Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Н] и буква Н»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дуброва Светлана Юрьевна

Цель: закрепить навыки звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза звуков Н, Нь и буквы Н в дидактических играх. 

Задачи:

  • Развивать навыки фонематических представлений со звуками [Н-Нь]; 
  • Закрепить правильное произношение звуков [Н-Нь] в слогах, словах, фразах; 
  • Закрепить понятия «согласный», «твёрдый», «мягкий»; 
  • Развивать навыки чтения прямых и обратных слогов;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_zvuk_n.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Н] и буква Н»

Цель: закрепить навыки звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза звуков Н, Нь и буквы Н в дидактических играх.

Задачи:

  • Развивать навыки фонематических представлений со звуками [Н-Нь];
  • Закрепить правильное произношение звуков [Н-Нь] в слогах, словах, фразах;
  • Закрепить понятия «согласный», «твёрдый», «мягкий»;
  • Развивать навыки чтения прямых и обратных слогов;
  • Ход занятия.

1. Артикуляционная гимнастика

- Наше занятие начнём со скороговорки. Послушайте и повторите её за мной. Какой звук чаще встречается в ней?

Нашей Нине нужны нитки 
Но их снова нет в корзинке. 
Их унес настырный кот 
Где же Нина их найдёт?

Ответы детей. Н

2. Фонетическая зарядка

В:-Как погоняют лошадь?

Д:-Но-но-о-о!

-Произнесите звук Н. Почувствуйте, как воздух проходит через нос. Попробуйте зажать нос и произнести звук еще раз. Не получается? Вот это и доказывает нам, что воздух проходит через нос. Как вы думаете, это гласный или согласный?

-Послушайте слова и скажите, с каких звуков они начинаются.

НОС, НОТЫ.

- А какой звук слышен вначале слов: НЯНЯ И НИТКИ?

Дидактическая игра «Твердый-мягкий»

Потопайте, если услышите твердый согласный звук [Н], похлопайте, если услышите мягкий звук [Нь].

(Сон, линь, сосна, снег, встань, Наташа, пень, нос, пень, лень, Ника)

- Звуки твердый и мягкий Н обозначатся на письме буквой Н.

Показ буквы.

В:- А теперь давайте познакомимся с буквой Н. Почему она синего цвета?

Д:-Она согласная.

В:-Из скольких палочек она состоит?

Д:-Из трех.

В:- Давайте напишем в воздухе, на столе и соберём из палочек. Молодцы.

-Кто из вас выйдет и напишет эту букву на доске?

3. Чтение слогов.

В:-Теперь давайте почитаем слоги. АН,НА,ОН,УН,НУ,ОНА,ОН,НО,ИН,НИ.

В:-Теперь будем читать слова. Дуги под ними будут нам помогать. Они показывают, как правильно соединять буквы при чтении.

ОН,ОНА,ОНИ,НОТА,НАТА,НИНА

В:-Молодцы!

Физминутка

Дети повторяют за воспитателем:

Вдоль забора по дорожке,

Проползла сороконожка.

Быстро пары ног мелькают,

По прямой они шагают!

На углу у поворота,

Вдруг случилось с ними что-то,

Перепутали, споткнулись,

Вправо, влево повернулись!

Ох, нелегкая работа

Совершенья поворота!

Дети выполняют движения

Игра. Доскажите словечко

Часовщик, прищурив глаз

Чинит часики для…. нас

А петух с колючим ежиком,

Режут сало острым …. ножиком.

Кто один имеет нос?

Отгадайте. носорог

В:- С какого звука начинаются слова: нас,ножиком,носорог?

Д:- Со звука Н

4. Подведение итогов

В:-Что нового вы узнали на занятии?

Д:-ответы детей

В:-Какие слова на букву Н вы запомнили?

Д:-ответы детей.

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Р. Буква Р" (подготовительная к школе группа)

Звуки р, рь. Буква Р.

Цель: выделение заданного согласного звука в начале,

в середине и в конце слов, из потока слов, из текста;

дифференциация звуков р-рь;

воспроизведение и чтение слов из 4-7 звуков;

чтение предложений из 3-х слов, анализ предложений.

Оборудование: домики для гласных и согласных звуков, буква Р большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки (у детей и педагога); куклы Незнайки, мальчика и девочки; картинки: скворец, ворона, сорока, воробей, коростель, свиристели, снегири, стрижи, Буратино, Петрушка, Чебурашка, крокодил Гена; картинка с изображением зимнего пейзажа и кормушки для птиц; магнитная доска с буквами.

Ход занятия.

1. Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобразите, как каркает ворона? (Кар-р-р). Как мурлычет кошечка? (Мур-р-р). Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. (Р-р-р). Изобразите, как рычит маленький тигренок. (Рь-рь-рь). Ребята, вы догадались, какие звуки мы с вами сегодня будем изучать? (Звуки р, рь).

2. Отгадайте мои загадки. В отгадках есть звуки, которые мы будем повторять.

Маленький мальчишка

В сером армячишке По дворам шныряет,

Крошки собирает. (Воробей).

На шесте дворец,Во дворце певец,

А зовут его… (скворец).

Какой звук вы услышали в слове воррробей? (Звук р). А в слове скворец? (Звук рь).

Характеристика звуков р, рь по артикуляционным и акустическим признакам. Произнесите звук р. Какой он? Радостный или грустный? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий. Назовите братца звука р. (Это мягкий звук рь).

3. Игра «Поймай звук».

Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук р, хлопните в ладошки, а если услышите звук рь – топните ногой: рак, руки, реки, репка, радуга, рот, рис, дорога, снегири, Марина, корова, забор, фонарь, букварь, топор. брошка, ура, рана, лампа, ранний, гора, липа, репа, рыжик, полено, лента, фартук, фара, повар, луна, стул

4. Игра «Что за птица?»

Открывается картинка с изображением зимнего пейзажа и кормушки для птиц. Рядом расположены предметные картинки с птицами.

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам в кормушку прилетели…

Вносится кукла Незнайка.

Незнайка хочет узнать, кто прилетел в кормушку. Сначала назовите птиц, в названии которых есть звук р. (Ворона, сорока, воробей, коростель). Разделите эти слова на слоги.

А какие птицы со звуком рь прилетели к кормушке? (Свиристели, снегири.) Разделите эти слова на слоги.

Кого мы увидели в кормушке? (Воробьев, ворон, сорок, свиристелей, снегирей). Какие это птицы? (Зимующие).

5. Проводится игра «Кто улетел» и с каким звуком.

Дети закрывают глаза, убирается 1 картинка, дети угадывают, кто улетел. (Например, улетел воробей. В слове воробей твердый звук р.)

6. Развитие функции языкового анализа и синтеза.

Задания от имени Незнайки:

* узнавание птиц по первому и последнему звуку;

* Выставляются 2 куклы – мальчик и девочка. Ребята Рома и Рита пришли покормить птиц. Выложите их имена кружочками.

* Мы сегодня говорили о зимующих птицах. А каких перелетных птиц вы знаете? Ответы детей. Выложите кружочками слово стрижи;

7. Физкультминутка «Вороны»

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар – кар – кар! (Громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар – кар – кар! (Громко)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар – кар – кар! (Тихо)

8. Показать предметные картинки: ры –ба, лу – на, ша – ры, ли –са, ра – ду – га, машина.

- Вы заметили, что слоги в словах звучат по – разному: одни громче и протяжнее, другие тише и короче.

Ры – ба – вы слышите, как мой голос усиливается в начале слова – это слышится ударение.

(показ сказочного замка и дверного замка)

- Это сказочный замок, а теперь выделите другой слог в слове «замок» получится «замок», который висит на двери замка.

- Видите, как важно правильно делать ударение в слове.

9 А теперь давайте определим место звука р в словах. Рука. Рак. Повар. Пар. Рыба. Рот.

10. давайте выполним схему звукового анализа имён Рома и Рита. 1 ребёнок у доски, остальные за партами. Второе слово самост-но. Взаимопроверка.

8. Выставляются картинки сказочных героев.

Ребята, эти сказочные герои расстроены, потому что Дракон забрал у них один звук. Давайте вернем его. Я буду называть их без этого звука, а вы попробуйте угадать, кто это.

Бу_атино, Пет_ушка, Чебу_ашка, к_окодил Гена.

9. «Знакомство с буквой Р».

Букву Р писать несложно.

Снова к палке осторожно

Подрисуем мы кружок,

И получится флажок.

Чтение слогов: ра, ро, ру, ры, ри, ар, ор, ур, Ир. Чтение слов: Рома, Рита, радуга, гагара, воробей, топор, комар. Чтение предложения: У Риты воробей. Выкладывание слов на магнитной доске. Написать букву и слова.

#1048;тог. Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"

Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе звук [Н] и буква «Н»

Цель: Познакомить с буквой Н и со звуками [н] и [нь].Задачи:1. Образовательные: определять твердость и мягкость буквы эн, выкладывать букву из счетных палочек; закрепить умение давать характеристику з...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Р, р\']. Буква Р»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе«Звуки [Р, р']. Буква Р» Цель: Создание  условий для формирования представлений знаний о звуках Р-Рь и букв...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Р, р\']. Буква Р»

Цель: Создание  условий для формирования представлений знаний о звуках Р-Рь и букве Р.Задачи:  1.Различать  на слух звуки Р-РЬ о твердости и мягкости.2.Характеристика звука Р3. Опр...