Дополнительная образовательная программа "АБВГДЕйка"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Назмиева Сания Шайхуловна

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Обучение грамоте является важной составляющей познания азов чтения и письма.. К тому же, ребенок до 6-ти лет более гибок в плане учёбы. Ребенок начинает пользоваться родным языком почти с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение или родители. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Программа дополнительного образования «Волшебные звуки» помогает дошкольникам избежать трудностей при поступлении в школу.  Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания по развитию познавательно-речевой деятельности детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования «Развитие» Л.А. Венгера

 Цель: программы: развитие умственных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления со звуковой системой языка.

              Задачи программы:

Развивающие – обогащать словарный запас, развивать речь детей, развивать фонематический и речевой слух, внимание, память, мышление.

Образовательные закреплять умение проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений.

Воспитательные – формировать интерес к чтению, воспитывать аккуратность, коммуникабельность, любознательность.   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazmieva_programma_po_dopolnitelnomu_obrazovaniyu.docx304.02 КБ

Предварительный просмотр:


  СОДЕРЖАНИЕ

Целевой раздел

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи реализации программы
  3. Принципы формирования программы
  4. Основные методы, условия, направления формирования программы
  5. Возрастные особенности познавательно – речевого развития детей 6-7 лет
  6. Планируемые результаты

  Содержательный раздел

  1. Направления работы по реализации программы
  2. Структура занятия по знакомству со звуками
  3. Календарно - тематический план по дополнительному образованию с детьми 6-7 лет

4. Взаимодействие с родителями

   Организационный раздел

  1. Организация познавательно-речевой среды
  2. Программно-методическое обеспечение
  3.  Список использованной литературы
  4. Мониторинг

                            ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Обучение грамоте является важной составляющей познания азов чтения и письма.. К тому же, ребенок до 6-ти лет более гибок в плане учёбы. Ребенок начинает пользоваться родным языком почти с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение или родители. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Программа дополнительного образования «Волшебные звуки» помогает дошкольникам избежать трудностей при поступлении в школу.  Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания по развитию познавательно-речевой деятельности детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования «Развитие» Л.А. Венгера

 Цель: программы: развитие умственных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления со звуковой системой языка.

              Задачи программы:

Развивающие – обогащать словарный запас, развивать речь детей, развивать фонематический и речевой слух, внимание, память, мышление.

Образовательные закреплять умение проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений.

Воспитательные – формировать интерес к чтению, воспитывать аккуратность, коммуникабельность, любознательность.   

                        Программа строится на принципах: 
  1.Последовательности   (все задачи решаются  методом  усвоения  материала «от простого к сложному»,  в соответствии с познавательными  возрастными возможностями детей; 
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала); 
3.Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий) 
 4.Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников) 

5.Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения); 
 6 Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.) 

Методами успешной реализации программы являются:

Словесный (заучивание стихотворений, небольшой рассказ беседа).

 Наглядный (наблюдение, рассматривание).

Практический (словесные игры; дидактические игры: «Поймай звук», «В какой части слова данный звук» «Цепочка звуков»).

        

Методическое условие реализации программы предполагает наличие дидактических пособий по звуковому анализу. 

 Материально-техническое – приобретение и изготовление новых пособий, таблиц, карточек по обучению грамоте. Также необходимым условие успешной реализации программных задач является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.

 

                          Основные направления программы:

Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;

 Развитие навыков звукового анализа в словах.

Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;

Развитие психических процессов.

Возрастные особенности познавательно-речевого развития детей 6 летнего возраста

 Дети шестилетнего возраста начали выделять речь как особую форму деятельности. По развитию способности слышать в слове звуки, по способу звукового анализа находятся на начальном уровне. Дети могут определять первый ударный гласный звук, сложнее определяют последний гласный, согласный звук. Большинство детей называют первый слог вместо первого согласного звука. Уровень речевого развития детей таков, что под руководством взрослого они готовы к усвоению тонких форм звукового анализа – последовательному вычленению звуков в слове, к осознанию зависимости звучания от позиции звука в слове.

Прогнозируемый результат:  
1. Владеть понятиями «звук», «слог», «слов», «предложение», «твёрдые  и мягкие согласные». 
3.  Правильно произносить звуки

  4.Определять позицию звука в слове. (Звук в начале слова, в середине, в конце)              

                       СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 

Система занятий включает в себя работу по четырём основным направлениям:

1.Работа со звуком. Организуя работу со звуком, важно научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи.

2. Работа со слогом. Умение делить слова на слоги, находить ударный слог. На этапе запоминания слогов ребёнок должен осмыслить, понять. Так называемые «слоговые песенки распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение слогов путём их «пения» (что вызывает огромный интерес у детей, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.

3.  Работа со словом. Проводя игры со словом, уточняем, обогащаем и активизируем словарь детей; учим правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учим определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом, время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки).

4. Работа с предложением. Работая над предложением и устной речью, обучаем детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете. В процессе обучения происходит совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием           Выделение изучаемого звука из слов. Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).

 

Календарно – тематический план

Месяц

Тема

Задачи

Ноябрь

Звуки [А] , [Я]

Познакомить с гласными звуками [А] , [Я] , учить составлять слова с данными звуками.  [Я] может обозначать два звука. Дать понятие о йотированных звуках.

Звуки:: [О] , [Ё]  

Знакомство с гласными [О], [Ё] с тем, что, [Ё] может обозначать два звука Повторение понятия «Слог»

Звуки [Е], [Э]

Познакомить детей со звуком и [Е], [Э]  

Звуки [У], [Ю]  

Формирование у детей стойких представлений о звуках[У], [Ю], научить детей различению звуки [У], [Ю], синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук.

Декабрь

Звуки [И], [Ы]  

Совершенствование артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи, познакомить дошкольников со звуками [И], [Ы]  

«Звуки [Б] и [Б'],

Сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б']. Согласные звуки.

«Звуки [П] и [П']

Сформировать представления у детей о звуках [П] и [П']. твёрдые и мягкие звуки.

«Звуки [В] и [В'].

Научить дошкольников различению звуков [В] и [В'].

Три позиции звуков. Слова, обозначающие предмет.

Январь

«Звуки [Ф] и[Ф'].

Познакомить дошкольников со звуками [Ф] и [Ф'].

 Слова, обозначающие признаки предметов.

«Звуки [Д] и[Д'].

Обучить детей различению звуков [Д] и [Д'].

 Слова, обозначающие действие предметов.

«Звуки [Т] и [Т'].

Познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т'].

Познакомить с ударным и безударным слогом.

«Звуки [Г] и [Г'].

Научить детей различению звуков [Г] и [Г']. Познакомить с разными видами предложений по произношению.

Февраль

Звуки [К] и [К'].

Сформировать представления о звуках [К] и [К']. Познакомить с правильной интонацией при произношении.

«Звуки

[З] и [З'].

Познакомить дошкольников с новыми звуками [З] и [З']. Познакомить с выразительностью речи.

«Звуки  

[С] и [С'

Сформировать представления дошкольников о звуке «С». Познакомить с правильной дикцией в речи.

«Звук «Ж»

Сформировать представления у дошкольников о звуке Ж».

Учить правильно употреблять видовые и родовые слова-названия.

Март

«Звук «Ш»

Познакомить дошкольников с правильным произношением звука [Ш]. Учить заучивать потешки, небылицы.

Звук «Щ»

Научить дошкольников верному произношению звука [Щ].

Учить правильно произносить данный звук в скороговорках

«Звук «Ч»

Дать понятие, что данный звук всегда мягкий

Познакомить дошкольников с правильным произношением звука [Ч].

«Звук «Ц «

Дать понятие, что данный звук всегда тврдый

Познакомить дошкольников с правильным произношением звука [Ц].

Апрель

«Звук «Р « , «Р «

Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Р] и [Р']. Учить определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом, время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки).

«Звуки [Н], [М] »

Научить дошкольников правильному произношению звуков[Н] и [Н'], [М] и [М'], различению буквы «М» и «Н» Правильно согласовывать диалогическую речь

«Звук

и буква [Й],

Познакомить дошкольников со звуком «Й» Учить задавать вопросы и правильно отвечать на вопросы.

Буквы [Ь] и [Ъ]»

Сформировать стойкие представления у дошкольников о буквах [Ь] и [Ъ], НЕ ОБОЗНАЧАЮЩИХ ЗВУК.Обобщение пройденного.

Взаимодействие с родителями

 Цель: развитие познавательного интереса, формирование представлений по обучению детей грамоте.

Содержание работы с родителями через разнообразные формы.

 Направления деятельности.

 Информационно – аналитические: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической деятельности. Проведение анкетирования и опросов.

 Познавательные: ознакомление родителей с приемами, методами обучения детей грамоте. Формирование желания заниматься со своими детьми. Проведение родительского собрания «Обучение детей грамоте». Наглядно – информационные: оформление родительского уголка в подготовительной группе «Советы родителям будущих первоклассников» «Игры со звуками», «Выделение и распознавание звуков». «Деление слов на слоги «Определение места ударения в слове». «Чтение слов и предложений».  «А теперь буквы» «Сколько звуков? На каком месте?» «Что значит «ребенок готов к школе?» «Гласные и согласные» «Со схемой и без неё»

                           ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

      Организация развивающей среды с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

    Центр познавательно – речевой активности в группе включает в себя  столы, стулья, различные дидактические игры и наглядный материал.

Дидактическое обеспечение программы: ФИШКИ, ИЛЛЮСТРАЦИИ,.АРТИКУЛЯЦИННАЯ ГИМНАСТИКА, ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА, СКОРОГОВОРКИ, ЗЕРКАЛА

                        Методическое обеспечение программы

- Наборы картинок на все звуки родного языка (животные, игрушки, растения и т. д.)
- Наборы игрушек диких, домашних животных, птиц, фруктов, овощей и т. п.
- Картины-схемы звукового анализа слов (демонстрационные и раздаточные на каждого ребёнка).
- Полоски-схемы звукового состава слов.
- Многофункциональные перфокарты.
- Рабочие тетради с заданиями на каждого ребёнка.
- Ребусы для детей.

Литература:

  1. «Обучение дошкольников грамоте» по методикам Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Н. В. Дуровой. Москва, «Школьная пресса», 2011г.;
  2. Дидактические материалы Н. В. Дуровой «Поиграем в слова», «От слова к звуку», «Упражнения на проверку и закрепление знаний при обучении дошкольников грамоте», «Развивающие упражнения для подготовки детей к школе».
  3. «Готовимся к школе» Н. М. Савицкая, «Литера», Санкт- Петербург, 2012г.;
  4. «Уроки грамоты для дошкольников», Москва, «Мозаика - синтез», 2011г.;
  5. «Обучение дошкольников грамоте», Н. С. Варенцова. Москва, «Мозаика - синтез», 2012г.;

6 «Звуки, слоги, слова» Е. В. Соколова, «Академия развития», 2007г.

7.«По дороге к азбуке» Г,Ф,Марцинкевич

                             


                                 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...