Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Ш. Буква Ш"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ольга Ивановна Уварова

Цель занятия:  познакомить со звуком [Ш]  и буквой Ш; научить детей правильно произносить звук [Ш] в различных формах речевой деятельности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

познакомить детей со звуком Ш и буквой Ш;

-  научить характеризовать звук Ш по акусти­ческим и артикуляционным признакам.

Коррекционно-развивающие:

развивать у детей фонематические процессы;

-  упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов и в делении слов на слоги;

- упражнять в выделении звука Ш в начале, середине и конце слов.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_sh._bukva_sh.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук Ш. Буква Ш»

Цель занятия:  познакомить со звуком [Ш]  и буквой Ш; научить детей правильно произносить звук [Ш] в различных формах речевой деятельности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-  познакомить детей со звуком Ш и буквой Ш;

-  научить характеризовать звук Ш по акустическим и артикуляционным признакам.

Коррекционно-развивающие:

-  развивать у детей фонематические процессы;

-  упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов и в делении слов на слоги;

- упражнять в выделении звука Ш в начале, середине и конце слов.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей аккуратность.

Оборудование:  зеркала,   картинка для  звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ш; буква Ш, дидактическое  пособие   «Согласный  звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик».

Ход занятия

I.Орг.момент: Воспитатель и дети сидят в кругу на стульях.

Психологический настрой:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

-Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.

Слышится сильный вой ветра (У,-У,-У)

Учитель-логопед: Что это?

Слышится "караул", "караул".

Учитель-логопед:  В каких случаях кричат "караул".

Дети: Когда просят о помощи. Когда кто-то попал в беду.

Учитель-логопед: Наверное, кто-то попал в беду и ему нужна наша помощь.

Учитель-логопед находит листок, зачитывает его содержание:

У меня стряслась беда

Помогите, детвора,

В детский сад ворвался ветер

Всё разрушил, разбросал,

Звук в словах заколдовал.

Учитель-логопед:, какой-то звук попал в беду? Ему нужна наша помощь!

Учитель-логопед: Посмотрите, ветер всё разбросил, раздул и

принёс нам в группу вот это. (На ковре лежат разрезные картинки)

Учитель-логопед:  Что это такое?

Дети: Это разрезанные картинки.

Учитель-логопед: Ребята, давайте соберем картинки и узнаем, что на них нарисовано.

(Дети складывают разрезные картинки – шар, шуба, шапка)

Учитель-логопед: Теперь я назову эти предметы, а вы внимательно послушаете. (Учитель-логопед перечисляет картинки, выделяя звук "Ш").

Учитель-логопед:: В звучании этих слов повторяется один и тот же звук. Какой?

Дети: Звук "Ш".

Учитель-логопед: Так какой звук у нас попал в беду?

Дети: Звук "Ш".

Учитель-логопед:  Как вы догадались?

Дети: Вы выделяли этот звук в словах.

II. Игра "Поймай звук"

Хлопните в ладоши, если услышите звук Ш:

а, у, ш, к, к, м, и, ж. ш ….

Учитель-логопед: А теперь усложняем задачу.

Нужно поймать звук Ш в слогах: ка, ко, ша, му, кы, аш, ак, ок, уш.

Учитель-логопед: А теперь придумайте слова со звуком Ш, и определите его место в слове.

III. Характеристика звука Ш

Учитель-логопед: Я приглашаю вас пройти к столам и взять зеркало. (Смотря в зеркало, дети выполняют правильную артикуляцию звука)

(Характеристика звука "Ш", выставляется схема)

Учитель-логопед: Какой звук "Ш" гласный или согласный? Почему?

Дети: Мы не можем его пропеть, у нас во рту зубки смыкаются и не дают воздуху выйти.

(Учитель-логопед выясняет какой это звук твёрдый или мягкий).

Учитель-логопед: звук Ш всегда твёрдый.

IV. Звуковой анализ слова ШАР, выкладывание схемы.

V. Физкультминутка

Эй, ребята, что вы спите?! На зарядку становитесь!

Справа - друг и слева - друг! Вместе все - в веселый круг!

Под веселые напевы повернемся вправо, влево,

Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова наклонись!

Шаг назад и два - вперед! Вправо, влево поворот!

Покружимся. Повернемся! Снова за руки возьмемся.

Три шага вперед, дружок! Станет тесным наш кружок!

Покружились, повернулись. На свои места вернулись.

VI. Знакомство с буквой Ш

Учитель-логопед выставляет букву "Ш":

Буква Ш в таких словах : школа, шесть, шарада, шах.

Букву Ш я написала – три шеста и снизу шпала».

Учитель-логопед: На что похожа буква "Ш"? (картинки изображающие забор, экскаватор….)

VII. Выкладывание буквы Ш из палочек (дети из конвертиков достают палочки и выкладывают букву)

VIII. Пальчиковая гимнастика

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал». (Сжать пальцы в кулачок).

Маша варежку сняла:           (Все пальцы разжать, кроме большого).

«Поглядите – ка, нашла!      (Разогнуть большой палец).

Ищешь, ищешь и найдёшь, (Сжать пальцы в кулачок, отделить

                                                    большой палец).

Здравствуй, пальчик, как живёшь?

IX.Закрепление звука в предложениях.
Работа над деформированной фразой. Детям предлагается из слов составить предложения.
На, каша, стоит, столе.
Шоферы, у кепка, кожаная. 

Буква "Ш" : Вот, спасибо, помогли!

От беды меня спасли,

Вам я очень благодарна,

Вы, ребята, молодцы!

X. Итог:

     - С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

- Какое задание для вас показалось трудным?

- С каким заданием вам было справиться легко?

Учитель-логопед: Вы помогли мне навести порядок, всё расставить на свои места. Я хочу поблагодарить вас за помощь и у меня для вас есть интересные игры, которые оставила вам буква Ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...

Конспект по занятию обучение грамоте "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ У, Ю"

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов"

Цель: ознакомление детей со звуками и буквами [Ж-Ш].Задачи:1.Образовательные: познакомить звуками [ж-ш]; совершенствовать навык чтения слогов; формировать навык самоконтроля.2.Развивающие: развивать ф...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук, буква Н"

конспект занятия в средней группе...