занятие по обучению грамоте
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Горюшкина Оксана Борисовна

знакомство с днем рождения Буратино посредством знакомства со звуками и буквами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

« В гости на день рождения к Буратино»

Воспитатель: Горюшкина О.Б.

Задачи:

Речевая:

  1. Умение слышать звук в слове, называть его местонахождение (в начале, середине, конце слова).
  2. Закреплять умения и знания детей делить слова на слоги.
  3. Упражнять детей в выделении первого звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (четырёх), звуковой анализ слов.
  4. Упражнять детей в дифференциации звуков С-Ш, С-З.
  5. Формировать умения слушать вопросы педагога и отвечать на них.
  6. Знакомить с продуктивной словообразовательной моделью сахар-сахарница, конфеты-конфетница.
  7. Тренировать в подборе слов с противоположным значением (антонимов).
  8. Закрепить понятие: «слог, «звук», «буква», «гласные», «согласные», «твёрдые».

Воспитательная:

  1. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и интерес к занятию.

Оборудование: 1 Картинки со сказочными героями: Буратино, Мальвина, Артемон, Пьеро, Черепаха, Чиполлино, Петрушка, Дюймовочка, Волк, Золушка, Незнайка;

2 Картинки 4 шт. изображающих предметы, названия которых начинаются на твёрдые согласные звуки: ваза, ослик, лодка, кукла.

3 Картинки, в названиях которых звуки Ш и С стоят вначале, середине, конце слова ( самолёт, свитер, пылесос, ирис, кресло, рубашка, шарф, шапка, мишка, ландыш).

4 «Монетки» с буквами С и Ш 10шт.

5 Набор чайной посуды: чайник, чашки, маленькие ложки, сахарница, салфетница, скатерть.

6 Подносы с кружками: зелёных – 4 шт. синих – 5 шт., игровое поле 3*3

  1. Бабочка на палочке.

8 Колпачки с первыми буквами имён детей.

Организационный момент:

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и пожелаем им и нам доброго утра и доброго дня.

Доброе утро – тебе, доброе утро – мне,

Доброе утро – гостям, доброе утро – всем нам.

Ход занятия.

Ребята, нас пригласил в гости на день рождения один наш любимый сказочный герой. Как вы думаете, кто он? (ответы детей). Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте?

Это, что за очень странный,

Человечек деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос суёт свой длинный.

Кто же, это? (Буратино)

Правильно, вы сказали слово Буратино.

Как можно узнать, сколько слогов в этом слове? (прохлопать в ладоши, прошагать, простучать)

Измерить длинное слово –

Да это проще простого.

Сколько слогов в нём, надо узнать –

Хлопать в ладоши пора начинать.

Буратино – сколько слогов? (четыре слога)

Буратино собрался идти в школу, потому что сегодня у него день рождения – ему исполняется семь лет.

Он пригласил гостей – персонажей из разных сказок. (Воспитатель показывает различных персонажей сказок).

Назовите, их? (Золушка, Петрушка, Незнайка, Мальвина, Чиполлино, Дюймовочка, Артемон, Пьеро)

Давайте назовём друзей, в именах которых, три слога? (Золушка, Незнайка, Петрушка, Мальвина, Артемон)

Назовите друзей, в именах которых, четыре слога? (Дюймовочка, Чиполлино,Черепаха)

Ребята, как вы думаете, если мы прошагаем эти слова, количество слогов изменится или нет? (Ответы детей)

Давайте, проверим? (Дети проверяют выдвинутое предположение и делают вывод, что количество слогов не изменяется от способа выполнения действий).

Физкультминутка:

Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,

Раз – нагнулся, Ключик, видно, не нашёл.

Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся. Надо на носочки встать.

Ребята, когда мы общаемся, что слышим и произносим? (Звуки)

Что видим и пишем? (Буквы)

Карточкой, какого цвета обозначаются гласные звуки? (красной). Согласные – твёрдые? (синей). Согласные – мягкие? (зелёной)

Буратино пригласил ещё друзей. Нам надо отгадать, кто они?

Назовите каждую картинку и определите первый звук в словах. Перевернув карточку, вы найдёте букву, которая обозначает этот звук.

По первым буквам, вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, то мы узнаем, кто ещё пришёл в гости.

Ваза

Ослик

Лодка

Кукла

В

О

Л

К

Какой первый звук в слове «ВАЗА»? (Звук З) Он, какой? (Согласный, твёрдый)

В слове, «ОСА»? (Звук О) Он, какой? (Гласный)

В слове, «ЛУК»? (Звук Л – твёрдый согласный)

В слове «КУКЛА»? (Звук К – твёрдый согласный)

Прочитайте, какое слово, получилось? (ВОЛК)

Ребята, что дарят именинникам на день рождения? (Подарки)

Игра «Магазин подарков»

За подарками мы отправимся в магазин. Я буду продавцом, а вы покупателями. На монетки, которые у вас, вы может купить в магазине разные предметы. На монетку с буквой «С» можно купить те предметы, в названиях которых есть звук «С», на монетки с буквой «Ш» – вещи со звуком «Ш». Монетки кладите в тот кармашек, где в слове слышится ваш звук: если звук стоит в начале слова, то монетку кладите в первый кармашек, в середине – во второй, в конце – в третий.

( Предметные картинки: шарф, шапка, рубашка, мишка, ландыш; самолёт, свитер, кресло, пылесос, ирис)

Лиза, какой подарок ты купила на свою монетку? (Шапку)

Где, слышится звук «Ш»? (В начале слова)

Полина, что ты купила? (рубашку)

Где, слышится этот звук? (В середине слова)

(Проверка выполнения задания воспитателем вместе с детьми)

Гимнастика для глаз «Бабочка»

(Дети следят за бабочкой глазами, куда она летит. Вверх-вниз-вправо-влево)

Ребята, следите за бабочкой одними глазами не поворачивая головы.

Ребята, Буратино просит нас накрыть стол для чаепития.

Как называется набор посуды для чаепития? (чайная посуда)

Почему сервиз называют чайным? (Потому, что из него пьют чай)

Перечислите предметы посуды, необходимые для чаепития? (чашки, блюдца, чайник, чайная ложка, мелкие тарелки, сахарница)

Как называется посуда, в которой подают: сахар – сахарница, конфеты – конфетница, салфетки – салфетница, хлеб – хлебница, соус – соусница, соль – солонка, суп – супница, перец – перецница, бутерброды – бутербродница, сухари – сухарница, суп – супница.

Игра «Скажи наоборот»

Что означает выражение «хрупкая посуда»? (её легко разбить)

А если посуду невозможно разбить, значит, она какая? (крепкая, прочная)

Сейчас мы поговорим о том, какая бывает посуда, и поиграем в игру «Скажи наоборот»

Посуда бывает хрупкая, а бывает наоборот, какая? (прочная)

Итак, начинаем: прочная – хрупкая, широкая – узкая, низкая – высокая, мелкая – глубокая, маленькая – большая, толстая – тонкая, тупая-острая, белая – чёрная.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре.

Мы посуду перемыли.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли.

Ничего мы не разбили.

Игра «Ковёр из звуков»

Гости решили сыграть в игру, которая называется «Ковёр из звуков». Давайте присоединимся к ним и поможем создать красивый ковёр для Буратино.

Ребята, подойдите к столам и займите свои места (на столах стоят подносы с кружками – синие и зелёные, игровое поле 3*3)

Ребята как вы думаете, каким цветом возьмёте кружок если в слове услышите звук С, (синий), а если звук З, то зелёный.

(Сок, зонт, берёза, коса, зубы, слон, заяц, сова, собака)

Почему ты взял синий кружок? (в слове СЛОН есть звук С)

Почему ты взял зелёный кружок? (в слове ЗОНТ есть звук З)

Этот ковёр из звуков мы подарим Буратино.

Ребята, а чтобы вы помнили, как нам было весело на дне рождения Буратино, он тоже приготовил нам подарки – разноцветные колпачки. Каждый из вас возьмёт тот колпачок, чьё имя начинается с данной буквы.

Ребята, наступила пора прощаться с Буратино и нашими гостями. Скажем всем: До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по обучению грамоте "Посылка от феи Грамоты"

Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Занятие по обучению грамоте Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»

Программное содержание:1. Познакомить детей со звуком  Д, буквой Д. Дать характеристику звуку – звонкий согласный.2. Учить находить и называть предметы на заданный звук Д.3. Повторение скороговор...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...