Конспект открытого занятия «Времена года» по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Мнемотаблицы для дошкольников — это схемы из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее). Суть мнемотаблиц: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка-символ, и весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 7 «Березка г. Новоузенска Саратовской области»
Конспект открытого занятия
«Времена года»
по развитию речи с использованием мнемотехники
в старшей группе
Воспитатель: Е.В. Бакулина
2025 г.
Конспект открытого занятия «Времена года»
по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе
Цель: развивать связную речь, умение последовательно передавать содержание рассказа с опорой на мнемотаблицу, картины.
Задачи:
- развитие умения работать с мнемотаблицами;
- закреплять навык строить полные и чёткие предложения при ответе на вопрос;
- развивать познавательный интерес и речь;
- развивать внимание, память, наглядно-образное мышление;
- развивать способности к волевым усилиям, самостоятельность;
- воспитывать умение слушать, вызвать эмоциональный отклик детей;
Демонстрационный материал: карта со схематическим изображением маршрута времен года, мнемосхемы, мнемодорожки, мнемотаблицы, тексты с картинками вместо слов, презентация со слайдами.
Предварительная работа: беседа о временах года, месяцах, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме.
№ | Этапы НОД | Ход занятия | ||
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Методы и приемы | ||
1 2 3 | Вводная часть Основная часть Заключительная часть | Давайте порадуемся солнцу и птицам, А также порадуемся улыбчивым лицам И всем, кто живёт на этой планете, «Доброе утро!» скажем мы вместе «Доброе утро!» — всем воспитателям «Доброе утро!» — с нами останется.
Ребята, посмотрите. Здесь какая-то карта. На ней отмечено место. Наверное, это клад? Как вы считаете, что это за карта? Может, мы с вами по этой карте попробуем найти сокровища? Хорошо. Тогда сначала отгадайте загадку: Метель затихла, ветры смолкли, Молодцы! Весной происходят чудеса. Кто может сказать какие? Правильно. Как будто в сказке все было заколдовано, спало и, вдруг, пробудилось ото сна. Ой, смотрите, бабочка прилетела. Она что-то говорит. Ну-ка, тише! Ребята, бабочка спрашивает: знаете ли вы песенки природы? Как поет комарик, жук, ветер и вода? Хорошо. Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите - песенку комарика (З) - песенку жука (Ж) - песенку ветра (Ш) - песенку воды (С) Отлично! Посмотрите, пожалуйста, на эти квадратики. В них, с помощью картинок, написаны скороговорки со звуками С-З, Ж-Ш. Кто хочет попробовать запомнить и рассказать эти скороговорки? Итак, молодцы! Мы с вами прошли весну. И после весны, какое время года наступает? Правильно. И наша карта показывает, что мы дошли до лета. Вот какое задание нам приготовлено здесь. Нам нужно прочитать текст. Я буду читать слова, а вы называть картинку, где это нужно. Кто хочет попробовать? Замечательно! Мы с вами преодолели лето. Давайте немного передохнем. Времена года (физминутка) Все четыре времени года Ребята знать должны! Все они между собою Очень-очень дружны Зимой год начинается, все снегом покрывается. Весною продолжается, листочки появляются. Летом солнце греет, А листья зеленеют. Осенью листва желтеет, ветерок сорвет ее И по полям развеет. А после осени опять зима год будет продолжать. Хорошо. Присаживаемся на места. И карта нам показывает следующее время года. Какое? Какое же нам приготовлено задание от осени? Итак, нужно составить рассказ об осени, опираясь на схему. Давайте сейчас я попробую, а вы внимательно слушайте и запоминайте. Хорошо, ребята! Мы с вами справились с заданием осени и приблизились к самому волшебному времени года… Скажите, а вы любите зиму? Почему? Да, зима - очень веселое время года. Предлагаю вам выучить про него стихотворение. А помогут нам в этом вот такие картинки. Кто желает рассказать наизусть? Молодцы, ребята! Вот так мы с вами прошли все времена года и вернулись, откуда начинали. К какому времени года мы вернулись? Правильно! И за наши старания и выполнение заданий нам положен приз, клад, который мы с вами искали. Весна: Молодцы, ребята! Вы сегодня преодолели много заданий, следуя карте времен года. За это я вручаю вам награду – раскраски времен года и сладкий приз. | Дети становятся в круг дети поднимают руки вверх улыбаются друг другу разводят руками берутся за руки Садятся. - Карта времен года - Да. - Весна Называют признаки весны. Отвечают Несколько детей, по очереди, по схемам рассказывают скороговорки. - Лето. Выходят несколько детей (по количеству текстов) (Показать 4 пальца правой руки) (Ладони обхватывают друг друга). (Присесть, развести руки в стороны). (Изобразить руками листья). (Руки вытянуть вверх) (Слегка покачивать ладонями) (Руки опустить вниз, качать из стороны в сторону) (Ходьба на месте) - Осень. Сначала воспитатель показывает, как составить рассказ по мнемотаблице. Затем выходит ребенок, повторяет. - Зиме. Ответы Дети по мнемотаблице, совместно с воспитателем, заучивают стихотворение. Выходят желающие. - К весне. Дети получают поощрение, благодарят Весну. | Слайд 1 «Приветствие» Вносят письмо. В нем карта (схема) времен года. Слайд 2 «Карта времен года» Слайд 3 «Весна» Слайд 4 «Бабочка» Воспитатель называет слова на звук «З», дети хлопают в ладоши. Аналогично звуки «Ж», «Ш», «С». Слайд 5 «Мнемодорожки» Слайд 6 «Карта времен года» Слайд 7 «Текст с картинками вместо слов» Слайд 8 «Физминутка » Слайд 9 «Карта времен года» Слайд 10 «Мнемотаблица - осень» Слайд 11 «Карта времен года» Слайд 12 «Мнемотаблица - стихотворение» Слайд 13 «Карта времен года» Под музыку входит Весна, в руках корзинка Слайд 14 «Спасибо за работу» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Эхо старины» в соответствии с ФГОС
Система работы по развитию связанной грамматически правильной диалогической и монологической речи детей в соответствии с ФГОС....
Конспект открытого интегрированного занятия (по математике, развитию речи и грамоте) в старшей логопедической группе Тема: «В поисках сюрприза»
Конспектоткрытого интегрированного занятия(по математике, развитию речи и грамоте)в старшей логопедической группе Тема: «В поисках сюрприза»...

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе на тему: «Путешествие в Королевство Здоровья».
«Путешествие в Королевство Здоровья».Цель: Совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику.Задачи:1.Учить детей заботиться о своем здоровье.2.Расширение активного словаря. Развитие внимания,...

Конспект открытого просмотра образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии мнемотехники во II младшей группе «Путешествие в волшебный лес»
Закреплять знания и представления детей об осени. Продолжать знакомить детей с характерными признаками поздней осени...

Конспект открытой непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехнологии.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативная, художественно – эстетическая, познавательная.Цель: р...

Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности по развитию речи "Зимушка -Зима"в старшей группе
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Зимушка-Зима" Задачи: Обучающие: Закреплять представления детей о признаках зимы и зимних явлениях; продолжать формировать умение детей отвеча...