Знакомство дошкольников с искусством книжной графики
консультация по обучению грамоте (старшая группа)

• Книжная графика - вид изобразительного искусства, отражающий действительность через образное и наглядное воспроизведение зримых форм.
• Графика делится на рисовальную и печатную, включая гравюру и литографию.
• Иллюстрация - изображения, помогающие понять текст и обогащающие оформление книги.
• Иллюстрация тесно связана с литературной основой и служит для раскрытия смысла текста.
• Книга - синтез различных видов искусства: литературы, графики и полиграфии.
• Графика является средством всестороннего развития детей, особенно в дошкольный период.
• Иллюстрация выполняет эстетическую функцию и является сильным средством воспитания.
• Рассматривание книжных иллюстраций - метод обучения детей рисованию.
• Иллюстрация играет важную роль в развитии ребенка, пробуждая его природную любознательность и углубляя знания об окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство дошкольников с искусством книжной графики

Книжная графика — это один из видов изобразительного искусства, который, подобно живописи, графике и скульптуре, отражает действительность через образное и наглядное воспроизведение ее зримых форм. Она передает облик предметов и явлений объективного мира, а также все многообразие событий и жизненных процессов, воспринимаемых зрением.

Графика (от греческого «grapho» — «пишу») ближе других видов изобразительного искусства к письму, рисунку и условному знаку. Важным графическим средством является белый лист бумаги с нанесенными на него линиями, точками, штрихами и пятнами. Графика делится на два вида:

  • Рисовальная графика, где художник создает изображение непосредственно на листе бумаги.
  • Печатная графика, включающая гравюру и литографию.

Книжная иллюстрация (от латинского «illustrare» — «прояснять») — это изображения, которые помогают понять текст и делают книгу более привлекательной, обогащая её оформление.

Особенность иллюстрации как вида изобразительного искусства заключается в том, что она опирается на литературную основу и служит определённой цели — раскрыть и объяснить смысл текста. Иллюстрация тесно связана с идейно-образной структурой литературного произведения.

Иллюстрация взаимодействует со всеми элементами книги, особенно с текстом литературного произведения, его сюжетом и стилем. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно связана с текстом книги, создавая с ним единое целое.

Таким образом, книга — это синтез различных видов искусства: литературы, графики и полиграфии.

Графика как средство всестороннего развития детей.

Период дошкольного возраста — это один из наиболее благоприятных этапов для знакомства детей с изобразительным искусством и развития у них способностей к рисованию. Книга — одно из первых произведений искусства, с которым знакомится ребёнок. Иллюстрации в книгах — это самый распространённый вид изобразительного искусства, с которым дети дошкольного возраста сталкиваются чаще всего.

Даже самые маленькие дети по картинкам как будто читают книгу, переходя от одной иллюстрации к другой. Иллюстрации дополняют и углубляют содержание книги, пробуждают в ребёнке те чувства и эмоции, которые вызывает у нас настоящее произведение искусства, и, наконец, обогащают и развивают его зрительное восприятие. Книжная иллюстрация выполняет и эстетическую функцию.

Искусство иллюстрации — это одно из самых сильных средств воспитания, поскольку оно воплощает идейное содержание литературных произведений в ярких, выразительных и конкретных художественных образах. Иллюстрация помогает лучше понимать текст, быстрее запоминать содержание и получать знания об окружающем мире.

Рассматривание книжных иллюстраций — это широко используемый метод в обучении детей рисованию. Однако иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами и является самостоятельным видом изобразительного искусства. Это первое подлинное произведение искусства, которое входит в жизнь ребёнка. Оно становится начальной ступенью в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живопись, скульптура и т. д.).

Произведения, созданные талантливым художником-иллюстратором, — это настоящие шедевры самобытного творчества. Рассматривая их, ребёнок испытывает истинное наслаждение и радость от творческих открытий художника, от гармонии литературных и художественных образов, которые дают простор для воображения и собственного творчества.

Роль книги в развитии ребёнка невозможно переоценить. Она пробуждает его природную любознательность, развивает её и углубляет, отвечает на множество вопросов, возникающих в его воображении. Необходимость иллюстраций в детской книге и их важность не вызывают сомнений. Именно стремление к объединению всех возможностей слова и изображения определяет характер современной детской литературы.

Книжная иллюстрация играет важную роль в раскрытии идейно-художественного своеобразия литературного произведения и понимании его текста. Художник-иллюстратор в детской книге выступает не просто как исполнитель, а как соавтор писателя. Он не просто изображает мир литературного произведения, но и даёт ему своё толкование, свою интерпретацию, своё видение событий и персонажей.

Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. Е. Д. Поленова, И. Я. Билибин, А. Н. Бенуа, Г. Н. Нарбут, В. А. Милашевский, В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, Е. Н. Чарушин, Е. М. Рачев, В.Г. Сутеев и др. иллюстрировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение

До сих пор их книги невозможно не узнать. На их иллюстрациях выросло не одно поколение детей, а многие литературные и сказочные герои навсегда остались в памяти благодаря мастерам-классикам детской иллюстрации. Эти произведения искусства не теряют своей актуальности даже в начале третьего тысячелетия. Поэтому, если вы хотите купить книгу с иллюстрациями этих художников для своего ребёнка, вы не ошибётесь.

Книжная иллюстрация как уникальный жанр изобразительного искусства оказывает значительное воздействие на формирование эмоционального восприятия окружающего мира. Она способствует развитию у ребёнка эстетического восприятия, которое проявляется в первую очередь в стремлении к красоте во всех её проявлениях. Кроме того, иллюстрация формирует художественный вкус, стимулирует воображение и поощряет детей к творчеству.

Специфика восприятия и эстетических оценок детей дошкольного возраста в отношении произведений книжной графики. Критерии выбора произведений.

Рассматривание иллюстраций — это непрямой метод обучения детей изобразительному искусству, который позволяет расширить их опыт в рисовании, познакомить с новыми графическими образами и способами изображения, а также преодолеть стереотипы в творчестве.

Оформление и иллюстрирование книг для детей строится с учётом особенностей детского восприятия. Для каждого возраста характерны свои особенности восприятия информации, которые влияют на структуру книги, качество иллюстраций, выбор шрифтов и другие аспекты. Также с возрастом меняются способы взаимодействия иллюстраций и текста в книге.

Важно понимать, что каждый возраст ребёнка имеет свою ценность и представляет собой органическое целое, определяемое внутренними законами развития. Иллюстрации и оформление книги не просто следуют за развитием ребёнка, но и стимулируют его, пробуждая творческие способности.

Особенности восприятия детьми разных возрастов иллюстраций в детских книгах анализируются в работах психологов и педагогов. Так, для детей 3–4 лет основным признаком узнавания изображения является форма, а цвет играет второстепенную роль. Для детей пятого года жизни цвет становится главным признаком узнавания, а для детей шестого года жизни он становится таким же важным, как и форма.

Внимание ребёнка направлено на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство деталей и цветовую гамму в произведениях искусства. Это позволяет детям научиться оценивать произведения.

Дети выражают своё оценочное отношение, предпочитая одни произведения другим. Они часто просят показать ещё несколько раз то, что им понравилось и запомнилось. У них появляются любимые произведения, и развивается осознанное чувство радости и удовольствия от рассматривания.

На ранней стадии развития ребёнка, когда ему можно просто дать в руки любую картинку, важны ясность, простота и выразительность графического произведения. За внешней простотой рисунка скрывается понимание окружающего мира.

Детское восприятие требует тщательного изображения предмета с учётом всех деталей, но без излишеств. Ребёнок должен различать все части предмета: человек не должен быть изображён в необычном ракурсе, ноги животных должны быть полностью прорисованы, а не перекрывать друг друга и т. д.

Ребёнку не нужно догадываться, рассматривая непонятную картинку. Он должен сразу узнавать изображённые предметы.

Многие детские художники считают, что иллюстрации для самых маленьких не должны содержать светотень и перспективу.

Безусловно, ребёнку проще воспринимать изображение в цвете. Цвет помогает ему узнать предмет и найти его на белом фоне листа. Однако при использовании цвета, как и при создании самого изображения, необходимо соблюдать определённые правила. Предмет должен быть изображён в своей естественной, природной расцветке. Это касается иллюстраций для всех возрастных групп.

Также важно обратить внимание на композицию рисунка. Она должна быть простой и непосредственно связанной с сюжетом книги. Ребёнок должен сразу понимать картинку, соотнося её с только что прочитанным текстом.

В возрасте от двух до шести лет у ребёнка активно формируется представление об окружающем мире. В этот период активно развиваются память и воображение, а эмоциональные реакции становятся всё более сложными.

Иллюстрации в книге играют важную роль в этот период. Часто дети запоминают картинки из детских книг на всю жизнь — страшные, смешные или грустные.

Восприятие ребёнка зависит от техники исполнения иллюстрации и степени эмоционального воздействия текста, к которому она относится. Но дети в одном и том же возрасте могут по-разному воспринимать одни и те же явления окружающего мира.

В этот период уже проявляется индивидуальность характера ребёнка. Поэтому невозможно создать идеальную иллюстрацию для этого возраста. Можно говорить только о тенденциях в выборе композиционной структуры и степени сложности иллюстраций, характерных для этого уровня развития детей.

По мере взросления ребёнка рисунок должен становиться сложнее, чтобы соответствовать тексту. В иллюстрацию включаются перспектива, светотень и более сложные композиционные решения — необычные ракурсы и более детальное изображение знакомых предметов.

Большинство детей в возрасте от двух до трёх лет предпочитают рисунки со сложным сюжетом и множеством деталей.

Иллюстрация в книге особенно важна для детей младшего школьного возраста. Книга с иллюстрациями помогает ребёнку освоить навыки чтения, а затем и совершенствовать их.

Благодаря качественной иллюстрации, которая учитывает особенности детского восприятия, у ребёнка появляется интерес к книге и чтению. Художественная иллюстрация воздействует на ребёнка, прежде всего, эстетически, знакомит его с жизнью и искусством.

Иллюстрация — это рисунок, который образно раскрывает содержание литературного произведения, соответствует его стилю и одновременно украшает книгу, обогащая её оформление.

Понимание особенностей восприятия детьми дошкольного возраста книжной графики позволяет сформулировать принципы её отбора.

При выборе иллюстрированных детских книг взрослые должны руководствоваться следующими принципами:

  • учитывать возраст детей, особенности их восприятия, жизненный опыт и интересы;
  • произведение должно быть высокохудожественным как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности, доступным для детей.

Третий принцип — это соответствие книжной графики жанру и стилю литературного произведения.

Все средства выразительности графики — рисунок, цвет, композиция каждой страницы и макет книги в целом — должны быть использованы художником для передачи жанра и стиля литературного произведения и обогащения его.

Примером могут служить книги, в которых художник выбрал для иллюстрирования места текста, действительно раскрывающие основное содержание произведения. В таких книгах ярко передана характеристика главных героев, их эмоциональная выразительность. Герои обладают «портретным и внутренним сходством» с персонажами книги, их внешние состояния, действия, поступки, ситуации конкретизированы и типичны. Изображённые детали углубляют и уточняют характеристику образа.

Четвёртый принцип — это необходимость показывать детям разнообразные книги. Они могут быть разными как по форме организации и оформлению (книжка с сюрпризом, книжка-картинка, книжка-ширма, раскладушка, книжка-панорама, книжка-игрушка, образ, книжка-альбом, книжка-сцена, книжка-тетрадь, книжка без текста), так и по творческой манере изображения.

Книжная графика в современном мире играет еще более значимую роль, способствуя развитию творческого мышления и визуальной культуры у детей. Она формирует у них эстетический вкус и способность воспринимать окружающий мир в его многообразии. Книги становятся не только источником знаний, но и площадкой для самовыражения и фантазии, вдохновляя юные умы на создание собственных художественных образов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Знакомство дошкольников с искусством"

«Художественно-эстетическое воспитание» включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд...

Статья "Знакомство дошкольников с искусством"

«Художественно-эстетическое воспитание» включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд...

Статья "Знакомство дошкольников с искусством"

«Художественно-эстетическое воспитание» включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд...

Искусство книжной графики в эстетическом воспитании детей

Искусство книжной графики в эстетическом воспитании детей Художественная детская книга – искусство особого рода. Его создают люди необычного склада, которые счастливо соединяют в себе высокий про...

Тема: «Ознакомление дошкольников с детской книжной графикой»

    Для приобщения детей к художественной культуре, для привития им художественного вкуса, эстетической взыскательности, была создана система педагогической работы по ознакомлени...

Презентация "Искусство книжной графики в эстетическом воспитании дошкольников"

Книжная иллюстрация является наиболее доступным видом изобразительного искусства, так как создается специально для детей. Знакомство с произведениями этого вида искусства невозможно без создания особо...