Выездной обучающий семинар - практикум для родителей, законных представителей несовершеннолетних с выдачей сертификата. Тема: « Как не допустить ошибок в самостоятельном обучении старших дошколь
консультация по обучению грамоте

Донцова Ирина

Данный материал поможет создать представления родитей об этапах обучению чтению детей старшего дошкольного возраста, с трудностями, которые могут встретить в самостоятельно организованных занятиях со стороны своего ребенка (неусидчивость, сниженный фонематический слух, а слевовательно не понимание ребенком прочитанного).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_praktikum_s_vydachey_sertifikata.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выездной обучающий семинар - практикум для родителей, законных представителей несовершеннолетних с выдачей сертификата.

Подготовила: учитель - дефектолог Донцова Ирина Васильевна

Тема: « Как не допустить ошибок в самостоятельном обучении старших дошкольников  чтению»

Цель:  установление партнерских отношений с семьей, направленных на повышение родительской компетенции в проблемах образования и воспитания детей.

Задачи:

- обеспечение диалогового партнерского пространства родителей и специалистов;

-  создание атмосферы поддержки, безопасности, принятия и общности интересов;

- ознакомление с основными этапами обучения чтению;

- овладение родителями практическими приёмами обучения.

Оборудование: карточки с буквами красного, синего цвета, предметные картинки, серии сюжетных картинок с постепенно развивающимся действием, зеркала, схемы - звуки, песочные часы, белые круги, фломастеры.

В настоящее время главным направлением  современных дошкольных образовательных организаций является организация и осуществление системного взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, установление партнерских отношений с семьей, обеспечение диалогового партнерского пространства родителей и специалистов, создание атмосферы поддержки, безопасности, принятия и общности интересов.

Таким образом, наша встреча сегодня направлена на повышение знаний, умений и навыков родителей, которые вы, как законные представители,  можете самостоятельно применять в обучении или предотвращать сложившиеся трудности в образовании своих детей.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте есть  список навыков, которыми рекомендуется владеть ребенку перед поступлением в первый класс. В этом списке нет требования или даже рекомендации, что ребенок перед поступлением  в школу должен уметь читать.                                                                                                Но не все родители это воспринимают однозначно,  многие считают,что современному ребенку желательно еще до школы научиться читать, считать и, возможно, даже писать. Еще раз отмечу, что официально иметь эти навыки к первому классу не требуется и сейчас, но практика показывает, что без них ребенку в школе будет довольно трудно.

Обращение к родителям, участникам семинара:

-Уважаемые родители, кто желает высказаться по вышесказанному, считаете ли вы необходимым учить читать ребенка до школы?

-Огромное спасибо всем, кто высказался.

И так, большинство присутствующих высказалось за необходимость обучения чтению детей еще до поступления в школу, а значит данная проблема актуальна для детей и родителей старшего дошкольного возраста.

Но многие родители задаются вопросами, как понять готов ли ребенок к обучению чтению?   

  Ведь чтение - это сложный процесс, это  обучение грамоте, то есть, знакомство с буквами, умение складывать их в слоги, слова, предложения и тексты.                                                                                        Одним из условий успешного обучения чтению дошкольников является  развитое  логическое мышление.  Благодаря слаженному логическому мышлению, при обучении чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

Обращение к родителям, участникам семинара:

Уважаемые родители, может кто то знает или предполагает, как определить развито ли у старших дошкольников логическое мышление? Ведь вы просто родители и у вас нет специального педагогического или психологического образования.

        Чтобы Вам в домашних условиях можно было понять как развивается мышление вашего ребенка,  я предлагаю Вам сыграть в игру « Выложи картинки и составь связный рассказ»

        Родители выкладывают сюжетные картинки с постепенно развивающимся действием и составляют рассказ.

        Дорогие родители, данные игры вы можете провести с вашими детьми дома. Примеры сюжетных картинок, каждый может получить в конце семинара.

        И так, логическое мышление мы проверили, но стоит обратить внимание на произвольность поведения. Если ребенок умеет регулировать свои действия в соответствии с правилами, образцами и нормами, выработанными обществом, то произвольность поведения сфосмирована. Но если же ребенок не может спокойно сидеть и 5-10 минут, не реагирует на поведение, то обучение чтению будет неоправданно, так как чтение требует усидчивости и сосредоточения.

Обращение к родителям, участникам семинара:

- Кто из присутствующих может поделиться тем, как вы справляетесь с неусидчивостью своих детей? (высказывания родителей).

        А теперь мне нужен 1 участник, я попробую практически показать, как можно постепенно развивать усидчивость ребенка.

        (Родитель выступает в качестве ребенка). 

Что вы видите? Да, это набор песочных часов, дети очень любят с ними играть, движение песка в них просто завораживает детей. В набор песочных часов входят часы с мерой в 1 минуту, 3 минуты, 5 минут и 10 минут. Если ребенок очень активный, то стоит начинать с 1 минуты.

        Предлагаю, откликнувшемуся родителю принять на себя роль своего ребенка.(проводится пример игры с участием родителя.)

-Петя, посмотри - это часы. Но не обычные часы, а песочные. Смотри, как в них движется песок. Тебе они понравились, хочешь понаблюдать за ними? Но условие такое, ты сидишь за столом, пока песок опускается с верхней чаши в нижнюю. Пока песок сыпется, бегать, прыгать нельзя. Ты согласен с такими правилами? Присаживайся.

        Вот мы с вами и поработали с поведением, теперь переходим к обучению грамоте. Ведь грамота - это основа чтения. Остановимся на фонематическом восприятии. А чтобы понять, что это такое. Я предлагаю нам всем сыграть в старую, но  очень полезную игру «Имена». (Игру начинает ведущий семинара, называется имя ребенка, а каждый последующий называет новое имя на последний звук предыдущего: Ира, Андлей, Егор, Рома, Артем и тд.)

        Вот мы и проверили способен ли каждый из нас слышать последнюю фонему - звук. И вот только теперь, мы обращаем внимание на то, что дети учатся читать в звуковом произношении букв, а не в алфавитном. Теперь нужно ребенку объяснить, наглядно показать, что звуки русского языка бывают гласные и согласные.

        Дети лучше все познают, когда у них задействованы многие анализаторы: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные. И вот при таком многообразии задействованных анализаторов, вступает в действие фонематическое восприятие.

Обращение к родителям, участникам семинара:

        Уважаемые родители, сейчас мы с вами при помощи зеркал и схем-звуков попробуем научиться определять, делить  звуки на гласные и согласные. Для начала выложите перед собой символы-звуки красного цвета. Это гласные звуки. Скажите, на что похожи эти схемы, круги разного размера, полукруг, овал). Теперь возьмите все зеркала, посмотрите в них, улыбнитесь, а теперь спокойным голосом протяжно произнесите «А, у, и, о». Кто хочет поделиться впечатлением, что вы, смотря в зеркало и произнося эти звуки заметили? (положение губ менялось). А теперь снова произнесите медленно эти же звуки и попробуйте положение ваших губ соотнести с схемами-звков (А-большой крурок, у-маленький кружок, и-полукруг, о-овал). Обратите внимания, что не было никакой преграды, воздух плавно выходил со рта- это гласные звуки.

        Уважаемые родители, так вы сможете с легкостью научить ваших детей различать гласные звуки от согласных.

А теперь выложите парами кружочки так: большой, маленький круг, попробуйте плавно их произнести, что у вас получилось? (АУ). Теперь выложите полукруг и большой круг -ИА.

Я Вас поздравляю, мы с вами освоили первую ступень звукового произношения и слогового чтения по звуковым схемам.

         И вот в конце нашего обучающего семинара - практикума, я предлагаю вам взять синюю схему звука «М». Возьмите зеркало и произнесите звук «М», рот у вас закрыт -это преграда, это сигнализирует нам, что звук согласный. А теперь выложите слева  вертикально все схемы гласных звуков, справа в центре схему звука «М». Попробуйте произнести, что у вас получилось(«АМ, ОМ, УМ, ИМ). Используя такой прием, можно постепенно научить читать детей 5-6 лет.

        Хотелось бы подвести итог нашего семинара: очень важно системно подходить к обучению чтению дошкольников, обратить внимание, что мы слышим и произносим звуки, видим и пишем -буквы.  Так же мне хотелось бы увидеть ответную реакцию от вас. Перед вами круги и фломастеры, предлагаю Вам нарисовать смайлик и показать его мне. Всем огромное спасибо за участие, вручаем именной сертификат и огромная просьба собраться на общее фото.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) воспитанников по теме: «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ» «ЧУДЕСНАЯ ДУДОЧКА» ФЕСТИВАЛЬ ППМСС УО «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»

Обогащение родительских представлений о необходимости создать для детей условия для овладения ими играми и упражнениями, которые направленны на развитие плавного длинного речевого выдоха с целью форми...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ТЕМА «РАЗВИВАЕМСЯ, ИГРАЯ»

Знакомство родителей с условиями, методами использования игр и  игровых упражнений, направленных на развитие  детей в домашних условиях....

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) Игра «Геоконт» В.В. Воскобовича – это интересно!

    В статье – сценарий семинара-практикума с родителями. Проведите его, чтобы ознакомить родителей с игрой В.В. Аоскобовича "Геоконт" для возможности и...

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) Игра «Геоконт» В.В. Воскобовича – это интересно!

Геоконт – это развивающая игра, направленная на освоение геометрических представлений, развитие сенсорных и познавательных способностей детей дошкольного возраста, а также развитие мелкой мотори...

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) «Игры-головоломки – интеллектуальное занятие по душе!»

В ходе семинара-практикума родители узнают, что с помощью игр-головоломок у детей происходит развитие логического и наглядно-образного мышления, а также формируется целостное зрительное восприятие и в...

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) «Удивительный мир игр-головоломок!»

Материал предназначен для ознакомление родителей (законных представителей) с играми-головоломками, которые можно использовать с детьми дошкольного возраста в домашних условиях....

Обучающий семинар - практикум для родителей, законных представителей несовершеннолетних с выдачей сертификата «Финишная прямая на пути к обучению в школе» специалиста консультационного центра «Доверие» федерального проекта «Современная школа» националь

Для родителей подготовительной группы очень важно, чтобы их ребенок был психологически готов к обучению в школе и чтобы ребенок имел "Хороший багаж знаний". Именно этот мастер класс поможет ...