Коррекционно-развивающая работа по формированию положительных качеств личности детей через ознакомление с профессиями
статья по окружающему миру (средняя группа) по теме
Представлено содержание и результативность проводимой коррекционной работы по ознакомлению детей с профессиями взрослых работающих в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Iz_opyta_Professii_detskogo_sada.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Коррекционно – развивающая работа по формированию положительных качеств личности детей через ознакомление с профессиями.
Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна.
Приоритетной мы считаем задачу организации воспитательно – образовательного процесса, в котором решающая роль принадлежит двум важнейшим социальным институтам – семье и дошкольному учреждению.
В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное воздействие детского сада.
Проблеме нравственно – патриотического воспитания посвящены многие статьи и литературные источники. Однако зачастую в них раскрываются лишь отдельные стороны нравственно – патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и практически отсутствуют наработки по проблеме нравственно – патриотического воспитания дошкольников с отклонениями в развитии, в том числе детей с ЗПР.
Опыт работы в МДОУ «Детский сад № 36 «Звездочка» компенсирующего вида» показывает наличие больших сложностей при решении задач нравственно – патриотического воспитания, в то время как основной процент родителей детей нашего сада являются социально неблагополучным, что обостряет исследуемую нами проблему.
В направлении нравственно – патриотического воспитания детей в группе ll года обучения, мы решаем целый комплекс задач:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу.
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
- Воспитание уважения к труду.
- Развивать интерес к миру взрослых.
- Формирование талирантности, чувство уважения к трудовому процессу взрослых.
Принимая во внимание сложность усвоения программного материала ввиду специфики развития детей с отклонением в развитии первым этапом в направлении нравственно – патриотического воспитания явилась работа по формированию представлений о труде взрослых, работающих в детском саду.
Данная работа реализовывалась во всех видах деятельности: на занятиях, играх, в труде, в свободной деятельности.
Мы разработали целую серию конспектов различных занятий, игр, развлечений, мероприятий с родителями, которые были реализованы нами в практической деятельностью.
Ведущий вид деятельности для ребенка – это игра. В дошкольный период она является основным фактором развития психических и познавательных процессов ребенка. На занятиях и в свободной деятельности мы формируем знания, развиваем интерес к профессиям детского сада через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на выбор будущей профессии.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно – ролевые игры. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления. Такие занятия имеют особое значение для детей ЗПР и с отклонением в развитии, так как многие из них характеризуют эмоционально – личностную незрелость. Учитывая высокую результативность использования сюжетно – ролевых игр, нами было спланировано проведение сюжетно – ролевых игр по данной теме, которые используются в работе: «Семья», «Школа», «Детский сад», «Больница» и др.
Специфика коррекционно-развивающей работы по развитию игровой деятельности заключается в том, что воздействовать следует одновременно по всем направлениям, развивая игру как ведущую деятельность, и одновременно преодолевая задержку психического развития, развивая эмоционально-волевую, познавательную и коммуникативную сферу ребенка.
Основной формой работы по ознакомлению детей с профессиями взрослых стало превращение обычных занятий с дошкольниками в интересные экскурсии по детскому саду: в медицинский кабинет, кабинет заведующей, на кухню, в прачечную, в музыкальный зал и т.д. Целенаправленные, наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений, формируют умение общаться с взрослыми, поддержать беседу.
На занятиях по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструированию: дети создавали художественные работы на тему «Наш любимый детский сад», «Наша уютная группа», где они старались изобразить детский сад и людей, которые работают в этом детском саду.
На занятиях по конструированию малыши учились создавать поделки: «Детский сад», «Наша группа», выполняют их из бумаги, деталей конструктора, мягких моделей и подручного материала, осваивая при этом техническое моделирование.
У детей с ЗПР и с отклонением в развитии недостаточно сформировано слуховое восприятие, поэтому мы используем наглядный метод обучения: рассматривание картин, фотографий. Эта работа требует создания учебно – наглядных пособий. Для этого подобрали иллюстрации и картины, по теме; созданы макеты: детский сад, группа; совместно с родителями оформлен альбом «Профессии детского сада» и атрибуты, которые дают возможность превратить обычные занятия с дошкольниками в интересную игру. Так же на занятиях использовались технические средства обучения: магнитофон.
Итогом работы явилось проведение комплексного занятия « Детский сад для зверят», одной из задач которого явилось расширение у детей представлений о мире взрослых, побуждать интерес к их профессиональной деятельности и воспитывание уважение к труду взрослых. Дети показали свои знания при отгадывании загадок о профессиях людей работающие в детском саду; воспитанное нами уважение к труду проявилось в желании сделать детьми приятное для работников детского сада (продуктивная деятельность: изготовление подарка). Таким образом, запланированные задачи были реализованы.
Работа в направлении нравственно – патриотического воспитания детей с отклонениями в развитии необходимо продолжать. Нами планируется закрепление сформированных представлении и отношения в течение учебного года. Так же мы планируем расширять данные представления посредствам ознакомления детей с профессиями людей нашего города.
В.В. Малова (2010 г.)
В пособии представлены планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей для разных возрастных групп детского сада, а также конспекты занятий по данному направлению работы ДОУ. Книга предназначена для педагогов ДОУ. ...
Л.В. Куцакова (2007 г.)
В пособии представлены планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей для разных возрастных групп детского сада, а также конспекты занятий по данному направлению работы ДОУ. Книга предназначена для педагогов ДОУ. ...
- Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста Л.Л. Мосалаева (2009г.)
- Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации В.И. Петрова, Т.Д. Стульник (2008 г.)
- Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова (2008 г.)
- Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики Г.Н. Жукова (2008 г.)
(2010)
Пособие имеет практическую направленность и удобен в использовании, содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по темам "Мой дом - моя семья", "Русская народная культура", "Столица нашей Родины - Москва!", "Земля - наш общий дом", "Защитники Отечества"…
Краткая аннотация
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет дети проявляют активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с поварами, медсестрой дети обращают внимание на их спецодежду, рассуждают, повару – чтобы не пачкать одежду, медсестры «Люди в белых халатах» - традиционный образ медицинских работников. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Некоторых девочек очень увлекла работа воспитателя, они подумали и решили стать воспитателями, когда вырастут большими. Для усиления эмоционального воздействия на детей использовала детскую художественную литературу, энциклопедии. Подвела к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, учить и воспитывать, вкусно готовить и наводить чистоту в помещении. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.
Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Но проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы по формированию нравственных качеств личности дошкольника средствами художественной литературы
Информация для педагогов и родителей...
«Формирование нравственных качеств у детей через речевое развитие»
Проект по теме самообразования «Формирование нравственных качеств у детей через речевое развитие»...
Формирование нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста, как части личностного компонента универсальных учебных действий
Личностные УУД, опыт работы по формированию нравственных качеств личности....
Инновационные методы работы в формировании нравственных качеств у детей через русскую народную сказку в рамках образовательного проекта.
С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем , что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Мы заметили, что не все дет...
Презентация на тему: «Формирование нравственных качеств у детей через речевое развитие» из опыта работы
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования нравственных качеств у детей подготовительной к школе группы через речевое развитие....
Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"
Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...