Дополнительная общеразвивающая программа по обучению чтению «По дороге к Букварю»
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению чтению «По дороге к Букварю"
Актуальность программы. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально - волевые и познавательные сферы психических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_doroge_k_bukvaryu_3.docx | 875.52 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3-4 |
2. | Пояснительная записка | 5-8 |
3. | Учебно-тематический план | 9 |
4. | Содержание программы | 10-13 |
5. | Календарно-тематический план | 14-31 |
6. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 32-33 |
7. | Список литературы | 34 |
8. | Приложения | 35- |
Паспорт программы
Наименование программы | Дополнительная общеразвивающая программа по обучению чтению «По дороге к Букварю» |
Авторы программы | Е.И. Софронова, воспитатель, высшая квалификационная категория Т.Н. Рудакова, воспитатель, высшая квалификационная категория Л.В. Камолина, учитель-логопед, высшая квалификационная категория |
Организация-исполнитель | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98 комбинированного вида» |
Адрес организации исполнителя | РМ, г. Саранск, Пр. 60 лет Октября, д. 24 |
Цель программы | Подготовить детей к обучению в школе, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, формировать и совершенствовать навыки слитного слогового чтения. |
Направленность программы | Познавательно-речевая |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | Дополнительная, общеразвивающая дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут: знать:
уметь:
владеть:
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность образовательной программы. Дополнительная общеразвивающая программа по обучению чтению «По дороге к Букварю» разработана для организации дополнительного образования с детьми 6-7 лет, направлена на повышение уровня готовности обучающихся к школе.
- Новизна образовательной программы. Программа является комплексной, включает в себя развитие речи, обучение первоначальному чтению, развитие первоначальных графических навыков. Дополнительная общеразвивающая программа основана на комплексном подходе к дошкольному обучению и развитию ребёнка, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
- Актуальность программы. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально - волевые и познавательные сферы психических функций.
Обучение грамоте детей-дошкольников обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих; говорить перед товарищами, отвечать на вопросы; спрашивать; пересказывать прочитанное взрослым, рассказывать содержание прочитанных детских книг, отдельных иллюстрации, репродукций, картин. Знания и умения, полученные детьми в процессе занятия по обучению грамоте, необходимы для уроков развития речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге.
- Отличительные особенности программы:
Наличие для реализации программы комплекта методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Возможность гибкого использования данного комплекта педагогом в дошкольном учреждении, родителями дома, полностью или частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой регламентированной модели обучения. Создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.
Программа по обучению чтению «По дороге к Букварю» предполагается:
- развитие фонематического слуха детей, работа над узнаванием, выделением и различением фона; обучение детей первоначальному чтению, введение понятия «слог», затем предложения, как целого;
- подготовка базы для успешного овладения навыками написания прописных букв; обогащение детей живыми впечатлениями от окружающей действительности, получаемыми детьми в процессе наблюдения и экскурсий, и на этой основе расширение и уточнений представлений детей о жизни; обеспечение общего развития детей путем углубления содержания изучаемого материала.
5. Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т. к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большое чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений. Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования.
Программа разработана с учетом основных принципов:
- последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
- доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
- наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
- индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
- результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
- межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
- Цель программы. Подготовить детей к обучению в школе, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, формировать и совершенствовать навыки слитного слогового чтения.
- Задачи программы:
Обучающие:
- Формировать и развивать фонематический слух, умения правильно строить предложение, использовать предлоги.
- Уметь пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.
- Учить детей владеть звуковой стороной речи темпом, интонацией.
- Знакомить со слоговой структурой слова.
- Расширять словарный запас детей.
- Обучать чтению.
Развивающие:
- Развивать слуховое восприятие, правильное произношение всех звуков, как в отдельности, так и в составе слова.
- Развивать графические навыки, мелкую моторику.
Воспитательные
• Воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, организованность, самостоятельность, доброжелательность по отношению к окружающим.
• Воспитывать интерес к чтению.
Принципы организации образовательного процесса:
1. Системный подход позволяет рассматривать пути освоения ребенком культуры целостно, в единстве сознания, деятельности, во взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса.
2. Комплексный подход требует не только взаимодействия разных наук (психолингвистики, языкознания, социолингвистики), но и педагогики, решения задач речевого развития.
3. Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения грамоте в свете целостной концепции развития личности с учетом этапов и закономерностей, психофизических особенностей детей, их потребностей.
4. Деятельностный подход позволяет рассматривать ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра, как ведущий вид деятельности.
8. Возраст детей:
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 6-7 лет
- Срок реализации программы: 1 год
- Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 64 занятия в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.
Работа проводится фронтально. Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, чтение слов, предложений, небольших текстов, печатание букв, работа в тетради. А так же развивает внимание, мышление, память. Пособие развивает интерес и способности к чтению.
- Ожидаемые результаты и способы проверки:
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут:
знать:
- все звуки и буквы русского языка;
- понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- что в слове один слог – главный, ударный;
- классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой);
уметь:
- выделять слова в предложении, определять их место;
- проводить звуковой анализ слов из 3-5-ти звуков на слух;
- выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
- делить слова на слоги, считать слоги в слове;
- составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
- пересказывать небольшие тексты;
- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
- правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
владеть:
- понятиями: звук, буква, слог, слово;
- терминами: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;
- связной, грамматически и фонетически правильной речью.
12. Формы подведения итогов
1.Оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса)
2. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов – 2 раза в год.
3. Открытый показ организованной деятельности по дополнительному
образованию для родителей и педагогов – 2 раза в год.
4. Фотоотчёт.
Учебно-тематический план кружка «По дороге к Букварю»
№ | Наименование образовательных модулей, тем, разделов | Кол-во занятий | Общие кол-во часов (мин) | Кол-во часов теория (мин) | Кол-во часов практика (мин) |
1 | Мониторинг | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
2 | Инструктаж по ТБ | 1 | 30 мин | 20 мин | 10 мин |
3 | «Из чего строится наша речь?» | 2 | 60 мин | 20 мин | 40 мин |
4 | Звонкий согласный звук [б], [б´]. | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
5 | Сопоставление звуков [б], [п]. | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
6 | Звук [г],[г´], буква Г. | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
7 | Сопоставление звуков [г] и [к]. | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
8 | Звук [д],[б´], буква Д. | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
9 | Сопоставление звуков [д] и [т]. | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
10 | Звук [й], буква Й. | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
11 | Сопоставление звуков [й] и [и]. | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
12 | Буква Ь. | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
13 | Буква ь (в середине слова как знак мягкости). | 2 | 60 мин | 20 мин | 40 мин |
14 | Закрепление звуков [д],[т],[и],[й] и букв Д,Т,И,Й, Ь в конце и середине слова. | 2 | 60 мин | 20 мин | 40 мин |
15 | Звук [е], буква Е. | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
16 | Гласный звук [йа], буква Я. | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
17 | Гласный звук [йу], буква Ю. | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
18 | Гласный звук [йо], буква Ё. | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
19 | Глухой согласный звук [ц], буква Ц. | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
20 | Глухой согласный звук [ч], буква Ч. | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
21 | Сопоставление звуков [ч] и [ц]. | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
22 | Звук [щ] и буква Щ. | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
23 | Звуки [ф], [ф´], буква Ф. | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
24 | Звук [э], буква Э. | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
25 | Разделительный твердый знак – буква Ъ | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
26 | Двойные согласные | 2 | 60 мин | 20 мин | 40 мин |
27 | Алфавит | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
28 | Путешествие в сказочный город букв | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
29 | Учимся рисовать буквы | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
30 | Закрепление пройденного материала: звуки, слоги | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
31 | Закрепление пройденного материала: слова, предложения. | 2 | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
32 | Итоговое мероприятие. Мониторинг | 4 | 120 мин | 40 мин | 80 мин |
Итого | 64 занятия | 32 ч. | 6 ч. | 26 ч. |
Содержание программы 1 год обучения (6-7 лет)
Тема №1. Мониторинг. 1 час.
Теоретическая часть. Выявить знания детей в области обучения грамоты посредством дидактического материала на начало года.
Тема №2 Инструктаж по технике безопасности. 1 час
Теоретическая часть. Научить, пользоваться простыми инструментами, соблюдать технику безопасности, развивать аккуратность, фантазию, воображение, воспитывать чувство взаимопомощи.
Тема №3 «Из чего строится наша речь?». 2 часа
Теоретическая часть. Формировать у детей представление об устной и письменной речи; познакомить детей с разновидностью предложений: простое, вопросительное, восклицательное
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме
Тема №4. Звонкий согласный звук звука [б],[б´], буквы Б. 2 часа
Теоретическая часть. Познакомить детей со звуками [б],[б´], буквой Б, б, продолжать учить детей находить этот звук в словах, определять звук на слух, учить детей читать слова с этим звуком и буквой, из букв составлять слова.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема № 5. Сопоставление звуков [б]и [п]. 2 часа
Теоретическая часть. Закрепить с детьми звуки [б],[п], продолжать учить детей делить слова на слоги, из слогов составлять слова, запоминать графический образ согласной буквы, развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема 6. Звук [г],[г´], буква Г. 2 часа
Теоретическая часть. Дать характеристику звуку [г],[г´] и буквы Г, учить находить звук в двух позициях, читать по слоговой таблице, учить подбирать пар рифмующих слогов, развивать поэтический слух.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема № 7. Сопоставление звука [г],[к]. 2 часа
Теоретическая часть. Закрепление звука [г],[к], учить детей сравнивать слова в парах, читать по слоговой таблице и по карточкам.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема №8.Звук [д],[д´], буква Д. 2 часа
Теоретическая часть. Знакомство детей со звуками [д],[д´], буквой Д, читать слова с этим звуком, составлять слова, формировать интерес к чтению, различать звонкие, глухие согласные, звуковой анализ слов.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема №9. Сопоставление звуков [д] и [т]. 2 часа
Теоретическая часть. Сопоставить звуки [д] и [т], учить детей преобразовывать слова путем замены одной буквы на другую, продолжать учить детей читать по слогам, в тексте находить гласные и согласные звуки.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема № 10. Звук [й], буква Й. 2 часа
Теоретическая часть. Познакомить детей со звуком [й] и буквой Й, учить детей сравнивать на слух слова, читать слова с наращиванием. Формирование словосочетания, конструирование новых слов и выделение слогов в слове.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема № 11. Сопоставление звуков [й] и [и]. 2 часа
Теоретическая часть. Сопоставление звуков [й] и [и], учить детей находить, что общего между этими звуками, учить составлять схемы слов, из букв составлять отгадки на загадки, показать детям, что количество слогов зависит от количества гласных.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема № 12. Буква Ь. 2 часа
Теоретическая часть. Познакомить детей с буквой Ь, учить читать слова с этой буквой, продолжать образовывать новые слова, придумывать названия предметам с необычными функциями, формировать быструю реакцию на слово, учить детей отвечать точно и быстро, освоить конструирование слов.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема № 13. Буква Ь (в середине слова как знак мягкости). 2 часа
Теоретическая часть. Продолжать знакомить детей с мягким знаком, учить читать имена по магнитной азбуке, наращивать слова, учить детей сопоставлению простых предложений.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема № 14.Закрепление звуков [д],[т],[и],[й] и букв Д ,Т, И, Й, Ь в конце и
середине слова. 2 часа
Теоретическая часть. Закрепить с детьми звуки [д],[т],[и],[й] и буквы. Продолжать читать слова, выкладывать буквы из конструктора, загадывать загадки, читать стихи на знакомую букву.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема №15. Звук [е], буква Е. 2 часа
Теоретическая часть. Познакомить детей со звуком [е] и буквой , учить детей находить эту букву в трех позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема №16. Гласный звук [йа], буква Я. 2 часа
Теоретическая часть. Познакомит детей со звуком [йа] и буквой Я, учить детей преобразовывать слова, составлять небольшие предложения с этими словами, определять мягкость и твердость этой буквы в словах, учить выделять заданный звук в словах, развивать внимание, память, воображение и мелкую моторику рук.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме
Тема № 17. Гласный звук [йу], буква Ю. 2 часа
Теоретическая часть. Познакомить детей с гласным звуком [йу] и буквой Ю, находить звук в словах в трех позициях, сравнивать слова на слух, продолжать учить детей читать слова по слоговой таблице.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема № 18. Гласный звук [йо], буква Ё. 2 часа
Теоретическая часть. Познакомить детей с гласным звуком [йо] и буквой Ё, учить детей выкладывать слова из разрезной азбуки, знать мягкость и твердость согласного звука.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема №19. Глухой согласный звук [ц], буква Ц. 2 часа
Теоретическая часть. Познакомить детей с глухим согласным звуком [ц] и буквой Ц, продолжать учить детей определять место звука в трех позициях, учить по схемам выкладывать все гласные буквы.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема №20. Глухой согласный звук [ч], буква Ч. 2 часа
Теоретическая часть. Познакомить детей с глухим согласным звуком [ч] и буквой Ч, учить детей приводить примеры слов с этим звуком в трех позициях, развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема №21. Сопоставление звуков [ч]и [ц]. 2 часа
Теоретическая часть. Сопоставить звуки [ч] и [ц], определять, сколько слогов в словах, знать ударный слог.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме
Тема №22. Звук [щ] и буква Щ. 2 часа
Теоретическая часть. Познакомить детей со звуком [щ] и буквой Щ, дать понятие, что звук – глухой согласный, продолжать учить детей читать по слогов в таблице развивать психические процессы внимания, памяти, мышления, формировать умение соотносить название буквы с ее изображением.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема №23. Звуки [ф],[ф], буква Ф. 2 часа
Теоретическая часть. Познакомить детей с глухим согласным звуками [ф],[ф] и
буквой Ф, определить место звука в словах в трех позициях, продолжать учить детей читать по карточкам.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема № 24. Звук [э], буква Э. 2 часа
Теоретическая часть. Познакомить детей со звуком [э] и буквой Э, дать понятие, что этот звук – гласный, придумывать слова с этим звуком в трех позициях, учить составлять слова – отгадки на загадки.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема № 25. Разделительный твердый знак – буква Ъ. 2 часа
Теоретическая часть. Познакомить детей с разделительным твердым и мягким знаками, учить детей наращивать слова, составлять предложения формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, строить высказывание.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема №26. Двойные согласные. 2 часа
Теоретическая часть. Познакомить детей со словами, где есть двойные согласные, и учить их выкладывать из разрезной азбуки, читать слова, учить детей дописывать недостающую часть слова.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема №27. Алфавит. 2 часа
Теоретическая часть. Познакомить детей с алфавитом, знать, из чего состоят слова, выкладывать слова из букв, менять первую букву и читать новые слова.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема № 28. Путешествие в сказочный город букв. 2 часа
Теоретическая часть. Закрепить с детьми понятия: звуки и буквы, гласные и согласные буквы, разделение звуков на твердые и мягкие, звонкие и глухие; продолжать учить составлять простые слова из слогов. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, расширять словарный запас, воспитывать любовь и уважение к родной речи.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема №29. Учимся рисовать буквы. 2 часа
Теоретическая часть. Учиться правильно, аккуратно рисовать буквы. развивать мелкую моторику; следить за осанкой во время рисовании.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема №30 Закрепление пройденного материала: звуки, слоги. 2 часа
Теоретическая часть учить узнавать букву в любом положении; продолжать учить слоговому чтению; пополнять словарный запас, способствовать речевому развитию дошкольника, учить различать твердые, мягкие, звонкие, глухие согласные звуки, выделять слоги, конструировать слова.
Практическая часть. Упражнять детей в чтении слогов, четко проговаривать звуки
Тема №31. Закрепление пройденного материала: слова, предложения. 2 часа
Теоретическая часть. Упражнять детей в чтении слов, коротких предложений – повествовательных, вопросительных, восклицательных, пробуждать интерес к слову, пробуждать фонематический слух.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Тема № 32. Итоговое занятие. Мониторинг. 4 часа
Теоретическая часть. Учить детей «вышивать» буквы и несложные слова ориентироваться в пространстве; развивать внимание, мышление, память, воображение и мелкую моторику рук.
Практическая часть. Выполнение заданий на закрепление по данной теме.
Календарно- тематический план кружка «По дороге к Букварю»
Месяц, неделя | Тема | Программное содержание | Материалы и оборудование | Формы работы с детьми | Методы обучения | Совместная деятельность с родителями |
10 1 Неделя | Диагностика | Выявление знания детей в области обучения грамоты посредством дидактического материала на начало года. | Фишки, картинки – схемы. | Игры “Поезд” “Живые звуки” “Эхо” “Весёлая азбука” ”Домик’’ «Лишнее слово» | Беседа. Практическое занятие | Беседа с родителями о развитие речи детей. |
Инструктаж по технике безопасности | Научить, пользоваться простыми инструментами, соблюдать технику безопасности; Развивать аккуратность, фантазию, воображение; Воспитывать чувство взаимопомощи | Предметные картинки, схемы, | Беседа. Практическое занятие | |||
2 неделя | «Из чего строится наша речь?» | Закреплять и совершенствовать у детей понятие о предложении и слове, делить предложение на слова, называя их по порядку; упражнять в составлении предложений, используя схему | Предметные картинки, схемы, разрезная азбука. | «Кто внимательный?», «Поймай конец и продолжай». | Беседа. Практическое занятие | Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения в семье». |
«Из чего строится наша речь?» | Формировать у детей представление об устной и письменной речи; познакомить детей с разновидностью предложений: простое, вопросительное, восклицательное; закреплять понятие о предложении | Предметные картинки, схемы, разрезная азбука. | “Назови первый звук”, ”Эхо”, ”Назови лишнее слово”, разучивание чистоговорок , игра”Домик”. | Беседа. Практическое занятие | Памятка для родителей «Страна букв» | |
3 неделя | Звонкий согласный звук звука [б],[б´], буквы Б. | Знакомство с буквой Б,; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; | Схема слова, разрезная азбука. | 1.Дидактическая игра «Назови братца». 2.Составление скороговорок». 3.«Выдели звук». 4.Игровая ситуация «Покажи букву | Беседа. Практическое занятие | Беседы с родителями «Родитель – пример для подражания». |
Звонкий согласный звук звука [б],[б´], буквы Б. Закрепление темы | упражнять в изменении существительных по падежам (винительный падеж), в выделении первого и второго слога в словах, развивать зрительное, фонематическое, восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, внимание. | Предметные картинки, схемы, разрезная азбука. | 1.Рассказыванте по картинке «Строим дом». 2.Дидактическая игра «Чей дом?» 3.Дидактическая игра «Догадайся сам». | Беседа. Практическое занятие | Чтение вместе с детьми по слоговой таблице. | |
4 неделя | Сопоставление звуков [б]и [п]. | Закрепление четкого произношения и различения звуков П-Б в словах, слогах, фразах. деление слов на слоги | Разрезная азбука, схема слова, фишки звуки. | 1. Игра «Назови слово». 2. «Здравствуй князь ты мой прекрасный». 3. Графическое изображение предложения. 4.Дидактическая игра «Кто же это был? | Беседа. Практическое занятие | Консультация «Воспитание культуры поведения в семье». |
Сопоставление звуков [б]и [п]. | Упражнение в образовании ум.-ласк. формы. Знакомство с буквой Б и П, чтение слогов и слов, письмо.Развитие фонем.атического восприятия; внимания, памяти; навыков звукового анализа. | Предметные картинки, схемы, разрезная азбука. | 1.Игра «Построить дом» 2.Игра «Живые буквы». 3.Скороговорка. 4. Работа с предложениями | Беседа. Практическое занятие | Чтение вместе с детьми по слоговой таблице. | |
11 1 неделя | Звук [г],[г´], буква Г. | Знакомство с буквой Г, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; | Разрезная азбука, слоговая таблица. | 1.Загадки. 2.Игра, «Какой звук гласный?» 3.Игра, «Какой звук потерялся?». 4.Чистоговорки из картотеки. | Беседа. Практическое занятие | Консультация «Нравственные уроки народных сказок». |
Звук [г],[г´], буква Г Закрепление темы | Учить определять место звука в словах, учить анализировать слова, читать слоги и простейшие слова. | Разрезная азбука. Схема слова, звуки – фишки. | 1. Фонетическая игра «Кто внимательнее». 2.Игра «Живые буквы». 3.Скороговорка. | Беседа. Практическое занятие | Чтение вместе с детьми по слоговой таблице. | |
2 неделя | Сопоставление звука [г],[к]. | Закрепление четкого произношения и различения звуков К-Г, различение звонких и глухих согласных | Разрезная азбука. Схема слова, звуки – фишки. | 1.Игра «Наоборот». 2.Игра «Узнай по голосу». 3.Игра «Слово можно прошагать» | Беседа. Практическое занятие | Семинар-практикум «Фонематический слух- основа речи» |
Сопоставление звука [г],[к]. Закрепление темы | Употребление сложных предлогов. деление слов на слоги. Закрепление согласования прилагательных с существительными, чтение слогов и слов, печатание. | Разрезная азбука. Схема слова, звуки – фишки | 1.Игра «Докончи слово». 2.Игровое упражнение. 3.Игра «Подскажи Петрушке звук». | Беседа. Практическое занятие | Рекомендации к чтению рассказов и сказок о животных. | |
3 неделя | Звук [д],[д´], буква Д. | Знакомство с буквой Д, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас | Разрезная азбука, слоговая таблица, схемы слова. | 1Игра «Капитаны». 2.Игра «Какое слово задумано?» 3.Работа со словарем «Кто придумает больше слов со звуком Д | Беседа. Практическое занятие | Рекомендации родителям к чтению сказок о богатырях. |
Звук [д],[д´], буква Д. Закрепление темы | Уточнить артикуляцию звуков [д-д1];упражнять в проведении звукового анализа; | Разрезная азбука. Схема слова, звуки – фишки | 1.Игра «Как сказать правильно». 2.Игра «Что вокруг нас?» 3.Поработать с детьми в составлении схем – предложений | Беседа. Практическое занятие | Чтение вместе с детьми по слоговой таблице. | |
4 неделя | Сопоставление звуков [д] и [т]. | Учить детей дифференцировать звуки [д-т], [д'-т'] развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, внимание; | Разборное полотно, предметные картинки, мишка – игрушка, слоговая таблица, фишки – звуки. | 1.Дидактическая игра «Отгадай слово». 2.Игра «Если бы мы были художниками». 3.Поработать с детьми в составлении схем – предложений. 4.Игра «Вороны». | Беседа. Практическое занятие | Поиграть с ребенком в игру «Угадай первый звук». |
12 1 неделя | Сопоставление звуков [д] и [т]. Закрепление темы | Развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменении существительных по падежам (творительный падеж). | Разборное полотно, предметные картинки, мишка – игрушка, слоговая таблица, фишки – звуки. | 1.Фонетическая игра «Перекличка» 2.Игра «Магазин» 3.Игровое упражнение «Угадай-ка». 4.Скороговорка. | Беседа. Практическое занятие | Чтение вместе с детьми по слоговой таблице. |
2 неделя | Звук [й], буква Й. | Знакомство с буквой Й, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; | Слоговая таблица, звуки – фишки. | Упражнение «Звук заблудился». Чтение слогов и слов. Игра «Кто знает, пусть продолжит» | Беседа. Практическое занятие | Поиграть в игру «Кто больше назовет слов со звуком «Л». |
Звук [й], буква Й. Закрепление темы | Уточнить артикуляцию звука [j]; упражнять детей в подборе притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои; закреплять умение определять место и последовательность звуков в слове; познакомить с буквой Ий; закреплять образ буквы. | Разрезная азбука; любые игрушки, тетради и ручки по количеству детей. | Упражнение «Звук заблудился». Чтение слогов и слов. Игра «Кто знает, пусть продолжит» Игра «Поменяли твоё имя | Беседа. Практическое занятие | Чтение вместе с детьми по слоговой таблице. | |
3 неделя | Сопоставление звуков [й] и [и]. | Учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; | Разрезная азбука, слоговая таблица, картинка с изображением парохода. | Чтение слоговой цепочки. | Беседа. Практическое занятие | Проиграть с детьми в ситуацию «Найди короткое слово». |
Сопоставление звуков [й] и [и]. Закрепление темы | Упражнять в образовании формы единственного числа существительных от множественного, развивать зрительное, фонематическое, восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память | Разрезная азбука, слоговая таблица, картинка с изображением парохода | Игра «Кто увидит больше всех?». Составление слов по слоговой таблице Составление рассказа по картине. | Беседа. Практическое занятие | Чтение вместе с детьми по слоговой таблице. | |
4 неделя | Буква Ь. | Знакомство с разделительным мягким знаком, продолжать учить соотносить звуки букву, сопоставлять букву и ее графический образ; | Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки. | Игра «Кто увидит больше всех?». Составление слов по слогам | Беседа. Практическое занятие | Чтение вместе с детьми по слоговой таблице. |
Буква Ь. Закрепление темы | Развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, внимание. | Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч. Репродукция картины | Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв. Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Ь | Беседа. Практическое занятие | Рекомендации родителям к проведению артикуляционной гимнастики. | |
5 неделя | Буква Ь (в середине слова как знак мягкости). | Познакомить с буквой ь; показать, что после согласных звуков он обозначает мягкость согласного звука. | Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч. Репродукция картины | Составляют самостоятельно схему предложения. Заканчивают слово одним звуком, слогом. | Беседа. Практическое занятие | Буклет «Как учить звуко-буквенному анализу» |
Буква Ь (в середине слова как знак мягкости). Закрепление темы | Продолжать ознакомление с буквой Ь. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза предложений. | Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, наборное полотно. | 1. Игровое упражнение «Доскажи словечко». 5. Д/и «Стоп, флажок, остановись!». | Беседа. Практическое занятие | Консультация «Игры для речевого развития детей». | |
01 2 неделя | Закрепление звуков [д],[т],[и],[й] и букв Д ,Т, И, Й, Ь в конце и середине слова. | Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить читать слоги и слова, делать звуковой анализ слова, составлять предложения, развивать речь детей. | Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения | Д/и «Кто внимательный?».Закрепить названия овощей и фруктов. Игровое упражнение «Назови пару». Занимательное упражнение «Что нам Карлсон принёс». | Беседа. Практическое занятие | Консультация «Игры для речевого развития ребенка». |
Закрепление звуков [д],[т],[и],[й] и букв Д ,Т, И, Й, Ь в конце и середине слова. Повторение темы | Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания. | Слоговая таблица, звуки – фишки. | Игровое упражнение «Цепочка слов» Д/и «Не разорви бусы». | Беседа. Практическое занятие | ||
3 неделя | Звук [е], буква Е. | Познакомить с гласной буквой Ёё; показать, что в начале слова и после гласных она обозначает два звука [jо], а после согласных звук [о] и обозначает мягкость согласного звука. Развивать речь детей, фонематический слух и мелкие мышцы рук. | Разрезная азбука; любые игрушки, тетради и ручки по количеству детей. | Игровое упражнение «Ждём друзей в гости». Д/и «Скажи, какое». Фонетическая игра «Назови слово».. | Беседа. Практическое занятие | Чтение вместе с детьми по слоговой таблице. |
Звук [е], буква Е. Закрепление темы | Продолжить ознакомить детей с буквой Ё, сформировать представление о том, что буква Ё в начале слова и после гласной обозначает два звука [й' о]; сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов. | Слоговая таблица, звуки – фишки. | Д/и «Кто увидит больше всех?». Д/и «Кто кем хочет стать?». Цель: Учить употреблять трудные формы глаголов. | Беседа. Практическое занятие | Индивидуальные беседы | |
4 неделя | Гласный звук [йа], буква Я. | Познакомить со смягчением согласных при помощи гласной Я, закреплять навык чтения слогов и слов; развивать зрительное и тактильное восприятие; сопоставлять букву и её графический образ. | Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения | Д/и «Звук заблудился». Д/и «Найди место звука в слове». Д/и «Один - много». | Беседа. Практическое занятие | |
Гласный звук [йа], буква Я. Закрепление темы | Продолжать знакомить с гласной буквой Яя; показать, что в начале слова и после гласных она обозначает два звука [jа], а после согласных звук [а] и обозначает мягкость согласного звука. Развивать речь детей, фонематический слух и мелкие мышцы рук. | Слоговая таблица, разрезная азбука | Чтение слоговой цепочки. | Беседа. Практическое занятие | Консультация «Развитие мелкой моторики у детей» | |
5 неделя | Гласный звук [йу], буква Ю. | Познакомить с гласной буквой Юю; показать, что в начале слова и после гласных она обозначает два звука [jу], а после согласных звук [у] и обозначает мягкость согласного звука. | Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч. Репродукция картины. | Игра «Кто увидит больше всех?». Составление слов по слоговой таблице Составление рассказа по картине. | Беседа. Практическое занятие | |
02 1 неделя | Гласный звук [йо], буква Ё. | Познакомить детей с буквой Ё, сформировать представление о том, что буква Ё в начале слова и после гласной обозначает два звука [й' о]; сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; упражнять в изменении глаголов по лицам. | Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч. Репродукция картины. | Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв. Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Ё | Беседа. Практическое занятие | Индивидуальные беседы |
2 неделя | Глухой согласный звук [ц], буква Ц | Знакомство с буквой Ц, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; упражнять в подборе родственных слов, в составлении слов из слогов, пополнять словарный запас, | Слоговая таблица, звуки – фишки. | Физминутка «Ветер» Д/и «На что похожа буква Ц ?» Печатание букв, слогов, слов. Чтение букваря | Беседа. Практическое занятие | Чтение вместе с детьми по слоговой таблице |
Глухой согласный звук [ц], буква Ц Закрепление темы | Уточнить артикуляцию звуков [ц]; упражнять детей в умении проводить анализ предложения; строить предложение по опорным словам; упражнять в умении составлять слова из слогов; познакомить с буквой Цц; закреплять образы букв, готовить руку к письму. | Печатание буквы с интервалом в одну клетку. Слоговая таблица, звуки – фишки. | Игра «Чудесный мешочек» Игры: «Подскажи словечко», «Соедини правильно» Фонетический разбор слов | Беседа. Практическое занятие | Заполнение рубрики в уголке для родителей "Учимся звуковому анализу и синтезу слов". | |
3 неделя | Глухой согласный звук [ч], буква Ч. | Знакомство с буквой Ч, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас. | Печатание буквы с интервалом в одну клетку. Слоговая таблица, звуки – фишки. | Игра «Где наш дом?» Игры: «Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши слово» | Беседа. Практическое занятие | Индивидуальные беседы |
Глухой согласный звук [ч], буква Ч. Закрепление темы | Уточнить артикуляцию звуков [ч1]; упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; учить детей заканчивать слово одним звуком или одним слогом; познакомить с буквой Чч; закреплять образы букв, готовить руку к письму. | Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения | Игра «Телеграф». Игры: «Слово, схема», «Звук, буква, слово», «Найди букву» | Беседа. Практическое занятие | Консультация «Домашняя библиотека» | |
4 неделя | Сопоставление звуков [ч]и [ц]. | Формировать умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции; дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц; упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц | Печатание буквы с интервалом в одну клетку. Слоговая таблица, звуки – фишки. | Игры: «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно». | Беседа. Практическое занятие | Индивидуальные беседы |
Сопоставление звуков [ч]и [ц]. Закрепление темы | Упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц, учить выделять звук (Ч и Ц) в начале, середине, конце слова; | Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч. Репродукция картины. | Игровые упражнения: «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения». | Беседа. Практическое занятие | Чтение вместе с детьми по слоговой таблице | |
5 неделя | Звук [щ] и буква Щ | Знакомство с буквой Щ, развивать зрительное и тактильное восприятие, оптико-пространственные представления, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление; | Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения | Игра «Кто больше?», игры: «Схема – слово», «Раздели правильно», «Звуки и буквы» | Беседа. Практическое занятие | Помощь в изготовлении методического пособия |
03 1 неделя | Звуки [ф],[ф], буква Ф. | Знакомство с буквой Ф, развивать зрительное, тактильное и фонематическое восприятие, оптико-пространственные представления, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление; | Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения | Игры: «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко» | Беседа. Практическое занятие | Оформление папки - передвижки для родителей "Игры и упражнения по подготовке дошкольников к обучению грамоте". |
2 неделя | Звук [э], буква Э. | Знакомство с буквой Э, продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; | Печатание буквы с интервалом в одну клетку. Слоговая таблица, звуки – фишки. | Игры: «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко» | Беседа. Практическое занятие | Чтение вместе с детьми по слоговой таблице |
Звук [э], буква Э. | Учить выделять звук [э] из речи. Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из двух гласных звуков. Познакомить с буквами Ээ. | Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения | Игра «Лого». Игры: «Напиши правильно», «Кто больше». Чтение предложения | Беседа. Практическое занятие | Консультация « Учим говорить детей правильно» | |
3 неделя | Разделительный твердый знак – буква Ъ | Знакомство с разделительным твердым знаком, продолжать учить соотносить звуки букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас | Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения | Игры: «Подскажи словечко», «Определи место звука в слове». Запись слов значками. | Беседа. Практическое занятие | Индивидуальные беседы. |
Разделительный твердый знак – буква Ъ | Продолжать знакомить с буквой ъ; показать, что после согласных звуков он обозначает твердость согласного звука. Развивать речь детей, фонематический слух и мелкие мышцы рук. | Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения | Игра «Где спрятался звук?» Игры: «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», | Беседа. Практическое занятие | Чтение вместе с детьми по слоговой таблице | |
4 неделя | Двойные согласные | Закрепление изученных звуков и букв. Упражнение в составлении и распространении предложений Развитие фонематического восприятия; внимания, памяти; навыков звукового анализа. | Печатание буквы с интервалом в одну клетку. Слоговая таблица, звуки – фишки. | Игры:«Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». | Беседа. Практическое занятие | Помощь в изготовлении методического пособия |
04 1 неделя | Алфавит. | Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней. | Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения | Игра «Вертолина» Знакомство с Алфавитом | Беседа. Практическое занятие | Мастер-класс «Путешествие по стране звуков и слов» |
Алфавит. | Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов | Печатание буквы с интервалом в одну клетку. Слоговая таблица, звуки – фишки. | Игра «Цепочка» Игры: «Подскажи словечко», «Предмет, слово, | Беседа. Практическое занятие | ||
2 неделя | Путешествие в сказочный город букв. | Закрепление и повторение пройденного материала во время кружковой деятельности. | Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч. Репродукция картины. | Игра «Где наш дом?» Игры: «Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши слово» | Беседа. Практическое занятие | Беседа « Определение гласных и согласных звуков. |
Путешествие в сказочный город букв | Закрепить и проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на кружке по обучению грамоте | Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения | Игры: «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно». | Беседа. Практическое занятие | Чтение вместе с детьми по слоговой таблице | |
3 неделя | Учимся рисовать буквы. | Закрепление и повторение пройденного материала во время кружковой деятельности | Печатание буквы с интервалом в одну клетку. Слоговая таблица, звуки – фишки. | Игровые упражнения: «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения». | Беседа. Практическое занятие | Помощь в изготовлении методического пособия |
Учимся рисовать буквы. | Закреплять умение дорисовывать недостающие элементы букв. | Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения | Игра «Чудесный мешочек» Игры: «Подскажи словечко», «Соедини правильно» | Беседа. Практическое занятие | Беседа "Учимся, играя". | |
4 неделя | Закрепление пройденного материала: звуки, слоги. | Учить детей делить на слоги дву- и трехсложные слова, познакомить с термином «слог». Учить называть слова с заданным слогом. | Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч. Репродукция картины. | Игры: «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Составление предложения и его графическая запись | Беседа. Практическое занятие | Индивидуальные беседы |
Закрепление пройденного материала: звуки, слоги. | Развитие фонематического восприятия; внимания, памяти; навыков звукового анализа. Воспитание навыков самоконтроля за правильным произношением звуков. | Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения | Игра «Лого». Игры: «Напиши правильно», «Кто больше». Чтение предложения | Беседа. Практическое занятие | ||
05 1 неделя | Закрепление пройденного материала: слова, предложения | Закреплять представления детей о слове. Формирование понятия о предложении. Закреплять умения интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове. | Печатание буквы с интервалом в одну клетку. Слоговая таблица, звуки – фишки. | Игра «Где спрятался звук?» Игры: «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Допиши и прочитай». Фонетический разбор слов | Беседа. Практическое занятие | Консультация-практикум по обучению грамоте «Развитие графомоторных навыков у детей» |
2 неделя | Закрепление пройденного материала: слова, предложения. | Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Учить детей пересказывать прочитанный текст. Учить составлять цепочку слов, производя в данном слове только одну замену для получения нового слова. | Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения | Игра «Где спрятался звук?» Игры: «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку». Чтение предложения и его графическая запись | Беседа. Практическое занятие | Мастер-класс « Игры с буквами» |
3 неделя | Итоговое занятие с детьми | Формирование навыка чтения слогов, слов с пройденными буквами. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Формирование навыка анализа предложения с предлогом. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. | Игра «Телеграф». Игры: «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика». Чтение слов и их графическая запись | Беседа. Практическое занятие | Итоговое открытое занятие «Что мы знаем и умеем» |
Итоговое занятие для родителей | Учить составлять предложения из двух слов, называть первое, второе слово. Учить называть слова с заданным звуком. Совершенствовать навык чтения детей. | Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения | «Кто у кого?», «Отгадай мое слово», «Кто внимательный?» | Беседа. Практическое занятие | Открытое занятие в конце года. Родительское собрание | |
4 неделя | Мониторинг | Выявление результата полученных знаний детей в области обучения грамоты посредством дидактического материала на начало года. | Печатание буквы с интервалом в одну клетку. Слоговая таблица, звуки – фишки. | Беседа. Практическое занятие |
Материально-техническое и методическое обеспечение
образовательной программы
Программа обучения грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные момент. Занятия строятся как путешествие, экскурсия, викторины. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры.
В зависимости от дидактических целей занятия строятся как:
- изучение нового материала;
- закрепление и систематизация знаний, умений навыков детей;
- проверочные занятия (в конце полугодия);
- комплексные.
Занятия по обучению грамоте структурно выглядят так:
- организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей);
- постановка цели занятия;
- организация самостоятельной практической и познавательной деятельности детей на занятии;
- анализ деятельности детей;
- подведение итогов занятия.
Приемы и методы организации.
В процессе обучения дошкольников используется целый спектр методов:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация, ТСО);
- практический (игра, упражнения).
В программе есть серия занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку – ученику. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский.
Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка, обогатить взаимоотношения учителя и ученика, сформировать новые пути взаимодействия.
Дидактический материал:
- подвижная азбука (наборное полотно с буквами);
- магнитная азбука (демонстрационная);
- касса букв и слогов (раздаточный материал);
- рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте» (2 части, раздаточный материал);
- карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием этого предмета на другой; со словами; предложениями; текстом;
- плакаты «Алфавит»;
- индивидуальные карточки: каждому ребёнку даётся задание – наклеить на картон вырезки из газет со словами на заданный звук (букву) в трёх позициях;
- таблицы со слогами и словами;
- наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи.
Наглядный материал: игрушки, муляжи, шнурочки, природный материал, бросовый материал.
Список литературы для педагогов:
1. Бортникова Е.Ф. РАЗВИВАЕМ НАВЫКИ ЧТЕНИЯ И ГРАМОТНОГО ПИСЬМА. Для детей 5-6 лет: тетрадь. Часть 1; Часть 2 - Екатеринбург: ООО «Литур-опт»,
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 2015
3. Гомзяк О.С.. Развитие связной речи у шестилетних детей.-М .:Сфера,2014
4.Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие/ Н.С. Жукова. - М .: Эксмо, 2015
5.Крупенчук О.И.. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2014
6. Нищева Н.В.. Будем говорить правильно. С.П.:Детство-Пресс 2015
7.ПожиленкоЕ.А.. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2014
8.Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2014
9. Серия тетрадей «Папка дошкольника» «Чтение с увлечением».
10. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
11. Швайко Г.С. Игровые упражнения для развития речи.- М.:просвещение,2016.
12. Чадасина, Л. Я. Звуки на все руки.
13. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович.
14. Астафьева, Е. О. Играем, читаем, пишем Обучение дошкольников грамоте.
Для занятий с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов / Е. О. Астафьев.
Список литературы для детей:
1. Бурдина, С. В. Тетрадь с заданиями для развития детей «Изучаем грамоту»
2. Козырева, Л. М. «Как научиться читать». Детский сад: день за днем.
3. Крупенчук, О. И. «Учим буквы» (Пособие для детей, родителей и воспитателей).
4. «Слова и предложения» (Практическое приложение). Детский сад: день за днем.
5. Жукова, Надежда Сергеевна. Букварь: пособие по обучению дошкольников правильному чтению / Надежда Жукова ; ил. В. Трубицына и Ю. Трубицыной. — Москва : Эксмо, 2018. — 96 с.
Развивающие игры для детей:
1. Евсеева, М. Ю. «Азбука». Настольная игра к программе.
2. Настольная игра. Издательство «Малыш» «Дрофа»
3. Развивающая игра для детей 2-7 лет «Учись, играя!» «Сложи узор».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО ОБУЧЕНИЮ МОРДОВСКОМУ (ЭРЗЯ) ЯЗЫКУ «ЭРЗЯНОЧКА»
Овладение мордовским (эрзя) языком происходит через игровую, продуктивную, двигательную деятельность, слушание, рассказывание и заучивание. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, трад...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по обучению чтению детей 5-7 лет
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.В процессе ее реализации ребенок должен овладеть знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем помогут ему легко ада...
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению чтению "Буквознайка"
Успешная учеба ребенка в начальных классах во многом зависит от общего развития его в дошкольном возрасте. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой ...
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению чтению «Читайка»
Программа предполагает организацию дополнительных занятий с воспитанниками подготовительной группы дошкольного учреждения. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предпо...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ «УЧИМСЯ ГРАМОТЕ»
Заложить основы грамоты (первоначальное послоговое чтение) у детей старшего дошкольного возраста...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Дошколёнок" - обучение чтению
ДООП "Дошколёнок"...
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению чтению "Читайка"
Формирование речевой готовности к школе у детей 6-7 лет в процессе освоения устной речи на занятиях по подготовке к обучению чтению...