Программа логопедического кружка "Грамотей"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Полякова Анна Юрьевна

Кружок познакомит ребят со звуками и буквами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок по грамоте59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №86 «Сударушка» города Смоленска

Принята                                                                                                     Утверждаю

на заседании педагогического совета                                                 Заведующий МБДОУ

протокол №                                                                         «Детский сад №86 «Сударушка»

от «__»_______20__г.                                                                _________ Васильева О.А.

                                                                                                 приказ № ___

                                                                                                 от «__» ________ 20__г.

Программа дополнительного образования

Логопедического кружка

«Грамотей»

для детей 6-7лет

срок реализации 1 год

Составила учитель-логопед: Полякова А.Ю.

г. Смоленск 2023 г.

Содержание программы

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка……………………………………………....  3  

1.2. Цели и задачи………………………………………………………....  4

1.3. Принципы построения……………………………………………….  5

1.4. Условия реализации…………………………………………………   5

1.5.Планируемые результаты…………………………………………….  6

2.Содержательный раздел

2.1.Перспективный тематический план занятий………………………..  7

3.Организационный раздел

3.1. Мониторинг……………………………………………………………  21

Список литературы………………………………………………………  26

1.Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка:  

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни - является задачей подготовительного периода в детском саду

         В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой в детских садах является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие требования школ,  к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.

Дополнительная программа кружковой работы по  звуковой культуре  речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «Грамотей» представляет собой систему комплексных занятий на основе современных  методик.

         Направленность образовательной программы: на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная  основа для успешного изучения русского языка.

         Содержание программы способствует   практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.

Занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.

Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.

Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе подготовки к освоению грамотой. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают, то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями. Психологами доказано, что дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. Наблюдения показывают, что у детей появляется потребность самим не только рассматривать картинки, но и читать - это возраст познавательных интересов.

1.2 Цель программы:  развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.

Задачи:

1) развитие слуховых функций, у детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им повторять (хлопками, отстукиванием) ритмический рисунок, сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом, развивается и речевое, и неречевое слуховое восприятие ребенка;

2) развитие фонематического восприятия;

3) развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма;

4) двигательное развитиеразвитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к овладению письмом;

5) развитие артикуляционной моторики;

6) развитие устной речи с целью профилактики нарушений чтения и письма;

7)формирование осознанного отношения к языковой действительности. Необходимо учить дошкольников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении (отбирать картинки, в названии которых имеется заданное количество слогов и звуков, находить место звука по отношению к другим звукам, выкладывать на стол полоски по количеству слогов в слове и слов в предложении и т.д.), произносить слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам;

8) развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоционально-волевой сферы;

9) формирование у дошкольников эмоционально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. самосознания.

1.3. Принципы построения.

Принципы построения программы:

- принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.

- принцип систематичности (соблюдение последовательности и систематичности в подборе материала и непрерывность, и регулярность организации);

-  игровой характер занятий и упражнений (свободный, непроизвольный);

- принцип комплексности (использование разных видов упражнений и деятельности);

- принцип наглядности

- положительная оценка личных достижений каждого ребенка;

- осуществление связи с родителями.

1.4.Условия реализации:

Программа кружка основывается на авторском учебно-методическом пособии для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников З.Е. Агранович.

Кружок проводится с подготовительной к школе группой детей. Тематическое планирование в подготовительной к школе группе рассчитано на одно занятия в неделю на протяжении учебного года, то есть 34 занятия в год, длительность одного занятия 30 минут. Срок реализации программы один год.

         В данной программе представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. В ее основу положены такие дидактические принципы,  как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего дошкольного возраста, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника- игры.

Дидактический материал построен в виде занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. Следует отметить, что формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой. Знакомство с буквами следует начинать по мере введения в речь ребенка соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом. Занятий по ознакомлению со звуками и буквами русского языка начинается с наиболее легких в акустико-артикуляционном плане звуков. Взрослый знакомит ребенка с гласными и согласными звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (показ артикуляции определенного звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух), тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). С помощью взрослого ребенок запоминает характеристики разных звуков: гласный — согласный, согласный — звонкий и глухой, твердый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далеких и близких звуков. Таким образом, на каждом занятии ребенок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении, знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звуки. (Например, тема: «Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М». Ребенок знакомится с твердым согласным звуком [М], мягким согласным звуком [М'], учится дифференцировать звуки [М] — [М'] на слух и в произношении, запоминает букву, которой на письме обозначают звуки [М] и [М'].)

Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. Поэтому родителям и педагогам необходимо изготовить из цветного картона следующие пособия: для обучения ребенка умению определять место заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов — карточки.

           Для обозначения гласных звуков — красные кружки; для обозначения согласных твердых звонких звуков — синие кружки с наклеенными колокольчиками; согласных твердых глухих звуков — синие кружки без колокольчиков; согласных мягких звонких звуков — зеленые кружки с колокольчиками; согласных мягких глухих звуков — зеленые кружки без колокольчиков.

Занятие включает в себя следующие этапы:

1. Знакомство с органами артикуляции.

2 Разучивание артикуляционных упражнений.

3.Упражнения, направленные на формирование правильного речевого

дыхания.

4. Физкультминутка.

5.Дидактические игры на развитие фонематических представлений.

6. Знакомство со звуками, и их характеристикой.

7. Дифференциацию похожих фонем.

8. Развитие навыка звукового анализа и синтеза.

1.5.Планируемый результат.

Сформированы такие умения и навыки детей, которые будут способствовать успешному школьному обучению. Это умения ребенка:

- различать гласные и согласные звуки;

- определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова;

- составлять предложения по живой модели;

- определять количество и последовательность слов в предложении;

- разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов;

- освоение звукового анализа слов, состоящих из 4-5 звуков (лиса, слон, аист, школа;

 - интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности;

- составление схемы звукового состава слова;

- выделение ударного гласного звука в слове.

Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности!

2.Содержательный раздел.

2.1.Перспективный тематический план занятий

СЕНТЯБРЬ

Тема

Содержание работы

№ 1

Неречевые   звуки.   Понятия        «звук»,        «слово»,   «гласный   звук».        Уточнение

Звук [А]

артикуляции и акустических признаков звука. Выделение заданного звука из

потока звуков. Выделение и определение в словах первого гласного звука.

№ 2

Звук [А]

Понятия «звук», «слово», «гласный звук». Выделение и определение в словах первого гласного звука. Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах,

подбор слов с заданным гласным звуком. Подбор слова к схеме. Определение в словах последнего гласного звука.

№ 3

Понятия «длинные» и «короткие» слова, «гласный звук». Уточнение артикуляции

Звук [О]

и  акустических  признаков  звука.        Выделение        места заданного звука,

находящегося в ударной позиции, в слове. Подбор слов с заданным гласным

звуком. Подбор слова к схеме.        Уточнение        пространственно-временных

представлений.        Упражнение        в образовании ед.ч. им. сущ. Деление слов на

слоги.

№ 4

Уточнение        артикуляции        и        акустических   признаков        звука.        Выделение        и

Звук [И]

определение в словах первого гласного звука. Определение наличия/отсутствия

гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком. Подбор слова к

схеме. Определение в словах последнего гласного звука. Слоговой анализ слов.

ОКТЯБРЬ

№ 5

Уточнение        артикуляции        и        акустических   признаков        звука.        Выделение        и

Звук [У]

определение в словах первого гласного звука. Подбор слова к схеме. Слоговой

анализ слов.        Уточнение пространственно-временных представлений.

№ 6

Звук [Ы]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звука. Различение звуков по силе голоса. Воспроизведение простого музыкального ритма по образцу.

Анализ и синтез звукосочетаний из двух гласных звуков. Определение места

гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком. Подбор слова к схеме. Слоговой анализ и синтез слов. Упражнение в словообразовании.

№ 7

Звук [Э]

Уточнение        артикуляции        и        акустических        признаков        звука.        Определение

наличия/отсутствия гласного звука в словах. Выделение и определение в словах

первого гласного звука. Подбор слов с заданным гласным звуком. Подбор слова

к схеме. Слоговой анализ слов.

№ 8

Звуки [П], [П,]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Понятие «согласный» звук. Отличие согласных звуков от гласных. Анализ и синтез прямых и обратных слогов. Понятие «слог». Определение в словах первого согласного звука. Упражнение в словообразовании. Понятие «мягкий» и «твердый» звуки.

Определение мягкости/твёрдости согласного звука.

№ 9

Звуки [Б], [Б,]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Выделение элементов ритмического рисунка ударением. Определение в словах первого согласного звука. Подбор родственных слов к заданному слову. Звуковой анализ слов.

мягкости/твёрдости согласного звука.

НОЯБРЬ

№ 10

Звуки [Т], [Т,]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение в словах первого согласного звука. Звуковой анализ слов. Упражнение в словообразовании. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Слоговой

анализ слов.

№ 11

Звуки [Д], [Д,]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение в словах первого согласного звука. Звуковой анализ и синтез слогов. Упражнение в

словообразовании. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Слоговой анализ слов. Подбор слов с заданным согласным звуком.

№ 12

Звуки [Т]-[Д],

,]-[Д,]

Дифференциация звуков на слух и в произношении. Выделение элементов ритмического рисунка ударением. Сравнение слов по звуковому составу. Подбор слов с заданным согласным звуком. Определение звонкости/глухости, мягкости/твёрдости согласного звука. Слоговой анализ слов. Подбор слова к

схеме.

№ 13

Звуки [С], [С,]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение в словах первого согласного звука. Звуковой анализ слов. Упражнение в словоизменении. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Слоговой анализ слов.

Подбор слов с заданным согласным звуком.

ДЕКАБРЬ

№ 14

Звуки [З], [З,]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение в словах заданного        согласного   звука.        Звуковой        анализ        слов.        Упражнение в

словоизменении. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Слоговой анализ и синтез слов. Подбор слов с заданным согласным звуком.

№ 15

Звуки [С]-[З]

Дифференциация звуков на слух и в произношении. Сравнение слов по звуковому составу. Определение в словах заданного согласного звука. Подбор слов с заданным согласным звуком. Звуковой анализ слов. Определение звонкости/глухости согласного звука. Слоговой анализ слов. Упражнение в

словоизменении.

№ 16

Звуки [К], [К,]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение в словах первого согласного звука. Звуковой анализ слов. Упражнение в словоизменении. Знакомство с предлогом К, его графическим обозначением. Определение

мягкости/твёрдости согласного звука. Слоговой анализ и синтез слов. Подбор слов с заданным согласным звуком.

№ 17

Звуки [Г], [Г,]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение позиции согласного звука в словах. Упражнение в словоизменении. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Слоговой анализ и синтез слов. Подбор

слов с заданным согласным звуком.

ЯНВАРЬ

№ 18

Звуки [Х], [Х,]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение позиции согласного звука в словах. Звуковой анализ слов. Упражнение в словоизменении.

Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Слоговой анализ и синтез слов. Подбор слов с заданным согласным звуком.

№ 19

Звуки [К]-[Г]

Дифференциация звуков на слух и в произношении. Сравнение слов по звуковому составу. Определение в словах заданного согласного звука. Подбор слов с заданным согласным звуком. Звуковой и слоговой анализ слов. Определение звонкости/глухости согласного звука. Упражнение в словоизменении.

Упражнение в составлении предложения с заданным словом.

№ 20

Звуки [К]-[Х]

Дифференциация звуков на слух и в произношении. Сравнение слов по звуковому составу. Определение в словах заданного согласного звука. Подбор слов с заданным согласным звуком. Звуковой анализ слов. Слоговой анализ слов. Упражнение в словоизменении.

ФЕВРАЛЬ

№ 21

Звуки [Ф], [Ф,]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение позиции согласного звука в словах. Звуковой анализ слов. Упражнение в подборе однокоренных слов. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Слоговой анализ и синтез слов. Подбор слов с заданным согласным звуком.

Определение позиции гласного в двухсложных словах.

№ 22

Звуки [В], [В,]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение позиции согласного  звука  в   словах.   Звуковой   анализ   и   синтез   слов.   Упражнение в словоизменении. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Подбор слов с заданным согласным звуком. Знакомство с предлогом В, его графическим

обозначением.

№ 23

Звук [Ш]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звука. Определение позиции Звук [Ш] согласного звука в слове. Звуковой анализ и синтез слов. Упражнение в словоизменении. Подбор слов с заданным согласным звуком. Определение позиции гласного в двухсложных словах.

№ 24

Звуки [С]-[Ш]

Дифференциация звуков на слух и в произношении. Анализ и синтез слов. Сравнение слов по звуковому составу. Определение положения согласных в двухсложных словах со стечением согласных. Подбор слов с заданным согласным звуком. Упражнение в составлении предложения с подходящими по смыслу

словами.

МАРТ

№ 25

Звук [Ж]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звука. Определение позиции согласного звука в слове. Упражнение в словообразовании. Подбор слов с заданным согласным звуком. Слоговой анализ и синтез слов.

№ 26

Звуки [З]-[Ж]

Дифференциация звуков на слух и в произношении. Анализ и синтез слов. Сравнение слов по звуковому составу. Определение положения согласных в двухсложных словах со стечением согласных. Преобразование слова путём замены одного звука. Подбор слов с заданным согласным звуком. Упражнение в

словоизменении.

№ 27

Звук [Ч]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звука. Определение позиции согласного звука в слове. Звуковой анализ и синтез слов. Упражнение в словоизменении. Подбор слов с заданным согласным звуком. Определение позиции гласного в трехсложных словах. Слоговой анализ слов со стечением

согласных.

№ 28

Звук [Щ]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звука. Определение позиции согласного звука в слове. Звуковой анализ и синтез слов. Упражнение в словоизменении. Подбор слов с заданным согласным звуком. Определение позиции гласного в трехсложных словах. Слоговой анализ слов со стечением

согласных.

АПРЕЛЬ

№ 29

Звук [Ц]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звука. Определение позиции согласного звука в слове. Звуковой анализ и синтез слов без стечения согласных.

Упражнение в словоизменении. Слоговой анализ слов. Подбор слов с заданным согласным звуком. Упражнение в словоизменении.

№ 30

Звуки

[С]-[З]-[Ц]

Дифференциация звуков на слух и в произношении. Сравнение слов по звуковому составу. Определение положения согласных в словах разной слоговой структуры. Звуковой и слоговой анализ слов. Подбор слов с заданным согласным звуком. Упражнение в словоизменении. Упражнение в составлении предложения с

заданным словом, используя изученные предлоги.

№ 31

Звуки [М], [М,]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение позиции Звуки согласного звука в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Упражнение в

[М], [М,] словоизменении. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Подбор слов с заданным согласным звуком.

№ 32

Звуки [Н], [Н,]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение позиции согласного звука в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Упражнение в словоизменении. Знакомство с предлогами НА, НАД, их графическими обозначениями. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Подбор слов

с заданным согласным.

МАЙ

№ 33

Звуки [Л], [Л,]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение позиции согласного звука в словах разной слоговой структуры. Звуковой анализ и синтез слов. Упражнение в словоизменении. Определение мягкости/твёрдости

согласного звука. Подбор слов с заданным согласным звуком.

№ 34

Звуки [Р], [Р,]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Определение позиции согласного звука в словах разной слоговой структуры. Звуковой анализ и синтез слов. Упражнение в словоизменении. Определение мягкости/твёрдости

согласного звука. Подбор слов с заданным согласным звуком.

3.Организационный раздел.

3.1 Мониторинг уровня освоения программы «Грамотей» с детьми старшего дошкольного возраста

Группа подготовительная к школе ______________________

Учитель-логопед___________________________________________

Даты проведения мониторинга:___________; _____________ .

№  п/п

Фамилия,

имя ребёнка

Параметры оценки

Умение

понимать

роль звука

в

слове.

Умение

различать

слово и

предло-

жение,

выкла-

дывать

схему

предло-

жения

Умение

делить

слова

на слоги.

Умение

называть

слова с

заданным

звуком.

Умение

различать

гласные и

согласные

звуки,

обозначать

их на схеме.

Умение

вычленять

ударение,

определять

его место в

слове.

Умение

разли-чать

согла-сные

звуки:

твёрдые и

мягкие.

Умение

разли-чать

согла-

сные

звуки:

глухие и

звонкие.

Умение

составлять

слова из 2-х, 3-

х слогов и

отдельных

букв.

Умение

читать слитно

и понимать

смысл

прочитанного

Н.г

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1

2

         3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Диагностические задания:

1. Задание: Найти звук, который заблудился.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Как надо было сказать? (Чайки). Какой звук заблудился? ([ч]).

На глазах у детворы

Красят крысу маляры.

Как надо было сказать? (Крышу). Какой звук заблудился? ([с]).

Тает снег, бегут ручьи,

На ветвях сидят врачи.

Как надо было сказать? (Грачи). Какой звук заблудился? ([г]).

• Ребёнок правильно справляется с заданием, сразу нашёл заблудившийся звук.

• Ребёнок справился с заданием, но не очень быстро.

• Ребёнок справился с заданием с помощью воспитателя.

2. Задание: Логопед показывает картинку с изображением белки. Кто здесь нарисован? (Белка). Что ты сейчас сказал? (Слово белка).

Придумай предложение со словом белка. А теперь составь предложение из слов: белка, сидеть, дерево, на, и составь схему данного

предложения.

• Ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении содержится какая-либо мысль (У белки пушистый

хвост; Белка грызёт орешки и т. д.). Правильно переставил слова в предложении. Выложил схему предложения.

• Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого - взрослый подсказывает, что в предложении рассказывается о чём-

либо. Составляет схему.

• Ребёнок справляется с заданием составить предложение только по образцу воспитателя. Схему составляет после подсказки или не

составляет вовсе.

3.Задание Ребёнку предлагается подобрать слова, в которых один, два и три слога. Если ребёнок затрудняется, ему предлагаются предметные

картинки. Даётся задание разложить картинки на три части. В первой - слова с одним слогом, во второй - слова с двумя слогами, в третьей – с тремя. Слова: мак, мел, стол; лампа, лужа, книга; машина, рябина, малина.

• Ребёнок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с помощью карточек, но без ошибок или исправляет их

самостоятельно.

• Ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи воспитателя.

• Ребёнок не справляется с заданием.

4.Задание: Ребёнку даётся задание: «Давай будем называть по очереди слова, которые начинаются со звука [м], потом со звука [мь].

• Ребёнок правильно выполняет задание.

• Ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их.

• Справляется с заданием с помощью воспитателя.

5.Задание: Ребенку предлагается карточка с изображением розы и клеточки по числу звуков:

Сколько квадратов нарисовано внизу рисунка? (Четыре). Что обозначает каждый квадрат? (Звук). Сколько звуков в этом слове? (Четыре).

Какие звуки в этом слове можно долго тянуть, петь, громко кричать и при этом во рту ничего не мешает? ([о]; [а]). Как называются такие

звуки? (Гласные). Квадратами какого цвета они обозначаются? (Красными квадратами). Найди место гласных звуков в слове и обозначь их

квадратами. Какие звуки в этом слове нам мешают произносить зубы и язык? ([р]; [з]). Как называются звуки, которые нельзя пропеть, прокричать? (Согласные). Квадратом какого цвета обозначается согласный звук? (Синим). Найди место согласных звуков в слове и обозначь

синими квадратами.

• Ребёнок самостоятельно и правильно проводит звуковой анализ слова.

• Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого.

• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем.

6 Задание: произнеси слово игла так, чтобы я в нём услышала ударный гласный звук . Поставь фишку над ударным звуком. Затем

воспитатель переставляет фишку (теперь она стоит над звуком [и]). Предлагает прочитать ребёнку слово с перенесённым ударением. Так

говорят? Исправь мою ошибку - поставь нужный звук под ударение (ребёнок должен передвинуть фишку) и произнеси слово, чтобы было

правильно.

• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.

• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя.

• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем.

7.Задание: Вниманию ребёнка предлагается две картинки - с изображением луны и лисы. Воспитатель спрашивает: Какой первый звук в

слове лиса? ([ль]). Какой первый звук в слове луна? ([л]). Какие это звуки? (Это звуки-братцы; если ребёнок забыл, то воспитатель помогает

ему вспомнить этот термин). Назови большого братца ([л]). Как ещё называем большого братца? (твёрдый согласный). Квадратом какого

цвета обозначаем твердый согласный звук? (синим). Назови маленького братца ([ль]). Как мы его ещё называем? (мягкий согласный). Каким квадратом его обозначаем? (зелёным). Обозначь твёрдые звуки в этих словах квадратами синего цвета, а мягкие - зелёными.

 • Ребёнок самостоятельно проводит звуковой анализ слова; если допускает ошибки, то исправляет их самостоятельно.

• Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.

• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем.

8.Задание: Игра «Хлоп – топ» на различение звонких и глухих согласных. Услышав глухие согласные, хлопнуть себя по коленкам, услышав

звонкие согласные, легко подпрыгнуть на двух ногах.

Звуки: б, п, д, т, х, м, з, с.

Слоги: па, ба, за, та, да.

• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.

• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя.

• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем.

9.Задание: Слово рассыпалось на буквы, и получился вот такой ребус: колша (школа). Собери из букв слово, чтобы не осталось

ни одной лишней буквы. Ещё ребус: манали (малина).

• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.

• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя.

• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем.

10.Задание: Чтение и анализ короткого текста.

Прочитай:

Текст 1 Вова сел на стул. Взял кошку на руки. Стал её гладить. Кошка мурчит. Вова слушает и улыбается.

Текст 2 У Саши живёт крыса. Её зовут Чуча. Она сидит в клетке. Саша берёт крысу в руки. Чуча не трусит. Она любит Сашу. Он дал

ей сыр. Чуча рада.

Расскажи, о чёт этот маленький рассказ.

• Ребёнок читает слитно и понимает смысл прочитанного.

• Ребёнок читает по слогам, пересказывает содержание текста.

• Ребёнок читает по слогам, с помощью воспитателя, смысл прочитанного не понимает.

3.2  Уровни освоения программы

(Степень самостоятельности выполнения заданий в процентном выражении)

0% – 30% - НИЗКИЙ - Ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове.

Не читает, либо читает по слогам при активной помощи взрослого, не понимает смысл прочитанного.

30% - 70% - СРЕДНИЙ - Ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет

их с небольшой помощью взрослого.

70% - 100% - ВЫСОКИЙ - Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет

средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный - согласный, твёрдый –мягкий, ударный - безударный гласный, место звука в слове). Читает слитно и понимает смысл прочитанного маленького рассказа.

Список литературы.

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.
  2. Волина В. Занимательная азбуковедение.
  3. Гордеева С.Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета, движения. М.
  4. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. М.: ТЦ Сфера.
  5. Рыжаккова Е.Н., Буланович Н.И. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. М.
  6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедического объединения.

  Программаның максаты-сөйләм үсеше гомуми җитлекмәгән балаларны мәктәпкә әзерләү,дөрес әйтелеше формалашмаган яки бозылган авазларны дөресләү,авазларны ишетеп аеру,бәйләнешле сөйләмне үстерү,өлешчә г...

Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый-самый…». Автор: Рогачёва Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категории. МБДОУ №180 «Парусок» г. Архангельска. Программно – методический материал разработан к «Программе логопедической работы

Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый – самый…» Автор: Рогачёва Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категории. МБДОУ №180 «Парусок» г. Архангельска.Арханге...

Индивидуальная программа логопедической работы при открытой ринолалии

Данная программа по устранению дефектов речи у детей с открытой ринолалией предназначена для работы логопедов в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Программа содержит краткую психолого-...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей стар...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе...

Рабочая программа логопедической помощи по преодолению общего недоразвития речи у детей старшей группы

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ....