Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Методичекские рекомендации по развитию мелкой моторки, примерные возрастные нормы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Приведены основные игры с учетом возрастных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Каждый возраст имеет свои нормы развития мелкой моторики, то есть, ребенок способен делать определенный спектр действий. По мере созревания и развития нервной системы малыш обретает все новые и новые возможности развития. За формированием этих навыков нужно следить, так как каждое последующее достижение может произойти лишь после успешного освоения определенных навыков своего возраста. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.
Игры с мелкими предметами
- Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой. С использованием пинцета. Ребёнку даётся пинцет, и он с его помощью перекладывает из какой-то одной ёмкости в другую и сортирует маленькие игрушки или ту же крупу. Кроме этого, очень эффективно, если малыш будет перекладывать пинцетом небольшие игрушки или крупу в какую-то фигурную ёмкость, к примеру, в формочку для льда или выпечки пирожных.
Сортировка мелких предметов по размеру, форме и цвету.
- Нитки. Здесь имеется в виду обычное наматывание и разматывание ниток на различные предметы. Можно, к примеру, заранее выбрать фигурки каких-либо животных, а ребёнок будет обматывать их нитками, придавая окраску. Эти же фигурки можно использовать для игр.
- Скрепки. Чтобы играть в эту игру, потребуются обычные разноцветные скрепки и несколько листов цветной бумаги. Задание заключается в том, чтобы собрать в небольшую пачку листочки одного цвета, а после скрепить их такой же скрепкой.
- Болты и гайки. Не требуется ничего не обычного – только крупные болты и гайки. А смысл игры ещё проще – накрутить гайки на болты.
- Прищепки. Берутся прищепки и цепляются на верёвку, картон или любую другую основу. Задание может быть также усложнено: на основу и прищепки наклеиваются какие-нибудь опознавательные знаки, например, цветные карточки или буквы, а ребёнок цепляет прищепки к соответствующим основам.
Такие игры служат прекрасной тренировкой мышц кистей и пальцев.
Ребёнку с 3 лет просто необходимо предлагать все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:
мозаика;
пазлы;
конструктор.
Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве.
Игры – шнуровки
С 2 х лет - продеваем иглу со шнурочком через отверстия.
К 3-4 годам - «Пришить» один предмет к другому
К 5 годам - Задания на повторение рисунка
К 6 годам узоры шнуровки можно усложнять используя разноцветные шнурки.
Такие игры для рук и пальчиков развивают не только мелкую моторику, но и логическое мышление, научат аккуратности и усидчивости.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей 3-6 лет могут опираться на:
цветные палочки;
скороговорки;
стихи;
пальчиковый алфавит;
пальчиковый театр.
В первое время для трёхлетних малышей будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но в 5 лет, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, он должен делать их уже самостоятельно.
Массаж кистей и пальцев с использованием «колючих» мячиков и др. Для того, чтобы ребенку было интересно можно проводить массаж вместе со стихами, песенками.
Игры с элементами массажа очень хорошо способствуют развитию в пальчиках и кистях мелкой моторики.
Лепка
Здесь трудно формулировать какие-то конкретные задания. Просто давайте дошкольнику пластилин в руки: пусть его пальчики творят из него то, что придумает его неуёмное воображение. Главное — чтобы лепка присутствовала в ежедневных занятиях малыша с 3 лет.
Рисование
Несмотря на то, что рисование точно так же, как и лепка, требует полёта фантазии, она нацелена на более конкретное развитие мелкой моторики. Поэтому здесь есть выполнение определённых заданий:
рисование по трафаретам;
штриховка;
рисование по фигурным линейкам;
работа с занимательными прописями специально для дошкольников.
Аппликация – развивает моторику рук, усиливает тактильные ощущения, развивает мышление, готовит к более быстрому овладению навыка письма.
просто приклеивать кусочки бумаги к основе,
приклеивать в обозначенное место
работа с ножницами.
В действительности, данный список игр на развитие мелкой моторики не является исчерпывающим. С этой целью вы можете найти какие-то другие игры или же придумать свои. Помните, что для развития моторики подходит всё, что угодно: вода, песок, шнурки, проволока, бумага и т.д. и т.п.
Примерные нормы развития мелкой моторики в дошкольном возрасте
От 2 - 3 лет. В движениях задействованы не только кисти, но и предплечья, локти. К трем годам карандаш занимает правильное положение в руке и из-под него выходят первые шедевры в виде прямых линий, кругов, овалов, квадратиков. В это время карапуза необходимо познакомить с ножницами. В норме, когда он в три года умеет разрезать лист бумаги пополам.
От 3 - 4 лет. В работе используется вторая рука. Так, если ребенок рисует правой рукой, то левой уже придерживает лист, на котором рисует. Он способен раскрасить фигуры, слегка выходя за контур. Вполне может вырезать нарисованную крупную фигуру из бумаги. Ближе к четырем годам у него получаются красивые мелкие детали в рисунках.
От 4 - 5 лет. Пальчиковая моторика почти идеальна. Малыш, играясь и применяя навыки рисования, пользуется не полностью всей рукой, а только кистью. Раскрашивание рисунков становится четче и линии уже не выходят за контур. При помощи ножниц он способен вырезать довольно сложные фигурки.
От 5 - 6 лет. Движения руками скоординированы. Ручка или карандаш уже уверенно "лежат" в доминантной руке. Малыш умеет писать ровные палочки в определенном поле. Хорошо пользуется ножницами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».
Материал о том, как можно эффективнее развивать мелкую моторику у современных дошкольников с задержкой психического развития....
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования (методические рекомендации)
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших п...
Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников
Роль рук не случайно в истории развития человечества подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проход...
Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Роль ру...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПЕРВОКЛАССНИКОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПЕРВОКЛАССИНКОВ....
«Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Мелкую моторику рук развивают: -Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок; - Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; - Народные игры с ладош...
Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности. деятельности. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно ...