Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»
план-конспект занятия (старшая группа)

Кузнецова Лена Флюровна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_gramote_gusi_lebedi.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Занятия по обучению грамоте в старшей группе

на тему: «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»

Программное содержание

Освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характеристике. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о протяженности слов, смыслоразличительной функции звука.

Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

- развивать логическое мышление, внимание;

- развивать фонематический слух детей.

Демонстрационный: доска, указка, картинка – схема слова гуси; фишки красного, синего, зелёного и черного цвета.

Раздаточный: картинка – схема слова гуси; фишки красного, синего, зелёного и черного цвета, указки, ручки, карандаши, рабочие тетради

Оборудование: дерево-яблоня, яблоки с заданиями, печка, пироги с заданиями, речка с рыбками-заданиями, предметные картинки.

Ход занятия

Мотивационный этап.
Воспитатель: Сегодня, ребята у нас с вами необычное занятие по обучению грамоте, мы отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать

В этой сказке небо синее,

В этой сказке птицы грозные.

Яблонька да речка, да и чудо-печка,

Помогите девочке, братца отыскать!

Как же сказку нам назвать? ( Гуси-лебеди).

-Правильно ребята гуси-лебеди.

Содержательный этап.

Создание проблемной ситуации.

-Чтобы начать путешествие по сказке, давайте скажем волшебные слова.

Та-ра-ра – начинается игра,

Са-са-са-ждут в пути нас чудеса (звучит музыка)

-Ребята, вот мы и попали с вами в сказку (воспитатель показывает на доску, где висят декорации к сказке). Посмотрите на Аленушку, почему она плачет ( ответы детей).

-Да ребята, правильно гуси-лебеди унесли братца-Иванушку. Давайте поможем Аленушке отыскать Иванушку?

-Куда гуси-лебеди его унесли? (ответы детей).

-Конечно же к Бабе-Яге. А где живет Баба-Яга. ( в дремучем лесу).

-А знаете, что там творится. Вот послушайте:

Фонетическая зарядка

В лесу волки воют у-у-у

Шелестят большие листья ш-ш-ш

Ползают и свистят змеи с-с-с

А теперь давайте повторим вместе (дети произносят 2 раза)

 Воспитатель: И так ребята наше путешествие начинается.

По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,

По камушкам, по кочкам

Мы к яблони пришли.

Воспитатель: Давайте, спросим у яблони куда гуси- лебеди полетели, Иванушку понесли? Не отвечает. Но на яблоне висят яблочки, а на них задания, нам нужно эти задания правильно выполнить, чтобы идти дальше (воспитатель срывает яблоко и читает детям задание, показывает предметные картинки): Ребята это проделки Бабы-Яги.

Задание 1Определите место звука А в словах.

В: Где находится звук А в начале, середине или в конце слова?

Игра с мячом, арбуз, рыбка, шарик, мышка, собака.

Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше.

Воспитатель:

По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,

По камушкам, по кочкам

Мы к речки подошли.

Воспитатель: Ребята, смотрите мы дошли до речки, может речка знает куда гуси-лебеди полетели? В речке плавают волшебные камушки да непростые, а с заданиями. Нам нужно правильно их выполнить, чтобы продолжать наш путь, иначе кто же спасет Ваню?

Задание 2. Разделите слова на слоги, определите, сколько слогов в каждом слове (на слух). де-ре-во, печ-ка, ре-ка, гу-си, пи-ро-ги. яб-ло-ня, из-буш-ка.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Давайте камушки опустим в воду, а сами отдохнём.

Динамическая пауза.

В темном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка Яга живет (наклоны)

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая! (грозит пальцем)

Дыбом волосы стоят.

Повторяйте за мной (2 раза).

Звуковой анализ слова «гуси».

Воспитатель: Вот дошли мы с вами до печки. Печка, печка, куда гуси-лебеди полетели? Смотрите, ребята у печки-то все готово.

Воспитатель берет пирожок (читает загадку).

Эти птицы у канавки

Часто моют свои лапки,

Убегают от Бабуси.

Кто это, скажите это?

Главные герои той

Нашей сказки не простой. (Гуси.)

В: пройдемте сядем на свои места и разберем с вами это слово.

Воспитатель выставляет картинку "Гуси". Вызывает одного ребенка к доске, остальные дети разбирают по карточкам-схемам на местах)

- Сколько звуков в слове гуси? (В слове гуси четыре звука.)

- Назовите первый звук  в слове гуси (первый звук-звук г)

-Звук «г» какой, гласный или согласный? (звук г-согласный, как вы определили? как этот звук звучит в этом слове? Можно этот звук пропеть или крикнуть? Нет,что нам мешает? Язык)

-каким цветом обозначается гласный звук?(согласный звук обозначается фишкой синего цвета)

-Назови второй звук в слове гуууси?

-звук «у» какой? (звук у в слове гуси-гласный звук, обозначается красной фишкой)

-назовите третий звук в слове гуссси? (третий звук в слове гуси-звук сь)

-сейчас внимательно, ребята, подумайте, звук с в слове гуси, какой? (согласный, мягкий)

-фишкой какого цвета мы обозначаем согласный мягкий звук?(согласный мягкий звук обозначаем фишкой зеленого цвета)

-Назовите последний звук в слове гусиии? (четвертый звук в слове гуси-звук и)

-звук и какой?(звуки-гласный звук, обозначается фишкой красного цвета).

1.Сколько слогов в слове? (Два)

2.Сколько согласных звуков в слове гуси? 

3.Сколько в слове гуси гласных звуков. (Два.)

4.Назовите. ([У],[И]).

5. Ребята скажите на какой звук падает ударение. Давайте произнесем это слово гуси на какой гласный звук? На (У) на какой слог на первый или на второй? На первый.

В: Молодцы вы и с этим заданием справились. Всех героев сказки мы посетили, задание выполнили правильно. Ой, ребята, смотрите что это. Воспитатель находит перышко. Это гуси-лебеди пролетали, перо-то и потеряли, а на обратной стороне загадка!

На опушке,

На дорожке,

Стоит дом

На курьих ножках (изба).

Ребята, вот где Иванушка спрятан, давайте посмотрим! (заглядываем в избушку, находим Иванушку)

Воспитатель: Вот и помогли мы спасти Алёнушке братца Иванушку, а нам пора возвращаться в детский сад.

Рефлексивный этап.

Воспитатель: чем же мы сегодня занимались на занятии?

-какие задания выполняли?

-для чего мы это делали? (чтобы спасти Иванушку).

Мы с вами совершили доброе дело, хорошее?

-вам было сегодня трудно?

-вам было сегодня интересно на занятии?

Вы сегодня большие молодцы! Со всеми заданиями справились на отлично и я вам хочу подарить вот такие яблочки, которые вы раскрасите…если вам сегодня было хорошо и не трудно на занятии –в красный цвет, а если все же, что-то не получилось в зеленый цвет!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»

Программное содержание:1. Закрепить знания детей о пройденных буквах.2. Составлять и читать  слоги  и односложные слова.З. Подбирать  прилагательные к сущ. ср.р.4. Образовывать  от...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди».

Программные задачи: Образовательная: продолжать учить различать гласные и согласные звуки. Закреплять умение находить место звука в слове. Закреплять умение делить слова на слоги. Способствовать разв...

Конспект НОД по ФЭМП старшей группы "Математическое путешествие по сказке "Гуси-лебеди".

Тема: Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди»Цель: Развитие у детей элементарных математических представлений.Задачи:- Совершенствовать навыки порядково...

Конспект НОД по математическому развитию для детей старшей группы. Тема: «Путешествие по сказке «Гуси - лебеди».

НОД по математическому развитию составлен на основе знакомой детям сказке, знакомит дошкольников с образованием и составом числа 5....

Конспект занятия по математике в старшей группе. Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди» В режиме самоизоляции 6.мая 2020г.

Конспект занятия по математике в старшей группе. Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди»...