КОНПЕКСТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ЗВУКИ [с], [с’]. Буква «С»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Наталья Владимировна

КОНПЕКСТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ЗВУКИ [с], [с’]. Буква «С»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zvuki_s_s._bukva_s.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   КОНПЕКСТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ТЕМА: «ЗВУКИ [с], [с’]. Буква «С» 

Тема занятия: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»

Возрастная группа: старшая группа.

Цель занятия: создание модели буквы «С»,  произношение звука  С в ходе беседы и игровых упражнений

Задачи:

Образовательные: повторить особенности «согласный звук», «гласный звук»;

Развивающие: давать ответы полными, распространенными предложениями.

Воспитательные: уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей.

Словарная работа: парус, силуэт, карась, накоси, капкан.

Планируемые результаты занятия: дети познакомились со звуками [с], [с’] и буквой «С».

Подготовительная работа: изучили звуковой анализ слова.

Материалы и оборудование: изображение Солнышко, бантики, демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки [с] и [с’]; цветные квадратики для звукового анализа; демонстрационные карточки с буквами «С», «с», игрушка Сова, альбомные листы; простые и цветные карандаши

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, приемы, формы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Мотивационный

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Встанем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»; Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. А когда начинается утро, к нам приходит Солнышко! (Хоровод) Солнышко на небе Раньше всех встаёт. Поздно спать ложится, Как не устаёт? Я бы не смогла так — По его пути, За один денёчек Небо всё пройти!

Словесный:

беседа

Практический: хоровод.

Встают в круг. Говорят приветственные слова. Водят хоровод.

Направили внимание и проявили интерес к теме занятия.

2.

Основной этап

2.1.

Проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? Правильно. Оно хочет согреть нас в эти осенние деньки и поиграть с вами. Поиграем с солнышком? Ребята, давайте с вами расскажем солнышку: Чем отличаются звуки от букв? Какие звуки называются гласными? С какими гласными звуками мы с вами уже познакомились? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в схеме слова? оКакие звуки называются согласными? С какими согласными звуками мы с вами уже знакомы? Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные звуки? Но, чтобы солнышко нас согрело нам надо выполнить задания!

Словесный:

беседа, художественное слово

Наглядный: показ солнышка

 Отвечают на вопросы

 Закрепили знание о звуках и буквах.

2.2.

Ознакомление

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о звуке «с».

Посмотрите на доске несколько букв, они знакомы вам? Давайте вспомним, какие звуки они означают? Прикрепите синий или красный кружочек под буквой, в зависимости от того гласный это или согласный. Анализ слова (СОЛНЫШКО) (фишки) Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Какой первый звук? Сколько слогов в слове? Какая буква первая в слове? Какой первый звук в слове? Молодцы! Солнышко довольно.

Словесный: беседа. Наглядный: картинки буквы. Практический: анализ слова

Отвечают на вопросы. Рассматривают буквы на доске. Делают анализ слова

 Закрепили знание о звуковом анализе слова.

2.3.

Практический

Овладение действиями, способами решения проблемы

1.Задание. Ребята, давайте произнесем все вместе речевую зарядку. И попробуем догадаться с какими звуками и буквой мы сегодня познакомимся. СА – СА – СА – в лесу бегает лиса. СО – СО – СО – у Вовы колесо. СИ – СИ – СИ – сук в руку неси. УСЬ – УСЬ – УСЬ – на лугу пасется гусь. Догадались? Правильно! Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».

2.Задание. Когда воздушный шарик Словесный: речевая зарядка. Словесный: фонематическ Произносят слоги. Произносят звук [с – с – с]. Догадались с каким звуком и буквой будут знакомиться. Выполнили гимнастику на начинает сдуваться, воздух из него выходит так [с – с – с]. Давайте все вместе произнесем.

3.Задание. Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки. Давайте проверим, какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте ладошку.

4.Задание. Характеристика звука [с]. Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили? Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет? Значит звук [с] – согласный, глухой. Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с]?

Физминутка. Ходит осень по дорожке Промочила в лужках ножки. Ходит осень, бродит осень, Ветер с клена листья сбросил Дружно по лесу гуляем (шаги на месте) И листочки собираем (наклоны вперед) Собирать их каждый рад Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Игра «Какой, какая, какое, какие?» Утро осенью - осеннее утро Сок из апельсина - апельсиновый сок День весной - весенний день Сок из ананаса - ананасовый сок Листья сосны - сосновые листья Сок из сливы - сливовый сок Листья осины - осиновые листья Суп из фасоли - фасолевый суп Погода осенью - осенняя погода.

Хорошо, давайте нарисуем то  с чего начинается с буквы с

Словестный: речевая зарядка,

Фонетическая зарядка,

Артикуляционная зарядка, беседа.

Наглядный показ

Практический: выполнение упражнений

Игровой: игра со словами

 

Произносят слоги, звуки. Отвечают на вопросы. Определите звук

Выполняют упражнение по показу воспитателя

Называют предмет его признак

Догадались с каким звуком и буквой будут знакомиться.

Закрепили знание о предмете и его признаке

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Ребята, вы справились со всеми заданиями. Солнышко ушло, а что нового вы узнали сегодня? С какими звуками вы познакомились? Звук [с] какой? С какой буквой вы познакомились? Что же мы ему подарим на память?

Словесный:

Беседа

Практический:

рисунок

Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы. Рисуют подарок для солнышка. Дарят солнышку рисунки

Ознакомились со звуками [с], [с’] и буквой «С»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи.Тема:"Звук Х и Хь".

На занятии дети  учатся различать мягкие итвердые  согласные  звуки, слышать  их  в словах употреблять в речи....

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема: звук [Ж].

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема:звук [Ж]. Цель: познакомить детей со звуком [Ж]. Задачи:1.     Образовательная:·...

Занятие по развитию речи. Тема звук и буква "Л"

Данное занятие итоговое по закреплению звука и буквы "Л" в подготовительной группе.  Даёт детям возможность в игровой форме находить различия между звуком и буквой....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема: «Звук [о] и буква Оо »

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИТема: «Звук [о] и буква Оо »...

Конспект занятия по развитию речи Тема "Звук [с]"

Цель:-закреплять навыки правильного произношения звука [с] в изолированном виде, в словах, фразах;-учить слышать звук [с];-продолжать учить детей определять и называть первый звук в слове;-развивать ф...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи. Тема "Звук и буква "Ч"

в данном конспекте представлен материал по подготовке обучению грамоте. Темой занятия является знакомство дошкольников со звуком{Ч] и буквой"Ч"...

Разработка конспекта занятия по развитию речи Тема: «Закрепление знаний о букве «Е»

Разработка конспекта занятия по развитию речи Тема: «Закрепление знаний о букве «Е» ...