Методическая разработка Конспект занятия по познавательному развитию « В гости к букве «Н»» в старшей группе общеразвивающей направленности
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

ознакомление детей с новым звуком [H] и согласной буквой «Н».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grigoliya_konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №126 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по познавательному развитию

« В гости к букве «Н»»

 в  старшей группе общеразвивающей направленности

 

                                                                             Воспитатель: Григолия Т.Ю.

Санкт-Петербург

2024

Цель: ознакомление детей с новым звуком [H] и согласной буквой «Н».

Задачи:

Образовательные: 

  • Познакомить с буквой «Нн».
  • Формировать представление у детей о звуках гласных и согласных.
  • Формировать у детей  навыки звукового анализа (место звука в слове) и слогового анализа слов.
  • Совершенствовать у детей умения выполнять упражнение по инструкции воспитателя.

Развивающие:

  • Развивать у детей фонематические процессы, речевое дыхание, силу голоса, зрительное восприятие и внимание.

Воспитательные: 

  • Воспитывать у детей вежливость и доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Учить детей правильно отвечать на вопросы и не перебивать друг друга.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Используемые технологии: личностно-ориентированная технология, игровая технология, здоровьесберегающая технология .

Оборудование и материалы: 

Демонстрационный материал. Плакат «Азбука»,  буквы «Нн».

Раздаточный материал: домашний букварь, кружки синего и зелёного цвета, счётные палочки.

Методические приемы:

Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевая игра, физкультминутка, подведение итогов.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям встать возле стульчиков.

Воспитатель:

Сегодня мы продолжим разговор о звуках и познакомимся с новой буквой. Сядет тот, кто вспомнит слово , которое начинается со звука «Н».

Что вы помните о звуке «Н»?

Дети: Это согласный звук. Его нельзя петь. Когда мы его произносим,  во рту есть преграда.

Воспитатель: Молодцы, вы всё правильно вспомнили. Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он совсем забыл все буквы. Давайте поможем ему вспомнить буквы с которыми мы познакомились.

(на доске буквы «А, М, У», дети вместе с воспитателем произносят звуки )    

Откройте букварь, там где лежит закладка, слева на странице вы видите буквы «Нн». Покажите сначала большую букву «Н», потом  маленькую букву «н». Они одинаковые?

Дети: Они одинаковые, просто одна  побольше, а другая поменьше.

Воспитатель: Из каких элементов состоит буква «Н» ?

Дети: Из двух длинных палочек и одной короткой палочки.

Воспитатель: Давайте сложим из счётных палочек букву «Н».

(дети на столе  выкладывают из счётных палочек букву «Н»)

Воспитатель:

(читает стишок и показывает на доске сложенную букву «Н»  из полосок )

«Н» - как куклина кроватка.

Спит в кроватке кукла сладко.

Бук «Н» - согласная или гласная?

Дети: Буква «Н» согласная.

Воспитатель: Верно, буква «Н» - согласная. Она обозначает  согласные звуки «н» и «нь». Какими  кружками  мы обозначаем  твердый и мягкий согласные звуки?

Дети: Твёрдые  согласные  звуки  мы обозначаем синими  кружками, а мягкие согласные – зелёными кружками.

Воспитатель:  Давайте  поиграем  с вами в игру  «Хлопни в ладоши».
Услышав в слове звук  «Н», хлопни в ладоши:

ноты,  маки,  мост,  носки, батон,  дом,  носорог,  маяк, нога,  мыло,  бант, нитка,  ночь,  месяц, молоко, нос.

Воспитатель: Кого и что вы видите рядом с буквой «Н»?

(дети смотрят в домашний букварь)

Дети: Носорога, носки, нитку, нерпу.

Воспитатель: С какого звука начинаются слова носорог, носки?

Дети: С твёрдого  звука «Н».

Воспитатель: С какого звука начинаются слова нитка, нерпа?

Дети: С мягкого звука «Н».

Воспитатель: Посмотрите на страницу справа, какую картинку вы видите наверху?

Дети:  Колобка.

Воспитатель: Колобок сейчас  покатится  по холмистой дорожке от буквы  к букве, будем  тянуть  каждый звук до следующего звука.

(дети выполняют задания  и читают слоги)

Дети: Ан, на, ан, ну, ун, ну, ун, на.

Воспитатель: То, что вы сейчас прочитали , - это слоги, части, из которых состоят слова. Посмотрите два первых слога , которые вы прочитали : ан, на. Из них можно составить имя девочки : Анна. Сегодня мы с вами поучимся делить слова на части, слоги.

Кого вы видите на картинке в середине страницы?

Дети: Девочек и мальчика.

Воспитатель: Прочитайте как зовут девочек , ведите пальчиком по дугам, когда читаете.

Дети: Нана, Анна.

Воспитатель: Обратите внимание , имена написаны с большой, заглавной буквы, Что кричит им мальчик ? Ведите пальчиком  по дугам , когда читаете .

Дети: Нана, ау! Анна, ау!

Воспитатель:  Прочитайте, что написано  под картинками внизу. Обратите внимание , что последнее слово  заменено картинкой.

Дети:  Мама, на нитки. Анна , на ноты.

Воспитатель:  Вы прошли только четыре буквы, но уже умеете читать!

Ребята, молодцы. А теперь мы с вами  поиграем:

Физическая минутка «Матрешки»

Хлопают в ладошки                Хлопок в ладоши перед собой,

Дружные матрешки.                Повторить хлопки еще раз.                         

На ногах сапожки,                Правую ногу вперед на пятку, левую ногу

Топают матрешки.                Вперед на пятку, руки на пояс, затем в И.П.

Влево, вправо наклонись,        Наклоны вправо – влево.

Всем знакомым поклонись.                Наклон головы вперед с поворотом туловища

Девчонки озорные,                Наклоны головы вправо-влево.

Матрешки расписные.                Наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула.

В сарафанах наших пестрых                 Повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз 

Вы похожи словно сестры.                         

Ладушки, ладушки,                         Хлопок в ладоши перед собой.

Веселые матрешки.         

Воспитатель: Все молодцы! Давайте вернёмся на свои места.

Я уже рассказала, что слова можно делить на части, слоги. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Давайте разделим на слоги слова, которые вы прочитали: Нана, мама. Посмотрите, как сделаю это я.

(воспитатель прохлопывает слоги слова Нана, мама)

Воспитатель: Давайте прохлопаем слово Нана вместе.

Сколько слогов получилось?

Дети: Два слога.

Воспитатель: А сколько гласных звуков в этом слове?

Дети: Два гласных звука «а».

Воспитатель: Видите , сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

(таким же образом проводится работа со словом «мама»)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поучимся различать твёрдый и мягкий звуки «н» и «нь». Я буду  произносить слоги с твёрдым согласным звуком, напимер «на», а вы превратите его в слог с мягким согласным звуком «ня».

Воспитатель: «Но»

Дети: «Нё».

Воспитатель: «Ну».

Дети: «Ню».

Воспитатель: «Ны».

Дети: «Ни».

Воспитатель: Сейчас я повторю всю  цепочку слогов с твёрдым согласным звуком «Н», а вы повторите свою цепочку слогов с мягким согласным звуком «нь». На – но – ну – ны.

Дети: Ня – нё – ню –ни.

Воспитатель: Замечательно. Это было очень трудно, но вы справились! Все молодцы!

Воспитатель: Давайте вспомним, что нового вы узнали на занятии?

Дети:  Мы познакомились с буквой  «Н» и узнали, что она согласная

Воспитатель:  Какие слова на звук [н] вы запомнили?

Дети: Нарцисс, нота, Ната, носок, ножницы, нож и т.д.

Воспитатель:  Давайте попращаемся с Незнайкой. Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы!  Похлопайте себе!

У вас на столах лежат  цветочки  разных цветов, кому было интересно на нашем занятии ,  поднимите красный цветок. Кому было весело на занятии, поднимите зелёный цветок. Кому было грустно на занятии, поднимите синий цветок.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ОО «Познавательное развитие» /ознакомление с миром природы/ в старшей группе общеразвивающей направленности Форма проведения: квест – игра «Вода- источник жизни» Воспитатель: Коновалова Е.Н.

Программные задачи: ·          Актуализировать знания детей о свойствах воды посредством использования мнемотехники и квест технологии;·...

Методическая разработка. Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ в средней группе «Путешествие по правилам дорожного движения».

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием ИКТ в средней группе «Путешествие по правилам дорожного движения» и прилагаемая к нему презентация для проведения данного...

Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе на тему: "Счет до двух, знакомство с цифрами 1, 2."

Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе на тему: "Счет до двух, знакомство с цифрами 1, 2."...

Методическая разработка конспект занятия по познавательному развитию. Тема: "У нас в гостях веселый светофор!"

Методическая разработка для детей дошкольного возраста по закреплению правил дорожного движения. Тема: "У нас в гостях веселый светофор!"....