прошу к нам гости.

Лунтик: Ай-ай-ай! Тут что-то кусается.

Мила: Кусается? Знаю, знаю эту кусачку. Ребята, отгадайте что это?

Злая как волчица
Жжется как горчица
Что это за диво?
Это же …

Лунтик: Хочешь сказать, что эта жгучка может еще и нужная?

Мила: Сейчас узнаем, пусть крапива нам сама о себе расскажет.

(Дотрагивается до крапивы волшебной палочкой)

(Звучит музыка)

Крапива: Моё русское название происходит от древнерусского слова “коприна” – шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей. Огородники считают меня жгучим сорняком, но ведь от меня и польза людям большая, Все знают, что крапива – лекарственное растение.

Лунтик: Лекарственное растение? Где у тебя таблетки и порошки спрятаны

Крапива: Таблетки и порошки спрятаны в моих листьях и стеблях. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. Например, крапивный салат.

Мила: Спасибо тебе, крапива, за то, что ты и накормить можешь, и вылечить.

Ребята первой группы приготовили поговорки о крапиве.

А вы, объясните, как понимаете эти пословицы и поговорки.

1. Жгуча, крапива родится,
Да в щах пригодится.

2. Хоть и не огонь, а жжется.

3. Сама холодная, а людей жжет.

4. Если бы на крапиву не мороз,
С нею б и сладу не было.

5. Одна крапива заменяет семерых врачей.

Лунтик: Надо же сорняк и лекарственное растение одновременно. А много ли лекарственных растений вообще?

Учитель: Ребята второй группы ответят на твой вопрос.

Много, очень много. О том, что растения помогают лечить болезни, люди узнали очень давно, постепенно ученые изучали свойства разных растений и теперь используют многие для приготовления лекарств. Я слышал такое ученое мнение, что нет на Земле растения, которое не обладало лекарственными свойствами, вот только люди еще не сумели разгадать тайну многих растений.
Воспитатель: Как вы думаете подорожник – лекарственное растение?

Подорожник – лекарственное растение. В народе его называли “порезник, ранник”. Догадались, почему? (Ранозаживляющие свойства)

Даже существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.
Ребенок::

Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дроги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею, Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран.

Воспитатель:: А сейчас устроим привал. Искупаемся в реке

Физкультминутка

(Запись на компакт-диске)

Воспитатель: Пока отдыхаем на берегу реки, выполним задание в группах.

У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветки или соцветия? (липа, первоцвет весенний, тмин песчаный, календула, ромашка лекарственная, пижма, кукурузные рыльца)

У каких растений в качестве лекарственного сырья используют корни и корневища? (аир, валериана, девясил, женьшень, родиола розовая, лопух, солодка)

У каких растений в качестве лекарственного сырья используют плоды? (Боярышник, шиповник, рябина, черника, смородина, облепиха, калина, малина)

Почему в бане парятся березовым веником? (в листьях березы содержатся фитонциды – вещества, убивающие болезнетворные микробы)

Мила: Помнишь, Лунтик, когда я простудилась, ты делал, мне настойку из цветов и листьев мать-и-мачехи. Значит, это растение тоже лекарственное, и оно меня вылечило.

Лунтик: Ты права, Мила.

Учитель: Мать-и-мачеха – многолетнее травянистое растение, похоже на одуванчик, но меньшего размера.

Мила: Сейчас узнаем про мать-и-мачеху, нам сама она о себе расскажет. (Дотрагивается волшебной палочкой) (Звучит музыка)

Мать-и-мачеха: В начале апреля на проталинах там, где припекает солнце, появляются мои желтые цветочные корзиночки. Мои цветки могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Листья мои сверху блестящие, жестковатые, холодные снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Я очень хорошо помогаю от кашля.

Воспитатель: Спасибо тебе мать-и-мачеха. Ребята, а почему это растение получило такое название?

Мила: Ой, как хорошо пахнет. Смотри, Лунтик, тут какие цветы.

Лунтик: Это ароматные ландыши!

Мила: Почему не на каждом темно-зеленом листке ландыша есть стрелка с цветками? Отцвели уже что ли?

Лунтик: Сейчас узнаем (Волшебной палочкой дотрагивается)

Ландыш: Да, не на всех листьях у нас бывают цветы – белые колокольчики, это вы верно подметили. Ландыши живут до 12 лет. За свою длинную жизнь ландыша цветет всего 2-3 раза. Цветы мои превращаются в красные ягоды. Они ядовиты. Но препараты изготовленные из ландыша, Улучшают работу сердца.

Мила: Вот чудеса и лекарство, и яд. Прямо как в сказке о живой и мертвой в оде.

А теперь, ребята, проверим, как вы знаете лекарственные растения.

Игра-викторина

1. Сок этого растения используют вместо йода для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, споласкивают голову. (Чистотел).

2. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые “головки”, а с “головок” слетают легкие пушинки… (Одуванчик).

3. Знаменито это растение своими колючками и цепкими плодами. Пройдет мимо человек, пробежит зверь – уцепится плод и путешествует. А где упадет – может вырасти.

4. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни).

Учитель: Мне кажется, что ты ландыш, загрустил, листочки твои поникли, колокольчики опустили головы. Что случилось?

Ландыш: Люди не всегда берегут растения и животных. Было время, когда и мы ландыши, чуть не исчезли с лица Земли.

Я хочу рассказать вам о Красной книге. Ученые со всего мира организовали международный союз охраны природы .Они заметили, что примерно с конца прошлого столетия участились случаи исчезновения с лица Земли некоторых видов животных и растений.

Лунтик: Что же делать?

Учитель: На твой вопрос ответят дети 4 группы.

1-й ученик.

Существует целое экологическое движение. Дети тоже могут помочь, участвуя в обществах по охране природы.

По всему миру создаются ботанические сады, заповедники и национальные парки Международный союз охраны природы выпускает Красную книгу.

Красная книга – это сигнал: обратите внимание!

2-й ученик.

В ней печатают собранные учеными факты, показывающие состояние численности того или иного вида. В книге указываются редкие, исчезающие растения, животные (птицы, рыбы, насекомые, звери).


Мила: Значит, в Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите.

Воспитатель: Верно, включают в такую книгу не навечно, а с надеждой, что вследствие принятых охранных мер растения перестанут нуждаться в защите. Спасенное животное или растение переводят, в Зеленую книгу спасенных. Но, к сожалению, не всегда так бывает

Лунтик: Мы будем стараться беречь и охранять все живое везде и всюду.

Ребенок:

Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как – мы, такая же – живая!

Итог занятия.

Давайте подведем итог нашего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе на тему: «Экологические сказки»

Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе на тему: «Экологические сказки»...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе тема занятия: «Яркое лето» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Задачи: - воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим летом. - закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Воспитывать любовь к при...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: "Мы спасаем лес" (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО

Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к природе.4. Развивать речь, творческую, поз...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: Кто живёт на ферме? (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

   Программное содержание: формировать представления о домашних животных (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: кормит, лечит). Развивать умственную о...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: Овощи и что мы о них знаем? (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Цель: Формировать у детей умение называть овощи и различать их по внешнему виду и вкусу.Учить детей употреблять в речи существительные с обобщающим значением «овощи», прилагательные «...

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Экологическая тропа в здании детского сада"

Представлен материал по проведению экологической тропы в здании детского сада....