Программа логопедического кружка "Грамотей"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №86 «Сударушка» города Смоленска
Принята Утверждаю
на заседании педагогического совета Заведующий МБДОУ
протокол № «Детский сад №86 «Сударушка»
от «__»_______20__г. _________ Васильева О.А.
приказ № ___
от «__» ________ 20__г.
Программа дополнительного образования
Логопедического кружка
«Грамотей»
для детей 6-7лет
срок реализации 1 год
Составила учитель-логопед: Полякова А.Ю.
г. Смоленск 2023 г.
Содержание программы
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка…………………………………………….... 3
1.2. Цели и задачи……………………………………………………….... 4
1.3. Принципы построения………………………………………………. 5
1.4. Условия реализации………………………………………………… 5
1.5.Планируемые результаты……………………………………………. 6
2.Содержательный раздел
2.1.Перспективный тематический план занятий……………………….. 7
3.Организационный раздел
3.1. Мониторинг…………………………………………………………… 21
Список литературы……………………………………………………… 26
1.Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка:
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни - является задачей подготовительного периода в детском саду
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой в детских садах является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие требования школ, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Дополнительная программа кружковой работы по звуковой культуре речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «Грамотей» представляет собой систему комплексных занятий на основе современных методик.
Направленность образовательной программы: на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.
Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.
Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе подготовки к освоению грамотой. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают, то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями. Психологами доказано, что дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. Наблюдения показывают, что у детей появляется потребность самим не только рассматривать картинки, но и читать - это возраст познавательных интересов.
1.2 Цель программы: развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.
Задачи:
1) развитие слуховых функций, у детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им повторять (хлопками, отстукиванием) ритмический рисунок, сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом, развивается и речевое, и неречевое слуховое восприятие ребенка;
2) развитие фонематического восприятия;
3) развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма;
4) двигательное развитие: развитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к овладению письмом;
5) развитие артикуляционной моторики;
6) развитие устной речи с целью профилактики нарушений чтения и письма;
7)формирование осознанного отношения к языковой действительности. Необходимо учить дошкольников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении (отбирать картинки, в названии которых имеется заданное количество слогов и звуков, находить место звука по отношению к другим звукам, выкладывать на стол полоски по количеству слогов в слове и слов в предложении и т.д.), произносить слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам;
8) развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоционально-волевой сферы;
9) формирование у дошкольников эмоционально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. самосознания.
1.3. Принципы построения.
Принципы построения программы:
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.
- принцип систематичности (соблюдение последовательности и систематичности в подборе материала и непрерывность, и регулярность организации);
- игровой характер занятий и упражнений (свободный, непроизвольный);
- принцип комплексности (использование разных видов упражнений и деятельности);
- принцип наглядности
- положительная оценка личных достижений каждого ребенка;
- осуществление связи с родителями.
1.4.Условия реализации:
Программа кружка основывается на авторском учебно-методическом пособии для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников З.Е. Агранович.
Кружок проводится с подготовительной к школе группой детей. Тематическое планирование в подготовительной к школе группе рассчитано на одно занятия в неделю на протяжении учебного года, то есть 34 занятия в год, длительность одного занятия 30 минут. Срок реализации программы один год.
В данной программе представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. В ее основу положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего дошкольного возраста, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника- игры.
Дидактический материал построен в виде занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. Следует отметить, что формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой. Знакомство с буквами следует начинать по мере введения в речь ребенка соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом. Занятий по ознакомлению со звуками и буквами русского языка начинается с наиболее легких в акустико-артикуляционном плане звуков. Взрослый знакомит ребенка с гласными и согласными звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (показ артикуляции определенного звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух), тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). С помощью взрослого ребенок запоминает характеристики разных звуков: гласный — согласный, согласный — звонкий и глухой, твердый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далеких и близких звуков. Таким образом, на каждом занятии ребенок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении, знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звуки. (Например, тема: «Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М». Ребенок знакомится с твердым согласным звуком [М], мягким согласным звуком [М'], учится дифференцировать звуки [М] — [М'] на слух и в произношении, запоминает букву, которой на письме обозначают звуки [М] и [М'].)
Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. Поэтому родителям и педагогам необходимо изготовить из цветного картона следующие пособия: для обучения ребенка умению определять место заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов — карточки.
Для обозначения гласных звуков — красные кружки; для обозначения согласных твердых звонких звуков — синие кружки с наклеенными колокольчиками; согласных твердых глухих звуков — синие кружки без колокольчиков; согласных мягких звонких звуков — зеленые кружки с колокольчиками; согласных мягких глухих звуков — зеленые кружки без колокольчиков.
Занятие включает в себя следующие этапы:
1. Знакомство с органами артикуляции.
2 Разучивание артикуляционных упражнений.
3.Упражнения, направленные на формирование правильного речевого
дыхания.
4. Физкультминутка.
5.Дидактические игры на развитие фонематических представлений.
6. Знакомство со звуками, и их характеристикой.
7. Дифференциацию похожих фонем.
8. Развитие навыка звукового анализа и синтеза.
1.5.Планируемый результат.
Сформированы такие умения и навыки детей, которые будут способствовать успешному школьному обучению. Это умения ребенка:
- различать гласные и согласные звуки;
- определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова;
- составлять предложения по живой модели;
- определять количество и последовательность слов в предложении;
- разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов;
- освоение звукового анализа слов, состоящих из 4-5 звуков (лиса, слон, аист, школа;
- интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности;
- составление схемы звукового состава слова;
- выделение ударного гласного звука в слове.
Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности!
2.Содержательный раздел.
2.1.Перспективный тематический план занятий
СЕНТЯБРЬ | ||||
Тема | Содержание работы | |||
№ 1 | Неречевые звуки. Понятия «звук», «слово», «гласный звук». Уточнение | |||
Звук [А] | артикуляции и акустических признаков звука. Выделение заданного звука из | |||
потока звуков. Выделение и определение в словах первого гласного звука. | ||||
№ 2 Звук [А] | Понятия «звук», «слово», «гласный звук». Выделение и определение в словах первого гласного звука. Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком. Подбор слова к схеме. Определение в словах последнего гласного звука. | |||
№ 3 | Понятия «длинные» и «короткие» слова, «гласный звук». Уточнение артикуляции | |||
Звук [О] | и акустических признаков звука. Выделение места заданного звука, | |||
находящегося в ударной позиции, в слове. Подбор слов с заданным гласным | ||||
звуком. Подбор слова к схеме. Уточнение пространственно-временных | ||||
представлений. Упражнение в образовании ед.ч. им. сущ. Деление слов на | ||||
слоги. | ||||
№ 4 | Уточнение артикуляции и акустических признаков звука. Выделение и | |||
Звук [И] | определение в словах первого гласного звука. Определение наличия/отсутствия | |||
гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком. Подбор слова к | ||||
схеме. Определение в словах последнего гласного звука. Слоговой анализ слов. | ||||
ОКТЯБРЬ | ||||
№ 5 | Уточнение артикуляции и акустических признаков звука. Выделение и | |||
Звук [У] | определение в словах первого гласного звука. Подбор слова к схеме. Слоговой | |||
анализ слов. Уточнение пространственно-временных представлений. | ||||
№ 6 Звук [Ы] | Уточнение артикуляции и акустических признаков звука. Различение звуков по силе голоса. Воспроизведение простого музыкального ритма по образцу. Анализ и синтез звукосочетаний из двух гласных звуков. Определение места гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком. Подбор слова к схеме. Слоговой анализ и синтез слов. Упражнение в словообразовании. | |||
| Уточнение артикуляции и акустических признаков звука. Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах. Выделение и определение в словах первого гласного звука. Подбор слов с заданным гласным звуком. Подбор слова к схеме. Слоговой анализ слов. | |||
№ 8 Звуки [П], [П,] | Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Понятие «согласный» звук. Отличие согласных звуков от гласных. Анализ и синтез прямых и обратных слогов. Понятие «слог». Определение в словах первого согласного звука. Упражнение в словообразовании. Понятие «мягкий» и «твердый» звуки. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. | |||
№ 9 Звуки [Б], [Б,] | Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Выделение элементов ритмического рисунка ударением. Определение в словах первого согласного звука. Подбор родственных слов к заданному слову. Звуковой анализ слов. мягкости/твёрдости согласного звука. |
НОЯБРЬ | |
№ 10 Звуки [Т], [Т,] | Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение в словах первого согласного звука. Звуковой анализ слов. Упражнение в словообразовании. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Слоговой анализ слов. |
№ 11 Звуки [Д], [Д,] | Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение в словах первого согласного звука. Звуковой анализ и синтез слогов. Упражнение в словообразовании. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Слоговой анализ слов. Подбор слов с заданным согласным звуком. |
№ 12 Звуки [Т]-[Д], [Т,]-[Д,] | Дифференциация звуков на слух и в произношении. Выделение элементов ритмического рисунка ударением. Сравнение слов по звуковому составу. Подбор слов с заданным согласным звуком. Определение звонкости/глухости, мягкости/твёрдости согласного звука. Слоговой анализ слов. Подбор слова к схеме. |
№ 13 Звуки [С], [С,] | Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение в словах первого согласного звука. Звуковой анализ слов. Упражнение в словоизменении. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Слоговой анализ слов. Подбор слов с заданным согласным звуком. |
ДЕКАБРЬ | |
№ 14 Звуки [З], [З,] | Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение в словах заданного согласного звука. Звуковой анализ слов. Упражнение в словоизменении. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Слоговой анализ и синтез слов. Подбор слов с заданным согласным звуком. |
№ 15 Звуки [С]-[З] | Дифференциация звуков на слух и в произношении. Сравнение слов по звуковому составу. Определение в словах заданного согласного звука. Подбор слов с заданным согласным звуком. Звуковой анализ слов. Определение звонкости/глухости согласного звука. Слоговой анализ слов. Упражнение в словоизменении. |
№ 16 Звуки [К], [К,] | Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение в словах первого согласного звука. Звуковой анализ слов. Упражнение в словоизменении. Знакомство с предлогом К, его графическим обозначением. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Слоговой анализ и синтез слов. Подбор слов с заданным согласным звуком. |
№ 17 Звуки [Г], [Г,] | Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение позиции согласного звука в словах. Упражнение в словоизменении. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Слоговой анализ и синтез слов. Подбор слов с заданным согласным звуком. |
ЯНВАРЬ | |
№ 18 Звуки [Х], [Х,] | Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение позиции согласного звука в словах. Звуковой анализ слов. Упражнение в словоизменении. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Слоговой анализ и синтез слов. Подбор слов с заданным согласным звуком. |
№ 19 Звуки [К]-[Г] | Дифференциация звуков на слух и в произношении. Сравнение слов по звуковому составу. Определение в словах заданного согласного звука. Подбор слов с заданным согласным звуком. Звуковой и слоговой анализ слов. Определение звонкости/глухости согласного звука. Упражнение в словоизменении. Упражнение в составлении предложения с заданным словом. |
№ 20 Звуки [К]-[Х] | Дифференциация звуков на слух и в произношении. Сравнение слов по звуковому составу. Определение в словах заданного согласного звука. Подбор слов с заданным согласным звуком. Звуковой анализ слов. Слоговой анализ слов. Упражнение в словоизменении. |
ФЕВРАЛЬ | |
№ 21 Звуки [Ф], [Ф,] | Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение позиции согласного звука в словах. Звуковой анализ слов. Упражнение в подборе однокоренных слов. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Слоговой анализ и синтез слов. Подбор слов с заданным согласным звуком. Определение позиции гласного в двухсложных словах. |
№ 22 Звуки [В], [В,] | Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение позиции согласного звука в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Упражнение в словоизменении. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Подбор слов с заданным согласным звуком. Знакомство с предлогом В, его графическим обозначением. |
№ 23 Звук [Ш] | Уточнение артикуляции и акустических признаков звука. Определение позиции Звук [Ш] согласного звука в слове. Звуковой анализ и синтез слов. Упражнение в словоизменении. Подбор слов с заданным согласным звуком. Определение позиции гласного в двухсложных словах. |
№ 24 Звуки [С]-[Ш] | Дифференциация звуков на слух и в произношении. Анализ и синтез слов. Сравнение слов по звуковому составу. Определение положения согласных в двухсложных словах со стечением согласных. Подбор слов с заданным согласным звуком. Упражнение в составлении предложения с подходящими по смыслу словами. |
МАРТ | |
№ 25 Звук [Ж] | Уточнение артикуляции и акустических признаков звука. Определение позиции согласного звука в слове. Упражнение в словообразовании. Подбор слов с заданным согласным звуком. Слоговой анализ и синтез слов. |
№ 26 Звуки [З]-[Ж] | Дифференциация звуков на слух и в произношении. Анализ и синтез слов. Сравнение слов по звуковому составу. Определение положения согласных в двухсложных словах со стечением согласных. Преобразование слова путём замены одного звука. Подбор слов с заданным согласным звуком. Упражнение в словоизменении. |
№ 27 Звук [Ч] | Уточнение артикуляции и акустических признаков звука. Определение позиции согласного звука в слове. Звуковой анализ и синтез слов. Упражнение в словоизменении. Подбор слов с заданным согласным звуком. Определение позиции гласного в трехсложных словах. Слоговой анализ слов со стечением согласных. |
№ 28 Звук [Щ] | Уточнение артикуляции и акустических признаков звука. Определение позиции согласного звука в слове. Звуковой анализ и синтез слов. Упражнение в словоизменении. Подбор слов с заданным согласным звуком. Определение позиции гласного в трехсложных словах. Слоговой анализ слов со стечением согласных. |
АПРЕЛЬ | |
№ 29 Звук [Ц] | Уточнение артикуляции и акустических признаков звука. Определение позиции согласного звука в слове. Звуковой анализ и синтез слов без стечения согласных. Упражнение в словоизменении. Слоговой анализ слов. Подбор слов с заданным согласным звуком. Упражнение в словоизменении. |
№ 30 Звуки [С]-[З]-[Ц] | Дифференциация звуков на слух и в произношении. Сравнение слов по звуковому составу. Определение положения согласных в словах разной слоговой структуры. Звуковой и слоговой анализ слов. Подбор слов с заданным согласным звуком. Упражнение в словоизменении. Упражнение в составлении предложения с заданным словом, используя изученные предлоги. |
№ 31 Звуки [М], [М,] | Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение позиции Звуки согласного звука в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Упражнение в [М], [М,] словоизменении. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Подбор слов с заданным согласным звуком. |
№ 32 Звуки [Н], [Н,] | Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение позиции согласного звука в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Упражнение в словоизменении. Знакомство с предлогами НА, НАД, их графическими обозначениями. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Подбор слов с заданным согласным. |
МАЙ | |
№ 33 Звуки [Л], [Л,] | Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение позиции согласного звука в словах разной слоговой структуры. Звуковой анализ и синтез слов. Упражнение в словоизменении. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Подбор слов с заданным согласным звуком. |
№ 34 Звуки [Р], [Р,] | Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение позиции согласного звука в словах разной слоговой структуры. Звуковой анализ и синтез слов. Упражнение в словоизменении. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Подбор слов с заданным согласным звуком. |
3.Организационный раздел.
3.1 Мониторинг уровня освоения программы «Грамотей» с детьми старшего дошкольного возраста
Группа подготовительная к школе ______________________
Учитель-логопед___________________________________________
Даты проведения мониторинга:___________; _____________ .
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Параметры оценки | |||||||||||||||||||||
Умение понимать роль звука в слове. | Умение различать слово и предло- жение, выкла- дывать схему предло- жения | Умение делить слова на слоги. | Умение называть слова с заданным звуком. | Умение различать гласные и согласные звуки, обозначать их на схеме. | Умение вычленять ударение, определять его место в слове. | Умение разли-чать согла-сные звуки: твёрдые и мягкие. | Умение разли-чать согла- сные звуки: глухие и звонкие. | Умение составлять слова из 2-х, 3- х слогов и отдельных букв. | Умение читать слитно и понимать смысл прочитанного | ||||||||||||||
Н.г | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||||
1 | |||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||
15 |
Диагностические задания:
1. Задание: Найти звук, который заблудился.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Как надо было сказать? (Чайки). Какой звук заблудился? ([ч]).
На глазах у детворы
Красят крысу маляры.
Как надо было сказать? (Крышу). Какой звук заблудился? ([с]).
Тает снег, бегут ручьи,
На ветвях сидят врачи.
Как надо было сказать? (Грачи). Какой звук заблудился? ([г]).
• Ребёнок правильно справляется с заданием, сразу нашёл заблудившийся звук.
• Ребёнок справился с заданием, но не очень быстро.
• Ребёнок справился с заданием с помощью воспитателя.
2. Задание: Логопед показывает картинку с изображением белки. Кто здесь нарисован? (Белка). Что ты сейчас сказал? (Слово белка).
Придумай предложение со словом белка. А теперь составь предложение из слов: белка, сидеть, дерево, на, и составь схему данного
предложения.
• Ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении содержится какая-либо мысль (У белки пушистый
хвост; Белка грызёт орешки и т. д.). Правильно переставил слова в предложении. Выложил схему предложения.
• Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого - взрослый подсказывает, что в предложении рассказывается о чём-
либо. Составляет схему.
• Ребёнок справляется с заданием составить предложение только по образцу воспитателя. Схему составляет после подсказки или не
составляет вовсе.
3.Задание Ребёнку предлагается подобрать слова, в которых один, два и три слога. Если ребёнок затрудняется, ему предлагаются предметные
картинки. Даётся задание разложить картинки на три части. В первой - слова с одним слогом, во второй - слова с двумя слогами, в третьей – с тремя. Слова: мак, мел, стол; лампа, лужа, книга; машина, рябина, малина.
• Ребёнок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с помощью карточек, но без ошибок или исправляет их
самостоятельно.
• Ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи воспитателя.
• Ребёнок не справляется с заданием.
4.Задание: Ребёнку даётся задание: «Давай будем называть по очереди слова, которые начинаются со звука [м], потом со звука [мь].
• Ребёнок правильно выполняет задание.
• Ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их.
• Справляется с заданием с помощью воспитателя.
5.Задание: Ребенку предлагается карточка с изображением розы и клеточки по числу звуков:
Сколько квадратов нарисовано внизу рисунка? (Четыре). Что обозначает каждый квадрат? (Звук). Сколько звуков в этом слове? (Четыре).
Какие звуки в этом слове можно долго тянуть, петь, громко кричать и при этом во рту ничего не мешает? ([о]; [а]). Как называются такие
звуки? (Гласные). Квадратами какого цвета они обозначаются? (Красными квадратами). Найди место гласных звуков в слове и обозначь их
квадратами. Какие звуки в этом слове нам мешают произносить зубы и язык? ([р]; [з]). Как называются звуки, которые нельзя пропеть, прокричать? (Согласные). Квадратом какого цвета обозначается согласный звук? (Синим). Найди место согласных звуков в слове и обозначь
синими квадратами.
• Ребёнок самостоятельно и правильно проводит звуковой анализ слова.
• Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем.
6 Задание: произнеси слово игла так, чтобы я в нём услышала ударный гласный звук . Поставь фишку над ударным звуком. Затем
воспитатель переставляет фишку (теперь она стоит над звуком [и]). Предлагает прочитать ребёнку слово с перенесённым ударением. Так
говорят? Исправь мою ошибку - поставь нужный звук под ударение (ребёнок должен передвинуть фишку) и произнеси слово, чтобы было
правильно.
• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем.
7.Задание: Вниманию ребёнка предлагается две картинки - с изображением луны и лисы. Воспитатель спрашивает: Какой первый звук в
слове лиса? ([ль]). Какой первый звук в слове луна? ([л]). Какие это звуки? (Это звуки-братцы; если ребёнок забыл, то воспитатель помогает
ему вспомнить этот термин). Назови большого братца ([л]). Как ещё называем большого братца? (твёрдый согласный). Квадратом какого
цвета обозначаем твердый согласный звук? (синим). Назови маленького братца ([ль]). Как мы его ещё называем? (мягкий согласный). Каким квадратом его обозначаем? (зелёным). Обозначь твёрдые звуки в этих словах квадратами синего цвета, а мягкие - зелёными.
• Ребёнок самостоятельно проводит звуковой анализ слова; если допускает ошибки, то исправляет их самостоятельно.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем.
8.Задание: Игра «Хлоп – топ» на различение звонких и глухих согласных. Услышав глухие согласные, хлопнуть себя по коленкам, услышав
звонкие согласные, легко подпрыгнуть на двух ногах.
Звуки: б, п, д, т, х, м, з, с.
Слоги: па, ба, за, та, да.
• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем.
9.Задание: Слово рассыпалось на буквы, и получился вот такой ребус: колша (школа). Собери из букв слово, чтобы не осталось
ни одной лишней буквы. Ещё ребус: манали (малина).
• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем.
10.Задание: Чтение и анализ короткого текста.
Прочитай:
Текст 1 Вова сел на стул. Взял кошку на руки. Стал её гладить. Кошка мурчит. Вова слушает и улыбается.
Текст 2 У Саши живёт крыса. Её зовут Чуча. Она сидит в клетке. Саша берёт крысу в руки. Чуча не трусит. Она любит Сашу. Он дал
ей сыр. Чуча рада.
Расскажи, о чёт этот маленький рассказ.
• Ребёнок читает слитно и понимает смысл прочитанного.
• Ребёнок читает по слогам, пересказывает содержание текста.
• Ребёнок читает по слогам, с помощью воспитателя, смысл прочитанного не понимает.
3.2 Уровни освоения программы
(Степень самостоятельности выполнения заданий в процентном выражении)
0% – 30% - НИЗКИЙ - Ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове.
Не читает, либо читает по слогам при активной помощи взрослого, не понимает смысл прочитанного.
30% - 70% - СРЕДНИЙ - Ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет
их с небольшой помощью взрослого.
70% - 100% - ВЫСОКИЙ - Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет
средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный - согласный, твёрдый –мягкий, ударный - безударный гласный, место звука в слове). Читает слитно и понимает смысл прочитанного маленького рассказа.
Список литературы.
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.
- Волина В. Занимательная азбуковедение.
- Гордеева С.Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета, движения. М.
- Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. М.: ТЦ Сфера.
- Рыжаккова Е.Н., Буланович Н.И. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. М.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедического объединения.
Программаның максаты-сөйләм үсеше гомуми җитлекмәгән балаларны мәктәпкә әзерләү,дөрес әйтелеше формалашмаган яки бозылган авазларны дөресләү,авазларны ишетеп аеру,бәйләнешле сөйләмне үстерү,өлешчә г...

Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый-самый…». Автор: Рогачёва Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категории. МБДОУ №180 «Парусок» г. Архангельска. Программно – методический материал разработан к «Программе логопедической работы
Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый – самый…» Автор: Рогачёва Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категории. МБДОУ №180 «Парусок» г. Архангельска.Арханге...
Индивидуальная программа логопедической работы при открытой ринолалии
Данная программа по устранению дефектов речи у детей с открытой ринолалией предназначена для работы логопедов в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Программа содержит краткую психолого-...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей стар...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
В помощь логопедам ДОУ...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе...

Рабочая программа логопедической помощи по преодолению общего недоразвития речи у детей старшей группы
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ....