Гармоничное развитие личности ребёнка в системе духовно – нравственного воспитания.
статья по окружающему миру (младшая группа) по теме
Дошкольный возраст – яркая, непревзойдённо благодатная пора, когда под влиянием окружающего мира ребёнок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способностью понимать и принимать нравственные основы жизни. Успех становления зависит от того, насколько компетентно и органично с самых ранних лет маленькому человеку будут привиты идеалы нравственности и духовности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Smolyakova_S.A._dsno13.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Гармоничное развитие личности ребёнка в системе духовно – нравственного воспитания.
Выполнила: воспитатель муниципального дошкольного
образовательного учреждения детский сад
комбинированного вида №13
г. Алексеевки Белгородской области
Смолякова Светлана Анатольевна
Дошкольный возраст – яркая, непревзойдённо благодатная пора, когда под влиянием окружающего мира ребёнок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способностью понимать и принимать нравственные основы жизни. Успех становления зависит от того, насколько компетентно и органично с самых ранних лет маленькому человеку будут привиты идеалы нравственности и духовности.
В педагогике духовно – нравственное воспитание всегда занимало достойное место. Детям прививались нравственные нормы поведения, основанные на православных добродетелях, вере, чистоте помыслов и дел. И совершенно не случайно в настоящее время возрождению духовности, формированию у подрастающего поколения лучших качеств личности придаётся ведущее значение. Родившийся ребёнок – как чистый лист бумаги: что на нём напишешь, то и останется в памяти. И здесь перед нами, современными педагогами, предстаёт задача: воспитать ребёнка духовно богатым, честным, совестливым, милосердным, сострадательным, верящим в добро, готового всегда придти на помощь нуждающимся.
Так что же такое духовное воспитание ребёнка? Почему – то всегда это ассоциируется только с православием, но это не просто приобщение ребёнка к православной церкви. Издавна, церковь и воспитание ребёнка было взаимосвязано. Но, как мы все знаем в дальнейшем это связь была надолго разорвана. И на современном этапе развития общества мы опять возвращаемся к этой взаимосвязи.
Мир для новой жизни выступает как среда, в которой развиваются специфические человеческие чувства. Ребёнок учится понимать такие понятия, как «добро», «зло», «хорошо», «плохо» и т.д. И от того как организован процесс усвоения этих понятий зависит каким личностным развитием будет обладать уже взрослый человек, какой личностью он станет.
Детский сад №13 на протяжении последнего времени использует в своей работе для духовно – нравственного воспитания программу Л.П. Гладких, В.М. Меньшикова, А.А. Корзинкина «Мир – прекрасное творение».
Программа является дополнительным средством к основной программе при развитии нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Так что же такое духовно – нравственное воспитание? Авторы программы объясняют данное понятие следующим образом: духовно – нравственное воспитание – это процесс целенаправленного развития духовной сферы человека, организованного воздействия на духовно – нравственную сферу личности ребёнка с целью её оптимального развития.
Для детей дошкольного возраста в процессе духовно – нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье: отец, мать, сестры, братья и т.д.; прививаются навыки доброжелательного отношения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далёком окружении (дом, улица, село или город и т.д.)
Целью данной программы является целостное духовно – нравственное и социальное развитие личности ребёнка – дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовного, психического и телесного здоровья.
Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.
Реализация обучающих задач обеспечивает развитие сознания, механизмов целостного познания окружающего мира, освоение представлений и категорий, формирование умений и навыков деятельности.
Обучающие задачи связаны с механизмом целостного познания мира и направлены на развитие нравственного сознания. Это и развитие социокультурной сферы личности ребёнка при освоении социальных навыков; развитие эмоционально – волевой сферы ребёнка;
Реализация воспитательных задач обеспечивает формирование личности ребёнка, его нравственных чувств и качеств, обеспечивающих нравственные отношения и поведения.
Воспитательные задачи обеспечивают развитие у ребёнка чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре, бережного отношения к природе.
Развивающие задачи связаны с формирование внутреннего мира и направлены на развитие нравственной позиции.
Результатом обучения и развития ребёнка является обученность, а воспитания – воспитанность.
Обученность ребёнка – это уровень овладения знаниями, умениями и навыками, степень их освоенности и применяемости.
Воспитанность – уровень личностного развития, лежащего в основах отношения к миру, к своему месту в нём, к людям.
Важнейшая категория духовно – нравственного воспитания – это его содержание. Под содержанием духовно – нравственного воспитания понимается совокупность ценностей, представлений, понятий, идеалов, нравственных эталонов, действий и поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса. Освоение содержания происходит с помощью различных технологий : форм, методов и средств работы. Это может быть и специально организованная деятельность, наблюдения, игры, продуктивная деятельность, занятия в кружках и т.д. (показ работ)
Именно от правильного выбора содержания, форм и методов духовно – нравственного воспитания в конечном итоге зависит успех всего воспитания.
Результатом духовно – нравственного воспитания должно стать целостное формирование духовно – нравственной личности ребёнка.
Таким образом, всё это даёт нам возможность представить и описать в целом процесс духовно – нравственного воспитания и благодаря этому осуществлять его.
Resource id #434
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гармоничное развитие личности ребёнка в системе духовно – нравственного воспитания.
Дошкольный возраст – яркая, непревзойдённо благодатная пора, когда под влиянием окружающего мира ребёнок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способнос...
Опыт работы на тему:"Взаимосвязь экологического образования и физического воспитания в системе работы над гармоничным развитием личности ребёнка старшего дошкольного возраста"
Особенность опыта характеризуется во взаимосвязи двух направлений, двух образовательных областей: познавательного и физического развития детей старшего дошкольного возраста, а также в использовании со...
Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»
Доклад о работе с семьёй по возрождению семейных традиций в духовно - нравственном воспитании....
"Гармоничное развитие личности - в системе духовно-нравственного воспитания"
Духовно-нравственное воспитание учит радоваться тому, что ребёнок смог оказать помощь другому, доставил кому-то радость. Для правильного выбора содержания форм и методов духовно-нравственного воспитан...
Поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личн...
Воспитание и развитие личности дошкольника на основе духовно - нравственных ценностей и культурных традиций в МДОУ "Березка " р.п. Новые Бурасы
Воспитание и развитие личности дошкольника на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций ...
Опыт работы по теме "Синтез и синтезирование – процессы гармоничного развития личности ребёнка через музыкальную деятельность"
Описание опыта работы музыкального развития детей с разбором приёмов, методов, подходов к материалу и его разработке....