Занятие по обучению грамоте в старшей группе детского сада
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
звнятие по формированию элементов грамоты в старшей группе детского сада. в конспекте занятия указаны, цели, задачи занятия.занятие поэтапно от простого к сложному, с учетом образовательных и коррекционных целей. занятие построено с использованием игровых моментов, рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_obucheniyu_gramote.docx | 39.59 КБ |
занятие по развитию слухового внимания | 38.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по подготовке к грамоте, формированию элементов грамоты.
Тема: «Звук и буква Т (Т′)
Цели занятия:
Коррекционно – образовательные:
- Познакомить детей с буквой Т;
- Учить запоминать графическое изображение буквы;
- Учить находить букву Т среди других букв;
Коррекционно – развивающие:
- Развивать фонематический слух;
- Развивать умение делать звуковой анализ слова.
- Развивать внимание, мышление;
- Развивать зрительный и слуховой гнозис.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, терпение;
- Воспитывать у детей потребность аккуратно работать в тетрадях;
- Воспитывать дружелюбие, внимательное отношение друг к другу.
Оборудование: тетради, ручки ( с красной, синей пастой), пособие «кружочки» для
звукового анализа слова, детские художественные книги.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет первый звук в имени своего соседа.
- Массаж лица.
Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения (по общим правилам).
- Артикуляционная гимнастика. (зеркала у каждого ребенка на столах)
- «Обезьянки». Движения челюстью вправо – влево.
- «Улыбка» - «Трубочка»;
- «Окошко» . Рот открыть и удерживать под счет до пяти;
- «Обезьянки». Движения челюстью вправо – влево.
- «Улыбка» - «Трубочка»;
- «Качели»
- Работа над развитием дыхания и голоса.
Вдох через ос, выдох через рот;
Глубоко вдыхают и на выдохе произносят: «Н-а-а-а-а…»
- Объявление темы занятия.
- Я назову слова, а вы отгадайте, с буквой какого звука мы будем сегодня с вами знакомиться: самолет, самокат, полет, идёт
- Какой одинаковый звук вы услышали в этих словах? (правильно Т);
- Характеристика звука
Хоровое и индивидуальное произнесение звука Т
- Какой младший братик есть у звука Т?
- К нам в гости пришла мальчик Толик, он скоро идет в школу, но он еще очень многого не знает. Давайте научим ее различать звуки.
Два гномика Тим и Том
- Определите, пожалуйста, в слове Том, какой первый звук?
Звук Т согласный, глухой, твердый.(Обозначьте его фишкой синего цвета)
- С колокольчиком или без колокольчика?
- Почему?
- А как мы определили, звонкий звук или глухой?
- В слове Тим, какой звук первый?
Звуковой анализ слова
- Игра «Живые звуки»
Звуковой анализ слогов АТ, ИТ, УТ, ОТ, ТЫ, ТА, ТО, ТУ,
Произношу слоги и совместно с детьми произвожу подробный анализ данных слогов. Затем двое детей выходят к доске и становятся живыми звуками. Определяю, кто каким звуком будет, дети выбирают цветовое обозначение на своих фишках
- Откуда мы начинаем чтение? (Правильно слева - направо)
Различение звуков Т и Т′
Картинку с мягким звуком отдаём Тиму, с твердым -Тому
- Скажите, пожалуйста, чем отличается понятие «звук» и «буква»
- Правильно звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем.
- Теперь подумайте, что же нам с вами нужно сделать, чтобы познакомиться с буквой этого звука?
- Правильно увидеть
- Определение позиции звука в слове.
- Давайте определим, куда же спрятался звук Т в словах
- Закрепление звука Т в предложениях.
Составьте, пожалуйста, из слов предложение.
Составление схемы предложения из домиков.
- Нахождение буквы Т в детских книжках.
Дети простым карандашом обводят букву Т
- Слуховой диктант с последующим зрительным контролем.
#1048;тог занятия:
- С какой буквой мы сегодня с вами познакомились?
- Из скольких частей состоит буква Т?
- Гласный или согласный звук этой буквы?
Предварительный просмотр:
Карточка №
Тема: Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов,
слов и коротких предложений;
- познакомить с понятие «слово»
Коррекционно- развивающие:
- развивать фонематическое восприятие детей;
- развивать слуховое внимание;
- развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
- развивать дыхание, голос и мимические мышцы.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным
материалом.
Оборудование: ватные шарики, зеркала для каждого ребенка, плакат с
изображением ротовой полости.
Ход занятия.
- Организационный момент
- Сядет тот, кто повторит за мной ряды слогов без ошибок:
ка-ко-ку пу-пы-пи
ку-ка-ко пи-пы-па
ко-ку-ка па-по- пу И т.д.
- Развитие мелкой моторики «Барабан»
- Массаж лица.
Знакомство с основными массажными движениями. Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом. Сначала проводим поглаживание, а затем показываю детям спиралевидные движения.
- Стали пальчики плясать, лобик, щечки растирать
Массажные движения осуществляются в следующем направлении:
- от середины лба к вискам;
-вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам);
- по мышцам щек (от крыльев носа к вискам);
- от середины подбородка к ушам.
Массаж заканчивается поглаживанием.
- Развитие мимических мышц. Изобразить, каким может быть взгляд: добрый, хитрый, печальный, злобный, радостный.
- Развитие артикуляционной моторики
- «Окошко». Удержать рот открытым под счет до пяти.
- «Окошко закрывается и открывается» - спокойное открывание и закрывание рта
-«Улыбка» - «Трубочка»
- «Лопаточка»
- «Накажем непослушный язычок»
7. Работа над развитие дыхания и голоса.
Игра «Фокус» Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, сдуть ватку с ладони.
Плавно соединить руки над головой и произнести протяжно: «О____________» Резко
опустить руки вниз и произнести коротко: «О»
- Объявление темы занятия.
На прошлом занятии мы учились различать звуки вокруг нас и угадывали звуки, которые издают различные предметы. А сегодня мы поговорим о тех звуках, которые мы произносим. Мы умеем говорить. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, А слоги образуют слова.
Послушайте стихотворение и дополните его.
Где-то собачки рычали: Р-р-р-
В стойле коровы мычали - М-м-м-му-у!
В комнате мухи жужжали – Ж-
Мимо машины бежали – Тр-р-р!
Гудели от ветра все провода: З-з-знь!
Капала из кухни из крана вода: Кап-кап!
Перекликались в ночи поезда: У-у!
9 Знакомство с артикуляционным аппаратом.
Это были звуки , которые издают животные и предметы вокруг нас. А теперь давайте поговорим о звуках, которые произносит человек. Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки. Правильно, чтобы произнести звуки нам нужен рот. Рот- это домик звуков.
В домике этом красные двери,
Рядом с дверями – белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки. Н. Новоторцева
Когда мы произносим любой звук, нам в этом помогают губы, зубы и язык
#1056;азвитие фонематического восприятия.
Игра «Хлопай, не зевай».Прошу детей хлопнуть в ладоши, если он услышит определенный звук (А,У, Б. Н), произносится ряд звуков.
Игра «Доскажи словечко»
Своей младшей дочке Тосе
Заплетает мама (Косы)
Под землёю он живет,
Землю роет старый (Крот).
Словно дом огромен он.
В зоопарке живет (Слон)
Написал письмо я зайке,
Но забыл наклеить (Марки)
Подарили нам игрушки:
Целый день стреляют (Пушки)
Ребята! Вы досказали стихотворения. Косы, крот, слон, марки, пушки –это слова
Всему название дано- и зверю и предмету.
Вещей кругом полным полно, а безымянных нету!
И все, что только видит глаз -над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, означено словами. А. Шибаев
Физминутка «Лошадка»
Игра «Звук заблудился» Предлагаю детям послушать стихотворение и исправить слова, не подходящие по смыслу, назвав правильное слово.
На поляне весной вырос зуб молодой. (Дуб)
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук с длинными усами! (Жук)
-Где обедал воробей?
- В зоопарке у дверей (Зверей).
Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку. (Точку).
Игра «Какое слово лишнее?» Называю ряд слов и прошу найти лишнее слово. Например, в ряду «Таня, Таня, Маня, Таня» лишнее слово – Маня. От остальных слов отличается одним звуком.
Дом, дом, том, дом.
Банки, панки, банки, банки.
Балка, балка, балка, палка.
Порт, борт, борт, бор.
Итог занятия.
О каких звуках мы сегодня говорили? (О звуках речи) Что такое косы, крот, слог, марки, пушки? (Слова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте с использованием технологии ТРИЗ и РТВ в старшей группе детского сада. Непосредственная образовательная деятельность проводилась на Городско...
Конспект комплексного занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Цель занятия. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Формировать умение делить слова на слоги, определять ко...
"Полёт в космос" конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада.
Продолжаем обучать звуковому анализу и синтезу слов. Учим детей образовывать имена прилагательные от имён существительных. Закрепляем умение детей делить слова на слоги....
Конспект комплексного занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада
Цель занятия. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове...
Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы детского сада
Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы детского сада Цель: знакомство со звуком [Ш].Задачи:1. Коррекционно - обучающие:- уточнить...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада (знакомство со звуком Ш)
Конспект занятия составлен в игровой форме с целью закрепления у детей умения находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного зву...
Как подготовить и провести занятие по обучению грамоте в старшей группе детского сада
садаОдной из самых важных целей дошкольного образования является подготовка ребят к школе. В разных аспектах учебно-воспитательного процесса эта работа начинается с младшего возраста, однако в старшей...