Конспект занятия по речевому развитию,Старшая группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Долгополова Екатерина Николаевна

речевое развитие старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_starshaya_gruppa.docx114.05 КБ

Предварительный просмотр:

Новостной портал для скачивания через торрент или напрямую " Страница 82

Нод (занятие)по  обучению грамоте в старшей группе «Путешествие  по морю Предложений к Чудо- острову» 

                                                           Воспитатель  :Куликова Н.Э.

Предварительная  работа: 

1.Д/и  «Подбери модель» , «Сколько корабликов?»

2.Игровая ситуация «Магазин»

3.Речевые игры«Составь предложение по картинке», «Придумай предложение по набору слов», «Продолжи предложение», «Пропускаем мы во двор, слов особенных набор»

4. Рассматривание иллюстрации «Мальчик пускает кораблик»

Задачи:

1.Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность :

-умение различать на слух слова в предложении, указывать количество слов, их последовательность, строить предложение по заданной схеме

-развивать представления о смысловой законченности предложения

-учить произносить  предложения с передачей интонации.

Материал:

 Элементы макета- модели: море предложений, кораблики ,знаки препинания(.,!,?),остров.

Иллюстрация «Мальчик пускает кораблик».

Индивидуальные карточки : модель «схема предложения»;динамические линейки.

Методы :

1.Моделирование.

2.Упражнения.

3.Демонстрация наглядных пособий.

4.Воображаемая ситуация в развёрнутом виде.

5.Художественное слово.

6.Обьяснение воспитателя.

7.Приём «мозговой штурм»

                             

Ход занятия

На мольберте помещается сюжетная картинка «Мальчик пускает кораблик».

Детям предлагается составить по ней разные предложения.

-Из чего состоит предложение?(из слов)

-Что чаще всего длиннее : предложение или слово? А что короче?

Да, правильно ребята .Наша речь состоит из предложений. Вот и в нашей стране Грамматики слова решили отправиться в путешествие по морю Предложений. Больше всего к этой картине подходит предложение: Мальчик пускает кораблик.

-Как вы думаете сколько нам корабликов  понадобится и почему? А это мы сейчас проверим.

На первом кораблике есть высокая мачта .Она обозначает , что первая буква в предложении заглавная (большая).Чтение стихотворения Е. Измайлова

                 Буква обычная выросла вдруг

                   Выросла больше букв-подруг…

                   Буква расти не сама захотела,

                   Букве поручено важное дело!

                   Ставится буква у строчки в начале

                    Чтобы начало все замечали.

На этом кораблике поплывёт первое слово.

-Какое?(мальчик)

-А на втором кораблике какое?(пускает)

-А на третьем?(кораблик)

Обращаем внимание детей ,что слова пишутся отдельно друг от друга. Ребята, посмотрите на последнем корабле есть специальная площадка. На ней размещается знак препинания. Они бывают разные в зависимости от интонации с какой произносится предложение. Детям предлагается произнести предложение с разной интонацией, с одновременной

демонстрацией модели «схема предложения».(                        .                         !                                           

Чтение стихотворения Маршака        ?)

  У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал Чудак -

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

- Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы:

- Кто? Кого? Откуда? Как?

 - Так,- сказала точка,

Точка-одиночка.-

Мной кончается рассказ.

Значит, я важнее вас.

Объясняем детям  ,что не любой набор слов является предложением. Подводим к пониманию  ,что слова образуют предложение в том случае ,когда понятно о чём или о ком говорится. Произносим свою « превращалочку»:

Чтоб с предложением играть

И на море побывать

Я кручусь и я вращаюсь

В капитана превращаюсь

Выбираем капитана с командой(капитан управляет 1 кораблём; а команда формируется из количества слов в предложении).Сегодня наши кораблики приплыли к чудо-острову с необыкновенными цветами.

Детям предлагается самостоятельно придумать предложения о цветах и показать количество слов на динамической линейке.

Парадом прекрасных  предложений заканчивается наше очередное путешествие. А чтобы нам вернуться давайте придумаем  самое  необычное предложение, в котором каждое слово будет начинаться на один звук(используем приём «мозговой штурм») . Выбираем нового капитана и команду и возвращаемся домой.

Произносим «превращалочку»:

Мы с предложеньями дружили

По Чудо- острову бродили.

Я кручусь и я вращаюсь

И в себя я превращаюсь.

                         

                         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию. Старшая логопедическая группа Тема: «В гости к Гномам»

Данное занятие является  занятием, реализуемым в рамках педагогического проекта. Оно не относится к какой-либо конкретной лексической теме, а является контрольным занятием, которое помогает опред...

Занятия по речевому развитию старшая группа

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу в соответствии с новыми технологиями обучения. Цель: Оказать значитель...

Конспект занятия по речевому развитию (старшая группа) "Признаки осени"

Цель: учить составлять по образцу простые и сложные предложения.Задачи:образовательные:уточнить и расширить знания детей об осени и ее приметахактивизировать словарь детей по теме занятия;продолжать у...

Конспект занятия по речевому развитию (старший дошкольный возраст) Беседа по картине "Февральская лазурь"

Занятие направлено на развитие эмоционального и творческого воображения, устную речь.Учить выражать свои мысли ясно и чётко, умению общения со свсверстниками и взрослыми, высказывать свои чувства и на...

Конспект занятия по речевому развитию (старшая разновозрастная группа)

Цель: Расширять и углублять представления детей о диких животных:о пингвинах.Задачи: (П) Продолжать знакомить с животными холодных стран, закреплятьумение отличать их по внешнему виду. (Р) Совершенс...