Обучение грамоте "Звук и буква Х/Хь"
план-конспект занятия по обучению грамоте

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuch_gramote_zvuk_i_bukva_h.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  Звуки «Х-хь» ,буква «Х»

Цели:

Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.

Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «буква».

Закрепить умение интонационного выделения звуков в словах и фразовой речи, определения местоположения звуков в слове.

Познакомить с новой буквой «Х».

Учить внимательно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы.

Демонстрационный материал: квадратики красного, зелёного и синего цветов; картинка с изображением трамвая; картинка из серии «Азбука».

Магнитная доска, магниты, мел, простые и цветные карандаши, ластики.

Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются Гласные звуки от согласныхзвук от буквы, а также познакомимся с новой буквой.

Основная часть.

Ребята! Мы с Вами знаем, что все что нас окружает- все может звучать!

Каждый день мы можем слышать с Вами различные звуки! Например, как рычит собака: р-р-р. или как в коляске плачет малыш: уа-уа-уа… 

Звуки бывают гласными и согласными. Какие звуки мы называем гласными, а какие согласными? (ответы детей)

Верно, гласные звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает, а согласные мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко.

А теперь, я предлагаю Вам поиграть в игру «Угадай звук». Каждому из вас буду называть звук, а вы попробуете определить, какой это звук – гласный или согласный, твердый или мягкий.а-о-у-ы-е-ё-ы-б-п-г-м-н

Опрос детей.

Ребята, а звуки мы можем видеть(ответы детей)

Правильно, звуки мы только слышим и произносим, но мы их можем обозначить. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки(ответы детей)

Гласные звуки мы обозначаем красного цвета пиджачком, твердые согласные - кружком синего цвета, но а мягкие согласные - кружком зеленого цвета. А сейчас пришло время поиграть в игру «Сигнальщики». Каждому из Вас я раздам кружки красного, зеленого и синего цвета. Если я называю гласный звук – Вы поднимаете кружок красного цвета, если твердый согласный - синего цвета, мягкий согласный – зеленого цвета.

Физкультминутка.

Мы веселые ребята, (шаги на месте)

Мы ребята – акробаты! (шаги на месте)

Раз- прыжок, два – хлопок (прыжок, хлопок)

Можем прыгать весь урок! (прыжки на месте)

Дифференциация понятий «звук» - «буква».

Кто из вас подскажет мне: помимо звуков гласных и согласных нас с вами ещё что окружает?

ДетиБуквы!

Педагог: Правильно! А кто помнит, чем же буква отличается от звука(ответы детей)

Правильно, звук мы только произносим и слышим, а букву - пишем и видим.

 (Педагог прохлопывает слова «со-суль-ка» и «дождь»)

Слова могут быть длинными и короткими. Какие слова мы называем длинными, а какие короткими? (ответы детей)

Игра четвертый лишний (СЛАЙДЫ)

Знакомство с буквой «Х».(СЛАЙД  ХОМЯК)

А сейчас я хочу рассказать Вам одну историю про хомяка-хвастуна. Послушайте внимательно!

Жил-был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. –Хотите верьте, хотите нет – начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: - Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли? А он: -Хрю-хрю, хрю-хрю!» Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева. – Ух, ты! – воскликнули хомяки. – Иду себе дальше, - продолжает хомяк – снег под ногами – хруст, хруст. Смотрю – лежат две большие змеи, спят и храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом…я….- Что, что потом? - хором спросили хомяки. – Я … потом… -Да не тяни же ты! –взмолились хомяки. –Хорошенькое дело! –обиделся хомяк-хвастунишка. – Вы думаете, что так легко придумывать про то, чего никогда не видел? Вот такая история! Вы внимательно слушали историю, где же собирались хомяки, чтобы послушать истории хомяка-хвастунишки? (ответы детей)

Педагог: Кого встретил хомяк в Африке? (Слона)

Педагог: А что делал слон? (Хрюкал)

Педагог: Это правда или нет? (Нет)

Педагог: Кого еще встретил хомяк? (Змей)

Педагог: Что делали змеи? (Храпели на всю Африку)

Педагог: А это правда или нет? (Нет)

А сейчас ответьте на такой вопрос: «Какой один и тот же звук Вы слышите в начале слов «хомяк»«хвастун»«храпеть»«хрюкать»(ответы детей)

Правильно! А кто расскажет об этом звукекакой он: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий? (ответы детей)

Педагог: А кто назовет младшего братца звука «Х» и расскажет про него? (ответы детей)

ПедагогЗвуки «Х» и «ХЬ» мы можем видеть? (ответы детей)

ПедагогЗвуки «Х» и «Хь» прячутся в букве «Ха».

Педагог вывешивает изображение буквы «Ха» на доске.

Ха на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

А на что еще похожа буква «Ха»(ответы детей)

Педагог: А давайте сейчас построим букву «Ха» с помощью карандашей? Как Вы думаете сколько нам понадобиться карандашей? (ответы детей)

Пальчиковая гимнастика:

Хомка-хомка, хомячок,

Полосательный бочок.

Хомка раненько встает

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать!

Работа в тетради. Задания на закрепление буквы «Х».

Итог занятия :

Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласныхбуквы от звуков, изучили новую букву «Х», знаем какие звуки прячутся в этой букве, делили слова на слоги- определяли длинные и короткие слова.

Педагог: Хорошо, пальчики можно убрать. Под цифрой один в красном квадратике художница изобразила нам красивую картинку и даже приготовила интересные загадки, отгадав которые, мы сможем узнать, есть ли там знакомый звук «Х» или «Хь».

ПедагогСлушайте первую загадку:

На ледяной площадке крик,

К воротам рвется ученик.

Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"

Веселая игра.

Дети: Хоккей!

Педагог: Правильно!

Х-хоккей. Есть знакомый звук?

Дети: Да!

Педагог: Как звучит?

Дети«Х»!

Педагог: Где стоит?

Дети: В начале слова.

Педагог: Он гласный или согласный?

Дети: Согласный!

Педагог: Твёрдый или мягкий?

Дети: Твердый!

Педагог: А бывает мягким?

ПедагогСлушайте вторую загадку загадку:

Дернуть если за веревку,

Стрельнет громко, как винтовка,

И на верх фонтаном ярким,

На гостей и на подарки,

Устремится конфетти

В нам не ведомом пути.

Эта праздника подружка

Называется. (ХЛОПУШКА).

Дети: Хлопушка!

Педагог: Правильно!

Х-хлопушка. Есть знакомый звук?

Дети: Да!

Педагог: Как звучит?

Дети«Х»!

Педагог: Где стоит?

Дети: В начале слова.

Педагог: Он гласный или согласный?

Дети: Согласный!

Педагог: Твёрдый или мягкий?

Дети: Твердый!

Педагог: А бывает мягким?

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика).

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди!

(Та же самая гимнастика проводится на второй ладони.)

Встали пальчики! Ура!

В «Парус» нам идти пора!

Педагог: А теперь поставьте, пожалуйста, пальчик на цифру два в красном квадратике. (Педагог убеждается в правильности выполнения инструкции.) Молодцы! Пальчики убирайте. Под цифрой два в красном квадратике художница изобразила нам пятиэтажный дом. В этом доме живет буква «Ха». Давайте на крыше этого домика по точкам мы обведём простым карандашом эту букву. Берём простой карандаш, обводим букву «Ха» по точкам и вспоминаем: сколько в ней живёт звуков, один или два. К букве «Ха» приходят в гости гласные буквы «а,о,у,ы,э» и вместе они поют песенки. Давайте перед гласными «а,о,у,ы,э» напишем букву «Ха» и прочитаем песенки. (Дети с помощью педагога читают получившиеся слоги.)

Педагог: Как звучит?

Аналогично проводится работа с гласными «ю,я,е,е»

Педагог: А сейчас напишем в пустых квадратах букву «Х» и прочитаем слова. Где же она спряталась: в начале, в середине, в конце слова?

Уборка рабочего места.

Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол).

III. Итоги занятия.

Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, даёт положительную оценку деятельности каждого ребёнка.

Педагог: Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласныхбуквы от звуков, изучили новую букву «Х», знаем какие звуки прячутся в этой букве, делили слова на слоги- определяли длинные и короткие слова.

Я надеюсь, вам всем понравились задания в тетради «От А до Я», с которыми вы с лёгкостью справились. Спасибо вам за работу. А наше занятие, тем временем, подошло к концу. Выстраивайтесь в паровозик. До свидания!

(Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.)

1.Организационный момент.

Инструкция:

Сядет тот, кто назовет слова со звуком Х.

Основная часть.

Акустико-артикуляционный образ звуков.

Дается в сравнительном плане. Обращается внимание на различие между звуками Х и Хь

Развитие фонематического слуха.

Увидите картинку, в названии которой есть Х- поднимите синий флажок, а если услышите звук Хь- поднимите зеленый флажок.

Игра «Четвертый лишний».

Инструкция:

Слушайте внимательно слова. Найдите среди них лишнее.

Тигр -лиса-волк- хомяк

Сосна- хижина- дуб- клен

(Дети сначала называют лишние слова из каждого ряда слов, потом называют начальные звуки в этих словах , а затем дают характеристику этим звукам).

4.Динамическая пауза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

НОД по обучению грамоте.Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\'].

НОД по обучению грамоте. Программа «Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой. Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе).Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\']....

НОД по обучению грамоте. Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ].

НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ]....

Подготовка в обучению грамоте. Презентация "Буква О"

Презентация создана на основе материала С.П.Цукановой и Л.Л. Бетц "Учим ребёнка говорить и читать". Дети в игровой форме знакомятся и буквой "О"...

Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...

Конспект по занятию обучение грамоте "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ У, Ю"

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы...

Обучение с увлечением. Буква "А"

Презентация для родителей и детей буква "А"....