Конспект открытого занятия «Времена года» по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Мнемотаблицы для дошкольников — это схемы из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее). Суть мнемотаблиц: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка-символ, и весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 7 «Березка г. Новоузенска Саратовской области»

Конспект открытого занятия

«Времена года»

по развитию речи с использованием мнемотехники

в старшей группе

Воспитатель: Е.В. Бакулина

2025 г.

Конспект открытого занятия «Времена года»

по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе

Цель: развивать связную речь, умение последовательно передавать содержание рассказа с опорой на мнемотаблицу, картины.

Задачи:

  • развитие умения работать с мнемотаблицами;
  • закреплять навык строить полные и чёткие предложения при ответе на вопрос;
  • развивать познавательный интерес и речь;
  • развивать внимание, память, наглядно-образное мышление;
  • развивать способности к волевым усилиям, самостоятельность;
  • воспитывать умение слушать, вызвать эмоциональный отклик детей;

Демонстрационный материал:  карта со схематическим изображением маршрута времен года, мнемосхемы, мнемодорожки, мнемотаблицы, тексты с картинками вместо слов, презентация со слайдами.

Предварительная работа: беседа о временах года, месяцах, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме.

Этапы НОД

Ход занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

1

2

3

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам

И всем, кто живёт на этой планете,

«Доброе утро!» скажем мы вместе

«Доброе утро!» — всем воспитателям

«Доброе утро!» — с нами останется.

 

Ребята, посмотрите. Здесь какая-то карта. На ней отмечено место. Наверное, это клад? Как вы считаете, что это за карта?

Может, мы с вами по этой карте попробуем найти сокровища?

Хорошо. Тогда сначала отгадайте загадку:

Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену, величаво
Идёт красавица одна.
О ней вы знаете немало,
Зовут красавицу …

Молодцы! Весной происходят чудеса. Кто может сказать какие?

Правильно. Как будто в сказке все было заколдовано, спало и, вдруг, пробудилось ото сна.

Ой, смотрите, бабочка прилетела. Она что-то говорит. Ну-ка, тише! Ребята, бабочка спрашивает: знаете ли вы песенки природы? Как поет комарик, жук, ветер и вода?

Хорошо. Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите

- песенку комарика (З)

- песенку жука (Ж)

- песенку ветра (Ш)

- песенку воды (С)

Отлично! Посмотрите, пожалуйста, на эти квадратики. В них, с помощью картинок, написаны скороговорки со звуками С-З, Ж-Ш. Кто хочет попробовать запомнить и рассказать эти скороговорки?

Итак, молодцы! Мы с вами прошли весну. И после весны, какое время года наступает?

Правильно. И наша карта показывает, что мы дошли до лета.

Вот какое задание нам приготовлено здесь. Нам нужно прочитать текст. Я буду читать слова, а вы называть картинку, где это нужно. Кто хочет попробовать?

Замечательно! Мы с вами преодолели лето. Давайте немного передохнем.

Времена года (физминутка)

Все четыре времени года

Ребята знать должны!

Все они между собою

Очень-очень дружны

Зимой год начинается, все снегом покрывается.

Весною продолжается, листочки появляются.

Летом солнце греет,

А листья зеленеют.

Осенью листва желтеет, ветерок сорвет ее

И по полям развеет.

 А после осени опять зима год будет продолжать.

 Хорошо. Присаживаемся на места. И карта нам показывает следующее время года. Какое?

Какое же нам приготовлено задание от осени? Итак, нужно составить рассказ об осени, опираясь на схему. Давайте сейчас я попробую, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

Хорошо, ребята! Мы с вами справились с заданием осени и

приблизились к самому волшебному времени года…

Скажите, а вы любите зиму? Почему?

Да, зима - очень веселое время года. Предлагаю вам выучить про него стихотворение. А помогут нам в этом вот такие картинки.

Кто желает рассказать наизусть?

Молодцы, ребята! Вот так мы с вами прошли все времена года и вернулись, откуда начинали. К какому времени года мы вернулись?

Правильно! И за наши старания и выполнение заданий нам положен приз, клад, который мы с вами искали.

Весна: Молодцы, ребята! Вы сегодня преодолели много заданий, следуя карте времен года. За это я вручаю вам награду – раскраски времен года и сладкий приз.

Дети становятся в круг

дети поднимают руки вверх

улыбаются друг другу

разводят руками

берутся за руки

Садятся.

- Карта времен года

- Да.

- Весна

Называют признаки весны.

Отвечают

Несколько детей, по очереди, по схемам рассказывают скороговорки.

- Лето.

Выходят несколько детей (по количеству текстов)

(Показать 4 пальца правой руки)

(Ладони обхватывают друг друга).

(Присесть, развести руки в стороны).

(Изобразить руками листья).

(Руки вытянуть вверх)

(Слегка покачивать ладонями)

(Руки опустить вниз, качать из стороны в сторону)

(Ходьба на месте)

- Осень.

Сначала воспитатель показывает, как составить рассказ по мнемотаблице.

Затем выходит ребенок, повторяет.

- Зиме.

Ответы

Дети по мнемотаблице, совместно с воспитателем, заучивают стихотворение.

Выходят желающие.

- К весне.

Дети получают поощрение, благодарят Весну.

Слайд 1

«Приветствие»

Вносят письмо. В нем карта (схема) времен года.

Слайд 2

«Карта времен года»

Слайд 3

«Весна»

Слайд 4

«Бабочка»

Воспитатель называет слова на звук «З», дети хлопают в ладоши. Аналогично звуки «Ж», «Ш», «С».

Слайд 5

«Мнемодорожки»

Слайд 6

«Карта времен года»

Слайд 7

«Текст с картинками вместо слов»

Слайд 8

«Физминутка

»

Слайд 9

«Карта времен года»

Слайд 10

«Мнемотаблица - осень»

Слайд 11

«Карта времен года»

Слайд 12

«Мнемотаблица - стихотворение»

Слайд 13

«Карта времен года»

Под музыку входит Весна, в руках корзинка

Слайд 14

«Спасибо за работу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа

Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Эхо старины» в соответствии с ФГОС

Система работы по развитию связанной грамматически правильной диалогической и монологической речи детей в соответствии с ФГОС....

Конспект открытого интегрированного занятия (по математике, развитию речи и грамоте) в старшей логопедической группе Тема: «В поисках сюрприза»

Конспектоткрытого интегрированного занятия(по математике, развитию речи и грамоте)в старшей логопедической группе  Тема: «В поисках сюрприза»...

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе на тему: «Путешествие в Королевство Здоровья».

«Путешествие в Королевство Здоровья».Цель: Совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику.Задачи:1.Учить детей заботиться о своем здоровье.2.Расширение активного словаря. Развитие внимания,...

Конспект открытого просмотра образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии мнемотехники во II младшей группе «Путешествие в волшебный лес»

Закреплять знания и представления детей об осени. Продолжать знакомить детей с характерными признаками поздней осени...

Конспект открытой непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехнологии.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативная, художественно – эстетическая, познавательная.Цель: р...

Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности по развитию речи "Зимушка -Зима"в старшей группе

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Зимушка-Зима" Задачи: Обучающие: Закреплять представления детей о признаках зимы и зимних явлениях; продолжать формировать умение детей отвеча...