Коррекционно-развивающая работа по формированию положительных качеств личности детей через ознакомление с профессиями
статья по окружающему миру (средняя группа) по теме

Плотникова Людмила Валерьевна

Представлено содержание и результативность проводимой коррекционной работы по ознакомлению детей с профессиями взрослых работающих в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Iz_opyta_Professii_detskogo_sada.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Коррекционно – развивающая работа по формированию положительных качеств личности детей через ознакомление с профессиями.

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна.

Приоритетной мы считаем задачу организации воспитательно – образовательного процесса, в котором решающая роль принадлежит двум важнейшим социальным институтам – семье и дошкольному учреждению.

В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное воздействие детского сада.

 Проблеме нравственно – патриотического воспитания посвящены  многие статьи и литературные источники. Однако зачастую в них раскрываются лишь отдельные стороны нравственно – патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и практически отсутствуют наработки по  проблеме нравственно – патриотического воспитания  дошкольников с отклонениями в развитии, в том числе детей с ЗПР.

Опыт работы в МДОУ «Детский сад № 36 «Звездочка» компенсирующего вида» показывает наличие больших  сложностей при решении задач нравственно – патриотического воспитания, в то время как основной процент родителей детей нашего сада являются социально неблагополучным, что обостряет исследуемую  нами проблему.

  В направлении нравственно – патриотического воспитания детей в группе ll года обучения, мы решаем целый комплекс задач:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу.
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
  • Воспитание уважения к труду.
  • Развивать интерес к миру взрослых.
  • Формирование талирантности, чувство уважения к трудовому процессу взрослых.

Принимая во внимание сложность усвоения программного  материала ввиду специфики развития детей с отклонением в развитии первым этапом в направлении нравственно – патриотического воспитания явилась работа по формированию представлений о труде взрослых, работающих в детском саду.

Данная работа реализовывалась во всех видах деятельности: на занятиях, играх, в труде, в свободной деятельности.

  Мы разработали целую серию конспектов различных занятий, игр, развлечений, мероприятий с родителями, которые были реализованы нами в практической деятельностью.

  Ведущий вид деятельности для ребенка  – это игра. В дошкольный период она является основным фактором развития психических и познавательных процессов ребенка. На занятиях и в свободной деятельности мы формируем знания, развиваем интерес к профессиям детского сада через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на выбор будущей профессии.

  Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно – ролевые игры. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления. Такие занятия имеют особое значение для детей ЗПР и  с отклонением в развитии, так как многие из них характеризуют эмоционально – личностную незрелость. Учитывая высокую результативность использования сюжетно – ролевых игр, нами было спланировано проведение сюжетно – ролевых игр по данной теме, которые используются в работе: «Семья», «Школа», «Детский сад», «Больница» и др.

Специфика коррекционно-развивающей работы по развитию игровой деятельности заключается в том, что воздействовать следует одновременно по всем направлениям, развивая игру как ведущую деятельность, и одновременно преодолевая задержку психического развития, развивая эмоционально-волевую, познавательную и коммуникативную сферу ребенка.

  Основной формой работы по ознакомлению детей с профессиями взрослых стало превращение обычных занятий с дошкольниками в интересные экскурсии по детскому саду: в медицинский кабинет, кабинет заведующей, на кухню, в прачечную, в музыкальный зал и т.д. Целенаправленные, наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений, формируют  умение общаться с взрослыми, поддержать беседу.

  На занятиях по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструированию: дети создавали художественные работы на тему «Наш любимый детский сад», «Наша уютная группа»,   где они старались изобразить детский сад и людей, которые работают в этом детском саду.

  На занятиях по конструированию малыши учились создавать поделки: «Детский сад», «Наша группа», выполняют их из бумаги, деталей конструктора, мягких моделей и подручного материала, осваивая при этом техническое моделирование.

  У детей с ЗПР и с отклонением в развитии недостаточно сформировано слуховое восприятие, поэтому мы используем наглядный метод обучения: рассматривание картин, фотографий. Эта работа требует создания учебно – наглядных пособий. Для этого подобрали иллюстрации и картины, по теме; созданы макеты: детский сад, группа; совместно с родителями оформлен альбом «Профессии детского сада» и атрибуты, которые дают возможность превратить обычные занятия с дошкольниками в интересную игру. Так же на занятиях использовались технические средства обучения: магнитофон.

  Итогом работы явилось проведение комплексного занятия « Детский сад для зверят», одной из задач которого явилось расширение у детей представлений о мире взрослых, побуждать интерес к их профессиональной деятельности и воспитывание уважение к труду взрослых. Дети показали  свои знания при отгадывании загадок о профессиях людей работающие в детском саду; воспитанное нами уважение к труду проявилось в желании сделать  детьми приятное для работников детского сада (продуктивная деятельность: изготовление подарка). Таким образом, запланированные задачи были реализованы.

  Работа в направлении нравственно – патриотического воспитания детей с  отклонениями в развитии необходимо продолжать. Нами планируется закрепление сформированных представлении и отношения в течение учебного года. Так же мы планируем расширять данные представления посредствам ознакомления детей с профессиями людей нашего города.

  1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста 

В.В. Малова (2010 г.)
В пособии представлены планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей для разных возрастных групп детского сада, а также конспекты занятий по данному направлению работы ДОУ. Книга предназначена для педагогов ДОУ.
...

  1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста 

Л.В. Куцакова (2007 г.)
В пособии представлены планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей для разных возрастных групп детского сада, а также конспекты занятий по данному направлению работы ДОУ. Книга предназначена для педагогов ДОУ.
...

  1. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста  Л.Л. Мосалаева (2009г.)

  1. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации  В.И. Петрова, Т.Д. Стульник (2008 г.)

  1. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа  Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова (2008 г.)

  1. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики   Г.Н. Жукова (2008 г.)

  1. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду 

(2010)


 Пособие имеет практическую направленность и удобен в использовании, содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по темам "Мой дом - моя семья", "Русская народная культура", "Столица нашей Родины - Москва!", "Земля - наш общий дом", "Защитники Отечества"…

Краткая аннотация
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет  дети проявляют активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с поварами, медсестрой дети обращают внимание на их спецодежду, рассуждают, повару – чтобы не пачкать одежду, медсестры
«Люди в белых халатах» - традиционный образ медицинских работников.  Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Некоторых девочек очень увлекла работа воспитателя, они подумали и решили стать воспитателями, когда вырастут большими. Для усиления эмоционального воздействия на детей использовала детскую художественную литературу, энциклопедии. Подвела к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, учить и воспитывать, вкусно готовить и наводить чистоту в помещении. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.
         Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Но проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование нравственных качеств у детей через речевое развитие»

Проект по теме самообразования «Формирование нравственных качеств у детей через речевое развитие»...

Инновационные методы работы в формировании нравственных качеств у детей через русскую народную сказку в рамках образовательного проекта.

С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем , что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Мы  заметили, что не все дет...

Презентация на тему: «Формирование нравственных качеств у детей через речевое развитие» из опыта работы

ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования нравственных качеств у детей подготовительной к школе группы через речевое развитие....

Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"

Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...