Конспект ООД по обучению грамотности в старшей группе «Представление о смыслоразличительной функции звука»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по обучению грамотности
в старшей группе
«Представление о смыслоразличительной функции звука»
Программное содержание. Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.
Материал: доска, указка, картинка-схема слова лист, фишки красного, синего и зеленого цветов, мяч.
Ход ООД
Игра «Назови пару».
Воспитатель называет твердый согласный звук, дети придумывают соответствующую ему мягкую пару, затем мягкий согласный звук, а дети твердую пару. Игра проводится в кругу с мячом.
Проводя эту игру, следует помнить о том, что звуки ж, ш, ц не имеют мягкой пары, а звуки ч, щ, й— твердой пары.
Загадка
С ветки в речку упадет,
И не тонет,
А плывет.
( Лист)
Звуковой анализ слова «лист». Воспитатель обращает внимание детей на то, что слово лист состоит из одного слога, так как в нем только один гласный звук. Дети самостоятельно называют слова, состоящие из одного слога.
ли́ст
лист — слово из 1 слога: Лист. Ударение падает на слог с единственной гласной в слове.
Транскрипция слова: [л’ист]
л [л’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
и [и] — гласный, ударный
с [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
т [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
В слове 4 буквы и 4 звука.
Цветовая схема: лист
Физкультминутка
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Игра «Какой звук заблудился?»
На болоте нет дорог,
Я по кошкам (кочкам) – скок да скок!
А. Шибаев
Игра «Назови слова».
Дети сначала называют слова со звуком, на который заканчивается слово лист , а затем – с его мягкой парой (звук ть).
Итог. – Какие звуки называются гласными?
– Какие звуки называются согласными?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство с гласным звуком [у] буквой У
Цель: Познакомить с гласным звуком «У», гласной буквой «У»;Задачи: Учить детей определять место звука в словах «утка», «арбуз»...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе ДОУ на тему «Мир звуков. Звуки речи.»
Все эти разные звуки – музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц не похожи на речь человека. Поэтому эти звуки называются НЕречевые. Говорить умеет только человек. И все звуки, которые...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада (знакомство со звуком Ш)
Конспект занятия составлен в игровой форме с целью закрепления у детей умения находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного зву...
Конспект НОД по обучению грамотности в старшей группе
Задачи:Образовательные: Продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имён существительных;Развивающие: Закреплять умение детей делить слова на ...
Конспект ООД по обучению грамотности В старшей группе «Слоговой анализ и синтез слов»
Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком....
Конспект ООД по обучению грамотности В старшей группе «Сравнение слов по звуковому составу»
Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова; упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему; закреплять пре...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с буквой и звуком С»
Знакомить с буквой С; учить детей точно называть предмет, его качества. Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине) выделять его при прои...