Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Ш. Буква Ш"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель занятия: познакомить со звуком [Ш] и буквой Ш; научить детей правильно произносить звук [Ш] в различных формах речевой деятельности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуком Ш и буквой Ш;
- научить характеризовать звук Ш по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей фонематические процессы;
- упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов и в делении слов на слоги;
- упражнять в выделении звука Ш в начале, середине и конце слов.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей аккуратность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук Ш. Буква Ш»
Цель занятия: познакомить со звуком [Ш] и буквой Ш; научить детей правильно произносить звук [Ш] в различных формах речевой деятельности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуком Ш и буквой Ш;
- научить характеризовать звук Ш по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей фонематические процессы;
- упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов и в делении слов на слоги;
- упражнять в выделении звука Ш в начале, середине и конце слов.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей аккуратность.
Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ш; буква Ш, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик».
Ход занятия
I.Орг.момент: Воспитатель и дети сидят в кругу на стульях.
Психологический настрой:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
-Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.
Слышится сильный вой ветра (У,-У,-У)
Учитель-логопед: Что это?
Слышится "караул", "караул".
Учитель-логопед: В каких случаях кричат "караул".
Дети: Когда просят о помощи. Когда кто-то попал в беду.
Учитель-логопед: Наверное, кто-то попал в беду и ему нужна наша помощь.
Учитель-логопед находит листок, зачитывает его содержание:
У меня стряслась беда
Помогите, детвора,
В детский сад ворвался ветер
Всё разрушил, разбросал,
Звук в словах заколдовал.
Учитель-логопед:, какой-то звук попал в беду? Ему нужна наша помощь!
Учитель-логопед: Посмотрите, ветер всё разбросил, раздул и
принёс нам в группу вот это. (На ковре лежат разрезные картинки)
Учитель-логопед: Что это такое?
Дети: Это разрезанные картинки.
Учитель-логопед: Ребята, давайте соберем картинки и узнаем, что на них нарисовано.
(Дети складывают разрезные картинки – шар, шуба, шапка)
Учитель-логопед: Теперь я назову эти предметы, а вы внимательно послушаете. (Учитель-логопед перечисляет картинки, выделяя звук "Ш").
Учитель-логопед:: В звучании этих слов повторяется один и тот же звук. Какой?
Дети: Звук "Ш".
Учитель-логопед: Так какой звук у нас попал в беду?
Дети: Звук "Ш".
Учитель-логопед: Как вы догадались?
Дети: Вы выделяли этот звук в словах.
II. Игра "Поймай звук"
Хлопните в ладоши, если услышите звук Ш:
а, у, ш, к, к, м, и, ж. ш ….
Учитель-логопед: А теперь усложняем задачу.
Нужно поймать звук Ш в слогах: ка, ко, ша, му, кы, аш, ак, ок, уш.
Учитель-логопед: А теперь придумайте слова со звуком Ш, и определите его место в слове.
III. Характеристика звука Ш
Учитель-логопед: Я приглашаю вас пройти к столам и взять зеркало. (Смотря в зеркало, дети выполняют правильную артикуляцию звука)
(Характеристика звука "Ш", выставляется схема)
Учитель-логопед: Какой звук "Ш" гласный или согласный? Почему?
Дети: Мы не можем его пропеть, у нас во рту зубки смыкаются и не дают воздуху выйти.
(Учитель-логопед выясняет какой это звук твёрдый или мягкий).
Учитель-логопед: звук Ш всегда твёрдый.
IV. Звуковой анализ слова ШАР, выкладывание схемы.
V. Физкультминутка
Эй, ребята, что вы спите?! На зарядку становитесь!
Справа - друг и слева - друг! Вместе все - в веселый круг!
Под веселые напевы повернемся вправо, влево,
Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова наклонись!
Шаг назад и два - вперед! Вправо, влево поворот!
Покружимся. Повернемся! Снова за руки возьмемся.
Три шага вперед, дружок! Станет тесным наш кружок!
Покружились, повернулись. На свои места вернулись.
VI. Знакомство с буквой Ш
Учитель-логопед выставляет букву "Ш":
Буква Ш в таких словах : школа, шесть, шарада, шах.
Букву Ш я написала – три шеста и снизу шпала».
Учитель-логопед: На что похожа буква "Ш"? (картинки изображающие забор, экскаватор….)
VII. Выкладывание буквы Ш из палочек (дети из конвертиков достают палочки и выкладывают букву)
VIII. Пальчиковая гимнастика
Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». (Сжать пальцы в кулачок).
Маша варежку сняла: (Все пальцы разжать, кроме большого).
«Поглядите – ка, нашла! (Разогнуть большой палец).
Ищешь, ищешь и найдёшь, (Сжать пальцы в кулачок, отделить
большой палец).
Здравствуй, пальчик, как живёшь?
IX.Закрепление звука в предложениях.
Работа над деформированной фразой. Детям предлагается из слов составить предложения.
На, каша, стоит, столе.
Шоферы, у кепка, кожаная.
Буква "Ш" : Вот, спасибо, помогли!
От беды меня спасли,
Вам я очень благодарна,
Вы, ребята, молодцы!
X. Итог:
- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
- Какое задание для вас показалось трудным?
- С каким заданием вам было справиться легко?
Учитель-логопед: Вы помогли мне навести порядок, всё расставить на свои места. Я хочу поблагодарить вас за помощь и у меня для вас есть интересные игры, которые оставила вам буква Ш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/05/picture-721445-1607179829.jpg)
Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"
Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...
Конспект по занятию обучение грамоте "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ У, Ю"
Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы...
Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.
Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов"
Цель: ознакомление детей со звуками и буквами [Ж-Ш].Задачи:1.Образовательные: познакомить звуками [ж-ш]; совершенствовать навык чтения слогов; формировать навык самоконтроля.2.Развивающие: развивать ф...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...